Предмет и методы гигиены. Связь с другими науками. История развития. Санитарноэпидемиологическая служба РФ презентация

Содержание

Гигиена (от греч. hygieinos – здоровый) – часть профилактической медицины, изучающая влияние внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая мероприятия, направленные на предупреждение возникновения болезней и создание

Слайд 1
Предмет и методы гигиены. Связь с другими науками. История развития.

Санитарно-эпидемиологическая служба РФ, ее структура, виды деятельности, задачи.



Кафедра СГиПД
зав. кафедрой д.биол.н., проф. Честнова Т.В.
доцент кафедры, к.м.н. Игнатькова А.С.


Слайд 2 Гигиена (от греч. hygieinos – здоровый) – часть профилактической медицины, изучающая

влияние внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая мероприятия, направленные на предупреждение возникновения болезней и создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья.

Слайд 3Санитария (от лат. sanitas – здоровье) – отрасль здравоохранения, содержание которой

охватывает разработку и проведение практических санитарно – гигиенических и профилактических мероприятий.

Слайд 4Связь гигиены с другими науками:


Слайд 5Основные задачи гигиены:
разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного

законодательства;
обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;
охрана здоровья детей и подростков;
участие в разработке основ рационального питания;
санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.

Слайд 6Разделы гигиены:

коммунальная гигиена
гигиена труда
гигиена детей и

подростков
гигиена питания
радиационная гигиена и др.

Слайд 7Методы исследования в гигиене:

физические;
физиологические;
химические;
бактериологические;
специфические.


Слайд 8Специфические методы:

эпидемиологические
санитарно – статистические
клинические


гигиенический эксперимент
санитарное обследование и
описание.

Слайд 9Эпидемиологический метод – совокупность методик, изучающих изменения здоровья населения под влиянием

различных социальных и природных факторов.

Слайд 10Методы гигиенического эксперимента позволяют изучить влияние различных факторов окружающей среды на

организм человека или животных в натурных или лабораторных условиях.

Слайд 11Санитарно – статистические методы изучения здоровья населения основываются на данных учетно-отчетной

документации, содержащих информацию о состоянии здоровья населения.

Слайд 12Этапы санитарно - статистического метода:

составление программы и
плана

исследования,
сбор материала,
разработка данных, анализ
материала,
составление выводов и
предложений.

Слайд 13Клинические методы исследования:

биохимические,

иммунологические,

бактериологические

и другие тесты.


Слайд 14Методы санитарного обследования и описания:

Санитарному описанию подвергаются объекты окружающей

среды, условия жизни и труда населения.
Метод санитарного описания должен быть дополнен точными физическими, химическими и другими методами исследования.

Слайд 15История развития гигиены


Слайд 16 Древняя Индия - гигиенические правила;
Китай - правила

диетического питания, значение водных процедур, солнечного облучения, лечебной гимнастики;
Древний Египет - работы по осушению почвы, правила устройства и содержания улиц, водопроводы;
Античная Греция - систематизация и накопление гигиенических знаний.

Слайд 17Гиппократ (460 – 370 г. до н.э.) - трактаты: «О воздухе,

воде и почве», «О здоровом образе жизни»
Древний Рим – инженерные сооружения для водоснабжения и канализации, поля орошения, организация санитарного надзора за жилищным строительством, продажей пищевых продуктов.

Слайд 18Период Средневековья (6 – 14 в.в.н.э.) - ничтожно малая роль

общественой санитарии, эпоха эпидемий чумы, тифа, холеры, проказы, сифилиса и других инфекций.

Слайд 19Эпоха Возрождения (15 – 16 в.в. н.э.) - внимание ученых

обращено к отдельным вопросам профессиональной гигиены. Это было связано с развитием естествознания, а также кустарного производства и мануфактур.

Слайд 20Конец 17– начало 18 в. - научный труд итальянского врача

Б.Рамаццини «О болезнях ремесленников. Рассуждение».
В нем впервые представляется материал о влиянии различных факторов производственной среды на организм ремесленников 70-ти профессий и раскрывается влияние различных видов производственной пыли на развитие заболеваний легких.

Слайд 2118 – начало 19 века - резкая интенсификация труда, высокий травматизм,

массовые профессиональные болезни, загрязнение воздуха, водоемов, почвы. Развитие наук создало возможность исследований окружающей среды. Научную основу профилактической медицины обеспечили в то время работы Л.Пастера, Р.Коха, М.Петтенкофера, М.Рубнера и многих других ученых.

Слайд 22Развитие гигиены в России
Древняя Русь (11 – 13

вв.)
Среди защитных мер предпринималось сжигание одежды больных, окуривание помещений полынью.
Народам Древней Руси были известны правила строительства и благоустройства городов. В Новгороде водопровод и канализация были сооружены уже в 11веке, некоторые улицы и площади были замощены.
Для снабжения городов во время осады на Руси умели устраивать шахтные колодцы, тайники.

Слайд 23 В Москве водопровод построен в 1633 году, сточные воды удалялись

через канавы, создавалась служба ассенизации.
1716г.-создание медицинской канцелярии, указы по охране здоровья, запись в церкви родившихся и умерших.

Слайд 24 М.В.Ломоносов «Первые основы металлургии или рудных дел.
Значительный вклад в развитие отдельных

отраслей гигиенической науки в разные годы внесли такие ученые как: М.Я.Мудров, Г.А.Захарьин, А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман,Ф.Г.Коротков, А.Н.Марзеев и другие.

Слайд 25М.Я.Мудров разработал систему гигиенических мероприятий по предупреждению болезней, в 1808 году

впервые стал читать в университете курс лекций «О гигиене и болезнях обыкновенных в действующих войсках, а также терапия болезней в лагерях и госпиталях наиболее бывающих», предлагал внести военную гигиену в курс преподавания в университетах.

Слайд 26«Мы считаем гигиену не только необходимой частью школьного медицинского образования, но

и одним из важнейших, если не важнейшим предметом деятельности практического врача. Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения. Кто не знает, что самые губительные и распространенные болезни, против которых пока бессильна терапия, предотвращаются гигиеной. Самые успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены». (Г.А.Захарьин)

Слайд 27А.П.Доброславин организовал гигиеническую лабораторию и возглавлял экспериментальные работы по гигиене, впервые

в России создал школу гигиенистов – экспериментаторов; организовал специальную аналитическую станцию для исследования пищевых продуктов.

Слайд 28Ф.Ф.Эрисман обобщил причины школьной близорукости, разработал модель парты, им написаны труды

«Общественная гигиена» и «Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда», возглавил кафедру гигиены на медицинском факультете Московского университета, назвал гигиену наукой об общественном здоровье.

Слайд 29 Г.В.Хлопин занимался вопросами гигиены водоснабжения, гигиены труда и санитарно-химической защиты.
А.Н.Сысин создал

санитарное законодательство и санитарные органы. изучал вопросы гигиены атмосферного воздуха, водоснабжения, планировки и благоустройства городов, больничной гигиены, акклиматизации, дезинфекции и дератизации.

Слайд 30А.Н.Марзеев возглавил украинскую санитарную организацию, в 1936 году издается первое 2-х

томное руководство «Основы коммунальной гигиены», а в 1951 году – учебник «Коммунальная гигиена».


Слайд 31И.Н.Шатерников начал исследования по научному обоснованию пищевых рационов, впервые предложил нормы

питания, проводил исследования по стандартизации качества и состава пищевых продуктов.

Слайд 32 А.В.Мольков разработал стандарты физического развития детей и подростков, режим дня школьника,

обосновал санитарные нормы строительства детских учреждений.
Ф.Г.Кротков разработал гигиенические нормы и правила использования радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения.

Слайд 33 Структура санитарно-эпидемиологической службы соответствует структуре управления здравоохранения и строится по

административно – территориальному принципу. В России санитарно-эпидемиологическая служба представлена сетью Управлений Роспотребнадзора и Центров гигиены и эпидемиологии территорий. Возглавляет службу главный государственный санитарный врач России Анна Юрьевна Попова.


Слайд 34Структура санитарно-эпидемиологической службы РФ
Управление Федеральной службы защиты прав потребителей и

благополучия человека (Роспотребнадзор)
Управление Федеральной службы защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по субъектам Российской Федерации
Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации
Научно – исследовательские институты
Противочумные учреждения
Санэпидслужбы министерств и ведомств

Слайд 35Основными задачами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ являются:
осуществление предупредительного и текущего санэпиднадзора;
изучение,

оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;
динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими вредное и опасное воздействие на организм человека;
выявление причин и условий возникновения инфекционных. массовых инфекционных заболеваний и отравлений;


Слайд 36Основными задачами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ являются:
координация усилий органов государственной власти

и управления, хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных, региональных и местных программ по охране здоровья;
координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания;
учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии.


Слайд 37Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или

ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье.


Слайд 38Основными задачами современной гигиены являются:
разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора,

санитарного законодательства;
обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;
охрана здоровья детей и подростков;
участие в разработке основ рационального питания;
санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика