Периоды детского возраста и их значение для организации мероприятий, обеспечивающих правильное развитие детей презентация

Содержание

1.Анатомо-физиологические особенности органов и систем организма в различные периоды детского возраста: кожи и подкожно-жировой клетчатки костно-мышечной системы дыхательной системы сердечно-сосудистой системы пищеварительной системы мочевыделительной системы

Слайд 1ГОУ ВПО НГМУ Росздрава Кафедра пропедевтики детских болезней
Лекция для студентов III курса

педиатрического факультета

Характеристика собственно детства. Периоды детского возраста и их значение для организации мероприятий, обеспечивающих правильное развитие детей.


Зав. кафедрой пропедевтики детских болезней
Д-р мед. наук Карцева Татьяна Валерьевна

Слайд 2




1.Анатомо-физиологические особенности
органов и систем организма в различные периоды детского возраста:
кожи

и подкожно-жировой клетчатки
костно-мышечной системы
дыхательной системы
сердечно-сосудистой системы
пищеварительной системы
мочевыделительной системы
системы крови
Физическое развитие
Нервно-психическое развитие.

Методы исследования:
Анамнез жизни
Жалобы, анамнез заболевания
Осмотр
Пальпация
Перкуссия
Аускультация
Лабораторные методы
Инструментальные
Функциональные методы.





Здоровый ребёнок

Модуль дисциплины
Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребёнка
и общим уходом за детьми

Симптомы и синдромы поражения:
кожи и подкожно-жировой клетчатки,
костно-мышечной системы,
дыхательной системы,
сердечно-сосудистой системы,
пищеварительной системы,
мочевыделительной системы,
системы крови;
Физического развития;
Нервно-психического развития.

Принципы здорового образа жизни.
Оказание неотложной доврачебной
медицинской помощи,
реабилитационные мероприятия.

Факторы риска развития заболеваний

Больной ребёнок




Слайд 3Дети - цветы жизни!
Актуальность темы


Слайд 4
ЦЕЛЬ

ЛЕКЦИИ:

Ознакомление с клиническими характеристиками
роста и развития детей,
как основы для понимания
своеобразия механизмов формирования
патологических состояний,
для их предупреждения и своевременной коррекции

Слайд 5
План

лекции:

1.Периодизация детского возраста.
2.Период внутриутробного развития. Тератогенные факторы и их влияние на плод в различные сроки, "критические периоды".
3.Новорожденный ребенок. Пограничные состояния новорожденных.
4.Особенности грудного ребёнка.
5.Преддошкольный период.
6.Дошкольный период.
7.Младший школьный возраст.
8.Старший школьный возраст.


Слайд 6ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА


Слайд 7До рождения ребенка организм матери – это внешняя среда для плода.

Поэтому, все, что связано со здоровьем беременной женщины, ее питанием, физиологическим или патологическим течением беременности, социально-бытовыми факторами оказывает огромное влияние на уровень заболеваемости ребенка в раннем возрасте.

Слайд 8Развитие организма человека происходит при воздействии двух групп факторов


наследственных

и средовых

Влияние их неравнозначно в различные периоды онтогенеза.




Слайд 9Существуют короткие периоды, в которые ослабевает действие наследственных факторов и организм

открывается для влияния среды, становится более пластичным (причем, как для позитивных, так и негативных воздействий); повышается неспецифическая чувствительность к действию внешних агентов.

Эти короткие периоды получили название сенситивных (чувствительных), а поскольку они оказывают существенное влияние на последующие этапы развития и на весь жизненный цикл, их стали называть критическими.

Слайд 10«КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ»
7-14 день после оплодотворения (имплантация в слизистую матки).

3-6 недели беременности, так называемый период «большого органогенеза». В это время идет наиболее интенсивная закладка ЦНС (15-25 день), органов зрения (24-40 день), сердца (20-40 день). Формирование пороков развития.
Воздействия неблагоприятных факторов в раннем фетальном периоде (с 12 по 28 неделю гестации) приводят к задержке роста и дифференцировки органов и тканей.

Слайд 11«КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ»
Во второй половине беременности чувствительность плода к вредным факторам снижается.

В последние недели внутриутробной жизни плода происходит бурное увеличение массы, а рост плаценты прекращается, поэтому вредные воздействия в этот период могут вызвать прерывание беременности, рождение маловесного и функционально незрелого ребенка.
Переход от внутриутробной к внеутробной жизни - наиболее уязвимый критический этап онтогенетического развития.

Слайд 12Существуют факторы риска формирования патологии у новорождённых.

Важно понимать, что риск -

это еще не патология, не диагноз, не низкий уровень здоровья.

Риск – это сочетание факторов, способствующих формированию той или иной патологии, характерной для определенного периода роста и развития ребенка, то есть, это пограничное состояние, которое при неблагоприятных условиях может перейти в манифестное заболевание.

Слайд 13Учитывая сложное экономическое положение в стране в настоящее время значимыми являются

социально-экономические факторы риска: экологическое неблагополучие, плохое питание, неудовлетворительные жилищные условия, вредные привычки, в том числе курение, наркомания и др.

Слайд 14Такие социально-биологические факторы, как первые роды у женщин старше 40 и

моложе 17 лет, социальная необеспеченность, низкий иммунитет, внутриматочные инфекции, физическая и психическая незрелость, нежеланная беременность, попытки прервать беременность могут привести к преждевременным родам.

Слайд 15Одним из наиболее частых факторов риска рождения недоношенного ребенка является урогенитальная

инфекция матери, протекающая либо остро, либо субклинически с неспецифической симптоматикой или латентно, бессимптомно, приводя к повреждению плаценты и плода.

Инфекционный процесс у плода могут вызвать разнообразные возбудители – вирусы (цитомегалии, герпеса, краснухи), хламидии, микоплазмы, простейшие, грибы, бактерии.

Слайд 16Из биологических факторов риска, оказывающих неблагоприятное влияние на развитие плода и

новорожденного наибольшее значение имеют поздние гестозы беременных.
Поздний гестоз беременных, особенно при возникновении тяжелых форм заболевания с длительным течением, сопровождается нарушением многих видов обмена веществ. Недоокисленные продукты обмена накапливаются в крови матери и могут проникать к плоду через плаценту.

Слайд 17Весьма существенным моментом, отягощающим течение гестоза и оказывающем отрицательное воздействие на

состояние плода и новорожденного, является его сочетание с различными соматическими заболеваниями беременной.

Слайд 18Антенатальная профилактика -дородовая охрана здоровья матери и ребенка.


Слайд 19Период новорожденности начинается от первого вдоха ребенка и продолжается до конца

4-й недели жизни (28 дней).

Слайд 20ШКАЛА АПГАР


Слайд 21Организм новорожденных детей имеет свои особенности.


Слайд 22 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ПЕРЕХОДНЫЕ) СОСТОЯНИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ


Слайд 23 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ПЕРЕХОДНЫЕ) СОСТОЯНИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ


Слайд 24 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ПЕРЕХОДНЫЕ) СОСТОЯНИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ


Слайд 25 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ПЕРЕХОДНЫЕ) СОСТОЯНИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ


Слайд 26БОЛЕЗНИ НОВОРОЖДЕННЫХ
Пилороспазм
Пилоростеноз
Сепсис (пупочный)
Склерeдема
Склерема и др.


Слайд 27Некоторые заболевания, свойственные и взрослому, у детей протекают иначе.

Начало многих

болезней у детей отличается исключительным своеобразием, в связи с особой реактивностью и легкостью вовлечения в процесс всего организма, что в значительной степени затрудняет постановку диагноза.

Слайд 28Поза плода.
Данное положение сохраняется и некоторое время после рождения. В этом

есть свой смысл: препятствие потере тепла, благодаря сохраняющемуся в первые месяцы жизни гипертонусу мышц сгибателей усиливается кровоток в этих мышцах, благодаря этому идет образование тепла в работающих мышцах, стимулируется рост и развитие мышечной ткани, а вместе с ней и костей ребенка.

Слайд 29 МОТИВЫ РАННЕГО ПРИКЛАДЫВАНИЯ

РЕБЁНКА К ГРУДИ

Ускорение механизмов лактации, быстрое созревание грудного молока;
Профилактика послеродовых кровотечений, обусловлена выбросом окситоцина, в результате раздражения ореол соска;
Раннее включение пассивных факторов иммунитета, содержащихся в молозиве;
Более быстрое заселение и размножение молочно-кислых бактерий в ЖКТ ребёнка;
Обсеменение кожи ребёнка облигатной флорой матери в первые часы жизни;
Более тесный психологически контакт матери и ребёнка.


Слайд 30После периода новорожденности наступает
Грудной период, который длится до 12 месяцев.


Этот период характеризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физического, психического и моторного развития, стремительного развития речи.


Слайд 31
Из-за особой чувствительности и нежности кожи у грудных детей легко возникают

заболевания от таких незначительных нарушений ухода и гигиены, которые в старшем возрасте переносятся кожей без всякого раздражения.

Слайд 32Из-за незаконченного функционального развития желудочно-кишечного тракта, расстройства пищеварения в грудном возрасте

возникают особенно легко даже от небольших погрешностей в диете.

Слайд 33Костная система новорожденных и грудных детей в значительной степени отличается от

костной системы детей старшего возраста.

Слайд 34Сроки прорезывания зубов


Слайд 35 Для правильного развития ребенка необходимы четкая организация режима,

питания (с коррекцией по витаминному и минеральному составу), чередование периодов сна и бодрствования.

Слайд 36Преддошкольный (старший ясельный) период характеризуется уже некоторым снижением темпов роста. Мышечная

масса в этот период интенсивно увеличивается. К концу второго года завершается прорезывание молочных зубов.

Слайд 37Идет интенсивное формирование лимфоидной ткани носоглотки (миндалины, аденоиды) с часто возникающей

их гиперплазией. Двигательные возможности расширяются крайне стремительно, от ходьбы до бега, лазания и прыжков.

Слайд 38После года двигательная
активность огромная, а контроль
за адекватностью движений
и

поступков минимальный

Резко возрастающая
опасность травматизма



Слайд 39В познании окружающего мира участвуют всевозможные анализаторы, в том числе и

рецепторный аппарат ротовой полости (мелкие предметы берутся в рот), поэтому высока частота аспирации инородных тел и случайных отравлений.

Слайд 40Это возраст быстрого совершенствования речи. Многие дети к концу 3-го года

говорят длинными фразами, с хорошим грамматическим управлением, аргументированно рассуждают. С 3 лет ребенок начинает говорить «Я», в то время как до этого он говорил от 3-го лица.

Это период так называемого первого упрямства. Эмоциональная жизнь ребенка преддошкольного периода достигает наивысшей степени проявлений. Отрицательные эмоции могут носить характер истерических бурь, доходить до аффективных припадков.


Слайд 41 Дошкольный период (от 3 до 7 лет)
Первое физиологическое

вытяжение, нарастание массы тела несколько замедляется, отчетливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица;
Начало замены молочных зубов на постоянные повышение потребности в фосфоре и кальции;



Слайд 42Интенсивно развивается интеллект, значительно усложняется трудовая деятельность, совершенствуются тонкие координированные движения.


Возникают сложные взаимоотношения с разными детьми и взрослыми, формируется самолюбие.


Слайд 43Начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек, активно формируются индивидуальные

интересы и увлечения. У девочек в игре появляется заботливость, а у мальчиков - подвижность и сила.

Слайд 44Из заболеваний на первом месте по частоте стоят инфекционные, что объясняется

широким контактом детей, а также болезни органов дыхания. Однако заболевания у детей этого периода, как правило, имеют доброкачественное течение.
Основной причиной смертности в этом периоде является травматизм.

Слайд 45Младший школьный возраст
(от 7 до 11 лет)


Замена молочных зубов на постоянные

(повышение потребности в фосфоре и кальции);

Активно выявляются дети с изменениями зрения, нарушениями осанки, кариесом зубов. Остается высокой частота инфекционных заболеваний, а также желудочно-кишечных, сердечных и аллергических болезней.
Существенно увеличивается число детей с избыточным питанием (тучностью и ожирением),
Полигиповитаминозами.


Слайд 46Начинает обозначаться четкий половой диморфизм физического развития;
Быстро развиваются сложнейшие координационные движения

мелких мышц, благодаря чему возможно письмо;
Улучшается память, повышается интеллект возрастает потребность в йоде;

Слайд 47Гиподинамия


Слайд 48СКОЛИОЗ


Слайд 49Старший школьный возраст
(от 12 до 17-18 лет)
Резкое изменение функции эндокринных

желез;
Характерны нарушения физического и полового развития, неустойчивость вегетативной регуляции с возникновениями иногда тяжело переносимых расстройств сосудистого тонуса;

Широко также распространены расстройства питания (тучность) и заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, дуодениты, язвенная болезнь);
Растет частота активного курения;
Потребность в витаминах и микроэлементов достигает уровня взрослого человека.


Слайд 50Среди причин смерти подростков первое место (более 70%) занимают травмы, отравления,

насильственная смерть и самоубийства, тогда как злокачественные новообразования – всего 7%.

Подростки на 20–30% реже обращаются к врачу, поэтому многие расстройства просто не фиксируются.
В подростковом возрасте в то же время учащается частота «напрасных жалоб» – когда эти жалобы при обследовании подтвердить не удается. Это психосоматические заболевания, когда подросток «соматизирует» свои психологические проблемы; обычно это жалобы на боли в животе, повышение температуры, головную боль, реже – на кашель. Это ответ на сложные взаимоотношения с педагогами, сверстниками, родителями.


Слайд 51Таким образом:

Ребёнок – не взрослый в миниатюре, его организм обладает своеобразными

анатомо-физиологическими особенностями, претерпевающими характерные возрастные изменения в течение всего периода детства.

(Александр Фёдорович Тур, 1962 г.)

Слайд 52БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Тема следующей лекции: Физическое развитие детей и факторы, его

определяющие. Законы роста. Семиотика нарушения физического развития.
Лектор: д.м.н. Т.В. Карцева

Слайд 53Основная литература
Геппе Н.А. «Пропедевтика детских болезней». М, 2006 г.
Мазурин А.В.,

Воронцов И.М. «Пропедевтика детских болезней», - СПб «Фолиант», 2000 г.
Дополнительная литература
Карцева Т.В. Дерягина Л.П., Тимофеева Е.П. Анатомо-физиологические особенности и методы исследования желудочно-кишечного тракта у детей: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2007. - 54с.
Карцева Т.В., Дерягина Л.П. Методика исследования здорового и больного ребенка (уч.-метод. пособие по пропедевтике детских болезней для студентов 3 и 4 курсов) Новосибирск: НГМА, 2001.-54 с.
Карцева Т.В., Дерягина Л.П. Анатомо-физиологические особенности и методы исследования органов дыхания у детей. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов. - Новосибирск, 2006. – 54 с.
Карцева Т.В., Тимофеева Е.П., Дерягина Л.П. Анатомо-физиологические особенности и методика непосредственного исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов. - Новосибирск, 2006. - 69 с.
Карцева Т.В., Дерягина Л.П., Тимофеева Е.П. Анатомо-физиологические особенности и методы исследования желудочно-кишечного тракта у детей. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов. - Новосибирск, 2007.-– 53 с.
Карцева Т.В., Тимофеева Е.П., Дерягина Л.П. Анатомо-физиологические особенности и методы исследования мочевой системы у детей. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов. - Новосибирск.: Сибмедиздат НГМУ, 2007. - 75с.
Юрьев В.В., Симаходский А.С.- Рост и развитие ребенка. ПИТЕР, 2003, с. 8-55, 104-134.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика