Проблемы госсанэпиднадзора за организациями общественного питания на промышленных предприятиях презентация

Содержание

Организация рационального питания рабочих промышленных предприятий является одним из важных факторов, влияющих на повышение производительности труда на производстве.

Слайд 1ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА   «Актуальные проблемы госсанэпиднадзора за организациями общественного питания на

промышленных предприятиях»

Программа профессиональной переподготовки «Общая гигиена»
кафедра гигиены, эпидемиологии и экологии человека
(заведующий кафедрой доцент, к.м.н. Широков А.Ю.)
 Научный руководитель:
Кандидат медицинских наук И.В. Кобелькова
 Исполнитель:
Начальник отдела сан-эпид. надзора МРУ №170 ФМБА России Е.В.Хорст
 


Слайд 2Организация рационального питания рабочих промышленных предприятий является одним из важных факторов,

влияющих на повышение производительности труда на производстве.

Слайд 3Особую актуальность этот вопрос приобретает в условиях интенсификации производства, что обуславливает

необходимость комплексного подхода к решению проблем условий труда и организации питания с учетом характера труда отдельных профессиональных групп трудящихся.

Слайд 4В связи с этим, актуальным и наиболее экономически целесообразным мероприятием является

профилактика профессиональных заболеваний. В системе защиты от неблагоприятного воздействия особое место отведено медико-биологическим мероприятиям, среди которых важное место принадлежит лечебно-профилактическому питанию. Оно направлено на сохранение здоровья и профилактику профессиональных заболеваний работников производств, связанных с влиянием различных вредных и опасных производственных факторов на организм человека.

Слайд 5Для успешной деятельности по улучшению диетического (лечебного и профилактического) питания необходимо

прежде всего усилить государственный санитарный надзор за предприятиями общественного питания.

Слайд 6История формирования государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации
История государственного санитарно-эпидемиологического надзора,

как системы мер, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний и улучшение санитарного состояния страны, началась с Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от «О санитарных органах Республики» 15 сентября 1922 г. С этого времени в стране началось создание сети специализированных санитарно-профилактических учреждений — санитарно-эпидемиологических станций.
Спустя пять лет, в 1927 году, было принято постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР, утвердивших "Положение о санитарных органах республики".
В 1933 году произошло разделение функций санэпидслужбы — образована Всесоюзная государственная санитарная инспекция при сохранении СЭС
В 1956-1957 гг. в большинстве сельских районов была произведена реорганизация санэпидслужбы — ликвидация самостоятельных СЭС и создание вместо них санэпидотделов в составе районных больниц.

Слайд 7Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета

Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР». Основой дальнейшего укрепления санэпидслужбы явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 декабря 1968 г. «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». С 19 апреля 1991 года открыта новая страница в истории санитарно-эпидемиологической службы России. Впервые за годы ее существования был принят Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Постановление Верховного Совета РСФСР 09.04.91 г. № 1035-1) В 1999 году был принят новый Федеральный закон N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Слайд 8ФМБА РОССИИ
Является правопреемником 3-го Главного управления Минздрава СССР, которое было создано

в 1947 году решением Правительства СССР для медицинского обеспечения работников атомного проекта.
В последствии, пройдя ряд преобразований и переименований Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 2004 года № 1304 «О Федеральном медико-биологическом агентстве» Федеральное управление «Медбиоэкстрем» упразднено и на его базе создано Федеральное медико-биологическое агентство, а в 2005 году вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года №206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве».

Слайд 9История создания и принципы составления рационов ЛПП
История развития организации специального питания

на производствах с вредными условиями труда в СССР началась с 1932 года, однако в тот момент питание не имело научно-обоснованной профилактической направленности. Первое упоминание о горячих завтраках, выдаваемых бесплатно на производстве при вредных условиях труда, имело место в начале тридцатых годов.
С 1932 года рабочие соответствующих профессий стали получать 0,5 литра молока в день.
В годы Великой Отечественной Войны наряду с молоком на многих предприятиях, главным образом химической промышленности, работающим стали бесплатно выдавать специальное питание – горячие завтраки и обеды по трем определенным нормам продуктов различной стоимости.

Слайд 10 К 1953 году были приняты первые в стране нормы питания, определена

потребность различных групп работников в энергии и пищевых веществах и утвержден «Перечень профессий и должностей с особо вредными условиями труда, работники которых имеют право на получение лечебно- профилактического питания, нормы рационов и условия выдачи лечебно- профилактического питания» и введено 7 рационов лечебно- профилактического питания. В связи с появлением новых технологических производственных процессов возникала необходимость совершенствования системы лечебно-профилактического питания. На основании Постановления Совета Министров СССР от 22 декабря 1960 года № 1302 «О бесплатной выдаче лечебно- профилактического питания рабочим и служащим, занятым на работах с особо вредными условиями труда» с 10 февраля 1961 г. введены новые рационы бесплатного ЛПП.

Слайд 11В связи с разукрупнением и акционированием промышленных предприятий в Российской Федерации

в 1990-х-2000-х годах была нарушена система организации ЛПП работников, сократилось количество столовых, буфетов-раздаточных на промышленных объектах. В некоторых регионах Российской Федерации лечебно-профилактическое питание в начале ХХI века полностью отсутствовало. Расширение перечня производственных профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение ЛПП проводилось вплоть до 2009 года, когда был утвержден действующий Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 февраля 2009 г. N 46н “Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания”.

Слайд 12Основные задачи лечебно-профилактического питания
повышать защитные функции физиологических барьеров организма
активизировать процессы связывания

и выведения из организма ядов

повышать антитоксическую функцию отдельных органов и систем организма

способствовать повышению общей сопротивляемости организма и его адаптационных резервов, улучшению самочувствия, повышению работоспособности, снижению общей и профессиональной заболеваемости


Слайд 13Виды лечебно-профилактического питания
лечебно-профилактические рационы (завтраки) при работе в особо вредных условиях

труда

выдача молока или адекватно заменяющих его молочных продуктов при вредных условиях труда

профилактическая витаминизация

выдача пектина и пектиносодержащих веществ


Слайд 14Рационы ЛПП
Рацион №1
Работа с радиоак-
тивными вещества-ми


Рацион №2
Производство серной и азотной кислот,

щелочных металлов, соединений хлора и фтора


№2а
Хром

Рацион №3
Свинец, олово

Рацион №4
Бензол, мышьяк, ртуть, фосфор и их соединения

Рацион №5

сероуглерод, перманганат калия, соли бария, диоксид марганца, этилен-гликоль и др.

№4а соединения фосфора

№4б
Анилин, нитро-бензол и др.


Слайд 15МРУ №170 ФМБА РОССИИ
Межрегиональное управление № 170 Федерального медико-биологического агентства является

территориальным органом Федерального медико-биологического агентства, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, в том числе при подготовке и выполнении космических полетов по пилотируемым программам, проведении водолазных и кессонных работ и населения отдельных территорий.

Слайд 16 Межрегиональное управление № 170 ФМБА России является правопреемником реорганизованного Межрегионального управления

№ 119 ФМБА России, присоединенного к Межрегиональному управлению № 170 ФМБА России в 2010 году на правах Территориального отдела. Место расположения Территориального отдела Межрегионального управления № 170 ФМБА России – Российская Федерация, Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, д. 25.

Слайд 17 На начало 2016 года общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих

деятельность на территории, подконтрольной МРУ №170 ФМБА России составило 231, в том числе предприятий, в состав которых входят объекты общественного питания и торговли – 72, из них курируемых Территориальным отделом – 41, Управлением – 31.

Слайд 18На подконтрольных территориях располагаются крупнейшие предприятия
ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.

Королева»

ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машино-строения»

ФГУП «Научно-производственное предприятие-Всероссийский научно-исследовательский институт электромеханики с заводом имени А.Г. Иосифьяна»

ФГУП «Научно производственное объединение им. С.А. Лавочкина»

ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева»


Слайд 19ЗВЕЗДНЫЙ ГОРОДОК
Так же в состав курируемых предприятий входят объекты, расположенные на

территории ЗАТО, городской округ Звездный городок: ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина», детский сад «Ласточка», средняя общеобразовательная школа им. В.М. Комарова (в летние период на базе школы функционирует лагерь с дневным пребывание детей), детская музыкальная школа.

Слайд 21Характеристика объектов общественного питания по санитарно-эпидемиологическому состоянию (за 2011-2015 гг.)


Слайд 22Анализ надзорной деятельности, включая питание, Межрегионального управления № 170 ФМБА России

и Территориального отдела с 2011 по 2015 годы

При анализе динамики проверок, проведенных Межрегиональным управлением по количеству в 2015 г. отмечено очевидное снижение их числа
Почти 62% общего количества проверок составили внеплановые, что практически в 2 раза больше, чем за предыдущий год
Основанием для проведения внеплановых проверок в подавляющем большинстве случаев (80%) является установление выполнения/невыполнения ранее выданных предписаний. На долю выездных приходится 82% от всех проверок.


Слайд 23Динамика количества плановых и внеплановых проверок в рамках проведения мероприятий по

контролю МРУ №170 ФМБА России за период 2011-2015гг.

Слайд 24Аналогичная картина наблюдается в надзоре за предприятиями общественного питания


Слайд 25По сравнению с 2011 годом количество плановых и внеплановых проверок сократилось

более чем в два раза, что безусловно связано с вступлением в силу изменений и дополнений к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", самостоятельное приостановление или прекращение деятельности столовых к моменту проведения плановой проверки, либо переименование юридических лиц и, следовательно, невозможность проведения плановой проверки с момента переименования.

Слайд 26Несмотря на снижение количества проверок, абсолютное число административных наказаний, назначенных по

итогам плановых проверок, возросло. Из них 100% наказаний составляют административные штрафы

Слайд 27Удельный вес наиболее применяемых статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

(далее – КоАП РФ) при осуществлении государственного санитарно- эпидемического надзора в 2015 году представлен на рисунке

Слайд 28Микробиологические показатели
• В ходе плановых проверок отмечались единичные случаи несоответствия отобранных образцов

готовой продукции по микробиологическим показателям требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
При этом существующие формы отчетности, в частности форма №18, не позволяют вычленить результаты лабораторных исследований, полученных в ходе проведения плановых проверок и проведенных на договорной (платной) основе, в том числе по производственному контролю.
В связи с этим на ниже представленной диаграмме отражена высокая доля проб пищевых продуктов, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям по микробиологическим показателям, на предприятиях общественного питания, что не соответствует данным о характеристике объектов по санитарно-эпидемиологическому состоянию.

Слайд 29Анализ и оценка организации лечебно-профилактического питания на промышленных предприятиях, расположенных на

территории г. Королева, курируемых МРУ №170 ФМБА России

Для профилактики профессиональных заболеваний на промышленных предприятиях проводятся комплексные технические, технологические, санитарные и другие мероприятия, направленные на ограничение неблагоприятного воздействия на рабочих вредных факторов производственной среды.
Вместе с тем, с помощью указанных мероприятий не всегда представляется возможным полностью исключить или обеспечить постоянное соблюдение предельно допустимых величин вредных химических и физических факторов на производстве. В этих условиях особо возрастает значение гигиенических и медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отводится диетическому (лечебному и профилактическому) питанию.


Слайд 30Оценка качества и эффективности ЛПП


Слайд 31 В ходе подготовки данной аттестационной работы и проведения анализа надзорной деятельности

за лечебно-профилактическим питанием выяснилось, что данному разделу работы не оказывается должного внимания. В вышеуказанной схеме подробно отражены основные направления контроля за организацией лечебно-профилактических мероприятий на предприятиях, имеющих вредные и опасные условия труда. Далее приведены нарушения, выявленные при проведении плановых проверок промышленных предприятий и основные недостатки в деятельности специалистов Управления при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за организацией выдачи лечебно-профилактического питания

Слайд 32Отсутствует на предприятиях медицинский работник:
• соответственно не проводится непосредственный контроль за соответствием

меню Рациону ЛПП, соблюдением продуктового набора, технологии приготовления пищи и выдачей горячих завтраков или обедов лечебно-профилактического питания, в том числе витаминных препаратов, молока или равноценных пищевых продуктов, пектина и пектинсодержащих продуктов на предприятиях общественного питания;
• анализ амбулаторной обращаемости за медпомощью и заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников производств, получающих ЛПП не осуществляется.
• не проводится систематическая санитарно-просветительная работа, направленная на выработку у работников правильного отношения к лечебно-профилактическому питанию не только на производстве, но и в домашних условиях во время всей рабочей недели.


Слайд 33Со стороны администрации предприятий контроль за организацией ЛПП организован не в

полной мере:

в 10-ти дневном меню отсутствуют сведения о пищевой (белки, жиры, углеводы) и энергетической ценности (калорийность) и соответствии его рационами лечебно-профилактического питания, указанным в приложение 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009г №46н; не проводится витаминизация блюд, отсутствует накопительная ведомость.
Не организован лабораторный контроль поступающего продовольственного сырья и готовых продуктов, в следствии чего невозможно провести качественную оценку блюд меню лечебно-профилактического питания и проанализировать фактически получаемый работниками продуктовый набор, его энергетическую ценность и химический состав; данный раздел не включен в программу производственного контроля.


Слайд 34Лечебно-профилактическое питание организовано по принципу: свободный выбор блюд по талонам на

определенную сумму, все продукты реализуются через общую линию раздачи. • Допускается выдача молока или других равноценных пищевых продуктов за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены. • Отмечается низкий уровень знаний сотрудников столовой по организации лечебно-профилактического питания, работа осуществляется по старым нормативным документам в части составление 10-ти дневных меню; технологические карты хранятся далеко от рабочих мест поваров, неупорядоченно, что позволяет предположить не соблюдение рецептур (закладки) при приготовлении блюд.

Слайд 35 Основной недостаток в деятельности специалистов Управления, при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора

за организацией выдачи лечебно-профилактического питания: зачастую при плановых и внеплановых проверках предприятий общественного питания основной упор делается на соблюдение в столовой санитарно-эпидемиологического, санитарно-гигиенического благополучия. Вопросам лечебно-профилактического питания уделяется гораздо меньше внимания, не осуществляется оценка эффективности ЛПП в части анализа амбулаторной обращаемости за медпомощью и заболеваемости с ВУТ работников производств, получающих ЛПП.

Слайд 36Заключение
1. Исходя из проведенного анализа видно, что в связи с вступлением

в силу Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с изменениями и дополнениями:
• постепенно сократилось количество плановых проверок вследствие установления кратности их проведения не чаще чем 1 раз в три года, и в связи с невозможностью проведения в течение года корректировки плана проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прекративших деятельность в текущем году;
• исключение плановых проверок в отношении субъектов среднего и малого предпринимательства, составляющих львиную долю в предприятиях общественного питания;
• плановые и внеплановые проверки проводятся после уведомления юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, что снижает внезапность, и как следствие - эффективность надзорных мероприятий.

Слайд 372. Статистические формы отчетности, существующие в настоящее время, не отражают объективную ситуацию

на предприятиях, не несут информации, необходимой для проведения текущего и ежегодного анализа санитарно-эпидемического состояния на курируемой территории, что не позволяет качественно и полно планировать деятельность надзорного органа, готовить материалы для совещаний и семинаров с представителями предприятий.

Слайд 383. Количество выявленных нарушений при проведении проверок не уменьшается, зачастую характер нарушений

обусловлен человеческим фактором, т.к. профессиональная подготовка заведующих производств, поваров и уровень знаний находится на низком уровне, не смотря на регулярное и своевременное прохождение гигиенического обучения и аттестации, что также говорит о несовершенстве существующей системе подготовке кадров.

Слайд 394. Осуществление лечебно-профилактического питания на предприятии -достаточно сложный организационный процесс. На

сегодняшний день не уделяется должное внимание данному разделу работы, как со стороны руководства предприятий, так и со стороны надзорных органов.

Слайд 40Предложения
• Внести в законодательные документы, регламентирующие проведение надзорных мероприятий следующие изменения:
• исключить

требование о необходимости уведомления юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки;
• исключить уведомление за 3 дня о проведении плановой проверки (достаточно информации на сайте о лицах, подлежащих проверке).
• Установить возможность корректировки плана на 2 полугодие с учетом юр лиц/ИП, прекративших деятельность в текущем году.
• Утвердить проведение ежегодных плановых проверок промышленных предприятий, в частности малого и среднего бизнеса.
• Пересмотреть статистические формы отчетности с расширением показателей по общественному питанию, в том числе по лечебно-профилактическому питанию на промышленных предприятиях.


Слайд 41• Плановые проверки проводить не чаще, чем один раз в два года. • Ввести

обязательные курсы повышения квалификации работников предприятий общественного питания с экзаменационной оценкой знаний. • Ввести в обязательном порядке на промышленных предприятиях должность медицинского работника с включением в должностную инструкцию контроль организации лечебно-профилактического питания. • Включить вопросы требования к организации лечебно-профилактического питания в 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

Слайд 42СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика