Слайд 1Элементы транспортной логистики
Слайд 2Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов.
Слайд 3Транспортная логистика — перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным
маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками.
Слайд 4Элементы транспортной логистики
Слайд 51. Грузы, образующие соответствующие потоки
Слайд 6Груз – это предмет труда на транспорте.
Груз – это определенная
продукция, а также различное имущество физических и и юридических лиц, которое принято к перевозке транспортом общего пользования или иным перевозчиком.
Слайд 7Совокупность свойств грузов определяет транспортабельность, условия перевозки, перевалки и хранения -
транспортная характеристика груза (характеристика грузового потока)
Слайд 8Характеристика грузового потока включает:
1. Режим хранения
2. Способ упаковки, перевалки, перевозки
3. Физико-химические
свойства
4. Габариты, массу, форму и т.д.
Слайд 9Методы контроля за товаром и тарой
Органолептический
Натуральный
Лабораторный
Комплексный
Слайд 10Классификация грузов по физическому состоянию:
Тарно-штучные
Навалочные
Порошкообразные
Наливные
Опасные грузы
Слайд 11Классы опасных грузов:
1 – взрывчатые вещества
2 – газы сжатые, сжиженные и
растворимые под давлением
3 – легковоспламеняющиеся жидкости
4 – легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества и вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.
5 – окисляющиеся вещества и органические перекиси
6 – ядовитые (токсичные) вещества
7 – радиоактивные и инфекционные вещества
8 – едкие и коррозийные вещества
9 – прочие опасные вещества.
В перевозочных документах – штемпель красного цвета.
Некоторые грузы обязательно сопровождаются.
Слайд 12Классы грузов
1 – коэффициент использования грузоподъемности 1
2 – 0,71 – 0,99
3
– 0,51 – 0,70
4 – 0,4 – 0,50
Класс груза зависит от объемной массы и способа упаковки.
Слайд 13Классификация грузов на водном транспорте
Генеральные
Навалочные
Наливные
Негабаритный груз
По размерам выхода груза за
габариты погрузки установлены:
нижней габаритности – 6 степеней
для боковой – 6 степеней
для верхней – 3 степени
Слайд 14ЕТСНГ – Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов
Принцип построения – производственно- отраслевой
11 разделов,
69 групп
1-7 – с/х продукция
8-69 – продукция промышленности
Тарифные группы – делятся на тарифные позиции – 247.
Каждой позиции соответствует код (5), которые является ориентиром для определения тарифа и учета
Слайд 16Путь – среда, в которой или по которой движется транспортное средство,
выполняя свою функцию.
По видам пути делятся на:
Естественные – моря, реки,
воздушное пространство
Искусственные – авто
и ж/д дороги и пр.
Улучшенные естественные пути.
Слайд 17По принадлежности пути делятся на:
Общего пользования
Частные пути
Пути общего пользования, принадлежащие частным
лицам.
Возмещение средств на содержание затрат и получения прибыли осуществляется 2 способами: плата за тонну или пассажира, пошлина за количество транспортных средств.
Слайд 18По характеру транспортных средств пути делятся на:
Автомобильные дороги
Железные дороги
Речные пути
Морские пути
Воздушные
пути
Трубопроводные пути
Слайд 19Автомобильные дороги
Дороги общего пользования
Ведомственные дороги
Частные дороги
Частные и ведомственные дороги:
Подъездные
Технологические
Патрульные
Слайд 20Магистральна дорога – это дорога общего пользования, которая соединяет 2 крупных
магистральных центра.
От расчетной интенсивности автомобильные дороги делятся на категории и классы.
Также М и Р – федеральные дороги, А – подъездные и соединительные дороги, Е – европейская сеть дорог, АН – азиатская сеть дорог.
Слайд 22Важнейшая характеристика автомобильных дорог – универсальность дорожной сети, которая обеспечивает доступность
всех пунктов и создаёт связи между всеми видам транспорта.
Слайд 23Железные дороги
Железные дороги – это совокупность рельсового пути, соответствующих сооружений, устройств,
машин и оборудования, входящих в комплексное транспортное предприятие
Железные дороги – неманевренный вид транспорта
Слайд 24Делятся:
Железные дороги общего пользования
Технологические железные дороги
Городские железные дороги (трамвай и метрополитен)
Слайд 25
Делятся по ширине колеи:
Ширококолейные – 1520 мм (СНГ) и 1435 (остальные)
Узкоколейные
– 1000 мм и 891 мм и пр.
Слайд 26Водные пути
Беломоро-Балтийский канал, сокративший путь из Белого моря в Балтийское в
4 раза;
Канал имени Москвы, давший столице глубоководный выход на Волгу и сокративший на 1000 км водный путь к городам Северо-Запада;
Волго-Донской канал, связавший Волгу с Черным и Азовским морями;
Волго-Балтийский канал - глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн, благодаря ему суда от Волги к Санкт-Петербургу затрачивают не 18, а 2.5 суток.
Слайд 28В зависимости от роли внутренних водных путей в обеспечении хозяйственных связей
между экономическими регионами, водные пути подразделяются на следующие виды сообщения:
федеральные – главнейшие сверхмагистрали;
межрайонные – обеспечивающие транспортные связи между крупными экономическими регионами;
внутрирайонные – пути местного значения, обеспечивающие перевозки на коротких расстояниях внутри экономических районов;
подъездные пути – малые реки, позволяющие выходить судам на пути высшего класса.
Слайд 29Минимальная густота движения на 1 км пути для приведенной классификации твердо
не установлена. Ориентировочно, она равна для сверхмагистралей – 500-16000 тыс. т-км, для магистралей – 150÷2500 т. т-км, для путей местного значения V класса – 50÷500 тыс. т-км, и для путей местного значения VII класса, т.е. малых рек, менее 100 тыс. т-км.
Слайд 30Морские пути
Морские пути – установившиеся судоходные трассы между портами – по
сравнению с транспортными магистралями суши отличаются некоторыми особенностями. Они созданы природой, поэтому не требуют затрат на строительство, эксплуатацию и ремонт.
Слайд 32На нашей планете есть всего 4 точки, которые серьезно влияют на
мировую торговлю. Причем постепенный переход экономической активности в страны Азиатско-Тихоокеанского региона лишь увеличивает их значение в будущем.
Суэцкий канал
Ормузский пролив
Малаккский пролив
Панамский канал
Слайд 335 точка только развивается – это северный морской путь
Слайд 34Кабота́ж (фр. cabotage) — термин, использующийся для обозначения «плавания коммерческого грузового
или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства».
Слайд 35Воздушные пути
Воздушная навигация» - наука о вождении воздушных судов по
программной траектории
Слайд 37Пропускная способность – максимальное количество транспортных единиц, способных проследовать через участок
сети путей сообщения транспорта в единицу времени (сутки), исходя из наличия постоянных устройств и средств сношения по управлению движением.
Измеряется числом пар поездов, числом автомобилей, судов и так далее. Пропускная способность трубопроводного транспорта определяется годовым объемом перекачки нефти, нефтепродуктов (в тоннах) или газа (в куб. м) в оптимальном режиме, с учетом фактических ограничений по техническому, конструктивному и технологическому состоянию.
Слайд 383. Терминалы
Терминал – комплекс устройств, расположенных в начальном и конечном и
промежуточных пунктах транспортной сети.
Слайд 39Функции:
Обеспечить доступ к подвижному составу, обращающемуся на определенном пути сообщения
Обеспечить лёгкую
смену подвижного состава, работающего на данном пути или с другими видами транспорта
Облегчить процессы трансформации материальных (пассажирских) потоков
Слайд 41К подвижному составу ж/д транспорта относят вагоны (грузовые и пассажирские)
Грузовые вагоны:
1.
Универсальные вагоны:
А) Крытые вагоны
Б) Полувагоны
В) Платформы
Г) Цистерны
Слайд 422. Специализированные вагоны
Цистерны для нефтепродуктов, цемента и кислот и пр.
Саморазгружающиеся вагоны-рудовозы
Вагоны
с боковым способом разгрузки для инертных материалов
Вагоны с боковым способом разгрузки для затаренных материалов
Вагоны-хопперы
Теплоизолированные и рефрижераторные вагоны и пр.
Грузоподъемность вагонов – 25-100 тонн
Слайд 43К подвижному составу автомобильного транспорта относят: автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы.
Слайд 44Автомобили делятся на классы
Автофургоны
Грузовые автомобили открытого типа
Самосвалы
Автоплатформы
Автоцистерны и пр.
Слайд 45Подвижной состав морского транспорта – морской флот (совокупность судов, предназначенных для
перевозки грузов (и / или пассажиров) по морским путям сообщения.
Слайд 46Морские суда по назначению делятся:
Транспортные (буксиры)
Специализированные (контейнеровозы, лихтеровозы, паромы, ледоколы и
пр.)
Технические (дноуглубительные и дноочистительные суда)
Служебно-вспомогательные
Слайд 47Морские суда по характеру перевозок:
Пассажирские
Грузопассажирские
Грузовые (сухогрузные и наливные)
Слайд 48Подвижной состав речного транспорта – речной флот (совокупность судов, предназначенных для
перевозки грузов (и / или пассажиров) по внутренним водным путям или для выполнения путевых и подсобных работ, связанных с продвижением материальных (пассажирских потоков).
Слайд 49Речные суда по назначению делятся:
Транспортные
Технические
Вспомогательные
Речные суда по составу перевозок делятся:
Грузовые
(сухогрузные и наливные)
Грузопассажирские
Пассажирские
Слайд 50Речные суда по гидрометеорологическим районам (районам плавания) делятся:
Река-море
Судна озерного плавания с
ограниченным выходом в море
Судна рейдового плавания
Судна для плавания на магистральных реках и больших протоков
Судна облегчённого типа для плавания по малым рекам и по верховьям крупных рек
Слайд 51Речные суда по дальности перевозок и приписке делятся:
Местные (пригородные и внутригородские)
Транзитные
Слайд 52Подвижной состав воздушного транспорта – самолеты, вертолеты и планеры.
Подвижной состав трубопроводного
транспорта – силовые установки и трубопроводы.
Слайд 54Типы тяговых средств
Паровой двигатель
Электрогенератор
Двигатель внутреннего сгорания
Турбина
Реактивный двигатель
Насосы
Слайд 556. Участники логистических процессов
Слайд 56Грузоотправитель
Грузополучатель
Перевозчик
Слайд 59Тара по физическим свойствам может быть:
Жесткой (ящики, бочки, бутылки)
Полужесткой (корзины, картонные
ящики)
Мягкой (мешки, тюки, сетки и пр.)
Слайд 60Тара по технологическим свойствам может быть:
Неразборная
Разборная
Складная
Разборно-складная
Слайд 61Тара по доступности к сохраняемой продукции может быть:
Закрытая
Открытая
По степени закрытости:
Герметичная
Негерметичная
Слайд 62Герметичная тара может быть:
Изотермическая (сохраняет температуру в течении определенного времени)
Изобарическая (сохраняет
заданное давление)
Слайд 63Тара по принадлежности и условиям использования может быть:
Производственная
Складская
Инвентарная (оборотная тара)
Слайд 64Материалы тары:
Древесина
Стекло
Картон
Пластмасса
Ткани
Металл
Слайд 65Тара по применимости может быть:
Однократного применения
Многократного применения
Слайд 66Тарное хозяйство также включает
Таро-оборудование (стеллажи и поддоны)
Контейнеры
Слайд 68Что такое контейнер?
Грузовой контейнер — это нестационарная транспортная емкость с внутренним
объемом 1м3 и более, предназначенная для многократных перевозок и временного хранения грузов.
Слайд 69Контейнеры имеют:
замкнутый характер конструкции;
достаточную прочность для многократного использования;
наличие в
конструкции контейнера приспособлений, обеспечивающих быструю погрузку, разгрузку и перегрузку с одного вида транспорта на другой;
продолжительный срок службы => применение их весьма целесообразно.
Слайд 71Универсальные контейнеры
предназначены для бестарной перевозки различных материалов и изделий.
Слайд 72Специализированные контейнеры
предназначены для перевозки отдельных видов материалов и изделий
(кирпича, цемента, стекла, трансформаторов, огнеупорных изделий и др.)
Слайд 74По массе брутто:
Малотоннажные контейнеры – до 2,5 т,
Среднетоннажные – 2,5 и
5 т.
Слайд 75Крупнотоннажные контейнеры
Позволяют:
в 2—3 раза снизить стоимость погрузочно-разгрузочных и складских работ;
в 5–7 раз увеличить производительность труда на грузовых работах;
сократить в 1,5-2 раза простои подвижного состава;
сократить эксплуатационные расходы на их обслуживание и ремонт;
устранить потери ценных материалов и доставку их потребителям.
Слайд 76Унифицированные –
для перевозок на любом транспорте.
Неунифицированные – для перевозок на определенном
виде транспорта.
Слайд 77Контейнерные перевозки
Плюсы:
высокая производительность машин и механизмов при погрузке и выгрузке грузов;
комплексная
механизация погрузочно-разгрузочных работ;
минимальные простои подвижного состава транспорта под грузовыми операциями;
хорошая сохранность транспортируемых грузов;
сокращение расходов на транспортную тару;
низкая себестоимость транспортировки и переработки грузов;
небольшие трудозатраты на погрузочно-разгрузочные работы.
Минусы:
высокая стоимость контейнеров,
малая статическая нагрузка подвижного состава транспорта (меньше на 15-20%),
необходимость возврата порожних контейнеров или поиска грузов для загрузки контейнеров и перевозки их в обратном направлении.
Слайд 78Что такое поддоны?
Поддоны - горизонтальная площадка, приспособленная для погрузочно-разгрузочных работ с
помощью вилочного погрузчика (вилочной тележки)
Слайд 79В зависимости от устройства
Плоские поддоны
Стоечные поддоны
Ящичные поддоны
Слайд 80 Плоские поддоны
Применяются для
штучных и затаренных
материалов и изделий
Слайд 81Стоечные поддоны
Применяются для хрупких материалов и изделий
Слайд 82Ящичные поддоны
Применяются для мелких деталей и изделий
Слайд 84Двухзаходные поддоны
Обеспечивают возможность вилочного подхвата с двух противоположных сторон
Слайд 85Четырехзаходные поддоны
Обеспечивают
возможность вилочного подхвата со всех сторон
Слайд 86Поддоны изготавливаются из:
Дерева
Пластмассы
Металла
Прессованной бумаги
Слайд 87Деревянные поддоны
«+»
Не высокая стоимость
Достаточно прочные
Легкая сборка
Ремонтопригодность
«-»
Большая вероятность попадания вредных организмов
Плохо отмываются
Поглощают воду
Недолговечные
Внешний вид
Слайд 88Пластмассовые поддоны
«+»
Легкость
Долговечность
Гигиеничность
Не поглощают
воду
Подвергаются пароструйной обработке и чистке
Высокая ремонтопригодность
«-»
Высокая стоимость
Плавится при высоких температурах
Слайд 89Металлические поддоны
«+»
Прочность
Долговечность
Стойкость к высоким температурам
«-»
Дорогостоящие
Тяжелые
Слайд 90Поддоны из прессованной бумаги
«+»
Легкость
Невысокая стоимость
Возможность утилизации
«-»
Высокая восприимчивость к влаге => потеря формы
Недостаточно прочные