Социальная медицина презентация

Содержание

Слайд 1Соціальна медицина та організація охорони здоров’я як наука
Лектор:
канд.мед.наук, доцент

Пономарьова Лілія Іванівна

Слайд 2 Социальная медицина – это самостоятельная наука, сформировавшаяся в конце 19-го столетия,

изучающая закономерности общественного здоровья и систему здравоохранения

Определение предмета


Слайд 3Первым примером практического применения методов социальной медицины можно считать раздел Законов

Хаммурапи (2000 лет до н.э.), состоящий из 282 «…справедливых законов, которые могущественный и справедливый царь установил для защиты слабых, угнетенных, вдов и сирот…»
В 17 веке англичане Джон Граунт (1620-1674) и Вильям Петти (1623-1687) внедрили статистику в медицинскую практику (в изучение демографических процессов)

История предмета


Слайд 4В 18 веке на медицинских факультетах Западной Европы начинают впервые включать

как отдельный раздел в состав той или иной медицинской дисциплины, чаще в судебную медицину, так называемую медицинскую полицию, которая освещала санитарные мероприятия общественного характера.
Медицинская полиция стала первым обобщением представлений об обязанностях государства по охране здоровья своих граждан, главным образом в виде полицейских актов и запретов.

История предмета


Слайд 5Идеи медицинской полиции развивались в России многими учеными, в частности Е.

Мухиным, П. Пелехиным, Ф. Керестури, который начал систематическое преподавание медицинской полиции в России.
Последнюю, дополненную медико-топографическими и статистическими описаниями, следует рассматривать как ближайшую предшественницу социальной медицины.

История предмета


Слайд 6 Основателем социальной медицины в мире считается австрийский врач клиницист и гигиенист

Иоганн Петер Франк (1745-1821), который в своем труде «Система совершенной медицинской полиции» отделил вопросы общественной охраны здоровья, провозгласил потребность создания рационального законодательства для борьбы с массовыми заболеваниями, организации лечения и родовспоможения, пропаганды гигиенических навыков среди населения.


История предмета


Слайд 7И.П.Франк применил статистику для доказательства важности общественной охраны здоровья, и также

разработал модель системы медицинской опеки «от коляски до могилы». То есть он впервые обосновал и научно разработал идею государственной организации медицинской помощи.

И.П.Франк внес большой вклад в развитие медицинской и общественной науки в России: в 1805-1808 гг. он был ректором Петербургской медико-хирургической академии, где развивал свои идеи общей медицинской полиции.

История предмета


Слайд 8Особые заслуги в борьбе за внедрение в жизнь оздоровительных мероприятий государственного

характера принадлежат англичанам С.Смиту (1788-1861) и Е.Чедвику (1800-1890).

Под их влиянием в Англии было создано Генеральное управление здоровья (1848), где начался научный анализ статистических ведомостей, впервые внедрены должности санитарных врачей.

История предмета


Слайд 9Следует отметить важную роль И.Л.Данилевского, который в 1784 г. в Геттингене

защитил диссертацию «О государственной власти как опытнейшем враче». В ней Данилевский широко освещает задачи государства в деле охраны здоровья населения, особенно подчеркивает важность распространения санитарного просвещения среди населения с детства, необходимость ввести во всех школах преподавание «первооснов сохранения здоровья».
Свою диссертацию И.Л.Данилевский заканчивает таким выводом: «Излечение заболеваний, искоренение их причин необходимо ожидать не от врачей и аптекарей, а только от государственной власти».

История предмета


Слайд 10С 1903 года в Германии издается первый журнал по социальной гигиене.


В 1905 году в Берлине основано Научное общество социальной гигиены и медицинской статистики, которое способствовало созданию организаций, которые занимались вопросами охраны здоровья детей, борьбы с туберкулезом и алкоголизмом в социально-медицинском аспекте
Научные основы социальной медицины были заложены немецким ученым Алфредом Гротьяном (1869-1921), который в 1920 году организовал и возглавил в Берлине первую самостоятельную кафедру.
В своем капитальном труде «Социальная патология» А.Гротьян выделяет основные группы заболеваний с точки зрения их социальной обусловленности и обозначает пути общественной борьбы с ними.

История предмета


Слайд 11В 1874 г. 1 съезд земских врачей Херсонской области сформулировал основные

принципы организации земской медицины:
Доступность медицинской помощи для всех слоев населения;
Бесплатность медицинской помощи для пациентов;
Квалифицированность медицинской помощи;
Санитарный (профилактический) характер;
Участковый принцип организации с разворачиванием на каждом участке амбулатории и стационара;
Регистрация болезней и смертей с целью изучения их распространенности.

История предмета


Слайд 12С 1923 г. в Украине начинают проводиться массовые санитарно-демографические обследования для

получения научных данных и разработки на их основе практических оздоровительных мероприятий (размеры эпидемий тифов, изучение сельских домов, водоснабжения, условий труда, питания, санитарной грамотности).
В 1923 году организованы кафедры социальной гигиены в Харьковском, Киевском и Одесском мед.институтах, а в 1924 году – в Днепропетровском.
С середины 30-х г. наука подверглась критике, в 1941 г. кафедры переименованы в кафедры организации здравоохранения, запрещены социально-медицинские исследования и преподавание предмета.

История предмета


Слайд 13В 1966 г. социальная гигиена после 35-летнего забвения была восстановлена как

наука и предмет преподавания, кафедры переименованы в кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения.
Однако, только в 1989 г. В Украине была восстановлена работа единой научно-исследовательской институции – Института социальной гигиены и управления здравоохранением в Киеве. С 1996 г. этот институт носит название «Институт общественного здоровья».
В 1990 г. 2 съезд социальных гигиенистов Украины сменил название науки на социальная медицина и организация здравоохранения.

История предмета


Слайд 14В ХХ веке социальная медицина и организация здравоохранения выходит за рамки

национальных границ и становится международной
Проблемы здоровья и его охраны разрабатываются многими международными организациями, ведущую роль, среди которых играет ВОЗ. Эта организация является одним из подразделений ООН. Решение о ее создании принято в 1946 г., а устав ратифицирован 7 апреля 1948 г. И с тех пор этот день отмечают как Всемирный день здоровья.
Главным положением устава ВОЗ является достижение всеми народами наивысшего возможного уровня здоровья

История предмета


Слайд 15Координация международной деятельности в области охраны здоровья;
Предоставление странам необходимой информации о

здоровье людей и состоянии его охраны;
Предоставление странам помощи в вопросах охраны здоровья;
Организация работы по борьбе с эпидемическими, эндемическими болезнями другими болезнями;
Охрана психического здоровья;
Проведение систематических исследований в области охраны здоровья;
Способствование подготовке медицинских кадров.

Основные задачи ВОЗ


Слайд 16 Целью социальной медицины, экономики и организации здравоохранения является разработка и научное

обоснование социальных, медицинских и экономических мероприятий, направленных на обеспечение оптимального уровня здоровья населения и его активного долголетия

Цель изучения предмета


Слайд 17Изучение здоровья населения и процессов его восстановления
Обеспечение всесторонней характеристики изменений показателей

здоровья населения городов, областей, регионов и страны в целом
Научное обоснование условий и факторов, которые приводят к положительным и отрицательным изменениям здоровья населения различных социальных, возрастных и других групп населения

Задачи предмета


Слайд 18Разработка направлений оздоровления населения и определения принципов системы здравоохранения, ее теоретических

и организационных основ
Анализ деятельности органов и учреждений здравоохранения, создание их рациональных структур и научное обоснование наиболее целесообразных форм организации работы, проведения реформирования и реструктуризации
Составление прогнозов и планов развития системы здравоохранения с целью проведения целенаправленных мероприятий по поддержке достаточного уровня здоровья населения

Задачи предмета


Слайд 19Статистический – основной метод социальной медицины т.к. он позволяет изучить массовые

явления, касающиеся здоровья и его охраны;
Социологический – позволяет изучить социальную структуру общества и ее влияние на здоровье, методика базируется на анкетировании и интервьюировании;
Эпидемиологический – базируется на изучении многолетней динамики заболеваемости по отдельным видам патологии и заболеваний, изучении правил и законов течения эпидемий;
Экспертных оценок – с его помощью изучается качество и эффективность медицинской помощи;
Исторический – устанавливает исторические закономерности развития общественного здоровья и его охраны;

Методы социальной медицины


Слайд 20Экономический – дает возможность оценить экономическую эффективность систем медицинской помощи;
Экспериментальный –

позволяет изучать преимущества и недостатки организационных форм медицинской помощи;
Системного анализа - используется при исследовании общественных и биологических систем (совокупности взаимосвязанных частей, элементов).
Изучение общественного здоровья - представляет собой сложную, развивающуюся, динамичную систему, тесно связанную с другими системами, отраслями, областями знаний.

Методы социальной медицины


Слайд 21Разделы социальной медицины
Медицинская статистика
Общественное здоровье
Организация лечебно-профилактической помощи
Экономика здравоохранения
Менеджмент в здравоохранении



Слайд 22Разделы социальной медицины


Слайд 23Медико-статистическое исследование
Это научно-организационный процесс, в котором по единой программе проводится наблюдение

за определенными явлениями, сбор и регистрация первичных данных, их обработка и анализ.

Слайд 24Медико-статистическое исследование


Слайд 25Основные этапы медико-статистического исследования
Первый этап – в ходе выполнения данного этапа

проводится учет и регистрация изучаемых признаков и явлений, проверка собранного материала. На первой стадии также проводится разработка нескольких программ:
Программа наблюдения – перечисление зафиксированных в учетном документе признаков, которые характеризуют каждую единицу наблюдения, отбор перечня тех признаков, которые имеют наибольшее значение для планируемого исследования.
Программа разработки (сведения) материала – в процессе составления данной программы проводится проверка соответствия требованиям полученных статистических данных и размещение их в статистических таблицах.
Программа анализа данных – при составлении этой программы отбираются методы медицинской статистики, которые будут использованы для статистической обработки собранного материала.

Слайд 26Основные этапы медико-статистического исследования
Второй этап – проведение сбора медико-статистического материала для

исследования, контроль правильности сбора материала и его соответствия предъявляемым к нему требованиям.

Третий этап подразумевает шифровку данных, распределение единиц наблюдения на однородные группы, проведение расчетов по группам и сведение полученных данных в статистические таблицы, расчет производных статистических величин. На настоящий момент в связи с внедрением в повседневную жизнь компьютерной техники выполнение большинства операций третьего этапа медико-статистического исследования автоматизировано.

Слайд 27Четвертый этап включает в себя анализ полученных расчетных и статистических данных,

интерпретация и сравнение результатов.

Пятый этап – проведение литературного и графического оформления полученных результатов, подготовка их к публикации.

Основные этапы медико-статистического исследования


Слайд 28Доказательная медицина
Доказательная медицина (англ. Evidence-based medicine — медицина, основанная на доказательствах)

— это раздел медицины, основанный на доказательствах, предполагающий поиск, сравнение, обобщение и широкое распространение полученных доказательств для использования в интересах больных (Evidence Based Medicine Working Group, 1993).
Термин «Доказательная медицина» был предложен группой канадских ученых из Университета Мак-Мастера (1990).
Хотя общепринятого определения термин пока не имеет, но концепции, стоящие за ним, быстро распространяются.

Слайд 29Характерная тенденция медицины западного мира – отход от традиционной индивидуализации лечения

каждого больного («лечить не болезнь, а больного») логически завершилась преобразованием медицины в биотехнологию со стандартизацией диагностического и лечебного процесса
Известно, что многие, даже существующие длительное время медицинские традиции и «общепризнанные методы», до сих пор не были подвергнуты адекватной научной проверке. Постепенно в медицине возникали идеи, повышающие ее эффективность — например, «Золотой стандарт терапии» и «Препарат выбора»

Доказательная медицина


Слайд 30Препарат выбора
Препарат выбора — лекарственный препарат, который применяют в первую очередь

при каком-либо заболевании, наиболее часто и стандартно назначаемые при конкретном заболевании вещества.
Списки препаратов выбора для определённой категории заболеваний приводят в методических рекомендациях, которые составляют научно-исследовательские медицинские и фармацевтические институты, министерство здравоохранения и др.
Однако это словосочетание нередко используется при составлении рекламных буклетов, при продвижении новых препаратов, которые ещё практически плохо исследованы, и в действительности вовсе не могут считаться «наиболее эффективными». Поэтому к данному словосочетанию следует относиться с осторожностью.

Слайд 31Золотой стандарт терапии
Золотой стандарт терапии – единственный наиболее эффективный препарат или

врачебная манипуляция, в наибольшем количестве случаев приводящие к излечению, что доказано в РКИ

Слайд 32Принципы доказательной медицины
В основе доказательной медицины лежит проверка эффективности и безопасности

методик диагностики, профилактики и лечения в клинических исследованиях. Под практикой доказательной медицины понимают использование данных, полученных из клинических исследований в повседневной клинической работе врача.
В большинстве стран стали общепризнанными некоторые правила проведения клинических исследований, изложенные в стандартах GCP, GMP и GLP.

Слайд 33Стандарт GCP
Стандарт GCP («Good Clinical Practice», Надлежащая клиническая практика) — международный

стандарт этических норм и качества научных исследований, описывающий правила разработки, проведения, ведения документации и отчетности об исследованиях, которые подразумевают участие человека в качестве испытуемого (клинические исследования).
Соответствие исследования этому стандарту говорит о публичном соблюдении прав участников исследования, правил по обеспечению их безопасности, стремления к не нанесению вреда, а также требований к достоверности исследований.
Эти правила были инициированы в Хельсинской декларации («Declaration of Helsinki») Международной конференции по гармонизации («International Conference on Harmonisation», ICH).

Слайд 34Стандарт GMP
Стандарт GMP («Good Manufacturing Practice», Надлежащая производственная практика) — система

норм, правил и указаний в отношении производства лекарственных средств, медицинских устройств, изделий диагностического назначения, продуктов питания,пищевых добавок и активных ингредиентов.
В исследования выборочных образцов таких продуктов, которая обеспечивает пригодность к использованию лишь самих этих образцов (и, возможно, партий, изготовленных в ближайшее к данной партии время), стандарт GMP отражает целостный подход и регулирует и оценивает собственно параметры производства и лабораторной проверки.

Слайд 35Стандарт GLP
Стандарт GLP («Good Laboratory Practice», Надлежащая лабораторная практика) — система

норм, правил и указаний, направленных на обеспечение согласованности и достоверности результатов лабораторных исследований.

Слайд 36Развитие идей доказательной медицины
Международная система доказательной медицины развивается в геометрической прогрессии:

с момента ее становления в начале 90-х годов и по настоящее время число центров, монографий и форумов по проблеме исчисляется десятками, количество публикаций — сотнями.
Агентство политики здравоохранения и науки США субсидировало в 1997 сроком на 5 лет 12 таких центров, созданных при ведущих университетах и научных организациях различных штатов; растет число центров по отдельным проблемам (здоровье детей, первичная помощь, общая практика, психическое здоровье и др.).
Общим для всего направления является использование принципа доказательности на любом уровне принятия решений — от государственной программы до назначения индивидуальной терапии.
Крупнейшая мировая организация — Международное Кохрановское (Кохрейновское) Сотрудничество

Слайд 37Виды клинических исследований
Пилотное исследование предназначено для получения предварительных данных, важных для

планирования дальнейших этапов исследования (определение возможности проведения исследования у большего числа испытуемых, размера выборки в будущем исследовании, необходимой мощности исследования и т. д.).
Рандомизированное клиническое исследование, в котором пациенты распределяются по группам лечения случайным образом (процедура рандомизации) и имеют одинаковую возможность получить исследуемый или контрольный препарат (препарат сравнения или плацебо). В нерандомизированном исследовании процедура рандомизации не проводится.


Слайд 38Контролируемое (иногда используется синоним «сравнительное») клиническое исследование, в котором исследуемое лекарственное

средство, эффективность и безопасность которого до конца еще не изучены, сравнивают с препаратом, эффективность и безопасность которого хорошо известны (препарат сравнения). Это может быть плацебо (плацебо-контролируемое испытание), стандартная терапия или отсутствие лечения вообще.
В неконтролируемом (несравнительном) исследовании группа контроля / сравнения (группа испытуемых, принимающих препарат сравнения) не используется.
В более широком смысле под контролируемым исследованием имеется в виду всякое исследование, в котором контролируются (по возможности минимизируются или исключаются) потенциальные источники систематических ошибок (то есть оно проводится в строгом соответствии с протоколом, мониторируется и т. д.).

Виды клинических исследований


Слайд 39При проведении параллельных исследований испытуемые в различных группах получают либо только

изучаемое лекарственное средство, либо только препарат сравнения / плацебо. В перекрестных исследованиях каждый пациент получает оба сравниваемых препарата, как правило, в случайной последовательности.
Исследование может быть открытым, когда все участники исследования знают, какой препарат получает пациент, и слепым (замаскированным), когда одна (простое слепое исследование) или несколько сторон, принимающих участие в исследовании (двойное слепое, тройное слепое или полное слепое исследование) держатся в неведении относительно распределения пациентов по группам лечения.

Виды клинических исследований


Слайд 40Проспективное исследование проводится с делением участников на группы, которые будут или

не будут получать исследуемое лекарственное средство, до того, как наступили исходы. В отличие от него, в ретроспективном (историческом) исследовании изучаются исходы проведенных ранее клинических исследований, то есть исходы наступают до того, как начато исследование.
В зависимости от количества исследовательских центров, в которых проводится исследование в соответствии с единым протоколом, исследования бывают одноцентровыми и многоцентровыми. Если исследование проводится в нескольких странах, его называют международным.
В параллельном исследовании сравниваются две или более группы испытуемых, одна или более из которых получают исследуемый препарат, а одна группа является контрольной. В некоторых параллельных исследованиях сравнивают различные виды лечения, без включения контрольной группы. (Такой дизайн называют дизайном независимых групп).

Виды клинических исследований


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика