Слайд 1МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
«Большая война 80-х годов представляет собой не военные
действия, а промышленную войну, и трофеями этой войны являются потребители во всем мире»
Д. X. Харрингтон .1987г.
Слайд 2Американский опыт
управления качеством
Система Тейлора: качество продукции как соответствие стандартам. Реализация
принципа работы по документам.
Основные направления:
Системный подход управления
Кадровый менеджмент
Научное нормирование труда
Слайд 4Присутствие на контрольных картах «выбросов», т.е. особых причин вариабельности, говорит о
том, что процесс вышел из-под контроля. Процесс необходимо остановить, выявить причины вариабельности, устранить причины
Уолтер Шухарт
Заданные плановые
спицификации
Изменчивость,
обусловленная
особыми причинами
Если процесс управляем – то в нем присутствует только изменчивость общего типа
Управление качеством.
Карты Шухарта
Слайд 512 пунктов Эмерсона:
Точно поставленные идеалы и цели.
Здравый смысл.
Компетентная консультация.
Дисциплина.
Справедливое отношение к
персоналу.
Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.
Диспетчеризация.
Нормы и расписания.
Нормализация условий.
Нормирование операций.
Письменные стандартные инструкции.
Вознаграждение за производительность.
Слайд 6Американский опыт
управления качеством
Протекционистские меры.
Даже ведущие американские компании, в которых качество
продукции считалось основной целью, рассматривали качество как средство уменьшения издержек производства, а не способ удовлетворения нужд потребителей.
20-25% всех текущих затрат - обнаружение и устранение дефектов продукции.
Суммарные затраты на гарантийный ремонт и замену реализованных дефектных изделий – 30%
Слайд 7четыре принципа (абсолюта) качества Кросби
Качество — это соответствие требованиям.
Основа системы качества
— предупреждение дефектов.
Стандарт качества — ноль дефектов.
Мера качества — стоимость несоответствия
Слайд 9Концепция непрерывного улучшения («КАЙДЗЕН»)
КОНЦЕПЦИЯ
НЕПРЕРЫВНОГО
УЛУЧШЕНИЯ представляет собой первую ключевую концепцию всеобщего руководства качеством, которая появилась благодаря работам Д.Джурана в начале 50-х.г.г.
"Качество не возникает случайно,
оно должно планироваться"
Слайд 10Спираль качества
Дж. Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению
качеством. Им разработана знаменитая «спираль качества» (спираль Джурана) — вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей
Слайд 11Философия для повышения качества Дж. Джурана
1. Сформируйте осознание потребности в качественной
работе и создайте возможность для улучшения качества.
2. Установите цели для постоянного совершенствования деятельности.
3. Создайте организацию, которая будет работать над достижением целей, создав условия для определения проблем, выбора проектов, сформировав команды и выбрав координаторов.
4. Предоставьте обучение всем сотрудникам организации.
5. Выполняйте проекты для решения проблем.
Слайд 12Философия для повышения качества Дж.Джурана
6. Информируйте сотрудников о достигнутых улучшениях.
7. Выражайте
свое признание сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.
8. Сообщайте о результатах.
9. Регистрируйте успехи.
10. Внедряйте достижения, которых Вам удалось добиться в течение года, в системы и процессы, регулярно функционирующие в организации, тем самым закрепляя их.
Слайд 13Трилогия Джурана
1. Планирование качества:
установите цели в области качества;
определите ваших покупателей;
определите потребности покупателей;
разработайте
продукт в соответствии с требованиями;
разработайте процессы, которые необходимы для производства продукта;
разработайте способы контроля.
Слайд 14Трилогия Джурана
2. Контроль качества:
оцените результаты процессов;
сравните их с требуемыми параметрами;
если есть расхождение,
примите меры.
Слайд 15Трилогия Джурана
3. Улучшение качества:
создайте инфраструктуру, которая требуется для поддержания ежегодных улучшений;
определите, что
вы будете улучшать;
для каждого проекта по улучшению создайте команду;
обеспечьте команду ресурсами, подготовьте людей, создайте систему мотивации
Слайд 16Не делегируемые полномочия руководства
Работа в Совете по качеству
Устанавливать цели в области
качества
Обеспечивать необходимыми ресурсами
Обеспечивать обучение, ориентированное на качество
Постоянно оценивать достигнутые результаты
Вознаграждения за достижения
Пересматривать систему вознаграждения
Слайд 17Философия Фейгенбаума
TQC — это управление качеством с целью выполнения установленных требований.
Разработка качества
Поддержание качества
Совершенствование качества
Слайд 18Семь шагов качества
Выбрать тему
Собрать и проанализировать данные
Проанализировать причину
Спланировать
и внедрить решение
Оценить эффект
Стандартизировать решение
Отразить на процессе (или следующей проблеме)
Слайд 19Американский опыт
управления качеством
В американских компаниях было решено уделить внимание развитию
следующих проблем:
мотивация рабочих;
кружки качества;
статистические методы контроля;
повышение сознательности служащих и управляющих;
учет расходов на качество;
программы повышения качества;
материальное стимулирование.
Слайд 20
1946 г. - Американское общество по контролю качества (АОКК), насчитывающее в
настоящее время 53 тыс. коллективных и индивидуальных членов.
1987 г. - Конгресс США учредил национальные премии имени Малькольма Болдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции, которые с ежегодно присуждаются трем лучшим фирмам.
Премии вручает Президент США во второй четверг ноября, отмечаемый как Всемирный День Качества.
Американский опыт
управления качеством
Слайд 21Американский опыт
управления качеством
Консьюмеризм – защита прав потребителей. Цель - посредством
коллективных действий решать следующие проблемы:
Неосведомленность перед покупкой о свойствах продукции
Вводящие в заблуждение реклама или маркировка
Продукция, отказавшая в период эксплуатации
Плохое гарантийное обслуживание
Неполноценное возмещение ущерба по рекламациям
Слайд 22Введена новая должность Омбудсмен – менеджер по связям с потребителями
Образованы испытательные
лаборатории потребителя.
Цель функционирования ИЛП:
Оценка качества товаров и услуг.
Обеспечение доступности к получению информации.
Сертификационные испытания.
Американский опыт
управления качеством
Слайд 23Американский опыт
управления качеством
Для определения политики и целей в области качества
формируются комиссии, куда входят руководители высшего уровня;
Разрабатываются специальные планы действия для отдельных подразделений с последующими проверками их выполнения;
Для проверки выполнение планов разработаны и внедрены методики аудитов.
Слайд 24Американский опыт
управления качеством
Характерной особенностью американских фирм в настоящее
время является наличие четко оформленных систем управления качеством.
Схема «человек – машина – информация».
Слайд 25Консорциум американских компаний «Avon», «General Motors», «Hewlett Packard», «IBM», «Polaroid»
основные
направлений в области управления качеством:
Достижение заинтересованности руководства высшего звена.
Создание руководящего совета по улучшению качества.
Вовлечение всего руководящего состава.
Обеспечение коллективного участия в повышении качества.
Обеспечение индивидуального участия в повышении качества.
Создание групп совершенствования систем, регулирования процессов.
Более полное вовлечение поставщиков в борьбу за качество.
Меры обеспечения качества функционирования системы управления.
Краткосрочные планы и долгосрочная стратегия улучшения работы.
Создание системы признания заслуг.
Слайд 26Характерные особенности американского опыта
жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов
математической статистики;
внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль за исполнением планов;
совершенствование управления фирмой в целом;
увеличение числа потребительских организаций, отстаивающих права потребителей.