Здоровье ребенка и здоровый образ жизни презентация

Содержание

Слайд 1 МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья Преподаватель: Ким Екатерина Владимировна Лекция

1: Здоровье ребенка и здоровый образ жизни

Слайд 2Содержание:
Понятия «здоровье», «болезнь».
Современные подходы к классификации здоровья детей, критерии определения

группы здоровья ребёнка.
Понятие «здоровый образ жизни».
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) как фактор, определяющий здоровье.
Компоненты ЗОЖ и их характеристика.
Деятельность воспитателя по формированию мотивации и навыков ЗОЖ детей раннего и дошкольного возраста.

Слайд 3«Здоровье»? «Болезнь»?


Слайд 4Здоровье ребёнка
есть его индивидуальное физическое, психическое, умственное, культурное, духовное, нравственное и

социальное развитие, не ограниченное экзогенными или/и эндогенными (генетическими) условиями и факторами.

**Приведенные в дефиниции здоровья ребёнка понятия физического, психического, умственного, культурного, духовного, нравственного, социального развития обозначены в статьях 17, 23, 27, 32 Конвенции о правах ребёнка.


Слайд 5А.П. Щедрина (1989 г.)
«Здоровье – это целостное многомерное динамическое состояние (включая

его позитивные и негативные показатели) и процесс реализации генома в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции».


Слайд 6Здоровье с позиций ВОЗ
По уставу ВОЗ, «Здоровье — это не отсутствие

болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия».

**Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. В медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.

Слайд 7Сущность индивидуального здоровья рассматривается с позиции системного подхода (организм человека –

открытая биосоциальная система).

Здоровье человека как целостное состояние организма, характеризующееся определенной стабильностью гомеостаза, является понятием многомерным и динамичным.

*Гомеоста́з (др. греч. - ὁμοιοστάσις от ὅμοιος — одинаковый, подобный и στάσις — стояние, неподвижность) — саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.


Слайд 8 Организм человека необходимо рассматривать как динамическую систему,

которая непрерывно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и напряжения регуляторных систем.

Приспособительные возможности рассматриваются как мера здоровья.

Измерение уровня здоровья – одна из главных проблем при оценке состояния здоровья.

Слайд 9 Переход от здоровья к болезни

можно рассматривать как
процесс постепенного снижения способности человека приспосабливаться к изменениям социальной, производственной, образовательной и окружающей среды.

Слайд 10 Здоровье детского населения справедливо называют важнейшим индикатором общественного

здоровья.

Здоровье детского населения – это совокупность статистических показателей: медико-демографических (рождаемость, смертность), заболеваемости, физического развития и инвалидности.


Слайд 12показатель, который отражает частоту регистрации болезни за определенный отрезок времени (год).

Указывается

в относительных величинах к определенной численности ( на 100, 1000, 10000, 100000 )

Заболеваемость


Слайд 13 Медико-социальная трактовка здоровья детского коллектива
Здоровье детского коллектива

образовательных учреждений – это совокупность показателей здоровья детей разного возраста, объединенных общностью деятельности и состоянием образовательной среды.

Индикаторами (критериями здоровья) являются:
распространенность хронических заболеваний;
распространенность функциональных отклонений;
частота и продолжительность острой заболеваемости в течение года;
процентное распределение детей по группам здоровья;
количество детей (в %) с нарушениями физического развития;
количество детей (в %) с напряженной и неудовлетворительной адаптацией.

Слайд 14

Виды заболеваемости,
подлежащие статистическому учету в ДОО:

Общая заболеваемость - это вся

зарегистрированная в течение года заболеваемость (острая и хроническая, впервые выявленная и обострившаяся);
Единица учета – диагноз заболевания.

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (с временным непосещением образовательного учреждения ) - острая заболеваемость.
Единица учета – случай потери трудоспособности или непосещения образовательного учреждения (случай острого заболевания).

Хроническая заболеваемость – заболеваемость, выявленная на профмедосмотрах и дети с диагнозом хронического заболевания.
Единица учета – ребенок, у которого выявлено хроническое заболевание.

Слайд 15Проведение анализа заболеваемости детей организованных детских коллективов
необходимо для:

1) оценки

состояния здоровья воспитанников и учащихся;
2) целенаправленного планирования оздоровительной и профилактической работы;
3) оценки эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.


Слайд 16Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу

которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.


Слайд 17Количественный подход к состоянию здоровья впервые использовался еще Авиценной в Х

в. (6 уровней здоровья).

Слайд 18Многомерность здоровья определяется различными системами, которые связаны между собой, соподчинены и

могут быть выражены количественно:

уровень и гармоничность физического развития;
резервные возможности основных физиологических систем;
уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма;
наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития;
уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, отражающих духовное и социальное здоровье.


Слайд 19Физическое развитие
Физическое развитие является ведущим критерием состояния здоровья растущего организма, важнейшим

показателем роста и формирования детского организма. Все профилактические осмотры начинают с его оценки.

Физическое развитие – это комплекс признаков, характеризующих размеры, силу и гармоничность развития человеческого тела.
Уровень физического развития тесно связан с социально-экономическими и гигиеническими условиями жизни населения.

Слайд 20 Физиологическая норма - это класс функциональных состояний с

достаточными функциональными (адаптационными) возможностями организма.
Понятие нормы включает в себя способность организма адаптироваться к определенным воздействиям факторов окружающей среды.


Слайд 21
Для оценки физического развития детей основными показа­телями являются масса тела, рост,

окружность грудной клетки, головы, а также общее состояние.

Слайд 23
Измерения у детей следует выполнять умеренными неторопливыми движениями при спокойном

со­стоянии ребенка. Хотя техника антропометрических измерений проста, она требует известного навыка. При недостаточной опытности можно допустить большие неточности.

При оценке физического развития следует обращать внима­ние на правильность телосложения, подкожный жировой слой, развитие костной и мышечной системы. Только по совокупности всех признаков можно сделать правильный вывод о физиче­ском развитии детей.


Слайд 24 Центильные таблицы – это условно-нормативные значения.

Если ребенок находится в области

очень высоких величин или будет выявлено дисгармоничное развитие, врач может направить на дополнительные обследования

Слайд 25Ростомер горизонтальный и вертикальный


Слайд 26Рост
У здорового доношенного новорожденного колеблется в пределах 48—52 см.
На 1-м

году жизни: за год рост ребенка увеличивается на 23—25см.
За 2-й год жизни прибавка роста равняется 11 см, за 3-й — 8 см.
В 4 - 7 лет прибавка в росте составляет по 5—7 см в год.

Ориентировочно рост ребенка можно определить по следующим формулам. У детей до 4 лет: 100 см—8 см (4—n), где n — число лет ребенка, 8 см — средняя ежегодная прибавка роста в течение первых 4 лет жизни. У детей старше 4 лет: 100 см+6 см (n—4), где n — число лет ребенка, 6 см — средняя ежегодная прибавка роста у детей старше 4 лет.


Слайд 27Группу здоровья (Приказ Минздрава России от 30 декабря 2003 г. N

621 «О комплексной оценки состояния здоровья детей») определяют исходя из следующих основополагающих критериев:

I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,
II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,
III критерий – уровень нервно–психического развития,
IV критерий – резистентность организма,
V критерий – функциональное состояние органов и систем,
VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

I критерий обуславливает здоровье, II–VI критерии характеризуют здоровье.


Слайд 28Рост девочек, см


Слайд 29Вес девочек, кг


Слайд 30Недостаток веса? Отсутствие динамики показателей?
Низкая прибавка может говорить об анемии, пищевых расстройствах,

рахите, иммунодефицитных, эндокринных заболеваниях, нарушениях ЦНС. При стабильном недоборе веса может начаться отставание не только в физическом, но и психическом развитии (младенческий возраст!)
При недоборе или избытке веса нужно искать причину: заболевание, образ жизни, режим дня, питание, сон, стрессы, темперамент ребенка и т.д.

! При слишком интенсивном или, наоборот, замедленном росте и наборе веса у ребенка любого возраста следует обратиться за консультацией к невропатологу, гастроэнтерологу, эндокринологу, генетику!



Слайд 31
Для правильной оценки физического развития детей имеет значение соотношение размеров

головы и грудной клетки. При рождении окружность головы составляет 34—35 см, а окружность груди на 1—2 см меньше (32—34 см). У хорошо упитанных новорожденных эти размеры равны и окружность груди сравнительно редко превышает окружность головы. В возрасте 2—4 мес. окружность груди равна окружности головы.
До 7-летнего возраста окружность груди превышает окружность головы приблизительно на столько сантиметров, сколько лет ребенку. Окружность груди у детей увеличивается за 1-й год жизни на 13—15 см.
Особенно энергичные темпы прироста отмечаются в возрасте до 3 мес., когда прирост окружности груди достигает почти половины годового прироста. Во 2-м полугодии окружность груди увеличивается всего на 3—5 см. За весь 2-й год прирост окружности груди составляет 2,5—3 см и за 3-й— 1,5—2 см.

Слайд 32Окружность головы и груди
измеряют сантиметровой лентой.
для опреде­ления окружности головы

сантиметровую ленту накладывают циркулярно вокруг головы на уровне надбровных дуг и заты­лочного бугра.
для измерения окружности груди ленту накладывают спе­реди на уровне сосков, а сзади на уровне нижних углов лопа­ток. У девочек пубертатного возраста спереди лента проходит по IV ребру. Руки ребенка должны быть опущены, дыхание спокойное, у детей старшего возраста измерение производят во время выдоха, а также на высоте максимального вдоха, макси­мального выдоха и при спокойном дыхании.


Слайд 33Окружность головы девочек, см


Слайд 34 Окружность груди девочек, см


Слайд 35СРС (к 19.01):
Произвести элементарные антропометрические измерения (3 чел.)
Оформить таблицу


Слайд 36Многомерность здоровья определяется различными системами, которые связаны между собой, соподчинены и

могут быть выражены количественно:

уровень и гармоничность физического развития;
резервные возможности основных физиологических систем;
уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма;
наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития;
уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, отражающих духовное и социальное здоровье.


Слайд 37Первая (I) группа здоровья
объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным

для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Слайд 38Вторую (II) группу здоровья
составляют также здоровые дети, но имеющие "риск" формирования

хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.
II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.
II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Слайд 39Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья

можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

ребенок от многоплодной беременности,
недоношенность, переношенность, незрелость,
перинатальное поражение ЦНС,
внутриутробное инфицирование,
низкая масса тела при рождении,
избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),
рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),
гипотрофия 1-й ст.,
дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,
аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы);


Слайд 40Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья

можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,
частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,
понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,
тимомегалия,
дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,
вираж туберкулиновых проб,
состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),
состояние после неотложных хирургических вмешательств.


Слайд 41Третья (III) группа здоровья
объединяет больных детей с наличием хронических болезней или

врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Слайд 42Четвертая (IV) группа
включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками

развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения….

Слайд 43Пятая (V) группа
– дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками

развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

Слайд 44Инвалидность населения
Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким

расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.
Инвалидность детей общая ( или общая инвалидность детского населения) – общая численность детей-инвалидов на территории по состоянию на конец года, соотнесенная с численностью населения соответствующего возраста.

Инвалидность детей первичная ( или первичная инвалидность детского населения) - численность детей-инвалидов на территории, с впервые установленной в текущем году инвалидностью, соотнесенная со среднегодовой численностью населения соответствующего возраста.

По данным экспертов ООН инвалиды составляют около 10% населения земного шара, из них более чем 1/5 часть – это дети в возрасте до 16 лет.

Слайд 45Возрастные особенности рисков при формировании патологии детского населения


Слайд 46Возможные причины заболеваемости по ведущим классам болезней, выявленных на профилактических медицинских

осмотрах дошкольников (школьников)

Слайд 47Можно выделить две основные группы факторов, влияющих на предложенные элементы здоровья:


«факторы риска» – ухудшающие здоровье;

«факторы здоровья» – укрепляющие здоровье.


Слайд 48Основные факторы, формирующие здоровье


Слайд 49ЗОЖ
типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют

резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение им своих социальных и профессиональных функций.

Коротко здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и укрепление здоровья.

ЗОЖ выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.



Слайд 502 аспекта формирования здорового образа жизни:
Создание, развитие позитивных для здоровья условий,

факторов, по существу формирование потенциала общественного здоровья;

Преодоление, уменьшение факторов риска для здоровья.



Слайд 51
Культура здорового образа жизни (ЗОЖ) человека - один из результатов

социализации личности. Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого его члена.

Слайд 52В основе ЗОЖ лежат биологические и социальные принципы.
Биологические принципы ЗОЖ:
образ жизни

должен быть возрастным;
образ жизни должен быть обеспечен энергетически;
образ жизни должен быть укрепляющим;
образ жизни должен быть ритмичным;
образ жизни должен быть аскетичным.

Социальные принципы ЗОЖ:
образ жизни должен быть эстетичным;
образ жизни должен быть нравственным;
образ жизни должен быть волевым;
образ жизни должен быть самоограничительным.


Слайд 53Перечисленные принципы распространяются на все компоненты здорового образа жизни, основными из

которых являются:

рациональный режим труда и отдыха;
рациональное питание;
оптимальная двигательная активность;
оптимальный санитарно-гигиенический режим (жилища, места работы, отдыха и т.д.);
благоприятный психологический микроклимат;
отказ от вредных привычек;
оптимальная медицинская активность.


Слайд 54
Медицинская активность - это область гигиенического, медицинского обучения, воспитания, образования,

медицинской информированности, психологической установки в отношении здоровья. Она включает:
источники гигиенических и элементарных медицинских знаний, активность и мотивировка их приобретения, наличие дома популярной медицинской литературы и ее пополнение;
наличие дома медицинской аптечки, правильность ее использования, умение оказать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
медицинская активность, направленная на укрепление здоровья членов семьи - обращение по собственной инициативе за медицинскими рекомендациями по режиму дня, питанию, закаливанию, планированию семьи и следование этим рекомендациям;
медицинская активность во время заболевания - активное своевременное обращение за медицинской помощью, выполнение рекомендаций врача, использование самолечения, удовлетворенность медицинской помощью.
преодоление вредных привычек, традиций, обычаев, сознательная целенаправленная деятельность человека по формированию здорового образа жизни.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика