Слайд 1КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
План.
Сущность понятия.
Задачи контроля.
Этапы контроля.
Виды контроля.
Слайд 2Сущность понятия
управленческое действие, направленное на констатацию степени достижения целей, сравнение полученных
результатов с ожидаемыми, определенными в планах;
управленческое действие, в рамках которого выявляются и оцениваются результаты деятельности организации, анализируются причины, обусловившие их достижение, и определяются последующие корректирующие действия.
Слайд 3Задачи контроля
определение критериев оценки контролируемых объектов;
выявление реальной ситуации в работе
и ее сопоставление с желаемой, запланированной;
анализ причин, обусловивших полученные результаты деятельности;
разработка и осуществление корректирующих процедур для дальнейшей деятельности организации.
Слайд 4Этапы контроля
Первый этап — определение стандартов деятельности, которая будет контролироваться.
Стандарт (от
англ. standart — норма, образец, эталон) — модель, принимаемая за исходное для сопоставления с ней полученных результатов.
Стандарт определяется до фактического начала работы и предполагает установление:
а) критериев, по которым будет оцениваться степень выполнения работы;
б) временных рамок организации работы. В стандарте могут быть заданы количественные и качественные показатели, по которым будет оцениваться деятельность.
Слайд 5Этапы контроля (первый этап)
P.S. в разработку стандарта деятельности необходимо включать членов
организации. Это позволит повысить стремление сотрудников достичь общих целей организации, осознать не6обходимость координации своих действий с деятельностью коллег, их ответственность за выполнение работы.
Слайд 6Этапы контроля
Второй этап— выявление и измерение реального положения дел и сопоставление
достигнутых результатов с установленными стандартами.
В процессе его осуществляется непосредственный сбор информации о состоянии объекта контроля. Для этого определяются методы контроля (наблюдение, беседа, тестирование, анализ документации и т.д.) и процедура его проведения.
При выборе метода контроля следует исходить из особенностей контролируемого объекта.
Слайд 7Этапы контроля (второй этап)
После разработки процедуры контроля на данном этапе определяется
степень соответствия полученных результатов заданным стандартам деятельности, отклонения от намеченных планов.
При этом особое внимание следует уделить психологическим аспектам контроля.
Слайд 8Этапы контроля (второй этап)
P.S. Определяя процедуру контроля, необходимо предусмотреть возможность снятия
моментов напряженности, нервозности. Прежде всего, необходимо заранее предупредить сотрудников о цели, содержании и форме контроля.
В ходе его осуществления нужно помнить, что он направлен не на личность, а на профессиональную деятельность, и его главное назначение заключается не в определении недостатков и наказании сотрудников, а в оказании им помощи, выявлении путей совершенствования деятельности.
Слайд 9Этапы контроля
Третий этап— анализ и оценка собранной информации, определение факторов, обусловивших
достигнутые результаты.
После сбора информации необходимо выявить причины, обусловившие реальное положение организации.
Для этого руководитель совместно с исполнителями работы отвечает на следующие вопросы:
Что способствовало успешному решению поставленных задач деятельности (реализации стандарта) и достижению конечных результатов работы (положительные факторы)?
Почему оказалось возможным влияние положительных факторов? Каким образом можно в дальнейшем их сохранить, усилить их влияние?
Что и каким образом препятствовало решению поставленных задач и достижению результатов работы (негативные факторы)?
С чем связано возникновение негативных факторов, их влияние на деятельность? Как их предупредить в дальнейшем?
Слайд 10Этапы контроля (третий этап)
P.S. Анализируя деятельность подчиненных, результаты их труда, руководителю
следует помнить о необходимости выявления не только отрицательных моментов в работе, но и успехов, достижений сотрудников.
Слайд 11Этапы контроля
Четвертый этап — разработка и осуществление действий на основе полученных
результатов.
На данном этапе контроля принимается решение о дальнейшей деятельности организации.
В случае несовпадения фактических результатов с запланированными следует либо пересмотреть стандарты деятельности и скорректировать планы осуществления аналогичной деятельности в дальнейшем, либо устранить причины, обусловившие невыполнение намеченных планов.
Слайд 12Этапы контроля (четвертый этап)
P.S. приняв решение по результатам контроля, следует обязательно
проверить его исполнение. В противном случае нельзя говорить о завершенности процесса контроля.
Слайд 13Виды контроля
В менеджменте выделяют множество видов контроля, классифицируя их по:
времени осуществления
(предварительный, текущий, итоговый);
субъектам его осуществления (самоконтроль, взаимоконтроль, коллективный и административный контроль);
содержанию (фронтальный — общий и локальный — по направлениям деятельности организации).
Слайд 14Классификация контроля
По времени осуществления:
Предварительный (предупредительный) контроль осуществляется до фактического начала
работ.
Цель: определение готовности организации к реализации намеченных планов.
Слайд 15Классификация контроля: предварительный
В ходе предварительного контроля выявляются:
готовность сотрудников к выполнению работы
(заинтересованность в предстоящей деятельности, уровень квалификации и т.д.);
ресурсное обеспечение деятельности организации — наличие финансовых, материально-технических средств;
потенциал внешнего окружения, способствующий реализации намеченных планов организации.
Слайд 16Классификация контроля: предварительный
Например: прежде чем приступать к реализации новой образовательной программы
в ДОУ, необходимо выявить в рамках предварительного контроля, насколько педагоги готовы к работе по ней, создана ли развивающая среда и т.д.
Слайд 17Классификация контроля
Текущий (оперативный) контроль осуществляется в ходе работы.
Цель: выявление продвижения
организации к намеченным целям, отслеживание выполнения планов и предотвращение кризисных ситуаций.
Слайд 18Классификация контроля: текущий
В рамках текущего контроля осуществляется обратная связь, которая предполагает:
изучение состояния внешней среды и ее влияния на выполнение запланированной работы;
отслеживание степени реализации намеченных планов;
определение оптимальности использования ресурсов для достижения целей;
выявление сбоев в работе, отклонений от намеченных стандартов;
осуществление корректирующих действий для достижения целей.
Слайд 19Классификация контроля: текущий
Например: в течение учебного года в ДОУ проводятся открытые
занятия, отслеживаются достижения детей в различных областях и т.д.
Слайд 20Классификация контроля
Итоговый (заключительный) контроль проводится после того, как работа выполнена.
Цель: определение
конечных результатов деятельности организации и степени реализации намеченных планов.
Слайд 21Классификация контроля: итоговый
Информация, полученная в результате итогового контроля, позволяет:
определить, насколько достигнуты
поставленные цели деятельности организации;
выработать ориентиры для планирования последующей работы,
скорректировать стандарты деятельности;
оценить работу сотрудников организации.
Слайд 22Классификация контроля: итоговый
Например: в результате годовой работы ДОУ проводится итоговый контроль,
направленный на определение степени достижения поставленных задач.
Полученные результаты будут являться основой для определения перспектив работы в следующем году.
Слайд 23Классификация контроля
По субъектам, осуществляющим контроль:
Административный контроль
осуществляется руководством организации.
Цель: определение
выполнения административных распоряжений, регламентирующих деятельность организации.
Слайд 24Классификация контроля: административный
Например: отслеживание заведующим выполнения сотрудниками ДОУ приказов, распоряжений и
т.д.
Слайд 25Классификация контроля
Коллективный контроль предполагает объединение для его осуществления ряда сотрудников организации
(возможно включение представителей других организаций).
Слайд 26Классификация контроля: коллективный
Например: организация в ДОУ открытых занятий, на которых могут
присутствовать педагоги ДОУ, родители, учителя школы, воспитатели других ДОУ.
Слайд 27Классификация контроля
Взаимоконтроль осуществляется сотрудниками организации.
Цель: согласование, координация деятельности сотрудников организации.
Чаще
всего данный вид контроля используется в случае, если необходимо соблюдение взаимосвязи.
Слайд 28Классификация контроля: взаимоконтроль
Например: в управлении ДОУ взаимоконтроль может осуществляется воспитателями, работающими
в одной группе.
Слайд 29Классификация контроля
Самоконтроль осуществляется непосредственно сотрудником.
Цель: определение личной значимости выполненной работы и
достигнутых результатов.
В рамках самоконтроля выявляется личная готовность к выполнению намеченной работы, анализируется процесс ее выполнения, факторы, способствующие достижению поставленных целей, и т.д.
Слайд 30Классификация контроля: самоконтроль
Например: самоконтроль может быть использован воспитателем при подготовке к
образовательной деятельности.
Он будет заключаться в определении собственной готовности к организации и проведению образовательной ситуации (наличие конспекта, знание программного материала и т.д.)
Слайд 31Управленческий цикл
Рассмотрев содержание контроля, мы подошли к завершению управленческого цикла, включающего
следующие функции: планирование, организацию, контроль.
После анализа результатов работы, достижений и неудач вновь предстоит определять цели деятельности на следующий период, разрабатывать планы, определять условия их реализации.
Таким образом, круг (цикл) управления замкнулся.