Слайд 1Программа психологической коррекции лиц пожилого возраста, перенесших
черепно-мозговую травму
Выполнил: студентка
5 курса 3 группы факультета клинической психологии
Шукаловская О.В.
Проверил: преподаватель кафедры клинической психологии и психотерапии
Сусанина И.В.
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
Черепно-мозговая травма в пожилом и старческом возрасте встречается относительно редко Особенностью
ее является то, что степень поражения черепа и мозга часто не соответствует силе механического воздействия. Незначительный удар по голове или легкое падение нередко приводит к развитию тяжелого поражения мозга. При этом тяжесть поражения определяется не только изменениями, возникающими в момент травмы, но и вторичными нарушениями, связанными прежде всего с расстройством церебральной гемодинамики.
Основными последствиями ЧМТ являются двигательные нарушения. Эти последствия делают человека практически полностью зависимым от окружающих. Становится невозможным перемещение, а порой и элементарные движения (поднятие руки, ноги), вследствие чего невозможность осуществлять самоуход, утрачиваются бытовые навыки. Помимо двигательных нарушений выделяют другие серьёзные последствия ЧМТ. Эти нарушения можно разделить на 3 большие группы:
Эмоциональные;
Поведенческие;
Когнитивные.
Слайд 3Цели программы:
Возможность реабилитации нарушенных в следствии ЧМТ психических функций у лиц
пожилого возраста, которая непосредственно связана с возможностью нормальной социальной адаптации, сохранением и улучшением его психического состояния.
Слайд 4ЗАДАЧИ:
восстановительные тренировки нарушенных когнитивных функций;
переобучение утраченным повседневным навыкам;
обучение использованию внутренних
стратегий компенсации функционального дефицита;
обучение использованию внешних стратегий компенсации функционального дефицита;
реорганизация окружающей среды.
Слайд 5АУДИТОРИЯ: Люди пожилого возраста, перенесшие ЧМТ легкой и средней тяжести;
БАЗОЙ
реализации данной программы является стационарное отделение больницы;
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: реабилитация и нормализация когнитивной сферы пожилых людей, перенесших ЧМТ. Программа может быть использована клиническим психологом в реабилитационном центре.
Слайд 6ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК:
Для диагностики когнитивных нарушений используется количественная и качественная оценка состояния
высших психических функций. Мы применяем как скрининговые методы оценки, так и батарею более подробных нейропсихологических тестов. Количественная оценка даёт возможность наблюдать за динамикой восстановления когнитивных функций. Качественная оценка помогает выявить структуру когнитивного дефекта, в котором будут отражены не только нарушенные, но и сохранные звенья психической деятельности. Именно эти сохранные звенья и являются опорными точками при восстановлении функций головного мозга.
Монреальская шкала оценки когнитивных функций (МоСа-тест);
Краткая шкала оценки ментального статуса (MMSE);
Классические луриевские методы диагностики
Слайд 7Коррекционные мероприятия при когнитивных нарушениях
В зависимости от особенностей когнитивного дефекта, используются
упражнения и задания, имеющие следующую направленность:
улучшение нейродинамических процессов головного мозга : концентрация, устойчивость и переключаемость внимания, работоспособность, скорость протекания психических процессов, уровень регуляции режима сна-бодрствования);
восстановление гностических функций (восприятие): зрительный предметный гнозис, оптико-пространственный, акустический, цветовой, лицевой, цифровой, буквенный и др.;
восстановление праксических функций (произвольные движения) : динамический праксис, конструктивный, оральный, кинестетический и др.;
восстановление функции программирования, регуляции и контроля за деятельностью: планирование деятельности, целенаправленность, поэтапность действий, самокоррекция допущенных ошибок, контроль за действиями и аффектами и др.
Слайд 8 Ожидаемые результаты :
улучшение настроения;
восстановление когнитивных функций;
активизация собственного потенциала
человека;
восстановление речи;
освоение навыками саморегуляции, восстановление сил;
создание позитивного настроя;
Подведение итогов комплексной работы.
Проведение диагностической работы, для проверки эффективности работы.