Принципы исследования и современные методы диагностики в психиатрии презентация

Содержание

План: 1.Введение 2.Клинический (описательный) метод. 3.Технические и лабораторные методы обследования больных. 4.Психологические методы обследования больных. 5.Список литературы.

Слайд 1СРС
Выполнила: Курманбаева Ж.С.

ОМ 513-02
Проверила: Жусупова Э.Т.

Алматы, 2016 г.

Принципы исследования и современные методы диагностики в психиатрии.


Слайд 2План:
1.Введение
2.Клинический (описательный) метод.
3.Технические и лабораторные методы обследования больных.
4.Психологические методы обследования больных.
5.Список

литературы.

Слайд 3Введение
XX в. развитие науки привело к созданию множества новейших лабораторных и

технических средств изучения состояния здоровья человека – биохимических, рентгенологических, электрофизиологических и др. Однако психиатр изучает скорее не материальные изменения в работе мозга, а сферу идеального, душевного (чувства, мысли, переживания, мотивы поведения), поэтому технические средства играют в психиатрии лишь вспомогательную роль. Как и ранее, так и в настоящее время основным в диагностике психических заболеваний является клинический (описательный) метод.

Слайд 4Суть клинического метода заключается в выявлении путем опроса и наблюдения любых психических

феноменов, имеющих отношение к возникновению, условиям течения, развития и симптомам психического заболевания. 
В процессе беседы врач наблюдает за мимикой, интонацией, реакциями больного, что также является важной диагностической информацией. Для неспециалиста этот метод кажется ненадежным, поскольку он во многом основан на субъективном отношении к пациенту и личном опыте врача.

Слайд 5Цели опроса больного – выявить:
• отношение пациента к своей болезни (наличие

критики) и цели его обращения за помощью;
• мнение больного относительно причин и природы болезни;
• наличие психопатологических симптомов и синдромов;
• индивидуальные личностные особенности пациента;
• особенности течения болезни с момента возникновения до настоящего времени;
• отношение пациента к проводимому лечению, наличие побочных эффектов и осложнений.
Для точной характеристики психического статуса необходимо определить сохранность сознания больного (ориентировка, способность к контакту), жалобы, выявить наличие расстройств восприятия, мышления, памяти, интеллекта, эмоций, поведения, планы больного на будущее.

Слайд 6Цель опроса родственников и близких больного – установить:
• точное время начала

заболевания и события, предшествующие его началу;
• расхождения в изложении сути болезни, сделанном больным и его родными;
• симптомы, которые больной скрывает от медицинских работников;
• социально-психологические проблемы, предшествовавшие болезни или вызванные ею;
• отношение семьи к болезни пациента, наличие желания сотрудничать с медиками.
Родственники больного также могут необъективно оценивать жизнь больного. Поскольку развитие заболевания происходит часто очень медленно, они могут неправильно называть время начала заболевания, связывая его с периодом последнего обострения, не учитывая прошлые периоды дезадаптации. Поэтому полезнее всего сопоставить субъективный и объективный анамнез, чтобы выявить противоречия между ними и установить реальную последовательность событий.

Слайд 7Цель наблюдения за больным – установить:
• темы и вопросы, вызывающие наиболее

яркий эмоциональный отклик у больного;
• степень его адаптации, способность к самообслуживанию;
• расхождения между утверждениями больного и его реальным поведением;
• типичные для него поступки, степень активности, способность полноценно взаимодействовать с обществом и удерживать себя от опасных и асоциальных действий.

Слайд 8Психиатрия: технические и лабораторные
методы обследования больных
Перечисленные ниже методы имеют в

психиатрии вспомогательное значение. Их роль значительно возрастает при диагностике органических психических расстройств (опухоли, эпилепсия, атрофические заболевания, сосудистые поражения мозга и др.).
Электроэнцефалография – регистрация колебаний электрического потенциала мозговых клеток с помощью электродов, наложенных на кожу головы. Данные колебания отражают общую активность мозга, а не какие-либо специфические психические процессы.
При эпилепсии регистрируются волны высокой амплитуды с острыми вершинами (острые волны, пики, пик-волна). При атрофии мозговой коры и гибели участка мозга волны отсутствуют или их амплитуда снижается. Поскольку записываются кривые одновременно с нескольких участков мозга (чаше с 16 участков), по ЭЭГ можно установить место расположения патологического очага.

Слайд 9Традиционная рентгенография не позволяет проанализировать структуру мозга, так как мозг мало задерживает рентгеновские

лучи. На рентгенограммах видны только кости черепа и их изменения в связи с длительным повышением внутричерепного давления. Однако компьютерная обработка рентгеновского сигнала дает возможность рассмотреть строение мозга.
Этот принцип используется в рентгеновской компьютерной томографии (КТ). С помощью данного метода удается диагностировать опухоли мозга, атрофические заболевания, кисты. Для повышения эффективности методики используют рентгеноконтрастные вещества.
Поскольку для диагностики используются слабые источники рентгеновского излучения, общая доза облучения при исследовании бывает небольшой. Разрешающая способность различных аппаратов КТ значительно отличается, поэтому некоторые мелкие опухоли и очаги можно не обнаружить.

Слайд 10Более информативным методом является магнитно-резонансная томография (МРТ). Она позволяет охарактеризовать не только структуру,

но и частично функциональное состояние мозга. При МРТ не используются источники ионизирующего излучения, поэтому она не представляет никакой угрозы здоровью даже при многократном применении.
Реоэнцефалография и допплерография применяются для диагностики поражения сосудов мозга (атеросклероз, гипертоническая болезнь, диабетическая ангиопатия). С их помощью можно установить нарушение проходимости крупных сосудов (артерии, вены).
Лабораторные исследования применяются для выявления как соматической патологии, так и некоторых специфических заболеваний мозга. Лишь при некоторых заболеваниях высокоспецифичные методики могут помочь в диагностике. Так, без серологического обследования практически невозможна точная диагностика сифилитических психозов.
При прогрессивном параличе обычно регистрируется резко положительная «++++» реакция Вассермана (RW). Недостатки этого теста: его малая специфичность и возможность появления ложноположительной реакции. Более точны специфические трепонемные тесты: реакция пассивной гемагглютинации, реакция иммунофлуоресценции (РИФ) и реакция иммобилизации бледных трепонем.

Слайд 11Психиатрия: психологические методы обследования больных
Ситуация психологического эксперимента создается с помощью специально

заготовленных заданий и вопросов. Данные задания уже многократно испытаны на здоровых и больных людях и изучены все возможные формы реакций, указывающие на ту или иную патологию.
Таким образом, важнейшим условием психологического обследования является строгое соблюдение условий методики, в противном случае реакцию больного нельзя оценить точно. Какими бы странными ни казались задания и вопросы, они должны быть заданы только в той форме, в которой указаны в инструкции.
При психологическом исследовании никогда не задают вопросы, на которые все люди дают одинаковые ответы, поэтому задания выглядят неопределенно и расплывчато. В большинстве случаев задание не предполагает правильного и неправильного ответа: любой ответ пациента является отражением его личной точки зрения. Поэтому не допускается, чтобы кто-либо из окружающих – другие больные, медсестра или родственники – пояснял больному смысл задания или помогал в ответах на вопросы.


Слайд 12Исследование мышления, памяти и интеллекта можно проводить с помощью батареи тестов

Векслера, включающей большой набор проб на различные знания и умения больного – есть варианты для взрослых (WAIS) и для детей (WISC). В результате вычисляется интеллектуальный индекс IQ.
Показатели IQ выше 100% свидетельствуют о высоком интеллекте, опережающем развитии. Цифры от 70 до 90% рассматриваются как пограничные, говорят об относительно низком интеллекте, но не считаются признаком патологии. О ней свидетельствует IQ ниже 70%.
В клинической практике чаще используются упрощенные тестовые задания для приблизительной оценки степени расстройств памяти и интеллекта. В частности, применяется проба на запоминание 10 двусложных слов (в норме запоминаются испытуемым после 3-4 устных повторений) или бессмысленных буквосочетаний (запоминаются после 5-7 повторений).
Отсчитывание по Крепелину заключается в вычитании из 100 или 200 одного и того же числа (7 или 17), ошибки при выполнении этого задания могут указывать как на нарушения памяти, так и на расстройства интеллекта, ухудшение результатов по мере выполнения задания свидетельствует об истощаемости. При тяжелых заболеваниях мозга пациенты не могут назвать пальцы на руках, перечислить месяцы года в обратном порядке, не могут объяснить переносный смысл пословиц и поговорок.


Слайд 13При некоторых заболеваниях (шизофрения, эпилепсия и др.) часто нарушается стройность и

целенаправленность мышления без выраженного снижения интеллекта. Особенно хорошо эти расстройства выявляются с помощью методики «четвертый лишний». Больному предлагают из 4 предметов, изображенных на карточке, выбрать три, составляющие группу, назвать эту группу, и объяснить, почему четвертый предмет в нее не входит.
Важен не сделанный выбор, а его объяснение. Так, больные шизофренией в своем мышлении часто опираются на второстепенные формальные признаки (например, из набора «стул, стол, чашка, кровать» больной удаляет чашку, так как остальные предметы «имеют горизонтальную плоскость для помещения на нее предметов»).
Больные эпилепсией и органическими заболеваниями мозга дают исключительно бытовые, конкретные описания (например, в том же задании удаляют кровать, поясняя, что «это для того, чтобы чаю попить нужно, а кровать она потом, когда уже напился, потребуется») или не могут сделать выбор совсем.

Слайд 14По тесту Айзенка можно оценить лишь 2 важнейшие черты характера: общительность

(шкала экстраверсии–интроверсии) и устойчивость к стрессу (шкала нейротизма). Тест состоит из 57 вопросов. По результатам теста человека можно отнести к одному из 4 типов: уравновешенный экстраверт – сангвиник, уравновешенный интроверт – флегматик, неуравновешенный экстраверт – холерик, неуравновешенный интроверт – меланхолик. Надежность данного теста невелика.
Существуют методики, в которых анализируются рисунки больного (например, изображение дерева или животного). Тест Люшера заключается в том, что пациент выбирает из цветных карточек наиболее ему приятные. В тематическом аперцептивном тесте он описывает свое отношение к людям, изображенным на таблицах.
В тесте Сонди из ряда фотографий выбирает понравившиеся ему лица. В тесте Роршаха перечисляет свои ассоциации, возникшие при просмотре таблиц с бесформенными чернильными пятнами.


Слайд 15Список литературы:
1.http://alcoholismhls.ru/2013/09/14/psixiatriya-metody-obsledovaniya-bolnyx/
2. http://ncpz.ru/lib/1/book/52/chapter/3
3.Психиатрия и наркология: учебник / Н.Н.Иванец, Ю.Г.Тюлбпин, В.В.Чирко, М.А.Кинкулькина,

- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.-832 с.:ил.стр 94-120.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика