Здоровье детского населения и факторы, его определяющие презентация

Содержание

Здоровье детского населения – совокупность здоровья каждого ребенка или индивида. Здоровье характеризуется как степень вероятности для каждого человека прожить максимально долгую и свободную от болезней и страданий

Слайд 1ЛЕКЦИЯ
Здоровье детского населения и факторы его определяющие


Слайд 2Здоровье детского населения – совокупность здоровья каждого ребенка или индивида.


Здоровье характеризуется как степень вероятности для каждого человека прожить максимально долгую и свободную от болезней и страданий жизнь, а также возможность выживания, социально-экономического и духовного развития.

Слайд 3Заболеваемость – это объективное массовое явление возникновения случаев болезней и распространения

патологии в конкретных условиях существования общества.

Заболеваемость
Общая
Инфекционная
Неинфекционная
С временной утратой трудоспособности
По обращаемости
По частоте госпитализации


Слайд 4Показатели оценки здоровья и заболеваемости
Индекс здоровья – удельный вес детей, не

болевших в течение года, среди всех обследованных (в %);
Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний и функциональных отклонений к общему числу обследованных (в %);
Распространенность и структура хронических заболеваний;
Процент лиц с нормальным физическим и умственным развитием и имеющих недостатки в физическом и умственном развитии;
Распределение по группам здоровья.


Слайд 5Определяющие признаки здоровья
Отсутствие в момент обследования какой бы то ни было

болезни;
Гармоничное и соответствующее возрасту развитие (физическое и нервно-психическое);
Нормальный уровень функций;
Отсутствие наклонности к заболеваниям.

Слайд 6Группы здоровья детей и подростков
I – здоровые дети и подростки, не

имеющие хронических заболеваний и пороков развития, с острой заболеваемостью до 4-х раз в году;
II – здоровые дети и подростки, без хронических заболеваний и пороков развития, но имеющие морфофункциональные отклонения, а также часто и длительно болеющие дети;
III – дети и подростки с хроническими заболеваниями и пороками развития, в стадии компенсации;



Слайд 7продолжение слайда
IV – дети и подростки с хроническими заболеваниями и пороками

развития в стадии субкомпенсации;

V – дети и подростки с хроническими заболеваниями и пороками развития в стадии декомпенсации.

Слайд 8Физическое развитие
Это совокупность морфофункциональных свойств организма, определяющих уровень его развития.


Слайд 9Признаки и показатели физического развития
Соматометрические – длина, масса тела, окружность грудной

клетки и головы;
Соматоскопические – состояние кожных покровов, осанка, форма грудной клетки, ног, степень жироотложения, форма стопы;
Физиометрические – жизненная емкость легких, частота дыхания, пульса, уровень артериального давления.

Слайд 10Методы оценки физического развития
Метод сигмальных отклонений (с изображением профиля физического развития;
Центильный

метод;
Метод шкал регрессии;
Метод комплексной оценки.

Слайд 11Типы возраста
Календарный – период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования,

имеющий четкую возрастную границу (с точностью до дня);
Биологический – совокупность морфофункциональных признаков, зависящих от индивидуальных темпов роста и развития.

Слайд 12Критерии биологического возраста
Длина тела и ее погодовые прибавки;
Сроки прорезывания и смены

зубов;
Уровень оссификации скелета;
Сроки появления и выраженность вторичных половых признаков


Слайд 13Факторы, влияющие на здоровье детей
Генотип популяции;

Образ жизни;

Состояние окружающей среды


Слайд 15Социальные факторы
Алкоголизм родителей;
Небрежное отношение к воспитанию;
«Негармоничные» семьи (неполные семьи, внебрачные дети,

низкий доход, плохое питание, асоциальное поведение);
Неправильный режим дня ребенка (недосыпание, менее 1 часа на свежем воздухе и т.д.);
Школьная среда (планировка здания, освещенность, соответствие мебели анатомо-физиологическим особенностям, отношения в классе, с учителем).

Слайд 16Биологические факторы
Отягощенная наследственность;
Здоровье родителей;
Течение беременности и родов, заболеваемость на первом году

жизни;
Грудное вскармливание;
Тип конституции;
Пол, возраст;
Темпы физического развития.

Слайд 17Антропогенные и природные факторы
Климатические особенности местности;
Загрязнение атмосферного воздуха;
Качество питьевой воды;
Использование пестицидов

при выращивании растений;
Биогеохимические особенности регионов;
Проживание в сельской местности.


Слайд 18Медицинское обслуживание (уровни медицины)
III уровень
- лечение существующего заболевания (самый

неэффективный и экономически затратный);
II уровень
- защита от болезни больного человека или предрасположенного к заболеванию (диспансеризация, выделение групп риска, сезонные профилактические мероприятия и др.)

Слайд 19продолжение слайда
I уровень
-»наступательная профилактика», которая направлена на всю популяцию здоровых людей.
Принцип

– формирование устойчивого к любым воздействиям организма, начиная с детского возраста. В основе – ЗОЖ, т.е поведение способствующее сохранению, укреплению и восстановлению здоровья

Слайд 20Критический период – это этап перехода одного типа обмена веществ к

другому характеризующийся малой резистентностью к действию разнообразных раздражителей.

Особенности:
Бурное увеличение длины и массы тела;
Неравномерное развитие отдельных органов и систем;
Снижение адаптационных реакций (физиологическая супрессия иммунной системы);
Повышение чувствительности к экзогенным воздействиям.


Слайд 21Критические периоды развития ребенка
Период новорожденности;

Грудной период (до 1 года);

5 – 6-й годы;

12

– 15-й годы.

Слайд 22Современные тенденции в состоянии здоровья детей
Увеличивается распространенность функциональных расстройств особенно у

младших школьников (50%);
Уменьшается количество здоровых (14%) и увеличивается количество хронически больных детей (35-40%);
Наблюдается изменение структуры распространенности функциональных нарушений и хронической патологии;
Во всех возрастных группах показатели здоровья девочек и девушек хуже по сравнению со сверстниками мальчиками.


Слайд 23Структура заболеваемости по обращаемости в разных возрастных группах


Слайд 24Факторы риска
Интенсификация умственного труда (плохое усвоение учебной нагрузки, преобладание статического напряжения,

переутомление);
Гиподинамия учащихся;
Неправильная организация питания;
Неправильная организация внутришкольной среды (освещение, расстановка мебели и т.д.);
Поведенческий фактор (курение, алкоголь);
Неблагоприятный психологический климат в семье и коллективе.

Слайд 25Благоприятные (оздоровительные) социально-гигиенические факторы
Соответствие параметров окружающей среды гигиеническим нормативам;
Оптимальный двигательный режим;
Закаливание;
Сбалансированное

питание;
Рациональный суточный режим;
Здоровый образ жизни.

Слайд 26Оптимальный двигательный режим
Стимулирование процессов роста и гармоничное развитие;
Повышение неспецифической устойчивости организма

к факторам среды;
Совершенствование механизмов терморегуляции и закаливание организма.
Удовлетворение естественной потребности ребенка в движении (кинезофилию).

Слайд 27Принципы физического воспитания
Комплексность – физические упражнения + закаливание + питание;
Соответствие объема

и характера физических нагрузок возрастно-половым особенностям и функциональным возможностям;
Положительный эффект и эмоции;
Систематичность занятий;
Создание гигиенически полноценных условий внешней среды для физического воспитания.


Слайд 28Локомоции – число шагов в единицу времени;
Суточные локомоции – число шагов

за
24 часа (в тысячах);

Норма суточных локомоций (по Сухареву А.Г.) зависит от возраста и пола.

Слайд 29Ориентировочные нормы суточных локомоций
3-4 года – от 9 до 13 тыс.

шагов /сут;
5-6 лет – от 11 до 15 тыс. шагов /сут;
7 лет – от 14 до 18 тыс. шагов /сут.;
8-10 лет – от 16 до 21 тыс. шагов /сут.;
…………
…………
…………
18 лет – девушки 19-23 тыс. шагов /сут.
юноши 26-30 тыс. шагов /сут.

Слайд 30Закаливание
- комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение

его устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Слайд 31Принципы закаливания
Учет состояния здоровья детей и подростков;
Постепенность;
Систематичность и последовательность;
Комплексность;
Положительные эмоции от

процедур;
После перерывов интенсивность закаливания как в начале, но с более быстрым нарастанием.

Слайд 32Закаливающие процедуры
Общие – обливания, купание,
прогулки на свежем воздухе и т.д.;
Местные –

ножные ванны,
полоскание горла, утреннее умывание и т.д.
Специальные – массаж, гимнастика,
УФ облучение

Слайд 33Особенности питания и принципы составления рациона
Повышенный основной обмен и энерготраты

по сравнению со взрослыми;
Питание должно быть адекватным возрастным возможностям и уровню развития пищеварительного тракта;
Рациональное соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:3 (младший возраст) и 1:1:4 (старший).

Слайд 34Продолжение слайда
Режим питания от 6-7 ми до 4-х раз в сутки

с рациональным распределением энергетической ценности по отдельным приемам пищи;
На один прием пищи должно затрачиваться не менее 30 минут;
Присутствие в ежедневном рационе продуктов из 7-ми основных групп;
Объем блюд должен соответствовать возрасту ребенка и создавать чувство насыщения;



Слайд 35Продолжение слайда
Мясные и рыбные продукты включают в рацион в первую половину

дня, т.к. белковые продукты повышают уровень обмена и возбуждают нервную систему;
Завтрак и ужин должны включать не менее 2-х блюд, обед не менее 3-х блюд, полдник – напиток и сладкое;
Обязательное воспитание гигиенических навыков, связанных с едой (мытье рук, правильное поведение, сервировка стола и т.д.).




Слайд 37Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика