Слайд 1Компетентностный подход в управлении персоналом
Слайд 2Смена концепции профессионализма
Квалификационная модель
Компетентностная модель
ориентация на результаты образования
ориентация на содержание
образования
Слайд 3Понятие компетенции
Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы
для постановки и достижения цели.
Внутренние ресурсы:
- знания,
- умения,
- навыки,
- способы деятельности,
- психологические особенности,
- ценности и т.д.
Внешние ресурсы:
- информация,
- люди, группы, организации и т.д.
Слайд 4Характеристики компетентности
готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект)
владение знанием
содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект)
опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект)
отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект)
эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности
Слайд 5Типология направлений компетентности
социальная компетентность – знания и умения в области взаимодействия
с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
специальная (функциональная) компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
персональная (индивидуальная) компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
аутокомпетентность (мета-компетентность) – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции.
Слайд 6Профессиональная (функциональная, специальная) компетентность
Профессиональная компетентность – показатель готовности к выполнению конкретной
профессиональной деятельности на определенном качественном уровне с использованием устоявшихся профессионально важных качеств и опыта.
Основные компоненты профессиональной компетентности:
функциональная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
социальная компетентность - способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию на себя ответственности за результаты своего труда, окружающую среду и другие истинные ценности, владение приемами профессионального обучения;
индивидуальная компетентность - готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к самомотивированию, рефлексии, саморазвитию личности в профессиональном труде.
Слайд 7Целостная модель компетенций
Мета-компетенции относятся к способности справляться с неуверенностью, критикой и т.д.;
включают «learning to learn» - обучение научению
Когнитивные (познавательные) компетенции, включающие не только официальные знания, но также и неофициальные – основанные на опыте. Знания (знают – что), подкрепленные пониманием (знают – почему).
Функциональная компетентность (навыки или ноу-хау), включает, что человек, который работает в данной профессиональной области, должен быть в состоянии сделать и способен продемонстрировать.
Личностные компетенции (поведенческие компетенции, «знают, как вести себя»), определяются как «относительно устойчивые характеристики личности причинно связанные с эффективным или превосходным выполнением работы».
Социальные компетенции - социальные ценности, способность принимать основанные на них решения в рабочих ситуациях.
Слайд 8«Четыре столпа» образования в докладе международной комиссии по образованию для XXI
века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор
learning to know — учиться знать: профессионально-методическая компетентность;
learning to do — учиться делать: компетентность в плане деятельности, претворения задуманного в жизнь;
learning to live together — учиться жить вместе: социально-коммуникативная компетентность;
learning to be — учиться быть: компетентность в плане личности.
Слайд 9Типология компетенций по уровням:
1. Компетенции первого уровня регулируют процессы одного вида:
Персональные,
связанные с процессами индивидуализации
Профессиональные, связанные с процессами проф.социализации
Организационные, связанные с процессами орг.социализации
2. Компетенции второго уровня регулируют процессы двух видов:
Базовые (корпоративные) – на стыке проф. и орг.социализации – обязательные для всех сотрудников организации (на уровне орг.культуры)
Распределенные (социальные) – на стыке индивидуализации и орг.социализации – требующие скоординированности работы сотрудников
Метакомпетенции - на стыке индивидуализации и проф.социализации – требующие мобилизации личностного потенциала (системное и алгоритмическое мышление, быстрая обучаемость, навыки саморазвития и саморегуляции, самоорганизация, способность воспринимать критику и т.д.)
Слайд 10Профессионализм = компетентность?
Компетенция — это набор поведенческих характеристик, необходимых сотруднику для
успешного выполнения той или иной работы
Компетентность - способность применять знания, умение и навыки в соответствии с требуемыми стандартами, профилем компетенций по должности, включая решение проблем и соответствие изменяющимся требованиям
Компетентность характеризуют как способность решать рабочие задачи, а компетенции – как стандарты поведения, обеспечивающие эту способность
Вывод: от реально существующего подхода «квалифицированный специалист как человек знающий» к современному подходу «компетентный специалист как человек, решающий проблемы»
Слайд 13Типы компетенций
Корпоративные – поддерживают миссию и ценности компании, применимы к любой
должности
Пример:
- Лояльность;
- Ориентация на работу в команде;
- Ориентация на саморазвитие;
- Ориентация на клиента;
- Ориентация на результат
Управленческие – применяются в отношении должностей всех уровней управления
Пример:
Создание и управление командой;
Обучение и развитие персонала;
Организация и делегирование полномочий;
Планирование и контроль.
Профессиональные (специализированные) – применяются в отношении определенных групп должностей разных подразделений (продажи, ИТ, финансовый отдел, управление персоналом)
Слайд 14Корпоративные компетенции
Корпоративные компетенции – это ценности компании, описанные на языке общих
правил и норм поведения в компании.
Корпоративная модель – сквозная, то есть охватывает всех сотрудников в компании. Каждый следующий уровень должен обладать навыками предыдущего.
Слайд 15Типология организационных компетенций
Стратегические – стратегически значимые для бизнес-единицы направления деятельности, в
которых она наиболее сильна. Внутренний для организации сборочный процесс, удерживающий и воспроизводящий ключевые компетенции на основе стержневых компетенций.
Стержневые – факторы, обеспечивающие организации пороговые, базовые конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе.
Ключевые - компетенции, обеспечивающие решение специфических для организации задач, от которых зависит ее устойчивость положения на рынке.
Ведущие – компетенции, позволяющие организации решать уникальные задачи, с которыми связан ее прорыв на новые рынки. Те, которые могут стать ключевыми.
Слайд 18Этапы построения модели компетенций
Сбор и обработка информации
Информация для составления модели
компетенций
Слайд 19Разработка профилей компетенций
Анализ документов (положения, должностные инструкции, процедуры, бизнес-процессы и т.д.)
Структурированное
интервью (с наиболее эффективными сотрудниками)
Наблюдение (за наиболее эффективными сотрудниками)
Совместная разработка профилей компетенций
Мозговой штурм
Метод номинальных групп
Работа в проекте
Слайд 20Модели описания компетенций
Индикативное описание (компетенции без уровней)
Простая модель, которая охватывает виды
работ с простыми стандартами поведения, может иметь один перечень индикаторов для всех компетенций. В этой модели все поведенческие индикаторы относятся ко всем видам деятельности.
Пример: модель, которая описывает работу только старших менеджеров компании, в разделе «Планирование и организация» может включать следующие индикаторы поведения:
Составляет планы, которые распределяют работу по срокам и приоритетам (от нескольких недель до трех лет).
Составляет планы, которые точно соответствуют целям деятельности отдела.
Координирует деятельность отдела с бизнес-планом компании.
Единый перечень индикаторов поведения - это то, что требуется, потому что все индикаторы поведения необходимы в работе всех старших менеджеров.
Уровневое описание (компетенции по уровням)
Когда модель компетенций охватывает широкий спектр работ с различной категоричностью требований, поведенческие индикаторы в рамках каждой компетенции можно разделить по «уровням». Это удобно и необходимо, когда модель компетенций должна охватывать широкий диапазон видов деятельности, работ и функциональных ролей.
Пример: модель может включать перечень следующих индикаторов:
исходные компетенции - обычно это минимальный набор требований, необходимых для допуска к выполнению работы
выдающиеся компетенции - уровень деятельности опытного сотрудника
отрицательные компетенции - обычно это такие стандарты поведения, которые контрпродуктивны для эффективной работы на любом уровне
Слайд 22
Модель компетенций
Модель компетенций - термин для обозначения полного набора компетенций
(с уровнями или без них) и индикаторов поведения.
Модели могут содержать:
- детальное описание стандартов поведения персонала конкретного отдела или стандарты действий, ведущих к достижению специальных целей,
- основные стандарты поведения, разработанные для полного описания деловой структуры или деятельности, направленной на достижение комплекса разнообразных корпоративных целей.
Профиль компетенций - модель компетенций для конкретной должности.
Число компетенций в моделях должно быть оптимальным для применения в условиях конкретной организации.
Слайд 24Способы формирования модели компетенций
Слайд 25Закономерности формирования компетентности
Слайд 27
Development Center
Development Center - это технология управления развитием
персонала в компании на основе системы компетенций.
Строится на внедрении регулярной оценки в компании.
Слайд 33Обзоры применения компетенций журнала Competency
эффективность и качество исполнения работы
культурный обмен
обучение
и развитие
рекрутинг и отбор
цели бизнеса (конкурентоспособность)
планирование карьерного роста
анализ способностей
гибкость
ясность роли
общие стратегии работы с персоналом
повышение стандартов качества
вознаграждение
мотивация сотрудников
повышение эффективности
инвестиции в развитие персонала
равные возможности
Слайд 35Ключевые компетенции
Ключевыми компетенциями называют те, которые являются универсальными, применимыми в различных
жизненных ситуациях.
Термин «ключевые компетенции» (key skills) указывает на то, что они являются своего рода «ключом» к успешной жизни человека в обществе и необходимы каждому члену общества для его успешной социализации.
Слайд 36Перечень ключевых компетенций, предложенный на симпозиуме Совета Европы по теме «Ключевые
компетенции для Европы»
Изучать:
• уметь извлекать пользу из опыта;
• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
• организовывать свои собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
• запрашивать различные базы данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• получать информацию;
• уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять неуверенности и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
• уметь сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
• уметь договариваться;
• уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
• включаться в проект;
• нести ответственность;
• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
• доказывать солидарность;
• уметь организовывать свою работу;
• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
• показывать стойкость перед трудностями;
• уметь находить новые решения.
Слайд 37
Преимущества компетентностного подхода
Компетенции изначально включают в себя инструменты для их
оценки, а значит аттестацию и отбор специалистов, можно сделать инструментальным.
Программа же обучения превращается в тренировку необходимых компетенций, что позволяет выпускнику ВУЗа сразу приступать к профессиональным обязанностям.
Так и резюме составлять проще - просто перечисляете набор компетенций и всё.
В идеале компетентностная модель должна помочь ВУЗам наиболее оперативно отвечать на потребности работодателя - бизнеса или государства. Последние лишь составляют наборы компетенций для требующихся специалистов, а ВУЗы "вытачивают" выпускников по этой модели.
Модель компетенции подчеркивает важность достижения результатов и является весьма распространенным подходом к компетенции в специальностях и профессиях, где деятельность измеряется по результатам, например, продажи, управления проектом или производством. Особое значение придается прагматическому подходу к содержанию образовательной программы.
Слайд 38Ограничения компетентностного подхода:
Компетентные в конкретной организации и профессии специалисты могут обладать
некоторыми очень хорошо развитыми навыками (компетенциями), но им может не доставать других, необходимых для адаптации к изменениям или для смены мест работы, специальности или профессии.
Специалист, подготовленный по компетентностной модели, становится уязвим перед резкими изменениями на рынке труда. Если изменения незначительны - специалист легко дополняет свой набор компетенций и продолжает работать. Единственный вопрос - за чей счёт он проводит это "дополнение" компетенций?
Если изменения в профессии значительны - изменился подход к работе в данной отрасли или данная отрасль перестала быть востребована - вместе со старым набором компетенций становятся ненужными и все подготовленные по ним специалисты. Переподготовка таких специалистов должно взять на себя государство?
Ошибка специализации в рамках профориентации в юности ведет к необходимости тотальной переподготовки в более взрослом возрасте, когда встает вопрос о совмещении учёбы и работы. И опять же - кто оплатит второе образование? Здесь немаловажную роль играет возрастной фактор - чем старше человек, чем тяжелее ему менять "профессиональный курс".
Ещё один минус в том, что чем точнее набор компетенций, тем сложнее специалисту найти работу поближе к дому или хотя бы в своём городе. Нужно привыкать жить там, где в данный момент есть работа. А если работа супругов находятся в разных городах? Или в разных странах?
Вывод: такая модель выгодна работодателям (бизнесу и государству). Они получают высококвалифицированные и легкозаменяемые кадры. Но специалисты не разделяют данной радости. Гарантия занятости - вот требование, которое не потеряло актуальности и даже приобрело особое значение в XXI веке.
Поэтому компетентностный подход не отвечает потребностям специалистов, а скорее ориентирован на удовлетворение требований работодателя. Т.е. это современное требование органического подхода.