Слайд 1Министерство здравоохранения и социального развития ЧР
ГУЗ «Республиканская клиническая больница»,
Региональный сосудистый
центр
Неврологическое отделение №2
Школа пациентов
«Жизнь после инсульта»
Слайд 2Эпидемиология
10 % пациентов погибают до оказания медицинской помощи
80 % больных,
перенесших ОНМК, становятся инвалидами
у 50% выживших - необратимые нейрональные повреждения
15% могут вернуться к работе
Слайд 3
Классификация ОНМК
1. Острые нарушения мозгового кровообращения
С сохранением неврологического дефицита
до 24 часов а-транзиторные ишемические атаки б- гипертензивные кризы
С сохранением неврологического дефицита от 24 часов до 3 недель
а- острая гипертензивная энцефалопатия б- малый инсульт.
С сохранением неврологического дефицита более 3 недель
а-геморрагический инсульт б- ишемический инсульт
Слайд 4Классификация ОНМК
2. Хронические нарушения мозгового кровообращения
Вегетативно-сосудистая дистония
Начальные
проявления недостаточности мозгового кровоснабжения
Дисциркуляторная энцефалопатия
Слайд 5ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ИНСУЛЬТА
острейший = первые сутки
острый = до 6 недель
ранний восстановительный = до 6 месяцев
поздний восстановительный = до 1 года
резидуальный = начинается через год после инсульта
Слайд 6С целью оказания помощи больным и их родственникам создана Школа пациентов
Школа
пациентов –
эффективная
организационная
форма профилактического
группового
консультирования
Слайд 7* школа «Жизнь после инсульта» работает с сентября 2009г, имеет относительно
небольшой опыт, но и успешные наработки с учетом возникающих в процессе обучения требований со стороны наших слушателей;
* в школе работают различные специалисты: врачи-неврологи, психотерапевт, врач ЛФК, инструктор ЛФК, логопед, психолог, специалисты по уходу (присутствие их обязательно на каждом занятии школы); обучение в школе осуществляют медицинские сестры с повышенным уровнем образования, прошедшие специальную подготовку в г.Москва;
* занятия проводятся согласно приказу главного врача ГУЗ «РКБ» по утвержденному плану занятий, каждый четверг, независимо от количества слушателей (обычно это группы по 12-15 человек).
Слайд 8МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНАЯ БРИГАДА
■ исходная оценка состояния больного и степень нарушения функций
■ формулировка
реабилитационного диагноза
■ составление плана реабилитационных мероприятий
■ анализ проблемы каждого больного (индивидуально)
■ выработка конкретных реабилитационных целей(как краткосрочных, так и долгосрочных)
■ оценка эффективности реабилитационных мероприятий в динамике
Слайд 9ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА БОЛЬНОГО
1. Уход за кожей,
волосами, полостью рта
2. Предупреждение
пролежней
3.
Предупреждение
тепловых ожогов и
обморожений
Слайд 1025. Mai 2004
Современные принципы ухода
Безопасность
Конфиденциальность
Инфекционная безопасность
Независимость
Уважение чувства
достоинства
Слайд 11Вся документация по уходу должна являться безукоризненным доказательством того, что риск
пролежней был выявлен, были спланированы и проведены профилактические меры, а также осуществлялся регулярный контроль подвергающихся риску участков кожи как «контрольный результат»
Слайд 12ПИТАНИЕ И КОРМЛЕНИЕ
1. Основные принципы лечебного
питания
2. Помощь больному
с нарушением глотания
2.1. Выявление расстройств
глотания
2.1. Рекомендации
по кормлению больных
Слайд 13Существует множество исследований, которые показывают, что недостаток белка повышает риск появления
пролежней, как и недостаток внутриклеточного цинка.
Краткое изложение различных факторов показывает, что возникновение пролежней представляет собой многофакторное явление. Учитывая все эти факторы, становится ясно, что хотя бы теоретически, возможно предотвратит образование пролежней несмотря на то, что возможности воздействия на больного во время ухода у всех различны.
Слайд 14ПОМОЩЬ БОЛЬНОМУ С НАРУШЕНИЕМ
ТАЗОВЫХ ФУНКЦИЙ
1. Обучение навыку самостоятельного регулярного опорожнения
мочевого пузыря
2. Использование дополнительных приспособлений для больных с недержанием мочи.
3. Освобождение кишечника
4. Сигналы тревоги
Слайд 15ПЕРЕМЕЩЕНИЕ БОЛЬНОГО
1. Перемещение больного на постели в сторону
2. «Пассивное» перекатывание
через здоровую сторону
3. «Активное» перекатывание через здоровую сторону
4 «Пассивный» переход из положения лежа в положение сидя
5. «Активный» переход из положения лежа в положение сидя
6. Сидение в постели со спущенными на пол ногами
7. «Пассивное» перемещение со стула в постель
8. «Активное» (с помощью) перемещение со стула в кресло-каталку
9. Самостоятельное передвижение со стула или постели в кресло-каталку
10. Сидение в кресле-каталке
11. Вставание из положения сидя
12. Ходьба
Слайд 17ЛЕЧЕБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
1. Укладки в постели
1.1. Укладка на спине
1.2. Укладки на боку
1.3. Укладки на боку
2. Лечебные упражнения
2.1.Общетонизирующие и дыхательные упражнения.
2.2. Пассивные упражнения
2.3. Статические лечебные физические упражнения
2.4. Активные упражнения
2.5. Приемы для снижения тонуса (избыточного напряжения) мышц парализованной руки или ноги
2.6. Специальные упражнения для мелких мышц кисти
2.7. Восстановление навыков правильной ходьбы
3. Примерный комплекс физических упражнений для больного с умеренной односторонней слабостью руки и ноги
Слайд 18ПОМОЩЬ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ РЕЧИ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ
1. Улучшение памяти
2. Тренировки
внимания
3. Улучшение возможностей сравнения, обобщения, абстрагирования
4. Восстановление речи
Слайд 19ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
1. Открывание крана
2. Чистка зубов, причесывание, бритье,
макияж
3. Умывание при помощи здоровой рука
4. Умывание при помощи здоровой рука
5. Мытье ног, первый вариант
6. Мытье ног, второй вариант
7. Раздевание
8. Одевание брюк
9. Одевание майки
10. Одевание рубашки
11. Одевание носка на парализованную ногу
12. Одевание ботинка
13. Прием пищи
Слайд 20ПОДДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ
1. Психологическая поддержка
родственников больного
2. Психологическая
помощь
больному