Слайд 1*
Концепция и организационные основы обеспечения качества
Валентина
Михайловна
Милова
доцент, к.т.н., доцент кафедры №5,
эксперт-аудитор
систем качества образовательных учреждений РФ
ВЫХОД
>
Слайд 2*
Вводная лекция по дисциплине «Аудит СК»
Мы озабочены не только качеством продукции,
но и качеством нашей рекламы,
обслуживания,
инструкций для пользователя, доставки,
послепродажного обслуживания и т.д.»
Л. Морган (компания General Electric)
Вопросы:
Различные аспекты понятия «качество»
«Объект» в управлении качеством
Характеристики качества
Контроль, управление, обеспечение качества
Миссия, видение, политика, цели организации в области качества
Слайд 3*
Определение качества
Качество –
существенный признак, свойство, отличающее один предмет от другого
Степень
достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т.п., соответствия тому, какими они должны быть
Словарь русского языка
Слайд 4*
Определение качества
Качество – видовое отличие сущности
Аристотель
Связь качества с количеством и мерой
Гегель
Существуют не качества, а вещи, обладающие качествами, и при том бесконечно многими качествами
Энгельс
КАЧЕСТВО –
наличие определенных свойств
наличие определенной ценности
Слайд 5*
Определение качества
Международный стандарт ISO 8402 «Управление качеством и обеспечение качества –
Словарь»:
«Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности потребителей»
Новая версия стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»):
«Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям»
Слайд 6*
Понятие качества образования
1. Качество – полнота и глубина знаний, способность учащегося
воспроизводить признаки изучаемого предмета, необходимые и достаточные для понимания его сущности
Полонский В.М.
2. Качество – степень достижения учащимися заданного (нормативного) уровня подготовленности
Матрос Д.Ш., Полев Д.М.
3. Качество – качественные изменения в учебном процессе и в среде, окружающей обучаемого, которые можно идентифицировать как улучшения знаний, умений и ценностей
Челышкова М.Б., Ковалева Г.С.
Слайд 7*
Философское понятие
«Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так
что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество»
(Немецкий философ Гегель (19 век))
Слайд 8*
Понятие качества
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
философское
с позиций производителя
ПРИЗНАКИ
наличие определенных свойств
ценность
АСПЕКТЫ
существенная определенность
сложная иерархическая структура
интенсивность
изменчивость
управляемость
внешнее
и внутреннее качество
с позиций потребителя
Слайд 9*
Определение качества
Объективное качество – удовлетворение общественных потребностей (решение социальных проблем, содействие
общественному прогрессу)
Субъективное качество – удовлетворение потребностей личности (изменение условий жизни конкретного человека)
Абсолютное качество – степень соответствия свойств эталонным значениям
Относительное качество – классификация объектов по степени превосходства
Слайд 11*
Определения качества
— «непосредственная характеристика непосредственного бытия» (в философском смысле);
— «результат взаимодействия потребительной
стоимости и стоимости» (в политэкономическом смысле);
— «соответствие требованиям» (Ф. Кроссби );
— «соответствие назначению».(Дж. Джуран )
— «удовлетворение или превышение требований потребителя по приемлемой для него цене» (Дж. Харрингтон)
Слайд 12*
«Характеристика» - это, буквально, взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, выраженная
формулами, таблицами, графиками. Под «характеристикой» в широком смысле понимаются показатели качества, которые можно измерить, вычислить или, в крайнем случае, ощутить (например, дизайн машины).
«Свойство» - это больше философская категория, которая выражает ту сторону предмета, которая определяет различие с другим предметом или общность между ними (например, свойства эстетичности, технологичности, надежности, ремонтопригодности, экологичности и т. д.). В отдельных случаях свойство можно выразить численно, но с какой-то степенью вероятности (например, безотказность авиационного двигателя).
Слайд 13*
Объект
Деятельность или процесс
Продукция (результат деятельности или процессов)
Продукт (изделие), или
нематериальной продукт (например, информация или понятия), или комбинацией из них
Организация, система или отдельное лицо
любая комбинация из них
Слайд 14*
«Потребность» - это состояние неудовлетворенности требований организма, личности или общества, необходимых
для его нормального функционирования.
Оценивая потребности потребителя, в первую очередь речь идет об экономических потребностях, так как качество в значительной степени – экономическая категория.
Слайд 15*
«Качество» в концептуальной трактовке
Качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни,
социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества
(Российская Академия проблем качества)
Слайд 16*
Выводы
качество объекта определяется рядом его характеристик, приданных ему изготовителем и независимых
от потребителя, и
субъективным отношением к объекту самого потребителя, которое как дополняет эти характеристики, так и снижает их ценность.
Слайд 17*
Управление
Под управлением понимается общая функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающих
сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализация ее программы и целей.
Слайд 18*
Административное управление качеством
Управление качеством – такие аспекты функции управления, которые определяют
политику в области качества,
цели и ответственность, а также осуществляют
планирование качества,
управление качеством,
обеспечение качества и
улучшение качества
в рамках системы качества.
Слайд 19*
Система управления качеством и обеспечение качества
Планирование качества - часть менеджмента качества,
направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества
Обеспечение качества - часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности , что требованиям к качеству будут выполнены
Управление качеством – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству
Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнять требования к качеству
Слайд 21*
МЕНЕДЖМЕНТ:
СПОСОБ(методы) УПРАВЛЕНИЯ,
предполагающий умение:
- поставить цель
- спланировать
- обеспечить выполнение
- провести анализ
- наметить улучшения
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА: скоординированная деятельность по руководству к качеству(3.1.1)
ОРГАНИЗАЦИЯ - группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений
МС
ISO 9000
Слайд 22*
Управление качеством – настоятельное требование времени
качество - эффективное средство удовлетворения потребностей
качество - средство снижения издержек
Слайд 23*
Составляющие качества
Определение потребностей рынка (качество выбора Вашего потребителя)
Качество проектирования продукта
Качество процесса производства
Соответствие качества конечной продукции проекту
Качество послепродажного обслуживания
Слайд 24*
Внутрипроизводственные и внепроизводственные факторы
инженерные (технические),
производственные(технологические),
снабженческие,
социальные,
организационные,
экономические.
Слайд 26*
Характеристики качества
Способность изделия удовлетворять потребности потребителей можно назвать характеристиками
Характеристики или
свойства качества, в свою очередь, можно разделить на количественные и качественные
Слайд 27*
Классификация показателей качества
Слайд 28*
Характеристики качества для изделий
функциональные характеристики — соответствие изделия назначению;
надежность — количество
ремонтопригодных отказов за срок службы;
долговечность (срок службы) — показатель, связанный с надежностью;
бездефектность — количество обнаруженных потребителем дефектов.
Слайд 29*
Дополнительные параметры качества для изделий
безопасность
эстетические свойства (дизайн)
экологичность
наличие дополнительных
услуг — дореализационное и послереализационное обслуживание
Слайд 30*
Основные показатели качества услуг
окружающая среда — обстановка, удобства, оборудование и персонал на сервисе
надежность —
совокупность исполнительности и доверия к результатам выполнения работы
психологические свойства (эмпатия) — возможность нахождения контакта; вежливость; отзывчивость
коммуникабельность — способность такого общения, чтобы потребитель Вас понял
доступность — легкость установления связи с поставщиком)
гарантия (страховка) того, что, если произведена плохая услуга, можно получить другую, более качественную
Слайд 31*
Конкурентоспособность
Конкурентоспособность производителя – это его способность сохранять и расширять рынки сбыта
за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качественным характеристикам продукции, так и по отношению к производителям-конкурентам
Слайд 32*
Параметры конкурентоспособности
Слайд 33*
Система менеджмента качества
это совокупность :
организационной структуры,
методик (документированных процедур, методических указаний, рабочих
инструкций),
процессов и
ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством
Слайд 34*
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ
Создание системы менеджмента качества
Миссия
видение
стратегия
Политика
цели
план
Слайд 35*
Стратегия качества
Стратегия
Профиль организации сегодня
Vision – Кто мы завтра
Миссия
Видение
Ценности
Цели
Показатели
План действий
Слайд 36*
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ
ПОТРЕБИТЕЛИ
СОТРУДНИКИ
ОБЩЕСТВО
ПОСТАВЩИКИ
(ПАРТНЕРЫ)
СОБСТВЕННИКИ
ОАО
«ххх»
Слайд 37*
МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Выражается в понятиях:
Предназначение
Стратегическая установка
Кредо фирмы
Философия
Ценностные ориентации
Бизнес-идея
Декларация и заявления
Метацели
Слайд 38*
ПРИМЕРЫ МИССИИ
Немецкая ЖД: Ежечасно, пунктуально, по всем направлениям
«Шевроле»: Производство удобных и
экономичных автомобилей и грузовиков
«Макдоналдс»: Чистота, качество, быстрота
Слайд 39*
ПРИМЕРЫ МИССИИ
Дженерал Моторс:
Предоставление такого качества продукции и услуги, при котором:
Наши
покупатели будут обеспечены превосходными товарами
Наши работники и деловые партнеры уверены в наших успехах
Держатели наших акций получат наилучшую отдачу на свои капиталовложения
Слайд 43*
Руководство предприятия устанавливает общие цели организации и знакомит с ними членов
организации
Подчиненные сферы выделяют из вышестоящих целей, переданных им, свои цели. Это общие цели для нижестоящих сфер
В разговорах с каждым отдельным сотрудником конкретизируются его «отдельные (собственные) цели (задаются и согласуются). Эти установки передаются снова «наверх» и могут привести к корректировке целей
Признанные (согласованные) цели становятся мерилом оценки сотрудников
Оценка достижения цели происходит к установленному моменту времени в разговорах с сотрудниками
УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕЛЯМ
Уровни процесса:
Слайд 44*
Какой момент является ключевым?
Какие цели можно сформулировать на основе характеристик (технических)
и описаний ?
По каким признакам мы заметим, что мы успешны?
Какие результаты (последствия) проявляются, если мы достигли цели?
ВЫДЕЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ
ИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
Можно - при помощи анкетирования или телефонного опроса:
Слайд 46*
ПРОДУКТОВЫЙ РЯД
СТРАТЕГИЯ
ЦЕЛИ/ЗАДАЧИ ДЛЯ ФИРМЫ
НЕОБХОДИМАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ИМЕЮЩАЯСЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Группа
ПРОЕКТЫ
ГРУППА
Экспресс-развитие персонала
Слайд 47*
ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ?
КУДА?
КАК?
КАКИМ
ОБРАЗОМ?
МИССИЯ – самоосознание организации
ВИДЕНИЕ – ведущий образ (где должна
быть организация через 3 года, какие ценности для нее наиболее важны
ПОЛИТИКА – как мы должны туда идти
СТРАТЕГИЯ – направление, стратегические поля, образ действий и рамки оперативных мероприятий