Значимость коммуникативной компетентности для эффективного общения врача с пациентами и их родственниками презентация

Содержание

Основные понятия и определения Этика (лат. ethica, от греч. ethice – обычай) – норма поведения, совокупность моральных правил определенной социальной группы.

Слайд 1Лек. 6 -7 Значимость коммуникативной компетентности для эффективного общения врача с пациентами

и их родственниками

Слайд 2Основные понятия и определения
Этика (лат. ethica, от греч. ethice – обычай)

– норма поведения, совокупность моральных правил определенной социальной группы.

Слайд 3Основные понятия и определения
Деонтология (греч. deon, deontos – долг, должное, надлежащее;

logos – учение) – учение о должном поведении человека.

Слайд 4Основные понятия и определения
Деонтология, медицинская – совокупность соответствующих морально-этических и правовых

принципов и правил, которыми должны руководствоваться медицинские работники в своей деятельности.
Между деонтологией и этикой есть соответствующая внутренняя связь: деонтология – это раздел этики, нормы которой являются профессиональным долгом всех медицинских работников.

Слайд 5Основные понятия и определения
Первым основные морально-этические правила врача сформулировал ещё Гиппократ

в знаменитой «Клятве», весь текст которой указывает на гуманизм врача-ученого.


Слайд 6Биомедицинская этика – этико-прикладная дисциплина, предметом которой выступает нравственное отношение общества

в целом и профессионалов (медиков и биологов) к человеку, его жизни, здоровью, смерти, и которая ставит перед собой задачу сделать их охрану приоритетным правом каждого гражданина.

Слайд 7Круг основных проблем:
установление статуса и роли моральных ценностей в профессиональной деятельности

медиков и биологов;
разрежение нравственных коллизий в конкретных ситуациях, возникающих в процессе биомедицинских исследований и лечения больных;
этическая регуляция отношений в сфере медицины и здравоохранения.


Слайд 8Основные вопросы медицинской этики и деонтологии
Проблемы взаимоотношений врача и больного, среднего

медицинского работника и больного.
Вопросы взаимоотношений врача (среднего медицинского работника) и лиц, окружающих больного (родственников, близких, знакомых и др.)
Отношения врачей друг с другом и съ иного медицинского и парамедицинского персонала (т.е. взаимоотношений внутри медицинской среды);
Отношение едицинских работников с отдельными слоями и группами общества.

Слайд 9Гиппократ утверждал: «Искусство медицины включает три вещи: врача, болезнь и больного».

Можно сказать, что это соответствует современному подходу, который называется системным.

Рассматривая отношения, возникающие между врачом и пациентом с позиций системного подхода, можно выделить четыре основных элемента системы: пациент, болезнь, врач, медицинское вмешательство.

Слайд 10Контакты врачей с пациентами во всем мире происходят по принятым этическим

и правовым нормам. Эти нормы очерчивают собой то, что принято называть «социальной ролью», поэтому можно говорить о «социальной роли врача» и о «социальной роли пациента».

Слайд 11Во все времена и во всех обществах нормы и роли врача

и пациента не являются неизменными, наоборот, они понимались и понимаются по-разному.
Модель взаимоотношений врачей и пациентов – это наиболее общая схема конкретного общественного отношения, в которой отражаются основные исходные положения субъектов отношения, определяющие форму и содержание взаимодействия между людьми.




Слайд 12Американский философ Роберт Витч выделил четыре основных модели:
инженерную,
пасторскую (патерналистскую),


коллегиальную
контрактную (договорную).

По своему моральному значению эти модели представляют собой иерархию возрастания этических ценностей от наименее морально обоснованной – инженерной к наиболее обоснованной – контрактной.


Слайд 13 Инженерная модель (её ещё называют технологической моделью и моделью автомеханика)
-

характеризуется отношением врача к пациенту как безличностному организму, в котором возник очаг патологии.
В медицине, в рамках этой модели, используется понятие об «отклонении физиологического механизма от положения равновесия», и врач стремится восстановить это равновесие.


Слайд 14 Инженерная модель (её ещё называют технологической моделью и моделью автомеханика)
Показателями

служат объективные параметры биохимии, физиологии, клинических исследований.
Данная модель не предполагает должной заботы врача о своем пациенте после медицинского вмешательства, поскольку весь акцент смещен в технологическую сторону самого медицинского вмешательства.



Слайд 15Пасторская (патерналистская) модель (напоминает отеческое отношение родителя к ребенку или пастора

(священника) к прихожанину (pater, лат. – отец).


Отношения характеризуются покровительством, как и отношение врача к пациенту.
По сравнению с предыдущей моделью, в этой отмечается существенный этический элемент. Патерналистское отношение мотивировано стремлением помочь человеку (в данном случае страдающему от какого-либо заболевания).
Патернализм (преобладание покровительства) основывается на добродетельных качествах покровительствующей личности: благотворительности, милосердии, справедливости.
Данная модель господствовала в медицине несколько тысячелетий, еще до клятвы Гиппократа.


Слайд 16Коллегиальная модель отношений между врачом и пациентом характерна их взаимоотношением (collegа,

лат. – товарищ по должности).
Пациент должен получить достаточное количество правдивой информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития заболевания.

Слайд 17После этого пациент оказывается в состоянии принимать участие в выработке конкретных

решений и выступать в роли коллеги лечащего врача. Однако, совпадение уровней знаний медика и больного редко имеет место (только если больной сам врач).

Слайд 18 Приближение к коллегиальности возможно, если пациент страдает сахарным диабетом (школы больных

сахарным диабетом), бронхиальной астмой (школа бронхиальной астмы). Самое правильное отношение к этим больным будет напоминать форму диалога с профессионалом, где совместно вырабатывается адекватное решение.

Слайд 19Коллегиальная модель (характерна их взаимоотношением (collegа, лат. – товарищ по должности).
Пациент

должен получить достаточное количество правдивой информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития заболевания.
После этого пациент оказывается в состоянии принимать участие в выработке конкретных решений и выступать в роли коллеги лечащего врача.
Однако, совпадение уровней знаний медика и больного редко имеет место (только если больной сам врач).
Приближение к коллегиальности возможно, если пациент страдает сахарным диабетом (школы больных сахарным диабетом), бронхиальной астмой (школа бронхиальной астмы). Самое правильное отношение к этим больным будет напоминать форму диалога с профессионалом, где совместно вырабатывается адекватное решение.


Слайд 20Контрактная модель (отношения, построенные на взаимном уважении и доверии – договоре

с пациентом)

По мнению американского философа Роберта Витча именно эта модель в наибольшей степени защищает моральные ценности автономной личности. Ибо для реализации контрактных отношений существенно важны моральные принципы свободы, сохранения достоинства, правдивости, справедливости.
В том случае, если условия договора не соблюдаются, то пациент вправе считать для себя его недействительным, лишить врача тех полномочий, которыми его наделил.


Слайд 21Модели взаимоотношений врачей и пациентов можно классифицировать также по типу взаимоотношений

между ними:

монологичному, когда общение между врачом и пациентом выстраивается на монологе специалиста с невежественным слушателем;
диалоговому, когда взаимоотношение врача и пациента разворачивается как диалог равноправных партнеров, обсуждающих общую проблему.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика