Теория и технология оздоровительно-рекреационной двигательной активности человека презентация

Содержание

ПЛАН Общая характеристика двигательной активности человека. Оздоровительно-рекреационная двигательная активность: определение, значение и условия вовлечения. «Теория и технологии оздоровительно-рекреационной двигательной активности» как научной и учебной дисциплины.

Слайд 1Національний університет фізичного виховання і спорту України
Введение в «Теорию и Технологии

оздоровительно-рекреационной двигательной активности человека»

Слайд 2ПЛАН
Общая характеристика двигательной активности человека.
Оздоровительно-рекреационная двигательная активность: определение, значение и условия

вовлечения.
«Теория и технологии оздоровительно-рекреационной двигательной активности» как научной и учебной дисциплины.

Слайд 3ЛИТЕРАТУРА
Бальсевич В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В. К.

Бальсевич. М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.
Дутчак М.В. Спорт для всіх в Україні: теорія та практика / М. В. Дутчак. – К.: Олімпійська література, 2009. – 279 с.
Физическая активность и здоровье в Европе: аргументы в пользу действий. – Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2007. – 45 с.
Хоули Э. Т. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса / Э. Т. Хоули, Б. Дон Френкс. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 375 с.

Слайд 4 В соответствии с положениями диалектики:

движение это способ существования материи;
двигательная

активность определяется как главный признак жизни.

Слайд 5 Общепринятым является определение двигательной активности (physical activity) как любой работы, которая

осуществляется скелетными мышцами человека и приводит к затратам энергии сверх уровня, характерного для состояния покоя организма.


Слайд 6 Двигательная активность является результатом деятельности организма человека как живой системы начиная

с уровня клетки и до уровня центральной нервной системы. Она обеспечивается многочисленными морфологическими и функциональными системами организма и регулируется соответствующими физиологичными механизмами. Любое двигательное действие может быть осуществлено благодаря развертыванию необходимых биохимических процессов для его энергообеспечения.

Слайд 7
Двигательная активность человека объединяет:
рефлекторные телесные действия;
целенаправленные движения.

Роль первых, в большей степени,

заключается в «запуске» двигательного потенциала человека, который осуществляется еще во внутриутробном периоде и в первые месяцы после рождения.

Слайд 8 Осознанная двигательная активность человека в зависимости от целей и условий реализации

классифицируется как:

двигательная активность в образовательной сфере;
двигательная активность в процессе трудовой деятельности;
двигательная активность в быту;
двигательная активность в лечебных целях;
двигательная активность во время досуга.

Слайд 9 В зависимости от особенностей использования различают:

повседневную двигательную активность;
специально-организованную двигательную активность.


Слайд 10 На современном этапе развития цивилизации благодаря интенсивному развитию автоматизации производственных процессов

и бытового обслуживания наблюдается стойкая тенденция к гипокинезии (ограничению уровня двигательной активности), которая сопровождается гиподинамией, то есть уменьшением величины мышечных усилий для обеспечения жизнедеятельности организма.

Слайд 11 Если, еще в середине ХІХ ст. из всей энергии, которая производилась

и тратилась на земле, 96% обеспечивалось мускульной деятельностью людей и домашних животных, а остальные – это паровые машины, водяные колеса, ветряные мельницы и тому подобное, то уже в конце ХХ ст. мышцы генерируют лишь один процент всей энергии в мире. В настоящий момент двигательная активность на рабочем месте и в быту сведена к минимуму. В результате углубляется конфликт между биологической сущностью человека и условиями жизни, которые он создает.

Слайд 12 Гипокинезия опасна тем, что вначале человек не только не замечает какой-либо

угрозы для здоровья, но субъективно даже чувствует себя «комфортнее».

Однако, следует вспомнить слова известного немецкого поэта и мыслителя начала ХІХ ст. Иоганна Гете, который писал, что природа не знает остановки в своем движении и карает всякую бездеятельность.
Древнегреческий философ Аристотель еще в І ст. до н.э. говорил, что ничто так не истощает и не разрушает организм, как длительная бездеятельность.

Слайд 13 Дефицит двигательной активности оказывает негативное влияние на организм человека.
Гипокинезия предопределяет

более 6% смертности в мире (ежегодно свыше 3,2 млн. случаев), она признана в качестве четвертого по значимости фактора риска смертности в мире. В Европе гипокинезия влечет за собой около 3,5% заболеваемости и до 10% смертности.
Сидячий образ жизни негативно влияет прежде всего на функционирование сердечнососудистой системы и повышает риск развития соответствующих заболеваний, которые являются причиной более чем 60% случаев преждевременной смертности в Украине.


Слайд 14 Для преодоления негативного влияния гипокинезии первоочередное значение приобретает обеспечение надлежащего объема

и интенсивности двигательной активности различной направленности. Очевидно, что повышая уровень двигательной активности образовательной, трудовой, бытовой и лечебной направленности необходимо заботиться об их оздоровительном эффекте. Вместе с этим приоритетным здесь все же остается решение разнообразных утилитарных тематических задач.

Слайд 15 Двигательная активность во время досуга имеет наилучшие потенциальные возможности для обеспечения

активного отдыха, повышения функциональных возможностей и укрепления здоровья человека, без вреда его организму и неоправданного риска. Именно такая двигательная активность и является оздоровительно-рекреационной.

Слайд 16 Оздоровительно-рекреационная двигательная активность – это специально организованная двигательная активность надлежащего объема

и оптимальной интенсивности, формы, и виды которой добровольно избираются и реализуются человеком во время досуга с целью восстановления работоспособности, уменьшения риска развития хронических заболеваний и ведения здорового образа жизни.

Слайд 17 Оздоровительно-рекреационная двигательная активность положительно влияет на все органы и системы организма

человека, повышая их функциональные возможности, увеличивая резервы функционирования и возможности противостояния негативным влияниям окружающей среды, стиля жизни, и т.п. Двигательная активность в органическом единстве с другими компонентами здорового образа жизни обладает существенным благотворным эффектом как для конкретного человека, так и для общества в целом.

Слайд 18 Наиболее значимый оздоровительный эффект двигательной активности заключается в снижении риска развития

сердечнососудистых заболеваний. В частности, риск развития ишемической болезни сердца у людей, которые ведут малоподвижный образ жизни, почти вдвое более высокий, чем у физически активных.

Двигательная активность способствует также предотвращению инсульта и положительно влияет на многие факторы риска развития сердечнососудистых заболеваний, в том числе на артериальное давление и содержание холестерина в крови.

Слайд 19 Избыточная масса тела и ожирение. Низкий уровень двигательной активности является одной

из важных причин резкого роста ожирения в мире. Доказано, что благодаря адекватному уровню двигательной активности, можно поддерживать оптимальную массу тела и даже в случае необходимости добиваться снижения веса (целесообразно применять увеличенный в два раза объем двигательной активности). Это особенно важно для лиц, которые имеют избыточную массу тела или ожирение.

Слайд 20 Сахарный диабет. Двигательная активность способствует предупреждению диабета 2-го типа. Сейчас доказано,

что на определенном этапе развития сахарного диабета 2-го типа нельзя обойтись без инсулина, поэтому вместо термина «инсулиннезависимый диабет» используют термин «сахарный диабет 2 типа».
Для физически активных людей риск приблизительно на 30% ниже, чем для лиц, которые ведут сидячий образ жизни. К снижению риска развития диабета 2-го типа приводит как умеренная интенсивность, так и высокоинтенсивная двигательная активность. В обоих случаях принципиально важным является регулярный характер такой активности.

Слайд 21 Злокачественные новообразования. У людей, которые имеют достаточный уровень двигательной активности приблизительно

на 40% меньшим является риск развития рака прямой кишки. Уровень двигательной активности коррелирует со снижением риска развития рака молочной железы у женщин, а также оказывает защитный эффект относительно рака предстательной железы у мужчин.

Слайд 22 Состояние костно-мышечной системы. Двигательная активность способствует повышению плотности костной ткани и

предупреждению остеопороза. У пожилых людей двигательная активность способствует удержанию на должном уровне мускульной силы и гибкости, что позволяет им лучше справляться с выполнением повседневных жизненных потребностей, а также снижает риск падений и переломов шейки бедра.

Слайд 23 Психологическое состояние. Двигательная активность во многом имеет такой же эффект как

и антидепрессанты. Она снижает проявления депрессии, а иногда стресса и тревоги.
Регулярная двигательная активность имеет и другие позитивные эффекты психологического и социального характера, которые, в свою очередь, целебно влияют на здоровье. Так, например, она помогает социализации детей и молодежи, формированию позитивной самооценки у женщин, развитию самоутверждения и в целом способствует повышению качества жизни человека.

Слайд 24 Позитивное социальное влияние. Активный образ жизни побуждает людей к общению между

собой, активной общественной позиции, познанию окружающей среды. Двигательная активность способствует приобретению новых навыков, новым встречам и знакомствам, толерантности в отношениях, взаимному уважению, что, безусловно, снижает уровень преступности и асоциального поведения.

Слайд 25 Влияние на экономику. Оздоровительно-рекреационная двигательная активность позволяет аккумулировать значительные экономические ресурсы,

утраченные посредством гипокинезии. Так, в Швейцарии прямые расходы на компенсацию малоподвижного образа жизни людей составляют 1,1-1,5 млрд. евро. В целом в странах Европейского Союза убытки национальных экономик от отсутствия достаточной двигательной активности – 150-300 евро на каждого человека в год. Экономические потери от недостаточной двигательной активности населения в США в конце ХХ ст. составили 24,3 млрд. долларов США в год.

Слайд 26 По данным ВООЗ в 2002 г. низкий уровень двигательной активности стал

причиной 1,9 млн. смертей в мире, 19 млн. случаев нетрудоспособности и приблизительно 22% всех случаев заболеваний коронарных сосудов сердца.
В Великобритании экономические потери, вызванные физической инертностью населения и отсутствием больных людей на рабочих местах, составляют 1,9 млрд. фунтов стерлингов в год. Повышение же уровня двигательной активности британцев лишь на 10% помогло существенно уменьшить заболеваемость и позволило снизить уровень смертности на 6 тыс. человек в год.

Слайд 27 Российские специалисты установили, что один рубль, инвестированный в создание условий и

вовлечение населения в оздоровительно-рекреационную двигательную активность, сохраняет ресурсов здоровья на 42 рубля, а в рациональное питание – на 64 рубля. Одновременное применение этих двух факторов дает эффект в 102 рубля. В то же время аналогичные инвестиции в традиционную медицину влекут сохранение ресурсов здоровья нации всего на 6 рублей, в санаторно-курортное лечение – на 18 рублей, в медицинскую реабилитацию – на 30 рублей. Безусловно, приведенное обстоятельство указывает на существенную экономическую выгодность двигательной активности для сохранения здоровья.

Слайд 28 Влияние двигательной активности на соблюдение человеком и других факторов здорового образа

жизни. Двигательная активность является генерирующим фактором в системе здорового способа. Вовлечение человека в двигательную активность положительно влияет на его поведение относительно соблюдения и других требований здорового образа жизни – рационального питания, отказа от курения, злоупотребления алкоголем.

Слайд 29 В целом оздоровительно-рекреационная двигательная активность – это настолько благотворная характеристика образа

жизни, с таким мощным потенциалом для улучшения индивидуального и общественного здоровья и с таким незначительным риском, что вопрос вовлечения в нее должен стать приоритетным как для каждого лица, так и для государства.

Слайд 30 Эффективность вовлечения конкретного лица в оздоровительно-рекреационную двигательную активность зависит от комплексного

сочетания индивидуальных характеристик, а также факторов, микро- и макросреды. Нужно учитывать, что отдельные из детерминант активного образа жизни – такие, как например, климатические условия или наследственность, возраст, пол, географическое положение, – изменить практически невозможно.

Слайд 31 Макросреда. Направленность гуманитарной политики государства. Стимулирование человека к двигательной активности на

уровне государства (налоговые льготы, социальная реклама, создание условий). Отмечается прямая зависимость уровня двигательной активности от социально-экономического статуса лица. У менее обеспеченных людей, как правило, меньше свободного времени, ограниченный доступ к местам активного отдыха, жилищная среда не способствует двигательной активности.

Слайд 32 Микросреда. Европейский регион становится все более урбанизированным. 80% население в странах

с высоким уровнем доходов и 64% – в странах со средними и низкими доходами проживают в городах. А это предопределяет целый ряд ограничений относительно доступности двигательной активности (планирование городов, значительные расстояния между различными объектами, доминирующая позиция автотранспорта и т.п.). Интернет, телевидение, видеоигры, занимают большую часть свободного времени современного человека.

Слайд 33 Индивидуальные позитивные факторы, которые стимулируют вовлечение людей в оздоровительно-рекреационную двигательную активность:

вера

человека в возможность вести активный образ жизни;
стремление заниматься оздоровительно-рекреационной двигательной активностью;
получение удовольствия от двигательной активности;
уровень субъективного восприятия состояния своего здоровья или физической подготовленности;

Слайд 34 Индивидуальные позитивные факторы, которые стимулируют вовлечение людей в оздоровительно-рекреационную двигательную активность:

само

мотивация;
социальная поддержка лиц, которые в ней нуждаются;
ожидание будущей пользы от двигательной активности;
субъективное ощущение пользы, полученной в результате двигательной активности.

Слайд 35
Субъективные преграды относительно вовлечения лиц в оздоровительно-рекреационную двигательную активность:

низкий статус здоровья

и физической подготовленности в общей системе ценностных ориентаций человека;
ощущение дефицита времени;
человек считает, что он не относится к «спортивному типу»;
опасение за личную безопасность;
ощущение усталости и желание в свободное время просто пассивно отдохнуть и расслабиться;
характеристики само восприятия (например, когда человек считает, что он и так достаточно активен).

Слайд 36 На протяжении последних 50 лет с нарастающей интенсивностью формируется система знаний

о двигательной активности во время досуга в таких научных дисциплинах:

Теория и методика физического воспитания;
Теория физической культуры;
Теория и методика оздоровительной физической культуры;
Теория и методика физической рекреации;
Теория двигательной активности;
Кинезиология;
Общая теория спорта для всех.

Слайд 37 «Теория и технологии оздоровительно-рекреационной двигательной активности» как научная дисциплина включает:

идеи, концепции,

выводы и обобщения относительно характеристики, объяснения и прогнозирования закономерностей, отдельных особенностей и социальной реальности функционирования и последующего развития в обществе оздоровительно-рекреационной двигательной активности.

Слайд 38 Основная задача «Теории и технологий оздоровительно-рекреационной двигательной активности» как научной дисциплины:

научное

обоснование теории, концепций и технологий вовлечения населения в оздоровительно-рекреационную двигательную активность.


Слайд 39 Объект «Теории и технологий оздоровительно-рекреационной двигательной активности»:

специально-организованная двигательная активность во время

досуга.



Слайд 40 Основная проблематика и предмет «Теории и технологий оздоровительно-рекреационной двигательной активности»:
обобщение практического

опыта и интегральное осмысление сущности процессов вовлечения населения в оздоровительно-рекреационную двигательную активность;
выявление методологических принципов, которые позволяют на научной основе трактовать и объяснять разные вопросы относительно структуры, задач, функций, форм и видов, оздоровительно-рекреационной двигательной активности;

Слайд 41 Основная проблематика и предмет «Теории и технологий оздоровительно-рекреационной двигательной активности»:
установление закономерностей

и особенностей взаимосвязи оздоровительно-рекреационной двигательной активности и здорового образа жизни;
разработка технологий формирования и поддержания интереса человека к оздоровительно-рекреационной двигательной активности;
обоснование инновационных механизмов внедрения оздоровительно-рекреационной двигательной активности в жизнедеятельность лиц разного возраста и социального статуса;


Слайд 42 Основная проблематика и предмет «Теории и технологий оздоровительно-рекреационной двигательной активности»:
усовершенствование нормативно-правовых

и организационно-управленческих основ оздоровительно-рекреационной двигательной активности;
изучение истории формирования и развития системы оздоровительно-рекреационной двигательной активности на международном и национальном уровнях;
использование двигательной активности для профилактики факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний.


Слайд 43«Теория и технологии оздоровительно-рекреационной двигательной активности» взаимодействует с такими научными и

учебными дисциплинами:

материалистическая диалектика; логика; педагогика; психология; физиология; медицина; общая теория здоровья; рекреология; социология досуга; теория и методика физического воспитания; теория и методика отдельных видов спорта; социология спорта; менеджмент, маркетинг и экономика спорта; государственное управление в сфере физической культуры и спорта и другими.


Слайд 44 «Теория и технологии оздоровительно-рекреационной двигательной активности» как учебная дисциплина
используется для обучения

студентов в образовательной отрасли “Физическое воспитание, спорт и здоровье человека”, прежде всего в направлении “Здоровье человека”.
Эта дисциплина является базовой и относится к циклу фундаментальной подготовки будущих фитнес-тренеров, специалистов по рекреации, инструкторов аэробики, консультантов по вопросам здорового образа жизни, специалистов по физической реабилитации.

Слайд 45 Задачи учебной дисциплины «Теория и технологии оздоровительно-рекреационной двигательной активности»
формирование у студентов

целостного представления о теоретических принципах оздоровительно-рекреационной двигательной активности, лучший мировой опыт вовлечения различных групп населения, особенности развития в Украине;
овладение и усвоение студентами теоретических знаний относительно системы оздоровительно-рекреационной двигательной активности (основная цель, задачи, функции, структура) и касательно видов составляющих ее компонентов;

Слайд 46 Задачи учебной дисциплины «Теория и технологии оздоровительно-рекреационной двигательной активности»
формирование у студентов

профессиональных компетентностей относительно:
самостоятельного анализа и решения проблем, которые возникают в процессе вовлечения населения в оздоровительно-рекреационную двигательную активность;
использование современных технологий оздоровительно-рекреационной двигательной активности;
проектирование и реализация программ вовлечения различных групп населения в оздоровительно-рекреационную двигательную активность.

Слайд 47Структура учебной дисциплины «Теория и технологии оздоровительно-рекреационной двигательной активности»
Содержательный модуль

І. «Теоретические принципы оздоровительно-рекреационной двигательной активности»: введение в дисциплину; система оздоровительно-рекреационной двигательной активности: основная цель и задачи, функции и структура; передовой международный опыт; методологические принципы формирования системы в Украине; нормативно-правовые и экономические основы оздоровительно-рекреационной двигательной активности.

Слайд 48Структура учебной дисциплины «Теория и технологии оздоровительно-рекреационной двигательной активности»
Содержательный модуль

ІІ. «Технологические основы оздоровительно-рекреационной двигательной активности»: технологии оценивания уровня двигательной активности; методические принципы кондиционной тренировки; технологические основы оздоровительного фитнеса, спорта для всех и физической рекреации; технологические особенности вовлечения различных групп населения в оздоровительно-рекреационную двигательную активность.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика