Методы оценки информации, получаемой от экспертов презентация

Содержание

План лекции:   Сущность экспертного ранжирования Метод непосредственной оценки Метод нормирования Метод последовательных сравнений

Слайд 1Тема: МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧАЕМОЙ ОТ ЭКСПЕРТОВ


Слайд 2
План лекции:
 
Сущность экспертного ранжирования
Метод непосредственной оценки
Метод нормирования
Метод последовательных сравнений


Слайд 3Классификация Методов исследования систем управления
Методы, основанные на использовании знаний и интуиции

специалистов

Методы формализованного представления систем

Комплексные методы

Метод «Мозговая атака»

Сценарный Метод

Экспертные оценки

Метод Дельфи

Морфологический метод

Деловые игры

Аналитические

Статистические

Теоретические

Логические

Лингвистические

Семиотические

Графические

Структурно-лингвистическое моделирование

Имитационное моделирование

Комбинаторные

Ситуационное моделирование

Топология

Графо-семиотическое моделирование

Методы исследования информационных потоков


Слайд 41. Метод экспертного ранжирования
Исследуемые объекты, проблемы или явления можно опознать или

различать на основе присущих им факторов.
Фактор - это свойство элемента объекта, которое позволяет на множестве, состоящем, по крайней мере, из двух элементов, отражать различные уровни некоторых подлежащих рассмотрению величин.
Каждый фактор, выражая определенное свойство элемента объекта, одновременно является оценкой отношения к данному свойству со стороны принимающего решение.


Слайд 51. Метод экспертного ранжирования
Уровень одних факторов может быть выражен количественно (в

рублях, процентах, тоннах и т.д.). Такие факторы называются количественными. Уровень же других нельзя выразить с помощью числа и их обычно называют качественными.
При решении многих практических задач часто оказывается, что факторы, определяющие конечные результаты, не поддаются непосредственному измерению. В этих случаях применяется процедура ранжирования.


Слайд 61. Метод экспертного ранжирования
Ранжирование может применяться в следующих ситуациях:
когда необходимо упорядочить

какие-либо явления (объекты) во времени или пространстве. Это ситуация, когда интересуются не сравнением степени выраженности какого-либо их качества, а лишь взаимным пространственным или временным расположением этих объектов (явлений);
когда нужно упорядочить объекты в соответствии с каким-либо качеством, но при этом не требуется производить его точное измерение;
когда какое-либо качество в принципе измеримо, однако в настоящий момент не может быть измерено по причинам практического или теоретического характера.


Слайд 71. Метод экспертного ранжирования
Под ранжированием будем понимать процедуру расположения факторов

в

порядке их существенности: на первом месте стоит самый существенный, следом за ним менее существенный, но самый важный из оставшихся, и т.д.



Слайд 81. Метод экспертного ранжирования
Рассмотрим сущность экспертного ранжирования на примере ранжирования входов

и выходов объекта управления.
Однако прежде, чем производить селекцию входов, необходимо их проранжировать по степени их влияния на реализацию цели управления объектом. Это означает, что каждому входу
следует поставить в соответствие некоторое целое число - его ранг:







Слайд 91. Метод экспертного ранжирования
где единичный ранг ( = 1)

имеет вход, влияющий наибольшим образом на реализацию цели управления. Второй ранг
( = 2) и т.д. имеет входы, влияющие не столь существенно, как единичный. Здесь индексы при рангах определяют номер ранжированного входа от первого до n-го. Расположим теперь входы в порядке возрастания их рангов:
- где индекс равен номеру фактора с рангом j.








Слайд 101. Метод экспертного ранжирования
Построенный ряд
называется ранжированным рядом.
На первом месте в нем

стоит самый существенный вход (его порядок i1), a далее следуют остальные, в порядке уменьшения их влияния на цели управления.
При необходимости ограничения учета входных сигналов в системе целесообразно оставить лишь q входов, ими будут факторы с номерами от i1 до iq , т.е. имеющие q рангов.








Слайд 111. Метод экспертного ранжирования
Составить ранжированную последовательность можно с помощью специалистов-экспертов, имеющих

представление о будущем алгоритме управления этим объектом.
Эксперт, используя свой предыдущий опыт, составляется последовательность
k1, k2, …ki,…, kn,
где ki - ранг i-го входа xi.









Слайд 121. Пример использования метода экспертного ранжирования
Пусть при n = 5 (n

– количество входов системы) последовательность рангов имеет вид:
3, 1, 5, 4, 2.
По результатам ранжирования можно сделать вывод, что наибольшее влияние на цели управления, с учетом возможности измерения, имеет второй вход х2. Ему приписывается ранг, равный единице (k2 = 1). Второй ранг имеет пятый вход (k5 = 2) и т.д., т.е. в порядке снижения значимости входного сигнала на систему запишем:
k2 = 1, k5 = 2, k1 = 3, k4 = 4, k3 = 5.








Слайд 131. Метод экспертного ранжирования
Процедура ранжирования управляющих воздействий U = (u1, …,

uq) и выходов объекта Y = (у1, ..., уq) аналогична процедуре ранжирования входных параметров системы.
Основное условие:
Порядковая шкала, получаемая в результате ранжирования, должна удовлетворять условию равенства числа рангов N числу ранжируемых объектов n.








Слайд 141. Метод экспертного ранжирования
Возможная проблема:
Если эксперт присваивает разным объектам один и

тот же ранг, число рангов N оказывается не равным числу ранжируемых объектов n.
В таких случаях объектам приписывают так называемые стандартизированные ранги.
Получение стандартизированных рангов:
общее число стандартизированных рангов полагают равным n,
объектам, имеющим одинаковые ранги, присваивают стандартизированный ранг, значение которого представляет среднее от суммы мест объектов с одинаковыми рангами, деленной на натуральное число, которым выражен ранг.








Слайд 151. Метод экспертного ранжирования. Пример использования одинаковых рангов
Пусть, например, шести объектам

(альтернативам, факторам) присвоены следующие ранги:



Тогда объектам 2 и 5, поделившим между собой второе и третье места, приписывается стандартизированный ранг S = (2 + 3) / 2 = 2,5, а объектам 3, 4 и 6, поделившим 4, 5, 6-е места, приписывается стандартизированный ранг 5 = (4 + 5 + 6) /3 = 5. В итоге получаем следующую ранжировку:









Слайд 161. Метод экспертного ранжирования.
сумма рангов SN, полученная в результате ранжирования

n объектов, будет равна сумме чисел натурального ряда, т.е.









Слайд 171. Метод экспертного ранжирования.
Когда ранжирование производится несколькими (т) экспертами, то

сначала для каждого объекта (фактора) подсчитывают сумму рангов



полученную от всех экспертов, а затем исходя из этой величины устанавливают результирующий ранг для каждого объекта (фактора).
Наивысший (первый) ранг присваивают объекту, получившему наименьшую сумму рангов, и наоборот, объекту, получившему наибольшую сумму рангов, присваивают самый низкий ранг N. Остальные объекты упорядочивают в соответствии со значением суммы рангов относительно объекта, которому присваивается первый ранг.










Слайд 181. Метод экспертного ранжирования. Достоинство и недостатки
Достоинство – простота
Недостаток –

низкая точность (невозможность учесть степень различия объектов)










Слайд 192. Метод непосредственной оценки
Метод непосредственной оценки позволяет выявить более четко различие

между факторами.
Суть метода: диапазон изменения какой-либо качественной переменной разбивается на несколько интервалов, каждому из которых присваивается определенная оценка (балл), например от 0 до 10.
Примечание. Шкала оценок может быть не только положительной, а, например, включать в себя диапазон с отрицательным интервалом оценок от -4 до +4.

Слайд 202. Метод непосредственной оценки
Задача эксперта:
поместить каждый из рассматриваемых объектов (факторов) в

определенный оценочный интервал либо в соответствии со степенью обладания тем или иным свойством, либо в соответствии с предположениями эксперта об их значимости.
Примечание. Эксперту разрешается давать одну и ту же оценку двум (или нескольким) качественно различным факторам.


Слайд 212. Метод непосредственной оценки. Пример
Пусть, например, т экспертов оценили (по шкале

от 0 до 100) k направлений исследований с точки зрения важности их для достижения определенной цели.
Для того чтобы проранжировать эти оценки, каждому из направлений приписывается число натурального ряда таким образом, чтобы ранг 1 был у максимальной оценки, а ранг k – у минимальной (таблица).



Слайд 223. Метод нормирования
Нормирование любой меры означает, что представляющее ее число для

всего множества в целом принимается равным единице.
Нормирование позволяет установить более тесную связь между оценками, приписанными экспертами отдельным объектам (факторам). С этой целью оценки по всем объектам суммируются, а затем каждая из них делится на полученную сумму.
Рассчитанные таким образом нормированные оценки могут быть вновь проранжированы.
В случае участия в экспертизе нескольких экспертов, используют усредненную оценку (вес) для каждого объекта (фактора).
Для этого нормированные оценки каждого объекта суммируются, а затем полученная сумма делится на число экспертов.



Слайд 233. Метод нормирования
При наличии нескольких факторов, по которым следует оценить каждый

из объектов, средняя оценка (вес) каждого объекта может быть рассчитана по формуле



где - вес i-го объекта, подсчитанный по оценкам всех экспертов; n - число факторов; m - число экспертов.


где xij - оценка фактора i, данная экспертом j.






Слайд 243. Метод нормирования
В случаях, когда группа, состоящая из нескольких экспертов, оценивает

ряд факторов, причем у каждого из экспертов имеется своя шкала предпочтений, для нахождения усредненной оценки каждого фактора может быть рекомендована следующая методика.


Слайд 253. Метод нормирования
1. Составляется матрица "эксперты - факторы", в которой проставляются

полученные от каждого эксперта оценки факторов по шкале от 0 до 10 (представим, что два эксперта оценили шесть факторов так, как показано в таблице).
Таблица. Оценка факторов


Слайд 263. Метод нормирования
2. Рассчитывается относительная значимость (Wij) всех факторов, в отдельности

для каждого эксперта. С этой целью оценки, полученные от каждого эксперта, суммируются (по горизонтали), а затем нормируются:
W11 = 10/38 W12 = 8/37
W21 = 7/38 W22 = 6/37
W31 = 9/38 W32 = 10/37
W41 = 3/38 W42 = 4/37
W5l = 4/38 W52 = 2/37
W61 = 5/38 W62 = 7/37


Слайд 273. Метод нормирования
3. Вычисляется усредненная оценка, данная всеми экспертами каждому фактору.

Для этого нормированные оценки, полученные в предыдущем шаге, суммируются (по вертикали), а затем рассчитывается средняя арифметическая для каждого фактора:



Слайд 284. Метод последовательных сравнений
Этот метод состоит в систематической проверке оценок на

базе их последовательного сравнения.


Слайд 294. Метод последовательных сравнений
Процедура последовательных сравнений состоит в следующем.
1. Эксперту

представляется перечень факторов, которые необходимо оценить по их относительной важности и ранжировать. Примечание. Наиболее важному фактору придается оценка = 1, а остальным факторам - оценки между 0 и 1 в порядке их относительной важности.


Слайд 304. Метод последовательных сравнений
Процедура последовательных сравнений состоит в следующем.
1. Эксперту

представляется перечень факторов, которые необходимо оценить по их относительной важности и ранжировать. Примечание. Наиболее важному фактору придается оценка = 1, а остальным факторам - оценки между 0 и 1 в порядке их относительной важности.



Слайд 314. Метод последовательных сравнений
2. Эксперт устанавливает, является ли фактор с оценкой

1 более важным, чем комбинация остальных факторов. Если это так, то он увеличивает оценку чтобы она была больше, чем сумма всех остальных, т.е.
Если нет, то он корректирует оценку (если необходимо) так, чтобы она была меньше суммы всех остальных, т.е.








Слайд 324. Метод последовательных сравнений
Далее определяется, важнее ли второй наиболее важный фактор,

чем все остальные факторы, получившие более низкие оценки; повторяется та же процедура, что и для . Процедура последовательных сравнений продолжается вплоть до (n - 1)-го фактора.







Слайд 334. Метод последовательных сравнений. Пример
Допустим, что возможны четыре результата, которые необходимо

взвесить по их значимости. Процедура взвешивания будет состоять в следующем.
1. Упорядочим четыре результата по их значимости.
О1 - наиболее важный результат,
О2 - следующий по важности,
далее идут О3 и О4.
2. Присвоим вес 1,00 наиболее важному результату и некоторые другие веса - остальным результатам. Так, эксперт может приписать результатам О1, О2, О3 и О4 веса 1,00; 0,80; 0,50 и 0,30 соответственно.







Слайд 344. Метод последовательных сравнений. Пример






3. Обозначим эти величины (веса 1,00; 0,80;

0,50 и 0,30 ) символами

их следует рассматривать как первые оценки "истинных" значений О1, О2, О3 и О4.
4. Проведем сравнение О1, О2, О3 и О4, т. е. выясним, что выберет эксперт, если ему предоставить возможность "получить" результат О1 или сумму результатов О2, О3 и О4.





Слайд 354. Метод последовательных сравнений. Пример






Предположим, что эксперт утверждает, что O1 предпочтительнее

этой суммы. Тогда значение оценки следует изменить так, чтобы выполнялось неравенство

Например, можно принять, что = 2,00;
= 0,80; = 0,50; = 0,30.
Примечание. Первоначальные значения оценок для О2, O3 и О4 остались без изменений. Изменился вес O1 с 1 до 2-х.





Слайд 364. Метод последовательных сравнений. Пример






5. Сравним далее O2 с O3 и

О4. Предположим, что суммарный результат О3 и О4 более предпочтителен. Тогда требуется дальнейшее изменение первоначальных оценок. Например, можно принять
= 2,00; = 0,70; = 0,50; = 0,30.





Слайд 374. Метод последовательных сравнений. Пример






6. Если эти оценки не противоречат мнениям

экспертов, можно их нормировать, разделив каждую из них на сумму всех оценок, которая в данном случае равна 3,50.
Обозначив нормированные оценки символами , имеем:






Итого 1,00.


Слайд 38Резюме
1. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы

с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов
Метод используется для решения различных сложных слабоструктурированных, неформализуемых проблем
2. При решении многих практических задач часто оказывается, что факторы, определяющие конечные результаты, не поддаются непосредственному измерению. Расположение этих факторов в порядке возрастания (или убывания) какого-либо присущего им свойства называется ранжированием.

Слайд 39Резюме
3. Экспертное ранжирование осуществляется методом непосредственной оценки, а также методами последовательных

и парных сравнений
4. Непосредственное ранжирование состоит в присваивании рангов факторам, которые представлены для ранжирования.

Слайд 40Резюме
5. Процедура последовательных сравнений состоит в проверке оценок факторов на базе

их последовательного сравнения. Квалификация (сведение качественных характеристик к количественным) предпочтений в сложных и комплексных проблемах с помощью метода последовательных сравнений при наличии большого числа факторов становится затруднительной. В таких случаях сложную проблему расчленяют на ряд более простых подпроблем и задач, для которых сравнительно просто выявить предпочтения, используя метод парных сравнений. Сущность метода состоит в сравнении факторов попарно, с тем чтобы установить в каждой паре наиболее важный.

Слайд 41Вопросы для повторения:
 
В чем состоит сущность метода экспертных оценок?
Назовите области применения

методов экспертных оценок.
Охарактеризуйте этапы проведения экспертизы.
Опишите порядок подготовки экспертизы.
В каких случаях применяется ранжирование?
Какова процедура последовательного ранжирования?
В чем состоят сущность и содержание метода парных сравнений?


Слайд 42Литература
 
Мухин В.И., Малинин В.С. Исследование систем управления: Учебник для вузов.– М:

Издательство «Экзамен», 2003. – 384 с.
Анфилатов B.C. и др. Системный анализ в управлении: Учебное пособие/ Под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368с.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика