Психологическое строение речевой деятельности презентация

Современная психология рассматривает речь как средство общения, т.е. как сложную и специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвует субъект, формулирующий речевое высказывание, с одной стороны, и субъект, воспринимающий его, —

Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прямое сопоставление упрощенных психологических схем и

сложных лингвистических образований с теми или иными участками мозговой коры не оправдало себя ни теоретически, ни практически. Выход из наметившегося тупика был связан
с получением достаточно четких представлений о психологическом строении речевых процессов и их отдельных звеньев, с одной стороны
нахождением физиологических условий, необходимых для нормальной организации сложных речевых структур, — с другой.
Остановимся на каждом из этих условий подробнее


Слайд 2Современная психология рассматривает речь как средство общения, т.е. как сложную и

специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвует субъект, формулирующий речевое высказывание, с одной стороны, и субъект, воспринимающий его, — с другой.

экспрессивная речь, начинающаяся с мотива высказывания, общей мысли, которая кодируется затем с помощью внутренней речи в речевые схемы, трансформирующиеся в развернутую речь на основе «порождающей», или «генеративной», грамматики.
 

импрессивная речь, проделывающая обратный путь, — от восприятия потока чужой речи и декодирования ее через анализ, выделение существенных элементов и сокращение воспринимаемого речевого высказывания до некоторой речевой схемы, трансформируемой далее посредством внутренней речи в высказывание, общую мысль, со скрытым в нем подтекстом.

Очевидно, что такая речевая деятельность (как экспрессивная, так и импрессивная) представляет собой сложнейшее психологическое образование.


Слайд 3Посредством слова и предложения (синтагмы, сочетания слов) в речи осуществляется анализ

и обобщение поступающей информации, с одной стороны, и формулируются суждения и выводы — с другой.

Речь, являясь средством общения

становится одновременно и механизмом интеллектуальной деятельности, позволяющим выполнять операции отвлечения и обобщения

создаёт основу категориального мышления.


Слайд 4Речь человека характеризуется исполнительной, или операционной, стороной и делится на три

звена:

Первое из звеньев операционной, или исполнительной, организации речи связано с обеспечением ее физической, или звуковой, стороны: звуковой анализ речи, превращающий непрерывный поток звуков в дискретные единицы — фонемы на основе выделения признаков, играющих решающую роль в различении смысла слов и неодинаковых в различных языках.


Слайд 5Вторым звеном является лексико-семантическая организация речевого акта, состоящая в овладении лексико-морфологическим

кодом языка, который обеспечивает превращение образов или понятий в их словесные обозначения. Иными словами, это звено неразрывно связано с такими функциями слова, как корневое обозначение (или предметная отнесенность) и обобщение, т.е. с включением обозначаемого представления в некоторую систему связей по морфологическим или семантическим признакам.
Слово является основной единицей исполнительной (оперативной) стороны речевого процесса.

Слайд 6Третьем звеном является предложение, или высказывание, которое может иметь большую или

меньшую сложность и которое может превращаться в развернутую, связную (повествовательную) речь.
Высказывание предполагает не столько процесс категориального обобщения, стоящего уже за отдельным словом, сколько процесс перехода от мысли к речи, т. е. кодирование исходного замысла в развернутую систему предложений на основе объективных синтаксических кодов языка и, в частности, посредством внутренней речи, имеющей свернутое, предикативное строение и представляющей собой необходимое звено всякого развернутого высказывания (Л.С.Выготский, 1934, 1956).

Слайд 7Однако, при различных по локализации мозговых поражениях сложная структура речевой деятельности

может ломаться в различных звеньях и приводить к различным речевым дефектам. Только тщательное сопоставление разных форм речевых нарушений с последующим установлением локализации патологического очага может обеспечить трудный, но единственно надежный путь для решения вопроса о мозговой организации речевой деятельности.

Слайд 8

Импрессивная речь.

Понимание чужой речи состоит в «восприятии потока чужой речи и декодирования ее через анализ, выделение существенных элементов и сокращения воспринимаемого речевого высказывания до некоторой речевой схемы, трансформируемой далее посредством внутренней речи в высказывание, общую мысль…»

Слайд 9Условия декодирования воспринимаемой речи:
I. Выделение из речевого потока фонем (физиологической основой

являются вторичные отделы височной (слуховой) области левого полушария – зона Вернике).
При поражении этих отделов возникает нарушение фонематического слуха («акустико-гностическая афазия»). Теряется способность выделения фонем из речевого потока при сохранности интеллектуальных процессов. Структура фразы, ее интонационно-мелодическая характеристика воспринимается больным на нормальном уровне и может позволить понять общий контекст обращенной речи.
II. Понимания слов.
При нарушении этой функции возникает явление «отчуждения смысла слов», теряется связь образа предмета и слова. Физиологические механизмы этого нарушения не ясны, есть предположение, что это результат нарушения взаимодействия слухового и зрительного анализатора.
III Понимание высказывания
Удержание в памяти всех элементов высказывания (за это отвечают средние отделы левой височной области). При нарушении этой функции больной удерживает только начало фразы («акустико-мнестическая афазия»).
«Симультанный синтез» элементов высказывания (как целостности) (физиологическая основа – теменно-затылочные и височно-теменно-затылочные отделы левого полушария у правши).
Активный анализ наиболее существенных элементов содержания речи, выделение существенного в высказывании, что крайне важно для понимания смысла сложного текста. За эту функцию отвечают лобные доли.

Слайд 10Экспрессивная речь.


«…экспрессивная речь, начинающаяся с мотива высказывания, общей мысли, которая кодируется

затем с помощью внутренней речи в речевые схемы, трансформирующиеся в развернутую речь на основе «порождающей», … грамматики»

Слайд 11
Наиболее простая форма экспрессивной речи – повторная речь.

Условия ее осуществления:
Фонематический

слух;
Сложившаяся система артикуляций (за это отвечает постцентральная кора левого полушария); при распадении системы артикуляций возникает афферентная моторная афазия»;
Возможность переключения с одной артикулемы на другую (премоторная кора левого полушария), при нарушении этой функции наблюдаются многочисленные персеверации (застревание на одной и той же артикулеме) («эфферентная моторная афазия» или «афазия Брока»).
Торможение побочных альтернатив и выбор нужного слова. За это отвечают лобные доли. При нарушении этого условия непривычная или неправильно построенная фраза повторяется в более привычном для больного виде (так как привычные слова, речевые схемы не оттормаживаются).

Слайд 12II. Называние предмета нужным словом.
Условия :
Четкий зрительный образ предмета (нарушение

этой функции носит название «оптической афазии»;
Сохранность акустической структуры слова (левые височные области);
Нахождение нужного слова и торможение побочных альтернатив (теменно-затылочные отделы); При нарушении этих двух функций возникают сходные нарушения речи (при попытке называния предмета наблюдается обилие бесконтрольно всплывающих побочных слов), однако, в случае трудности нахождения нужного слова больному помогает подсказка первых слогов, звуков.
Подвижность нервных процессов (нижние отделы премоторной области левого полушария и левая лобно-височная область коры). При нарушении у больного наблюдаются трудности переключения с предыдущего названия предмета на следующее.

Слайд 13III. Экспрессивная речевая деятельность в целом

Первое условие сохранности экспрессивной речевой деятельности

в целом (и первый ее этап)-- мотив высказывания (физиологическая основа – лобные доли). При нарушении этой функции страдает активная речь (при тяжелых нарушениях сохраняется только пассивная повторная речь при диалоге);
Второе условие (и второй этап) – внутренняя речь (речевая схема). При поражении нижних заднелобных отделов левого полушария затрудняется построение линейной схемы фразы при сохранности как мотива высказывания, так и называния отдельных предметов. При такого рода речевых нарушениях больному помогает внешняя организация построения фразы (например, последовательное расположение карточек, соответствующих отдельным словам или целым смысловым блокам, из которых должна строиться фраза).

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика