Слайд 1КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ИННОВАЦИЙ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА
Кафедра управления
образованием и кадрового менеджмента
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
РГПУ им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
ak90@yandex.ru
Инновационный менеджмент в управлении персоналом
Слайд 2Лучше целить в совершенство и промахнуться, чем целить в несовершенство и
попасть
Т.Дж.Уотсон-старший,
первый президент компании IBM
Слайд 4НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны,
в постоянном воздействие науки, открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой – в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях.
На уровне организации НТП реализуется в виде инноваций.
Слайд 5Характеристика понятий «новшества», «нововведения», «инновация»
Слайд 9«Инновация»
«изобретение» и «открытие».
Изобретение - новые приборы, механизмы, инструмент, другие
приспособления, созданные человеком.
Открытие - процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.
Слайд 10Открытие отличается от инновации по следующим признакам:
Открытие, а также изобретение, делается,
как правило, на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка.
Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в форме инновационного проекта.
Открытие не преследует целью получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить какую-либо осязаемую выгоду, в частности больший приток денег, большую сумму прибыли, повысить производительность труда и снизить себестоимость производства за счет применения какого-то нововведения в технике и технологии.
Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска. Ее случайно не производят. Она требует определенной четкой цели и технико-экономического обоснования.
Слайд 12Инновация — это:
полный процесс от идеи до готовности продукта, реализуемого на
рынке.
(Я. Кук, П. Майерс);
процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание.
Б. Твисс;
объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. (Г. Медынский, В. Ильдеменов);
процесс, включающий такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработка и организация производства нового продукта, технологии или системы.
Д. Месси, П. Квинтас, Д. Уилд;
Слайд 13Инновация — это:
новый продукт или услуга, способ их производства, новшество в
организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
Л. Э. Миндели;
научно-технический результат в товарной форме.
( М. П. Кирпичников);
использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.
(П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели);
итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научнотехнический, социальный, экологический).
(Д. В. Соколов, А. Б. Титов, М. М. Шабанова )
Слайд 15Инновация
конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного
продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Слайд 16
Основные характеристики инноваций
Инновации являются результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на
совершенствование существующей системы.
Инновацией считается новшество, реализованное на практике.
Объектами изменений, осуществляемых в результате внедрения инновации, могут быть техническая, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие сферы.
Инновации могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличению конкурентоспособности.
Инновации связаны с высоким доходом и риском.
Слайд 17Основные функции инноваций
инновации являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта;
с
помощью инноваций расширяется круг производимых продукции и услуг, улучшается их качество, растут потребности каждого человека;
инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда;
концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей.
Слайд 19 1. Воспроизводственная
инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.
Денежная
выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса.
Слайд 202. Инвестиционная
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным
направлениям, в том числе и в качестве капитала.
Капитал представляет собой деньги, предназначенные для извлечения прибыли.
Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций.
Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.
Слайд 213. Стимулирующая
Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой
функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта.
Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления (реинжиниринг, бранд-стратегия, бенчмаркинг и др.).
Слайд 23Термин и понятие «инновации» как новой экономической категории ввел в научный
оборот австрийский (позже американский)
ученый Йозеф Алоиз Шумпетер
(1883-1950 гг.)
в работе «Теория экономического развития» (1911)
И. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (то есть вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса.
Слайд 24Две стороны хозяйственной жизни
статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и
возобновлением производства - участвующие в нем организации из своего опыта знают принципы своего поведения, им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать решения, т.к. ситуация понятна);
динамическую (инновационный кругооборот означает развитие - особое, различимое на практике и в сознании людей, состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота).
Слайд 25I.
Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того как у
потребителя стихийно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.
Слайд 26II
Шумпетер Й. основную роль движущей силы экономического развития общества отводил не
характеру борьбы между капиталом и пролетариатом (по Марксу К.), а внедрению новшеств в хозяйство государства.
Слайд 27III.
источником прибыли может стать не только изменение цен и экономия на
текущих затратах, но и радикальное обновление и смена выпускаемой продукции.
Возможность обеспечения конкурентоспособности организации за счет изменения цены или снижения затрат всегда кратковременна и носит предельный характер.
Инновационный подход оказывается более предпочтительным, поскольку процесс поиска, накопления и преобразования научного знания в физическую реальность, по сути, безграничен.
Слайд 28Производить
значит комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое
- значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка.
Слайд 29Пять изменений в развитии:
использование новой техники, технологических процессов или нового
рыночного обеспечения производства;
внедрение продукции с новыми свойствами;
использование нового сырья;
изменения в организации производства и в его материально-техническом обеспечении;
появление новых рынков сбыта.
Слайд 30Под инновацией И. Шумпетер подразумевал
изменение с целью внедрения и использования новых
видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Слайд 31В соответствии с классификацией Й.Шумпетера
понятие «инновация» рассматривается как:
Продукт – изготовление нового,
еще не известного потребителю блага или создание нового качества того или иного блага (производство новых продуктов и услуг).
Метод производства – внедрение нового метода производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться в новом способе коммерческого использования соответствующего товара (применение новых технологий: промышленных, финансовых, информационных и др. с освоением новой техники).
Рынок – освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет (освоение или развитие новых рынков).
Источник сырья – получение нового источника сырья или полуфабрикатов, независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать (использование новых источников ресурсов, включая новые материалы, новые энергоресурсы и их источники, информационные ресурсы и знания).
Структура управления – проведение соответствующей реорганизации (введение новых форм и методов организации производства, труда и управления).
Слайд 33Определение диффузии инноваций
Диффузия инновации – это распространение уже однажды освоенной и
использованной инновации в новых условиях или местах применения
Слайд 34Факторы, определяющие скорость диффузии инновации
Относительное преимущество
Сложность
Совместимость
Коммуникативность
Возможность апробации
Слайд 36Составляющие инноваций (пример)
Отщепляемый захват и горные лыжи
Потребность: избежать утомительного подъема на
лыжах по снежному склону
Концепция: подъем с помощью зажима, цепляемого к движущемуся тросу
Технология: механическая