Педиатрия презентация

Содержание

Психоактивные вещества (ПАВ) до сравнительно недавнего времени укладывались в критерии алкогольных, наркотических и ненаркотических групп. Однако постоянное расширение их спектра, синтез веществ новых поколений, изменение характера употребления (в частности, все большее

Слайд 1Наркомания и токсикомания у детей и подростков

выполнил:Драчук В.В.
группа:Ф-122
преподаватель:Браун М.А.

Слайд 2Психоактивные вещества (ПАВ) до сравнительно недавнего времени укладывались в критерии алкогольных,

наркотических и ненаркотических групп. Однако постоянное расширение их спектра, синтез веществ новых поколений, изменение характера употребления (в частности, все большее распространение сочетанного употребления ПАВ различных групп) приводят к необходимости использования более подробных классификаций ПАВ. В МКБ‑10 выделены следующие группы психоактивных веществ: алкоголь, опиоиды (препараты морфия, героин и т. п.), каннабиноиды (гашиш, марихуана), седативные и снотворные (транквилизаторы, барбитураты, амитал натрия, ноксирон), кокаин, стимуляторы (кофеин, эфедрон, первитин, фенамин, экстази), галлюциногены (астматол, циклодол, димедрол, LSD, ксилобицин, мескалин), табак, летучие растворители (бензин, пятновыводители, клеи), другие вещества (эрготамин, анаболические стероиды) и смеси различных веществ.
Дадим краткую характеристику действия основных употребляемых в детско-подростковой среде ПАВ.


Слайд 3Опиоиды. 
Употребляются чаще всего инъекционным путем или путем вдыхания. Признаки опьянения противоречивы,

зависят от стажа употребления и принятой дозы. На ранних этапах и при небольших дозах подросток обычно эйфоричен, излишне общителен, назойлив. При больших дозах и на более отдаленных этапах — чаще замкнут, погружен в себя, избегает контактов и хочет тишины. Он может сказать, что пошел спать, но лечь в кровать и погасить в комнате свет боится. Зато может засыпать на ходу, но если к нему в этот момент обратиться — моментально при­ходит в бодрствующее состояние без каких-либо признаков сонливости. Нарушается ритм сна: часто подросток ночью бродит по квартире, а днем спит. Добродушный и покладистый, он тут же мо­жет стать задумчивым и рассеянным. Растягива­ет слова, но может быть, наоборот, легок в об­щении, после многочасового занудства мгновенно превращается в остроумного собесед­ника. Настроение меняется все время, и эти пе­ремены непредсказуемы. Может обжечься, порезаться, однако боли не по­чувствует. Кожа бледная, сухая и теплая. Зрачок узкий и не расширяется в темноте, отчего снижается острота зрения при вечернем освещении.
В абстиненции проявляются неусидчивость, раздражительность и вспыльчиво­сть. Легкая форма «ломки» может напоминать обычную простуду: насморк, озноб (кутается во все теплое), тошнота, боль в животе; при тяжелой форме — рвоты и понос, мышечные боли, беспокойство, страх смерти.
Каннабиноиды.Употребляются с помощью курения. При небольших дозах наблюда­ются излишняя подвижность и активность; подросток может производить впечатление энергичного человека, тараторит, словно боится не успеть что-то сказать, речь сбивается, простые мысли поясня­ются многочисленными фразами и лирическими отступлениями. В группе людей, принявших наркотик, при­сутствует цепная реакция: если кому-то одному весело — смеются все, причем, над чем они сме­ются, могут не знать сами. Характерна резкая смена настроения на прямо противоположное: добродушие и покладистость сменяются агресси­ей, вспыльчивостью. Опьянение проявляется повышенным, неуем­ным аппетитом. Глаза «стеклянные», с расширенными зрачка­ми, иногда кажется, что подросток смотрит как бы сквозь того, с кем общается; свойственно покраснение губ, сухость во рту.
При больших дозах наркоман уходит в себя, затормаживается, отгораживается от внешнего мира, бессмысленно улыбается, погружаясь в приятные фантазии, порой беспричинно смеется; лицо становится бледным, зрачки су­жаются. При обращении к нему как бы пробуждается, не сразу и не всегда правильно понимает, о чем ему говорят. Физическая зависимость нехарактерна, со временем формируется психологическая зависимость с депрессией, трево­гой, вспышками раздражительности, порой с бессонницей. Не исключены психозы с галлюцина­циями. При длительном систематичном употреблении развиваются характерные изменения личности, напоминающие шизофренический дефект.


Слайд 4Седативные и снотворные препараты.
 В терапевтических дозах оказывают свое основное действие и

с целью достижения состояния опьянения не употребляются. Следует учитывать, что действенные дозы для здоровых, т. е. не имеющих показаний для употребления препаратов, как правило, ниже, чем применяемые для лечения больных, т. е. то, что считается терапевтической дозой, для здорового может быть токсической, опьяняющей. При применении токсических доз состояние в значительной мере имитирует алкогольное опьянение с индивидуальной вариабельностью его проявлений. Как правило, такое состояние заканчивается длительным сном. В абстиненции проявляется сильная слабость, головная боль, потли­востью, тошнота, головокружение, дрожь во всем теле, «выкручивающие» боли в суставах, бессонница, тревога за собственную жизнь.

Слайд 5Кокаин и синтетические стимуляторы.
Кокаин вдыхают через нос, прочие стимулятор применяются в

таблетках или инъекционно.
Подросток, находящийся под их воздействием, кажется очень оживленным, двигается резко и порывисто, ему трудно усидеть на месте, он постоянно в движении, деятелен, импульсивен, беспорядочен. Он не может придерживаться постоянства в делах и мыслях, может браться за мно­гое и все бросает, он не в состоянии обсуждать одну тему, его мысли перебивают одна другую. Он может непрерывно говорить, но не слушать собеседника. В стадии опьянения подросток может сутками не спать. Зрачки расширены, кожный покров сухой, пульс учащенный.
В абстиненции такой больной наркоманией вял и раздражителен, подавлен, тревожен. Движения не­уверенные, координация нарушена. Наблюдаются бледность, потливость, по­нос, учащенный пульс.


Слайд 6Галлюциногены.
Галлюциногены обычно помещают под язык до рассасывания. Под их действием возникает

наплыв ярких, чаще всего зрительных галлюцинаций, полностью завладевающих вниманием. Подростки производят впечатление «странных», мо­гут надолго застывать, воспринимать неодушевленные предметы как живые существа и пытаться разговаривать с ними. Они в опьянении замкнуты, часто что-то невнятное бор­мочут себе под нос. Могут разговаривать сами с собой, размахивая при этом руками. На внешние раздражители, например, на окрики, реагируют замедленно, неохотно. До них очень трудно «до­стучаться», чтобы получить ответ на вопрос. Их зани­мают мистические проблемы, отче­го они кидаются то в философию, то в религию, заняты поиском проникновения в иные миры с целью обретения более комфортного, осмысленного духовного существования. Подростки считают, что основная мас­са людей их никогда не поймет, и часто сторо­нятся всех. Темп речи и мышление, как правило, отличаются замедленностью; движения также медленные, плавные.
К этой же группе относятся препараты, которые ис­пользуются как корректоры осложнений нейролептической терапии и для лечения паркинсонизма. Их прием (иногда даже одной таблетки) вызывает своеобразное опьянение с многочисленными галлюцинациями, чаще всего фантастического или устрашающего содержания. При этом подросток резко возбужден, мечет­ся по комнате, что-то бормочет или кричит, видит каких-то людей вокруг себя или в окне; способен на агрессивные действия и самоубийство. Взгляд остановившийся, речь быстрая и невнятная. Опьянение заканчивается длительным сном с последующей частичной амнезией.


Слайд 7Летучие растворители. 
Злоупотребление ими встречалось особенно часто в предшествующее десятилетие, в последние

годы вытесняется наркотиками и алкоголем. Интоксикация напоминает алкоголь­ное опьянение, нередко сопровождается яркими галлюцинациями. Кожа у «токсикоманов», как правило, серовато-землистого оттенка, лицо отечно, воло­сы становятся ломкими. Систематическое употребление летучих ра­створителей приводит к быстрому развитию энцефалопатии с признаками слабоумия.
Для правильной коррекционной работы с подростками, употребляющими ПАВ, следует четко разделять стадииэтого употребления.

Слайд 8Аддиктивное поведение
(от англ. addiction — пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) — употребление изменяющих

психическое состояние веществ (табак, алкоголь, наркотики и не входящие в список наркотиков вещества) без сформированной зависимости. На этой стадии употребления ПАВ речь идет не о болезни, а о нарушении поведения.

Слайд 9Зависимость
по определению Всемирной организации здравоохранения (1965), есть «…состояние периодической или хронической

интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества». Зависимость разделяется на психическую и физическую.

Слайд 10Психическая зависимость и Физическая зависимость
Психиче­ская зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением

к употреблению ПАВ, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта и возникновением вызванных употреблением индивидуальных и социальных проблем, разрешаемых через повторное употребление. Лишение вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.
Физическая зависимость— состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормальной жизнедеятельности организма, включается в схему его жизнеобеспечения. При лишении вещества у подростка возникает проявляющийся на всех уровнях функционирования «синдром отнятия» (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами.
Становление аддиктивного поведения отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом можно выделить ряд достаточно закономерных этапов.


Слайд 11I этап.Первые пробы.
I этап.Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в

компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповая конформность и мотивы группового самоутверждения. Глубинная мотивация восходит к присущей человеку потребности в изменении состояний сознания: вероятность того, что первые пробы перерастут в развернутый процесс формирования аддиктивного поведения и последующего перерастания в болезнь тем больше, чем меньше возраст при первых пробах и чем меньше потребность в изменении состояния сознания удовлетворяется социально одобряемыми или допустимыми способами. Выбор средства на этом этапе непроизволен и зависит от этнокультурных особенностей, особенностей субкультуры, опыта группы и доступности средства. Достоверных статистических данных о времени совершения первых проб нет, но эмпирический опыт позволяет утверждать, что до наступления 18 лет подавляющее большинство подростков так или иначе знакомится с ПАВ. По разным причинам (удовлетворенное любопытство, страх наказания, опасения пристраститься, неприятные ощущения и переживания, разрыв с компанией и т. д.) первые пробы чаще всего не имеют продолжения (исключение составляют табакокурение и культурально санкционированная алкоголизация).

Слайд 12II этап. Поисковое аддиктивное поведение.
Следующий за первыми пробами этап экспериментирования с

разными видами ПАВ — алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важно употребление как знак принадлежности к группе, для других — сам факт изменения состояния сознания («отруб», «отключка»), для третьих — качество вызываемых эффектов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу — для веселья, раскованности, обострения восприятия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения («Не нюхаешь, значит, не уважаешь»). Характерно активное экспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления (например, «зарядка» летучими веществами фильтр-коробки противогаза). По мере прохождения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый их спектр. Чаще это происходит уже после 15 лет. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы. От такого полисубстантного аддиктивного поведения отличается моносубстантное, когда и первые пробы, и поисковое экспериментирование определяются доминирующей культуральной традицией (самогон в сельских районах России, гашиш, опиаты и т. д. — в других этносоциальных средах). Медикаментозное лечение используется при аддиктивном поведении лишь для снятия интоксикации.

Слайд 13III этап.Переход аддиктивного поведения в болезнь.
Происходит под влиянием множества разнообразных факторов,

которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические.
Социальные — нестабильность общества, доступность ПАВ, отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции и др.
Социально-психологические — высокий уровень коллективной и массовой тревоги, разрыхление поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров, ослабление связей между поколениями.
Психологические — незрелость личностной идентификации, недостаточная способность к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность самоконтроля, высокая потребность в изменении состояния сознания как средстве разрешения внутренних противоречий и конфликтов, конституционально акцентуированные особенности психики.
Биологические — природа и «агрессивность» ПАВ, индивидуальная толерантность, нарушение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля за течением заболевания.
В процессе перехода аддиктивного поведения в болезни, вызываемые употреблением ПАВ (алкоголизма, токсикомании, наркомании) выделяются следующие стадии развития:


Слайд 14Стадии
I стадия. Характеризуется формированием и прогрессирующим углублением психической зависимости,при которой перерыв в

употреблении приводит к психическому дискомфорту, подавленности, тревоге, дисфории с резким обострением влечения к употребляемому веществу. Другие признаки (ослабление и угасание защитных рефлексов на передозировку, повышение толерантности, социальная дизадаптация) являются дополнительными и развиваются при злоупотреблении не всеми ПАВ. В развитии этих признаков у детей и подростков существует очень широкая вариативность.
II стадия.Характеризуется формированием физической зависимости при употреблении одних веществ (алкоголь, опиоиды, некоторые стимуляторы) и углублением психической зависимости при употреблении других (кокаин, марихуана). В тех случаях, когда физическая зависимость не формируется, основным признаком этой стадии становится хроническая интоксикация с психическими и физическими нарушениями. Признаки хронической интоксикации зависят от типа употребляемых веществ. Так, хроническая интоксикация марихуаной ведет к физическому истощению и апатии вне поведенческого поля наркотизации, у мальчиков нередко приводит к телесной феминизации; летучие вещества — к формированию психоорганического синдрома и токсической энцефалопатии с соматоневрологическими нарушениями и ослаблением интеллектуальных функций (памяти, внимания, сообразительности). На этом этапе навязчивое влечение к употреблению сменяется компульсивным, утрачивается критичность к употреблению и развивается анозогнозия (полное отсутствие понимая болезненности своего состояния, отрицание у себя болезни в принципе), растет толерантность к веществу и нередко изменяется картина опьянения, нарастает социальная дизадаптация с фиксацией поведения на употреблении ПАВ и их промысле, вовлечении в аддикцию сверстников и младших с формированием подчиненных групп как средства самоутверждения и добычи дурманящих веществ.
Переход к III стадии(падение толерантности, выраженный органический дефект личности с чертами специфического для того или иного вида ПАВ слабоумия, закономерно возникающие абстинентные психозы, глубокая социальная деградация) совершается, как правило, уже в юношеском и взрослом возрасте.


Слайд 15
За последние 3 года число детей, состоящих на диспансерном учете по

поводу наркомании, возросло в 2,8 раза, токсикомании — в 3,5 раза. Количество подростков, ежегодно признаваемых больными наркоманией, за 10 лет возросло в 13 раз, и на сегодня зарегистрированная заболеваемость наркоманией среди подростков составляет 1 на 1 тыс. (следовательно, в реальности не менее 10-15 на 1 тыс.). Около 35% школьников имеют опыт употребления наркотических и токсикоманических средств и 70% употребляют алкоголь. К 17 годам половина подростков составляет группу риска по алкоголизму в связи с частым употреблением алкогольных напитков (причем, девушек на 10% больше, чем юношей). Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в 2 раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикоманией – в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза чаще, чем взрослые. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек до 12,9 лет; возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 лет и 14,6 лет. По существующим прогнозам, рост показателей, связанных с употреблением ПАВ, может продолжаться вплоть до 2005-2010 гг. Около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркотизацией и токсикоманией. При этом около 60% опрошенных детей и подростков и 28% взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Население в основном ориентировано на анонимную наркологическую помощь. В стране только начинают создаваться государственные детско-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.
Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Общество столкнулось с реальной незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических средств. Следующим важным фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер.

Слайд 16Лечение
Кодирование — формирование условно-рефлекторного страха перед употреблением ПАВ. Суть метода состоит в

том, что пациенту внушается, что он подвергнется воздействию, после которого в течение определенного срока употребление ПАВ грозит ему гибелью. Применяются самые разнообразные процедуры и вещества, суть не в них, а в общей обстановке процедуры; при этом применяемые вещества абсолютно безвредны и нейтральны и никакого отношения к тому или иному ПАВ не имеют (введение в вену никотиновой кислоты, опрыскивание заднепроходного отверстия хлорэтилом и т. д. – в зависимости от возможностей и пристрастий психотерапевта). Необходимым условием кодирования является полное более или менее длительное воздержание от ПАВ (до исчезновения признаков абстиненции) перед применением «кодирования».
По сути метод кодирования является суррогатом психотерапии и малоэффективен, хотя у некоторых пациентов с определенной личностной структурой, с глубокой установкой на излечение, с благоприятным социальным окружением может быть результативным. По истечении срока «кодирования», как правило, употребление ПАВ возобновляется, нередко в еще более тяжелой форме, чем ранее.

Слайд 17Программа «Детокс». 
Программа «Детокс». Применяется при лечении опиоидной наркомании. Суть программы заключается в

быстром (в течение нескольких часов) купировании абстиненции во время наркотического сна, вызываемого препаратами, применяемыми для хирургического наркоза. Одновременно пациенту вводятся опиодные антагонисты (эндорфины), вытесняющие наркотик из нервных клеток и синаптических мембран. Далее вновь вводятся эндорфины, с тем чтобы заблокировать опиоидные рецепторы в головном мозгу и тем самым предотвратить действие наркотика в случае его употребления.
Действительно, какое-то время больной не испытывает наркотического опьянения, принимая наркотик. Однако это не гарантирует полного пожизненного отказа от наркотиков. Сохраняется потребность в переживании состояний наркотического опьянения с проявлениями психологической зависимости, что чаще всего приводит либо к переходу на другой наркотик, либо к возвращению к прежнему спустя некоторое время, если больной не получает длительной целенаправленной психотерапевтической и социотерапевтической помощи. Кроме того, выход из наркотического состояния без переживания абстиненции («ломки») затрудняет дальнейшую психотерапевтическую коррекцию, так как у больного складывается представление о безопасности наркотизации и легкости ее прерывания в любой момент, что часто способствует возобновлению приема наркотика.


Слайд 18Метадоновый метод (заместительная терапия). 
Метадоновый метод (заместительная терапия). Метадон – синтетический опиоидный наркотик,

применяемый в таблетках. Суть метода заключается в постепенной замене героина метадоном для облегчения абстиненции с последующим снижением дозы метадона вплоть до полной его отмены. Хотя метадон официально в РФ запрещен, он все более широко используется частнопрактикующими наркологами. В последние годы на Западе все шире в аналогичных целях используется препарат бупренорфин как более эффективный и обладающим меньшими побочными эффектами, чем метадон.
Ясно, что для лечения подростков эти препараты ни в коем случае не должны применяться, т. к. их использование целесообразно лишь у тяжелых наркоманов с большим стажем, с тем чтобы сделать употребление ими наркотика более контролируемым и управляемым (больной по сути становится полностью зависим от врача, снабжающего его заместительными средствами).


Слайд 19Метод Маршака.
Метод Маршака. В программе Я. И. Маршака в его центре «Кундала»

вывод из абстиненции под наркозом дополняется особым видом последующей психотерапии, использующей йоговские техники, а также широко практикуемой на Западе, особенно в США, программой «12 шагов».

Слайд 20Метод Назаралиева. 
Метод Назаралиева. Этот метод заключается в применении атропиновых ком (введение доз

атропина, вызывающих бессознательное состояние), что облегчает переживание абстиненции и снижает влечение к ПАВ. Метод опасен тем, что атропин имеет малую терапевтическую широту (то есть очень невелик разрыв между лечебной и смертельной дозами). Кроме того, применение повторных ком приводит к органическому поражению ЦНС (энцефалопатии). В 50-70-е годы ХХ века атропиновые комы достаточно широко применялись для лечения различных психозов, но затем этот метод в психиатрической клинике практически перестал использоваться, поскольку появилось множество эффективных и достаточно безопасных психотропных препаратов.
После купирования абстиненции проводится курс психотерапии и в заключение вводится препарат, якобы не совместимый с наркотиком, то есть метод дополняется эффектом “кодирования”.
В заключение следует сказать, что лечение наркомании в негосударственных учреждениях требует от родителей подростка громадных финансовых жертв. С другой стороны, отечественное государственное здравоохранение, к несчастью, совершенно не соответствует современным потребностям в области детско-подростковой наркомании. Тем не менее следует знать, что ни один из используемых в мировой практике методов не дает более 8-10% (в лучшем случае) эффекта в виде воздержания от наркотика до 1 года. В принципе любое лечение наркомании (и алкоголизма) заключается в купировании абстиненции (а также выведении из психоза) и последующей целенаправленной, долгосрочной психо- и социотерапии. Последнее широко варьируется различными врачами и клиниками, но результат таков, как сказано выше. Следовательно, необходимо все силы и средства направлять на профилактику наркомании.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика