Теория морфогенеза Алана Тьюринга презентация

Содержание

Цель: Предложить перспективный метод исправления врожденных аномалий развития

Слайд 1Задача#5
Теория морфогенеза Алана Тьюринга находит подтверждение во многих работах современных ученых.

Как в скором будущем можно использовать теорию Тьюринга для исправления врожденных аномалий развития (например, фокомелии)? Четко опишите главные принципы предложенного Вами метода. Какие условия необходимы, чтобы Ваша идея могла быть реализована на практике?

nonSTop
[ВГМУ им.Н.Н.Бурденко]
Чуян А.О.


Слайд 2Цель:

Предложить перспективный метод исправления врожденных аномалий развития


Слайд 3Задачи:

Обосновать механизм действия предложенного метода на примере конкретного заболевания
Предложить возможный алгоритм

реализации идеи на практике

Слайд 4Теория морфогенеза Алана Тьюринга
В 1952 году Алан Тьюринг, английский математик, известный своими работами

в области криптографии и информатики, опубликовал работу под названием «Химические основы морфогенеза».

В своей работе он привел математическую модель, в которой два вещества (морфогена) могут создавать разнообразные сложные структуры путем самоорганизации.



Два динамически взаимодействующих вещества


Слайд 5Теория морфогенеза Алана Тьюринга


АКТИВАТОР
ИНГИБИТОР

В основе модели Тьюринга лежит реакционно-диффузионный механизм
В тканях

имеется два вещества, которые распространяются с разной скоростью и взаимодействуют друг с другом

Слайд 6Теория морфогенеза Алана Тьюринга


АКТИВАТОР
ИНГИБИТОР


В основе модели Тьюринга лежит реакционно-диффузионный механизм
В тканях

имеется два вещества, которые распространяются с разной скоростью и взаимодействуют друг с другом

Слайд 7Теория морфогенеза Алана Тьюринга


АКТИВАТОР
ИНГИБИТОР




В основе модели Тьюринга лежит реакционно-диффузионный механизм
В тканях

имеется два вещества, которые распространяются с разной скоростью и взаимодействуют друг с другом

Слайд 8





Такая система в зависимости от параметров (силы взаимных влияний и скоростей

диффузии)


Спонтанно порождает разнообразные «рисунки» изменения концентраций в пространстве (как подвижных, вроде бегущих волн, так и стационарных).


Слайд 9Предполагается, что реакционно-диффузионные механизмы лежат в основе формирования пятен на шкуре леопарда,

полосок зебры и других замысловатых узоров и орнаментов

Слайд 10Новое исследование, выполненное биологами из Испании, Канады и США, показало, что реакционно-диффузионный

механизм отвечает и за формирование пальцев у позвоночных.

Модель Тьюринга, описывающая формирование пальцев, состоит из трех компонентов

Bmp

Wnt

Sox9


Слайд 11Новое исследование, выполненное биологами из Испании, Канады и США, показало, что реакционно-диффузионный

механизм отвечает и за формирование пальцев у позвоночных.

Модель Тьюринга, описывающая формирование пальцев, состоит из трех компонентов

активирует в зачатках пальцев рост самих пальцев

ингибирует рост ткани между пальцами, отвечает за толщину пальцев, промежутки между ними

основной транскрипционный фактор


Слайд 12Новое исследование, выполненное биологами из Испании, Канады и США, показало, что реакционно-диффузионный

механизм отвечает и за формирование пальцев у позвоночных.

Модель Тьюринга, описывающая формирование пальцев, состоит из трех компонентов

активирует в зачатках пальцев рост самих пальцев

ингибирует рост ткани между пальцами, отвечает за толщину пальцев, промежутки между ними

основной транскрипционный фактор


организация паттерна из полос


Слайд 13Также следует учитывать влияние FGF и Hoxd13, которые участвуют в формировании

пальцев

FGF образует градиент в зачатке конечности, концентрируясь на кончиках будущих пальцев и увеличивая расстояние между зонами экспрессии Wnt и Sox9. Это объясняет то, почему наши пальцы немного расходятся, а не расположены параллельно друг другу.

Hox-гены (в частности Hoxa13 и Hoxd11-13) считаются важными регуляторами процесса формирования пальцев. При их отключении число пальцев может увеличиваться 



Слайд 14
организация паттерна из полос с зонами формирования пальцев
FGF
Hoxd13



Слайд 15
Компьютерное моделирование формирования пальцев на основе модели взаимодействия Bmp, Wnt и

Sox9

Sox9 (красный) формирует случайно ориентированные полосы, когда в моделировании не учитываются другие факторы.



Слайд 16
Компьютерное моделирование формирования пальцев на основе модели взаимодействия Bmp, Wnt и

Sox9

Добавление в модель влияния Hoxd13 приводит к тому, что Sox9 формирует четкие параллельные полосы, но при этом также возникает ветвление пальцев (отмечено стрелкой).



Слайд 17
Компьютерное моделирование формирования пальцев на основе модели взаимодействия Bmp, Wnt и

Sox9

Под влиянием FGF формируются радиально идущие полосы Sox9. 



Слайд 18Компьютерное моделирование формирования пальцев на основе модели взаимодействия Bmp, Wnt и

Sox9

Совместное влияние FGF и Hoxd13 на систему Sox9-Bmp-Wnt приводит к появлению пяти полос Sox9, соответствующих зонам будущих пальцев 



Слайд 19 При удалении Bmp из системы Sox9 не будет активен, и пальцы не будут формироваться.


Если отключить Wnt, Sox9 будет активен везде, и промежутков между пальцами не появится.
Если же одновременно убрать Bmp и Wnt, то Sox9 будет формировать полосы, но их число уменьшится.

Слайд 20Таким образом, доказано, что совместная работа трех найденных морфогенов Тьюринга приводит

к формированию пяти пальцев.


Число пальцев зависит от физических закономерностей, описывающихся моделью Тьюринга: скорости, с которой молекулы-морфогены распространяются по ткани, силе их взаимодействия и скорости роста зачатка конечности. Если молекулы будут диффундировать быстрее, промежуток между пальцами будет увеличиваться, поэтому пальцев станет меньше. Если зачаток конечности станет больше на 20%, а все остальное останется прежним, неожиданно появится место для еще одного пальца. Такие случаи часто встречаются среди животных и людей и известны как полидактилия.


Слайд 21Применение теории Тьюринга можно найти в лечении врожденных пороков кисти
Наиболее часто

встречающиеся врожденные аномалии развития кисти можно объединить в следующие клинические группы:

Гипоплазии – относятся все аномалии, сопровождающиеся разной степенью недоразвития анатомических структур кисти – скелета, мышц, сосудов, сухожилий, суставно-связочного аппарата: синдактилия, брахидактилия, камптодактилия, амниотические деформации, эктродактилия, олигодактилия, гипоплазия большого пальца.

Гиперплазии – объединены все врожденные аномалии, сопровождающиеся наличием добавочных анатомических структур или их гипертрофии: полидактилия, гиперфалангия, макродактилия, гигантизм, слоновость.

Синдромы – выделены все врожденные аномалии кисти гипо- и гиперпластического типа в сочетании с комплексом типичных врожденных дефектов развития других локализаций организма: артромиодисплазия, акроцефалосиндактилия, окулодентодигитальный, орофациодигитальный, остеоониходисплазия, а также синдромы: Робена, Поланда, Марфана, Шарко-Мари-Тута, Маффучи и др.

Слайд 22


В качестве примера используем брахидактилию
Брахидактилия – врожденное недоразвитие кисти, укорочение

или отсутствие одной или нескольких фаланг (брахифалангия), изолированное или множественное укорочение пястных костей (брахиметакарпия).

Для предотвращения развития данного порока необходимо в критичный для верхней конечности период эмбриогенеза (с 4 по 8 неделю) обеспечить три волны концентраций морфогенов, отвечающих за нормальное развитие кисти, в области зачатков верхних конечностей

Wnt

Bmp

Sox9

FGF

Hoxd13



Слайд 23Для реализации данного метода необходимо множество условий:
1) Раннее прогнозирование рождения ребенка

с врожденным пороком кисти (совершенствование службы медико-генетической консультации)

2) Применение ранее описанного метода корректировки формирующихся пороков кисти при помощи ЛС в форме капсулы-импланта, содержащей синтезированные при помощи биоинженерии Wnt, Bmp, Sox9, FGF, Hoxd13, обеспечивающей непрерывные волны концентраций вышеуказанных веществ-морфогенов.

3) В случае увеличения количества пальцев, свыше 5 (как пример), произошедшего при неудачном подборе дозы – хирургическая корректировка.

4) Дозировка определяется индивидуально, при помощи компьютерного моделирования.


Слайд 24Вывод:

Применение теории Тьюринга в исправлении врожденных аномалий человека обладает большой перспективой,

учитывая то, что не требуется вмешательств в генотип человека и есть возможность корректировать развитие любых органов и частей тела и предотвращать развитие аномалий, если выяснены необходимые морфогены.

Слайд 25Список используемой литературы
1. Alan Mathison Turing. The Chemical Basis of Morphogenesis  // Philosophical

Transactions of the Royal Society of London.Series B, Biological Sciences. V. 237. No. 641 (Aug. 14, 1952). Pp. 37–72.

2. Shigeru Kondo, Takashi Miura. Reaction-Diffusion Model as a Framework for Understanding Biological Pattern Formation // Science. 2010. V. 329. P. 1616–1620.

3. Белинцев Б.Н. Диссипативные структуры и проблемы биологического формообразования. // Успехи физических наук, 1983, т. 141, вып. 1, с. 55-101.

4. Романовский Ю.М., Степанова Н.В., Чернавский Д.С. Математическая биофизика. - М.: Наука, 1984. И. Эпстейн, К. Кастин, П. де Кеппер, М. Орбан. Колебательные химические реакции, "В мире науки", 1983, № 5, с. 72. 

5. Jing Zhang, Purva Wagh, Danielle Guay, Luis Sanchez-Pulido, Bhaja K. Padhi, Vladimir Korzh, Miguel A. Andrade-Navarro, Marie-Andrée Akimenko. Loss of fish actinotrichia proteins and the fin-to-limb transition // Nature. Advance online publication 23 June 2010.

6. Raspopovic J., Marcon L., Russo L., Sharpe J. (2014). Digit patterning is controlled by a Bmp-Sox9-Wnt Turing network modulated by morphogen gradients. Science 345, 566–570; 


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика