Слайд 1Методы исследований в менеджменте Лекция 8
Диагностика управленческой ситуации
Масюк Наталья Николаевна
-
доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН,
профессор кафедры экономики и менеджмента, ауд.1532
masyukn@mail.ru, тел. 240-41-36
Слайд 2Диагностика управленческих ситуаций
это определение состояния объекта, предмета, явления или процесса
управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев.
Диагностика – это исследовательский, поисковый, познавательный процесс, который осуществляется во времени и в пространстве.
Наиболее полезно применение диагностики для определения реального состояния процессов управления.
Слайд 3Объект диагностики
Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся
экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности и др.), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и др.).
Слайд 4Цель и задачи диагностики
Цель диагностики – установить диагноз объекта исследования и
сделать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу.
Осуществив цель на основании данных диагноза, можно выработать правильную политику, стратегию и тактику.
Задачи диагностики – определить меры, способствующие отлаживанию работы всех составляющих элементов системы, и реализовать их.
Слайд 5Диагноз, прогноз и анализ
Задачи диагноза тесно переплетаются с двумя другими задачами
– прогноз и анализ происхождения.
В экономической диагностике прогноз позволяет уточнить диагноз.
Исследование процесса развития ситуации также помогает уяснить ее существующее состояние.
В то же время диагностика является исходным пунктом прогноза, поскольку без четкой и достоверной констатации сложившегося положения невозможно оценить варианты развития объекта.
Слайд 6Потребность в диагностике
проведение диагностических исследований необходимо во всех структурах и на
всех уровнях управления.
диагностирование – это исследовательский процесс, на него автоматически переносятся все основные требования, предъявляемые к любому исследованию:
Слайд 7Аутентичность исследования
Аутентичность – основанность исследования на первоисточниках (на первичной достоверной информации).
Слайд 8Объективность
означает, что перед началом диагностирования его участники должны определить процедуру оценки
и программу исследования объекта, учитывающую три обязательных условия:
определение, кто проводит исследование,
где оно проводится,
и каковы базовые параметры, по которым проводится исследование.
Слайд 9Базовые параметры
это система критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта с
учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов.
Это определение признаков, характеризующих объект, построение системы показателей для оценки состояния объектов, разработка качественных и количественных характеристик, шкал для измерения определенных значений этих характеристик и показателей, что позволит минимизировать влияние фактора субъективизма при постановке диагноза, повысит его объективность и точность.
Слайд 10Точность
Точность заключается в том, что цель, задача и соответствие требованиям, предъявляемым
к процессу диагностирования, осуществимы только в том случае, если все исследование планируется, организуется и контролируется согласно логике диагноза.
Слайд 11Результат диагностики
Итогом любого исследования является результат – диагноз состояния объекта диагностирования.
Результат – это соответствие диагностируемого объекта какому-то уровню, требованию, эталону, норме, характеристике или отклонение от базы сравнения.
Результатом диагностики может быть определение исследовательского потенциала управления
Слайд 12Исследовательский потенциал управления
Понятие «исследовательский потенциал управления» отражает возможности использования ресурсов и
достижения поставленных целей.
Использование ресурсов зависит от их структуры, доступности, умения их использовать, цели, ради достижения которой используются ресурсы, мотивации их рационального использования и пр.
Слайд 13Факторы исследовательского потенциала управления
Все факторы, характеризующие исследовательский потенциал управления, можно разделить
на три группы:
факторы методологической готовности,
факторы наличия и структуры ресурсов
факторы организационных возможностей.
Слайд 14
Факторы методологической готовности
Методологическая готовность проявляется в наличии цели и миссии исследования.
Здесь большое значение имеют обоснованность цели, научный подход к ее формулированию и постановке, понимание и принятие цели исследовательской группой или всем коллективом фирмы, интеграционные свойства цели.
Миссия исследования рассматривается как доминанта его проведения, обеспечивающая последовательное движение к цели. Она помогает выбрать ограничения в движении к цели и приоритеты на каждом из этапов этого движения. Миссия должна отвечать на вопросы:
зачем проводить исследования? позволяет ли реальность достигнуть цели?
Слайд 15Методологическая готовность и опыт исследователя
Большое значение имеет также и опыт исследователя.
Систематическое проведение исследовательской работы способствует накоплению такого опыта и повышает потенциал эффективности исследовательской деятельности.
Опыт экономит время, оберегает от ошибок и облегчает многие операции.
Слайд 16Информационная база исследования
Многие виды исследования зависят от информационной базы его проведения.
Чтобы увидеть динамику процессов развития, проводить сравнительный анализ, определять тенденции, выбирать наиболее удачные решения, надо иметь необходимое количество накопленной информации
Слайд 17Наличие и использование ресурсов
Любое исследование нуждается в ресурсах, под которыми понимаются:
персонал, экономические, материально-технические, информационные и ресурсы времени. Можно также говорить и о ресурсах фактологических, которые отражают наличие необходимых фактов, возможностей их систематизации.
Информационные и фактологические ресурсы являются взаимодополняющими.
Слайд 18Организационные возможности исследовательского потенциала
Исследовательский потенциал управления включает также и организационные возможности
его проведения, т. е. наличие необходимой организационной культуры и типа организации.
Важную роль также играет позитивный и негативный организационный опыт, позволяющий успешно выбирать тип организации и организовать исследование.
Слайд 19Организация исследования
Организация исследования – это организация интеллектуальной деятельности, которая в значительной
мере определяется интеллектуальным потенциалом исследователя.
Слайд 20Эффективность исследования
Эффективность исследования – это нахождение такого варианта проведения исследования, который
показывает кратчайший путь к успеху;
это одна из характеристик исследования, которая показывает соотношение затрат, усилий (или ресурсов) на его проведение и результат (или степень достижения цели).
Слайд 21Факторы эффективности исследования
Все факторы, определяющие эффективность исследования, можно разделить на две
группы:
факторы исследовательского потенциала управления;
принципы его использования.
Слайд 22Группы показателей
Группы показателей, получаемые в результате исследования. Требования, предъявляемые к показателям.
Принципы
оценивания реальной действительности, результатов или тенденций. Виды оценок в исследованиях
Слайд 23Принципы оценивания
Принципы оценивания реальной действительности, результатов или тенденций. Виды оценок
в исследованиях