Слайд 1ДИСЦИПЛИНА «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ»
Слайд 2Корпорация
широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организации
предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму
Слайд 3Система корпоративного управления
организационная модель, с помощью которой корпорация
представляет и защищает интересы своих инвесторов.
Тип применяемой модели зависит от структуры корпорации, существующей в рамках рыночной экономики, и отражает сам факт разделения функций владения и управления современной корпорацией.
Слайд 4
Разделение функций владения и контроля за деятельностью корпорации не представляло бы
никаких серьезных проблем, если бы интересы владельцев и менеджеров полностью совпадали.
Менеджерам традиционно гарантируется вознаграждение в форме заработной платы, в то время как акционеры могут претендовать на ту часть прибыли, которая остается после того, как корпорация отчитается по всем своим обязательствам.
Слайд 5
Управления образованием
предусматривает различные системы взаимодействия субъекта и объекта
управления для достижения поставленной цели посредством целенаправленной деятельности органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования
Слайд 6Особенность управления образованием в современных условиях (по Б.С. Гершунскому)
Проблемы образования
должны решаться не только на уровне образовательной системы, но и выходить на общегосударственный уровень, формируя глобальный характер управленческого взаимодействия!
Слайд 7Принципы управления образованием
- принцип системности;
- принцип совершенствования теоретико-методологических основ
управления образованием;
- принцип децентрализации управления образованием;
- принцип развития конкурентной образовательной среды;
- принцип контроля образовательной сферы;
- принцип усиления корпоративной составляющей управления.
Слайд 8Принцип системности
предполагает управление системой образования на основе единства и взаимодействия современных
образовательных технологий, инновационных методов обучения, соответствующих организационных структур, форм и механизмов в сфере образования
Слайд 9Принцип совершенствования теоретико-методологических основ управления образованием
предполагает построение практической деятельности на
методологических основах
Слайд 10Принцип децентрализации управления образованием
реализуется посредством разграничения компетенций, полномочий и ответственности между
различными уровнями управления, устанавливая новые взаимоотношения общегосударственных, региональных, муниципальных органов управления образованием как между собой, так и с образовательными организациями
Слайд 11Принцип развития конкурентной образовательной среды
Предусматривает создание насыщенного рынка образовательных услуг
и становится значимым фактором управления современным образованием
Слайд 12Принцип контроля образовательной сферы
Реализуется на основе фиксации требований к
качеству образования и развития системы выполнения этих требований становится наиболее актуальным в условиях развития рынка образовательных услуг
Слайд 13Принцип усиления корпоративной составляющей управления
К управлению образованием для решения различных
проблем в данной сфере в современных условиях необходимо привлекать различные социальные институты, главным образом, бизнес, семью, а также пересмотреть роль образовательных организаций и самих обучающихся в управлении процессом образования
Слайд 14Корпоративное управление
система взаимоотношений между управляющими компаниями и их владельцами, акционерами
и другими заинтересованными сторонами по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании на основе учета интересов всех участников.
Слайд 15Понятие «Корпоративный» касательно управления образованием
рассматривается в смысловом контексте как «объединяющий» или
«связующий», что позволяет интерпретировать корпоративное управление образовательными организациями как форму организации взаимодействия множества лиц и организаций, имеющих отношение к самым разным аспектам функционирования образовательной системы на основе социальной интеграции
Слайд 16Специфика корпоративного управления
заключается в том, что объектом управления выступает совокупность
независимых друг от друга взаимодействующих субъектов, каждый из которых имеет свои интересы, и различие между ними может привести к развитию корпоративных конфликтов
Слайд 17Специфика и сложность управления социальными системами
определяется необходимостью обеспечивать функционирование системы
посредством создания условий, позволяющих реализовать социальные предписания.
В соответствии с этим положением управление образовательной организацией направлено на устранение отклонений от заданной программы и подавление возмущающих воздействий.
Слайд 18Корпоративное управление
способствует предотвращению конфликтов или их разрешению посредством предусмотренных процессов
и структур, обеспечивающих регулирование взаимоотношений между ними, обеспечение равноправного отношения ко всем сторонам, раскрытие надлежащей информации
Слайд 19Оптимальная схема управления
основывается на принципиально новых основах, где корпоративное управление
образованием позволит обеспечить эффективность и адаптацию образовательной организации к постоянно меняющимся условиям внешней среды с учетом позиций различных агентов образовательного пространства.
Слайд 20Компоненты корпоративного управления
внешний, сфокусированный на отношениях образовательной организации с социально-экономической средой:
государством, органами управления и другими заинтересованными лицами;
внутренний, сосредоточенный на взаимоотношениях внутри образовательной организации.
Слайд 21Корпоративное управление образовательными организациями
заключается в формировании единой интегрированной основы взаимодействия
всех субъектов образовательной сферы для реализации стратегической цели развития образования.
Слайд 22Корпоративное управление в образовании
реализует прогрессивный вид управленческой деятельности, характеризующийся наличием стратегии
образовательной организации, корпоративного стиля управления, корпоративной культуры и других компонентов
Слайд 23Корпоративная культура образовательной организации
становится стратегическим инструментом управления на основе интеграции
сотрудников посредством формирования коллективной системы ценностей, традиций.
Слайд 24Корпоративный стиль руководства
позволяет принимать целесообразные решения при высокой мотивации сотрудников
и относительной «разгрузке» руководителя.
Слайд 25Основные методы корпоративного управления образовательной организации
организационно-административные методы, основанные на прямых
директивных указаниях;
экономические методы, обусловленные экономическими стимулами;
социально-психологические методы корпоративного управления.
Слайд 26Специфика реализации корпоративного управления образованием
Из сферы экономики был заимствован такой показатель
оценки деятельности образовательной организации, как эффективность, и ориентация на ее повышение привела, в свою очередь, к появлению методик оценки деятельности образовательных организаций как предприятия сферы услуг, посредством анализа качества образовательного, воспитательного, управленческого процессов
Слайд 27Специфика реализации корпоративного управления образованием
на первое место выходит рыночная стратегия развития
образовательной системы , когда образовательная организация ориентирована на работу с обучающимися, как с клиентами.
Слайд 28Специфика реализации корпоративного управления образованием
Экономика как системообразующий элемент современного корпоративного управления
обусловила проникновение в сферу образования технологий управления, стратегий менеджмента и маркетинга.
Слайд 29
Главное беспокойство при анализе социальных результатов корпоративного управления образованием связано с
тем, что до сих пор не сделаны шаги, меняющие ориентацию управления образованием с правильного выстраивания процессов на достижение конкретных образовательных результатов и социальных эффектов.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на тот факт, что недостатки в управлении несут угрозу образованию как социальному институту
Слайд 30
Преодоление проблем в корпоративном управлении в образовании возможно посредством формулирования образовательных
запросов, на которые должна реагировать образовательная организация.
Показательно, что сама структура таких запросов учитывает особенности развития современного общества, не ограничиваясь только субъектами образовательного процесса (обучающимися, педагогами, родительской общественностью), но и включая других агентов образовательного пространства.
Слайд 31
Распространение практики использования таких форм общественного участия в управлении, как, например,
попечительские советы, позволяет повысить контроль над использованием ресурсного обеспечения, что, в свою очередь, способствует снижению инвестиционных рисков при инвестировании в образовательную сферу.
Попечительские советы включают в свой состав представителей общественности, органов власти и бизнес сообщества, региональные и муниципальные советы родительской общественности.
В то же время во многих образовательных организациях не уделяется значительное внимание формированию корпоративной культуры как интегрирующему элементу корпоративного управления.