Слайд 1Период грудного возраста
Преподаватель Храменкова Т.Д.
Слайд 2
Студент должен знать:
Характеристику периода грудного возраста
АФО органов и систем детей этого
периода
Факторы, влияющие на рост и развитие
Закономерности нарастания веса и роста
Закономерности нервно-психического развития
Значение физического воспитания для развития ребенка
Основные средства и правила закаливания
Основные физиологические потребности и способы их удовлетворения
Карты для оценки состояния ребенка в возрасте до 1 года
Слайд 3
Студент должен уметь:
Оценить физическое, нервно-психическое и социальное развитие ребенка
Составить схемы закаливающих
мероприятий детям грудного возраста
Слайд 4Рекомендовать режим дня, игрушки, занятия детям младшего ясельного возраста
Консультировать родителей ребенка
по вопросам сохранения и укрепления здоровья
Слайд 5
Период грудного возраста
Начинается со 2-го месяца жизни и продолжается до
1года.
Наиболее характерная особенность:
- значительное усиление обменных процессов при выраженной функциональной незрелости различных органов и систем и прежде всего:
органов пищеварения
аппарата дыхания
нервной системы
Слайд 6NB! Первостепенное значение в работе с детьми грудного возраста имеют вопросы:
1.
Сохранение грудного вскармливания
2. Определение динамики и соответствие возрасту ведущих линий НПР.
3. Обучение родителей ребенка элементам физического воспитания, закаливанию и воспитательному воздействию.
Слайд 7
Патронажи медсестры:
От 1 мес. до 6 мес. –
2 раза в
месяц
От 6 мес. до 1 года –
1 раз в месяц
Слайд 8При осмотре ребенка необходимо оценить:
его состояние,
самочувствие,
чистоту, окраску
кожных покровов
видимые слизистые, слизистые глаз,
состояние ушей,
оценить характер стула,
частоту мочеиспускания
реакцию на БЦЖ- вакцинацию
(в 1,3,6,12 месяцев)
рефлексы грудного ребенка (в соответствии с возрастом)
Слайд 9 За 11 месяцев происходят значительные изменения в организме ребенка.
Рассмотрим наиболее
существенные из них:
АФО детей грудного возраста
Нервная система
Новые условные рефлексы интенсивно развивается на базе имеющихся безусловных рефлексов, появляются умения и навыки.
Однако под влиянием любых патологических воздействий (болезнь, стресс и т.п.) навыки могут легко утрачиваться.
Слайд 10Масса головного мозга удваивается к 9 мес.
к 3 годам утраивается
Развивается
мозжечок, совершенствуются и развиваются моторные функции и координация движений.
За период младенчества ребенок делает
огромный скачок в НПР.
Слайд 11Костно-мышечная система
Нарастает мышечная масса , преимущественно развиваются крупные мышцы груди, спины,
шеи, плеч, таза.
Слайд 12Костная ткань
Отличается преобладанием
органических веществ→
риск развития деформаций скелета
Слайд 13Дыхательная система
Формируются новые ольвиолы
Тип дыхания – смешанный
Характер дыхания – аритмичное, частое,
Слайд 14
На 1-м году сохраняется
относительная узость дыхательных путей, →
сухость и ранимость
слизистой,
что способствует риску развития стенозов и острой инфекции дыхательных путей.
Слайд 15Объем одной порции мочи примерно
до 6 месяцев – 30
мл
частота – 15-20 раз в сутки
Слайд 16Основные критерии
(линии) развития детей
1-го года жизни
Аз - анализатор
зрительный
Ас – анализатор слуховой
Э – эмоция
До – движения общие
Др – движение рук
Ра – речь активная
Рп – речевые понимания
Ср – сенсорика
Н – навыки
И – игра и действия с предметами
Д - движения
Слайд 171 месяц
Аз – плавное прослеживание движущегося предмета кратковременно фиксирует взгляд на
предмете.
Ас – прислушивается к звуку, голосу.
Э – первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
Слайд 18До – пытается поднять и удерживать голову лежа на животе
Ра
– издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним
Слайд 19Кожа и ее придатки
Появляется :
- потовыделение
- слезоотделение,
- пушковые волосы заменяются на
более жесткие,
Слайд 20улучшается функция кожи,
но сохраняется относительная неустойчивость терморегуляции
легко перегревается и переохлаждается→
сохраняются правила
личной гигиены и требование к одежде и белью, как у новорожденного ребенка
Слайд 21Дневной сон –
4 раза в день
длительность ~
21-22 часа
Слайд 22Бодрствование
~ 1 час
Прием пищи –
6 раз в сутки
Слайд 23Дневной сон –
4 раза в день
длительность ~
21-22 часа
Слайд 26Рекомендовано:
Массаж общий
Закаливание воздухом (воздушные ванны, прогулки, проветривание)
Слайд 27Закаливание водой:
Умывание
Гигиенические ванны
со снижением t˚ на 1˚ каждые 3
дня довести
до 26˚
Слайд 28Вакцинация
против гепатита В, в/м
Посмотреть реакцию БЦЖ (пятно)
Пригласить на прием и
выдать диспансерный листок
Слайд 29
В связи с активным ростом скелета
Vit. Д, образующегося в
коже недостаточно→
с 4х недель в осенне-зимний период назначается профилактическая доза
Vit Д – 500 МЕ в сутки.
Слайд 302 месяца
Аз – длительное зрительное сосредоточение,
Слайд 31рассматривает висящие над ним игрушки,
Слайд 33Ас – поворачивает голову в сторону источника звука
Э – быстро отвечает
на разговор с ним улыбкой
Слайд 34До – удерживает голову. Начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный лордоз
(изгиб кпереди)
Слайд 35Дневной сон
3-4 раза, длительность сна~20 часов
Слайд 36Бодрствование ~1,5 часа
Прием пищи
6 раз в сутки
V1- пневмококковой инфекции.
Слайд 373 месяца
Аз -сосредотачивается в вертикальном положении на лице говорящего
Э-
«комплекс оживления» (оживленные движения рук, ног, радость)
Др- случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью
Слайд 38До- лежит на животе, опираясь на предплечье и высоко подняв голову(1 минута)
Слайд 39Дневной сон –
3-4 раза,
длительность
~ 19-20 часов
Слайд 42Вакцинация
Против дифтерии, коклюша, столбняка
АКДС -вакцинация, в/м
Против полиомиелита в/м
Посмотреть
БЦЖ → папула
Слайд 434 месяца
Аз – узнает мать или близкого
( радуется)
Ас – поворачивает голову
в сторону невидимого источника звука
и находит его глазами
Слайд 44Э – громко смеется на эмоциональное речевое общение
Слайд 45До – переворачивается с боку на бок, при поддержке под мышки
крепко опирается на твердую поверхность ногами, согнутыми в тазобедренных суставах
Слайд 46Др – рассматривает, ощупывает, захватывает висящие над ним игрушки
Слайд 48Н – поддерживает во время кормления грудь матери
PS!
- С 4-5 месяцев
– усиливается слюноотделение
Слайд 49Дневной сон –
3 раза
длительность~20 час
Слайд 525 месяцев
Аз – отличает близких людей от чужих
Ас – узнает голос
матери или близкого человека, различает строгую или ласковую интонацию
Слайд 54Др – берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке
Слайд 55До - долго лежит на животе подняв корпус и опираясь на
ладони выпрямленных рук
- переворачивается со спины на живот
Слайд 56 - ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки
Ра –
подолгу певуче гулит
Слайд 58Дневной сон –
3 раза,
длительность
19-20 часов
Слайд 616 месяцев
Ас – поразному реагирует на свое и чужое имя
Слайд 62Др – уверенно берет игрушки и подолгу ими занимается, перекладывая из
одной руки в другую
Слайд 63До – переворачивается с живота на спину, передвигается переставляя руки или
немного подползает
Слайд 66PS!
С 6 месяцев гигиеническую ванну можно ч\з день, кроме летнего периода
Слайд 67Начинает самостоятельно сидеть→появляется грудной кифоз
(изгиб кзади)
Появляются первые зубы (медиальные резцы)
(
Π )
Слайд 68Улучшается иннервация кардиального сфинктера и срыгивания обычно не наблюдается
Частота мочеиспускания от
6 до 12 месяцев – 10-15 раз.
Высаживать на горшок
Слайд 69Исчезает гипертонус мышц
Формируется рефлекс на произвольное мочеиспускание→
в часы наибольшей вероятности мочеиспускания
надо поддерживать над горшком.
Слайд 70Горшок должен быть:
-пластмассовый (теплый)
соответствовать размеру ягодиц
яркого цвета
легко
мыться
Слайд 71
Вакцинация
Против гепатина В
АКДС-вакцина + полиомиелита
Посмотреть местную реакцию БЦЖ - пустула
Слайд 727 месяцев
Др – стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее
Слайд 74Рn – на вопрос «где?» находит взглядом предмет
Ра - подолгу лепечет
Слайд 75Н - пьет из чашки, которую держит взрослый
Слайд 76PS!
Зубы ( ΠΠ ) – медиальные резцы -/2
Слайд 77Дневной сон
– 3 раза,
длительность
18-19 часов
Слайд 808 месяцев
Э – смеется или лепечет, если смотрит на действия другого
ребенка
Слайд 81Др – игрушками занимается долго и разнообразно, подражает взрослому
Слайд 82До – сам садится, ложится, встает, стоит и опускается, держась за
барьер
Слайд 83Рn – на вопрос «где?» находит несколько предметов.
По просьбе взрослого
выполняет действия «Дай ручку»,
«До свидания», «Ладушки»
Слайд 84– громко, четко, повторно произносит различные слоги
Слайд 85Н – ест корочку хлеба, которую держит сам, пьет из чашки,
которую держит взрослый
Слайд 87Дневной сон
3 раза, длительность
18 часов
Слайд 90 9 месяцев
Ас- Плясовые движения под мелодию
Слайд 91Рп – На вопрос «Где?» отыскивает знакомые предметы
Знает свое имя, оборачивается
на зов
Слайд 92Ра – подражает взрослому,
повторяя за ним слоги
Слайд 93Др –действует с предметам и
по-разному, в зависимости от их свойств
( катает, вынимает и т.п.)
Слайд 95П – хорошо пьет из чашки, слегка поддерживает ее руками, формируются
навыки опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок)
Слайд 97Дневной сон – 3 раза, длительность
16 часов
Слайд 10110 месяцев
Ра – повторяет за взрослым разнообразные слова
Слайд 102Рп – по просьбе взрослого выполняет различные действия «Дай», «Догоню», «Сорока- воровка»
Слайд 103Др – проделывает различные действия с предметами
Слайд 104До – идет вперед при поддержке за обе руки, входит на
невысокую поверхность или горку, влезает на диван, ступеньку, слезает с нее
Слайд 106PS!
- зубы
UUUU латеральные резцы
ΠΠ
10 мес.
Слайд 107Дневной сон
2-3 раза, длительность
15-16 часов
Слайд 11011 месяцев
Э – радуется приходу детей, избирательное отношение к детям
Слайд 111Др – накладывает кубик на кубик, играет пирамидкой и т.п.
Слайд 112До – стоит сам,
делает первые самостоятельные шаги
Слайд 113Ра – употребляет слова обозначения
«ав-ав», «кис-кис» и т.п.
Слайд 115Дневной сон –
2 раза,
Длительность
15 часов
Слайд 116Прием пищи –
5 раз
Бодрствование –
3 часа
Слайд 11712 месяцев
Аз – узнает на фотографии знакомого
Слайд 118Рп – понимает действие без показа (найди, дай)
Слайд 119Э – эмоционально общается с другим ребенком (дает игрушку
и т.п.)
Слайд 120Др – катает, кормит, баюкает, водит и т.п. игрушку
Слайд 122Рп – понимает действие без показа (найди, дай)
Слайд 125PS!
-Закрывается большой родничок
- Появляется поясничный лордоз
- Зубы
˙ UUUU ˙ появляются
первые коренные зубы
˙ ΠΠΠΠ ˙
в 12-15 мес
Слайд 126 ССС:
Сердце увеличилось в размерах, располагается тоже вертикально.
В связи с обильным
кровоснабжением и слабым развитием соединительной ткани в сердечной мышце сохраняется склонность к генерализованным,
а не локальным поражениям миокарда.
Слайд 130Вакцинация:
RM
Против кори – п/к, в плечо
Против краснухи
Против эпидемического паротита
Слайд 131 Факторы, оказывающие влияние на рост и развитие ребенка грудного возраста и
состояние его здоровья.
1.Наследственность
2. Организация ухода
Определенный режим дня
Достаточное пребывание на воздухе
Проведение гигиенических мероприятий
Организация бодрствования
3.Вскармливание
4.Безопасность окружающей среды
5.Организация физического воспитания и закаливания