Память в работе врача презентация

Современной медицине известно более 12000 нозологических единиц. В процессе установления диагноза врачу необходимо вспомнить те из них, которые соответствуют наблюдаемым симптомам. Для этого врачу, во-первых, следует все эти заболевания знать, во-вторых,

Слайд 1Презентацию подготовили
Насонов И.А.

Игамбердиев Ш.В.

Память в работе врача


Слайд 2Современной медицине известно более 12000 нозологических единиц. В процессе установления диагноза

врачу необходимо вспомнить те из них, которые соответствуют наблюдаемым симптомам. Для этого врачу, во-первых, следует все эти заболевания знать, во-вторых, — суметь их вспомнить. Если правильный диагноз не будет поставлен и пациент не получит нужного лечения, юридически это будет квалифицировано, как ошибка врача, влекущая, в зависимости от ее последствий, уголовную или гражданско-правовую ответственность.

Слайд 3Способность врача вспомнить заболевание, соответствующее наблюдаемым симптомам, в значительной мере зависит

от его диагностической памяти и того, как в ней организована информация о заболеваниях.
На примере конкретной диагностической ситуации описана процедура исследования индивидуальной диагностической памяти врача. Показано, что она содержит его знания о группах возможных диагнозов, которые различаются по их месту в структуре памяти, способу воспроизведения и вытекающим диагностическим ошибкам.


Слайд 4В связи с тем, что в ходе практической деятельности запечатление медицинской

информации в памяти врача зависит от самых разных, нередко случайных факторов, существует риск недостаточной воспроизводимости сведений о больших группах заболеваний, что обусловливает диагностические ошибки.
Стратегическим направлением решения этой проблемы авторы считают целенаправленное проектирование структуры медицинской информации в памяти врача. Ее основное средство — специальные медицинские стандарты NICE–типа, базирующиеся на современных диагностических и терапевтических алгоритмах. Такие стандарты не только определяют оптимальные с научной точки зрения действия врача, но также оптимальный порядок воспроизведения нужных сведений в его памяти.



Слайд 5Постановка правильного диагноза занимает ключевое место в терапевтическом процессе. Определение на

основе диагноза, с каким именно заболеванием врач имеет дело, сразу открывает возможность применить к данному заболеванию все имеющиеся в современной науке знания о его лечении.
В то же время многочисленность заболеваний, с которыми сталкивается врач, именно диагностику нередко превращает в проблемную часть врачебной деятельности.
На протяжении своей медицинской карьеры врач должен быть готов к встрече практически с каждым из этих заболеваний. Эта готовность предполагает наличие способности в любой момент вспомнить все те заболевания, клиника которых соответствует наблюдаемым симптомам. Это дает врачу возможность сузить круг возможных диагнозов, правильно назначить дальнейшие исследования, и на основе их результатов установить точный диагноз.




Слайд 6 Любой сбой данного процесса чреват врачебной ошибкой.
Такая ошибка

возможна, если врач:
•   вообще не знает заболевания, с которым столкнулся. Это возможно, если о нем не говорилось в ходе обучения в высшей школе, или говорилось, но врач по какой-то причине не усвоил данной информации;
•   информация о заболевании не сохранилась в его памяти (например, врач не встречался с ним в ходе своей практической деятельности, информация о данном заболевании была не нужна и потому в конце концов была забыта);
•   врач знает данное заболевание, помнит его симптомы, однако усталость, недостаток времени, напряжение помешали ему воспроизвести имеющуюся в памяти информацию.


Слайд 7При определении способности врача воспроизводить имеющуюся в его памяти информацию о

заболевании, следует различать общее и актуальное знания врача.
Так, врач может досконально изучить медицинскую литературу по своей специальности, иметь весьма широкие и многосторонние общие знания об определенном заболевании, гордиться великолепно сданными экзаменами по соответствующему предмету. Однако если эти знания не актуализируются в конкретной диагностической ситуации, при наблюдении определенных симптомов заболевания у конкретного больного, то они не будут иметь никакого значения, то есть актуальное знание врача будет равняться нулю.
Актуальным является то знание, которым врач располагает в конкретном случае, в конкретный момент времени, при постановке диагноза конкретному больному.
Актуализируемость (воспроизводимость) — это и есть указанная способность врача в нужный момент времени вспомнить хранящуюся в его в памяти информацию о каком-то конкретном заболевании. В одних случаях сделать это легко и просто, в других — трудно и сложно.


Слайд 8Способность врача актуализировать в диагностической ситуации необходимые знания зависит от многих

внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы, отражающие состояние врача (степень усталости, напряжения, заинтересованности, плохое самочувствие и пр.) могут быть достаточно изменчивыми. В свою очередь, это определяет изменчивость воспроизводимости и, как следствие, объема актуального знания. Внешние факторы (неблагоприятные условия работы, работа в ночную смену, семейно-денежные проблемы, ограниченность времени, которое врач может посвятить отдельному пациенту и т.д.) также могут затруднять функции памяти и ограничивать объем актуального знания. В результате в конкретных условиях взаимодействия с отдельным пациентом врач способен воспроизводить лишь малую часть из того, что он вообще знает. Исходя из этого, даже очень хороший врач в условиях усталости, психического напряжения, недостатка времени, плохих условий его деятельности может оказаться плохим врачом.

Слайд 9Таким образом, значение актуализируемости (воспроизводимости) индивидуального медицинского знания в деятельности врача

невозможно переоценить. Если знание, необходимое для установления правильного диагноза, не было актуализировано, правильный диагноз не будет поставлен. Если, далее, диагноз не будет поставлен, не будет назначено правильное лечение.
Степень, в которой память врача способна сопротивляться вышеуказанным неблагоприятным факторам, прежде всего, зависит, от места нужной информации в структуре памяти, того, как организована информация о заболевании и, следовательно, в каком порядке и в ответ на какие стимулы она воспроизводится. Чем ближе необходимое знание к пресловутой «поверхности» сознания, тем легче и быстрее оно воспроизводится.


Слайд 10Известно, что одни сведения могут быть очень даже хорошо воспроизводиться. Это

те, которые врач вспомнит, даже если его «разбудить среди ночи». Чтобы вспомнить другие, надо быть в хорошем состоянии, находиться в благоприятной обстановке. Иначе эти знания «даже не придут в голову».
В связи с этим важно рассмотреть структуру медицинских знаний и определить, что стоит за легкой воспроизводимостью одних знаний и трудной — других? Что обусловливает устойчивость, уверенную воспроизводимость, близость к «поверхности» одной информации и неустойчивость, неуверенную воспроизводимость другой? Такой анализ представляет несомненный практический интерес, позволяя выявить те сведения в памяти врача, которые обладают наименьшей актуализируемостью и, следовательно, легко могут стать источником постановки неправильного диагноза и, соответственно, ошибочного лечения. Особую важность это имеет для прогноза и предупреждения диагностических ошибок, которые может совершить конкретный врач.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика