Слайд 2ФАКТОРЫ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ДЦП
Грубая органическая патология:
Неврологическая – параличи
и гиперкинезы;
Психопатологическая – интеллектуальная недостаточность и другие резидуально-органические расстройства;
Психотравмирующие обстоятельства.
Реакция на осознание и переживание дефекта ребенком.
Слайд 3ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Отрицательное отношение сверстников, чрезмерное внимание окружающих
Социальная депривация в коллективе и
ограничение контактов
Депривация из-за разлуки с матерью или отцом
Психическая травматизация, связанная с лечебными процедурами
Затруднения в обучении в связи с симптоматикой
Сенсорная депривация из-за дефектов слуха или зрения
Слайд 4НАРУШЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ РЕБЕНКА С ДЦП
Гиперопека или потворствующая гиперпротекция.
Разница в
отношении к больному и здоровому ребенку (в требованиях и оценке поступков)
Гипоопека – безнадзорность, эмоциональное отвержение.
Слайд 5ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ У ЛИЦ С ОВЗ
Слайд 6ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ
Совокупность представлений человека о своем заболевании, результат творческой активности,
которую проделывает пациент на пути осознания своей болезни.
Слайд 7ВЛИЯНИЕ ЛОКАЛИЗАЦИ ОЧАГА ПОРАЖЕНИЯ ГМ НА ОСОЗНАНИЕ СВОЕГО ДЕФЕКТА
Задние отделы ЛП
– адектватная ВКБ
Задние отделы ПП – сочетание адекватного когнитивного уровня ВКБ с неодекватным эмоциональным представлением больных о своих перспективах, расхождении между планами на будущее и реальными возможностями
Лобные отделы – надекватная ВКБ+неадекватное эмоциональное переживание
Слайд 8ВКБ ПРИ ГЕМИПАРЕТИЧЕСКОЙ ДЦП
Гемипаретическая форма ДЦП.
При поражении ПП – анозогнозия
дефекта
При поражении ЛП – тревожное осознание дефекта, направленность на коррекцию
Слайд 9
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДЦП
Слайд 11ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Дети пугливы, эмоционально-лабильны, склонны к фобиям.
Младший школьный возраст – повышенная
ранимость, впечатлительность
Подростки – глубокие личностные реакции – обидчивость, переживание чувства физической неполноценности.
Слайд 12ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ. ДЕТСТВО
Раннее детство – беспокойство, требования постоянного внимания.
Склонность к невротическим
нарушениям.
Патологическое развитие личности по тревожно-мнительному, аутистическому или инфантильному типу.
Живой интерес к окружающему, на прогулках следят за играми сверстников, при изоляции от сверстников выражают бурный протест, вследствие чего – усиление гиперкинезов, выраженные вегетативные реакции.
Слайд 13ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Декомпенсация в виде реакции дезадаптации с психомоторным возбуждением и другими
нарушениями.
Слайд 14ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Недостаточная критичность – неадекватная оценка ситуации, отсутствие глубокого осознания дефекта.
Эйфория,
двигательная расторможенность, импульсивность
Повышенная эмоциональная возбудимость, драчливость.
Слабая воля, неумение преодолевать трудности
Слайд 15ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Страхи перерастают в синдром витальной дезадаптации.
Защитная реакция на зрительные
и слуховые раздражители.
Астенические черты в виде истериоформного реагирования.
Слайд 16ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА
Эмоциональные изменения наподобие особенностей при гиперкинетической форме
Агрессивность и расторможенность.
Эмоциональная лабильность
Слайд 17ТЕТРАПЛЕГИЯ
Более выраженные нарушения эмоций, чем при спастической гемиплегии
Слайд 18АТОНИЧЕСКИ-АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА
Задержка эмоционального развития
Задержка психического развития
Слайд 19ЗАВИСИМОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ОТ ФОРМЫ ДЦП
Слайд 20ЗАВИСИМОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ОТ ФОРМЫ ДЦП