Введение в клиническую нейропсихологию. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия презентация

Содержание

ОРГАНИЧЕСКОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА Двигательные расстройства Вегетативные и соматические расстройства Эмоциональные и поведенческие расстройства Чувствительные расстройства Когнитивные расстройства

Слайд 1ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ НЕЙРОПСИХОЛОГИЮ. ПОНЯТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О

ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ А.Р.ЛУРИЯ

Слайд 2ОРГАНИЧЕСКОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Двигательные расстройства
Вегетативные и соматические расстройства
Эмоциональные и поведенческие расстройства
Чувствительные

расстройства

Когнитивные расстройства


Слайд 3Высшие психические функции
Высшие мозговые функции
Высшие корковые функции
Когнитивные функции
Познавательные функции
Мнестико-интеллектуальные функции

Функции, позволяющие

опознавать, сохранять, преобразовывать и передавать информацию.

Сложные функции головного мозга с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и взаимодействие с ним



Слайд 4Восприятие информации (гнозис)
Сохранение информации (память)
Речь
Двигательные навыки (праксис)
Интеллект (мышление)
Внимание



КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ

Управляющие
функции (?)


Слайд 5КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
рецепция

ощущения

представления

оперативная память




сопоставление
распознавание
эпизодическая память
действие
выбор
ЦУМ


Слайд 6НАРУШЕНИЯ ГНОЗИСА
Агнозия (дисгнозия): утрата (нарушение) способности опознавать информацию, поступающую от органов

чувств, несмотря на сохранность чувствительности. При этом больной находится в ясном сознании, сосредоточен и мотивирован.

Слайд 7НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ
Амнезия (дисмнезия): утрата (нарушение) способности запоминать, сохранять или воспроизводить информацию.

При этом больной находится в ясном сознании, сосредоточен и мотивирован.

Слайд 8НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Афазия (дисфазия): утрата (нарушение) способности к вербальной коммуникации из-за расстройства

понимания обращённой речи и/или трудностей построения речевого высказывания. При этом больной находится в ясном сознании, сосредоточен и мотивирован.

Слайд 9НАРУШЕНИЯ ПРАКСИСА
Апраксия (диспраксия): утрата (нарушение) способности выполнения произвольных движений при отсутствии

парезов, нарушений координации и других первичных двигательных дефектов. При этом больной находится в ясном сознании, сосредоточен и мотивирован.

Слайд 10УПРАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ
син. – регуляторные функции, «исполнительные функции» (англ. – executive functions)
Управляющие

функции – функции головного мозга, позволяющие произвольно выбирать цель деятельности, разрабатывать программу для достижения поставленной цели, контролировать её выполнения и корригировать в зависимости от промежуточных и конечных результатов деятельности.

Слайд 11ВНИМАНИЕ
способность к сосредоточению и поддержанию активной умственной деятельности в течение необходимого

времени (непроизвольное внимание)
способность фокусировать психическую активность на одной или нескольких задачах (произвольное внимание)

Слайд 12ИНТЕЛЛЕКТ

способность понимать, воспринимать, мобилизовать и конструктивно перерабатывать ранее приобретенные знания в

новой ситуации
способность к анализу информации, выявлению сходств и различий, общего и частного, главного и второстепенного, построению логических умозаключений, решению задач

Слайд 13Средневековые представления о трех сферических желудочках мозга (рисунок Леонардо Да Винчи)


Слайд 14Франц Галль (Franz Joseph Gall) (1758—1828)
Австрийский врач и анатом, создал учение

- френологию - основанное на том, что различные психические способности (ум, память и др.) локализуются в определенных областях головного мозга, которым соответствуют «шишки» и другие рельефы на поверхности черепа.

Слайд 15Френологические карты Ф.Галля


Слайд 16Карта локализации психических функций в мозге человека, составленная К.Клейстом (пример узкого

локализационизма)

Слайд 17ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВМФ
Локализационизм
Каждая высшая мозговая функции имеет локализацию
Эквипотенциализм
Различные

отделы головного мозга равнозначны и взамозаменяемы

Слайд 18К. Лэшли (1890—1958)
американский психофизиолог и нейропсихолог, сторонник бихевиоризма. Занимался проблемой мозговой

локализации психических функций, используя метод удаления у животных различных частей головного мозга. Первоначально сформулировал положение об эквипотенциальности (равноценности) любых частей мозга в выработке навыков и решении интеллектуальных задач. В дальнейшем отказался от этой позиции.

Слайд 19Высшие психические функции не могут быть локализованы в отдельных областях мозга,

а реализуются как результат взаимодействия большого количества мозговых структур.


Л.С. Выготский (1896-1934) А.Р. Лурия (1902-1977)


Слайд 20ТРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЛОКА ПО А.Р.ЛУРИЯ
блок активации
блок программирования,
регуляции и контроля
блок приема, переработки

и хранения информации

Слайд 21БЛОК АКТИВАЦИИ


Слайд 22КОГНИТИВНЫЕ СИМПТОМЫ ПАТОЛОГИИ СТВОЛОВО –ПОДКОРКОВЫХ СТРУКТУР
Увеличение времени реакции, снижение активности
Замедленность

мнестико-интеллектуальных процессов
Трудности концентрации внимания, сосредоточения, повышенная утомляемость
Нарушение «закона силы»
Отвлекаемость

Слайд 23«НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ» КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ
син. динамическая когнитивная дисфункция,
Замедленность, заторможенность
Трудности концентрации, повышенная утомляемость
Флюктуации

когнитивной деятельности
Нарушение цикла «сон-бодрствование»
Увеличение медленноволновой активности на ЭЭГ

Слайд 24АНАТОМИЯ ПАМЯТИ


Слайд 25БЛОК ПРИЁМА, ОБРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ


Слайд 26Первичные, вторичные и третичные корковые поля






- Первичные корковые поля
- Вторичные корковые поля
- Третичные корковые поля





Слайд 27ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ («ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ») КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ
Затылочная доля
Нарушение зрительного гнозиса
Нарушение зрительной памяти
Височная доля
Нарушение слухового

гнозиса
Нарушение понимания речи
Нарушение слухо-речевой памяти
Теменная доля
Нарушение кинестетического (соматического) гнозиса
Нарушение праксиса, кинестетическая (идеомоторная) апраксия (апраксия Липмана)
Нарушение двигательной памяти

Слайд 28БЛОК РЕГУЛЯЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Слайд 29РЕГУЛЯЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ («УПРАВЛЯЮЩИЕ» ФУНКЦИИ»)


Слайд 30ФРОНТО-СТРИАРНЫЕ КРУГИ




ЛОБНАЯ КОРА
СТРИАТУМ
БЛЕДНЫЙ ШАР/ЧЕРНОЕ ВЕЩЕСТВО
ТАЛАМУС


Слайд 31МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Речь
Формально-логические операции
Левое полушарие
Целостное восприятие
Образное мышление
Правое полушарие


Слайд 32ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КН

Когнитивные нарушения


Возрастные
изменения
Дисметаболические
нарушения
Психогенные расстройства

Органическое
заболевание
головного
мозга


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика