Слайд 1ЛЕКЦИЯ
Здоровье детского населения и факторы его определяющие
Слайд 2Здоровье детского населения – совокупность здоровья каждого ребенка или индивида.
Здоровье характеризуется как степень вероятности для каждого человека прожить максимально долгую и свободную от болезней и страданий жизнь, а также возможность выживания, социально-экономического и духовного развития.
Слайд 3Заболеваемость – это объективное массовое явление возникновения случаев болезней и распространения
патологии в конкретных условиях существования общества.
Заболеваемость
Общая
Инфекционная
Неинфекционная
С временной утратой трудоспособности
По обращаемости
По частоте госпитализации
Слайд 4Показатели оценки здоровья и заболеваемости
Индекс здоровья – удельный вес детей, не
болевших в течение года, среди всех обследованных (в %);
Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний и функциональных отклонений к общему числу обследованных (в %);
Распространенность и структура хронических заболеваний;
Процент лиц с нормальным физическим и умственным развитием и имеющих недостатки в физическом и умственном развитии;
Распределение по группам здоровья.
Слайд 5Определяющие признаки здоровья
Отсутствие в момент обследования какой бы то ни было
болезни;
Гармоничное и соответствующее возрасту развитие (физическое и нервно-психическое);
Нормальный уровень функций;
Отсутствие наклонности к заболеваниям.
Слайд 6Группы здоровья
детей и подростков
I – здоровые дети и подростки, не
имеющие хронических заболеваний и пороков развития, с острой заболеваемостью до 4-х раз в году;
II – здоровые дети и подростки, без хронических заболеваний и пороков развития, но имеющие морфофункциональные отклонения, а также часто и длительно болеющие дети;
III – дети и подростки с хроническими заболеваниями и пороками развития, в стадии компенсации;
Слайд 7продолжение слайда
IV – дети и подростки с хроническими заболеваниями и пороками
развития в стадии субкомпенсации;
V – дети и подростки с хроническими заболеваниями и пороками развития в стадии декомпенсации.
Слайд 8Физическое развитие
Это совокупность морфофункциональных свойств организма, определяющих уровень его развития.
Слайд 9Признаки и показатели физического развития
Соматометрические – длина, масса тела, окружность грудной
клетки и головы;
Соматоскопические – состояние кожных покровов, осанка, форма грудной клетки, ног, степень жироотложения, форма стопы;
Физиометрические – жизненная емкость легких, частота дыхания, пульса, уровень артериального давления.
Слайд 10Методы оценки физического развития
Метод сигмальных отклонений (с изображением профиля физического развития;
Центильный
метод;
Метод шкал регрессии;
Метод комплексной оценки.
Слайд 11Типы возраста
Календарный – период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования,
имеющий четкую возрастную границу (с точностью до дня);
Биологический – совокупность морфофункциональных признаков, зависящих от индивидуальных темпов роста и развития.
Слайд 12Критерии биологического возраста
Длина тела и ее погодовые прибавки;
Сроки прорезывания и смены
зубов;
Уровень оссификации скелета;
Сроки появления и выраженность вторичных половых признаков
Слайд 13Факторы,
влияющие на здоровье детей
Генотип популяции;
Образ жизни;
Состояние окружающей среды
Слайд 15Социальные факторы
Алкоголизм родителей;
Небрежное отношение к воспитанию;
«Негармоничные» семьи (неполные семьи, внебрачные дети,
низкий доход, плохое питание, асоциальное поведение);
Неправильный режим дня ребенка (недосыпание, менее 1 часа на свежем воздухе и т.д.);
Школьная среда (планировка здания, освещенность, соответствие мебели анатомо-физиологическим особенностям, отношения в классе, с учителем).
Слайд 16Биологические факторы
Отягощенная наследственность;
Здоровье родителей;
Течение беременности и родов, заболеваемость на первом году
жизни;
Грудное вскармливание;
Тип конституции;
Пол, возраст;
Темпы физического развития.
Слайд 17Антропогенные и природные факторы
Климатические особенности местности;
Загрязнение атмосферного воздуха;
Качество питьевой воды;
Использование пестицидов
при выращивании растений;
Биогеохимические особенности регионов;
Проживание в сельской местности.
Слайд 18Медицинское обслуживание
(уровни медицины)
III уровень
- лечение существующего заболевания (самый
неэффективный и экономически затратный);
II уровень
- защита от болезни больного человека или предрасположенного к заболеванию (диспансеризация, выделение групп риска, сезонные профилактические мероприятия и др.)
Слайд 19продолжение слайда
I уровень
-»наступательная профилактика», которая направлена на всю популяцию здоровых людей.
Принцип
– формирование устойчивого к любым воздействиям организма, начиная с детского возраста. В основе – ЗОЖ, т.е поведение способствующее сохранению, укреплению и восстановлению здоровья
Слайд 20Критический период – это этап перехода одного типа обмена веществ к
другому характеризующийся малой резистентностью к действию разнообразных раздражителей.
Особенности:
Бурное увеличение длины и массы тела;
Неравномерное развитие отдельных органов и систем;
Снижение адаптационных реакций (физиологическая супрессия иммунной системы);
Повышение чувствительности к экзогенным воздействиям.
Слайд 21Критические периоды
развития ребенка
Период новорожденности;
Грудной период (до 1 года);
5 – 6-й годы;
12
– 15-й годы.
Слайд 22Современные тенденции в состоянии здоровья детей
Увеличивается распространенность функциональных расстройств особенно у
младших школьников (50%);
Уменьшается количество здоровых (14%) и увеличивается количество хронически больных детей (35-40%);
Наблюдается изменение структуры распространенности функциональных нарушений и хронической патологии;
Во всех возрастных группах показатели здоровья девочек и девушек хуже по сравнению со сверстниками мальчиками.
Слайд 23Структура заболеваемости по обращаемости в разных возрастных группах
Слайд 24Факторы риска
Интенсификация умственного труда (плохое усвоение учебной нагрузки, преобладание статического напряжения,
переутомление);
Гиподинамия учащихся;
Неправильная организация питания;
Неправильная организация внутришкольной среды (освещение, расстановка мебели и т.д.);
Поведенческий фактор (курение, алкоголь);
Неблагоприятный психологический климат в семье и коллективе.
Слайд 25Благоприятные (оздоровительные) социально-гигиенические факторы
Соответствие параметров окружающей среды гигиеническим нормативам;
Оптимальный двигательный режим;
Закаливание;
Сбалансированное
питание;
Рациональный суточный режим;
Здоровый образ жизни.
Слайд 26Оптимальный двигательный режим
Стимулирование процессов роста и гармоничное развитие;
Повышение неспецифической устойчивости организма
к факторам среды;
Совершенствование механизмов терморегуляции и закаливание организма.
Удовлетворение естественной потребности ребенка в движении (кинезофилию).
Слайд 27Принципы физического воспитания
Комплексность – физические упражнения + закаливание + питание;
Соответствие объема
и характера физических нагрузок возрастно-половым особенностям и функциональным возможностям;
Положительный эффект и эмоции;
Систематичность занятий;
Создание гигиенически полноценных условий внешней среды для физического воспитания.
Слайд 28Локомоции – число шагов в
единицу времени;
Суточные локомоции – число шагов
за
24 часа (в тысячах);
Норма суточных локомоций (по Сухареву А.Г.) зависит от возраста и пола.
Слайд 29Ориентировочные нормы суточных локомоций
3-4 года – от 9 до 13 тыс.
шагов /сут;
5-6 лет – от 11 до 15 тыс. шагов /сут;
7 лет – от 14 до 18 тыс. шагов /сут.;
8-10 лет – от 16 до 21 тыс. шагов /сут.;
…………
…………
…………
18 лет – девушки 19-23 тыс. шагов /сут.
юноши 26-30 тыс. шагов /сут.
Слайд 30Закаливание
- комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение
его устойчивости к воздействию факторов внешней среды.
Слайд 31Принципы закаливания
Учет состояния здоровья детей и подростков;
Постепенность;
Систематичность и последовательность;
Комплексность;
Положительные эмоции от
процедур;
После перерывов интенсивность закаливания как в начале, но с более быстрым нарастанием.
Слайд 32Закаливающие процедуры
Общие – обливания, купание,
прогулки на свежем воздухе и т.д.;
Местные –
ножные ванны,
полоскание горла, утреннее умывание и т.д.
Специальные – массаж, гимнастика,
УФ облучение
Слайд 33Особенности питания и принципы составления рациона
Повышенный основной обмен и энерготраты
по сравнению со взрослыми;
Питание должно быть адекватным возрастным возможностям и уровню развития пищеварительного тракта;
Рациональное соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:3 (младший возраст) и 1:1:4 (старший).
Слайд 34Продолжение слайда
Режим питания от 6-7 ми до 4-х раз в сутки
с рациональным распределением энергетической ценности по отдельным приемам пищи;
На один прием пищи должно затрачиваться не менее 30 минут;
Присутствие в ежедневном рационе продуктов из 7-ми основных групп;
Объем блюд должен соответствовать возрасту ребенка и создавать чувство насыщения;
Слайд 35Продолжение слайда
Мясные и рыбные продукты включают в рацион в первую половину
дня, т.к. белковые продукты повышают уровень обмена и возбуждают нервную систему;
Завтрак и ужин должны включать не менее 2-х блюд, обед не менее 3-х блюд, полдник – напиток и сладкое;
Обязательное воспитание гигиенических навыков, связанных с едой (мытье рук, правильное поведение, сервировка стола и т.д.).