Слайд 1Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение
«Липецкий медицинский колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Специальность 34.02.01. Сестринское
дело
По междисциплинарному курсу: Медицинская сестра
Тема «Особенности профилактики заболеваний органов дыхания у детей»
Выполнили:
Куськова Анастасия
Назарько Елена
Студенты группы 3К, 4 МС
Специальность: 34.02.01. Сестринское дело
Руководитель: Кан С.П.
2017-2018 учебный год
Слайд 2Актуальность темы
Проблема рецидивирующих заболеваний верхних дыхательных путей у детей занимает одно
из центральных мест в педиатрии и относится к разряду наиболее актуальных в клинике детского здравоохранения.
Слайд 3Цель курсовой работы:
составление плана мероприятий по профилактике заболеваний органов дыхания у
детей и определение роли медицинской сестры в профилактике заболеваний.
Слайд 4Задачи:
изучить особенности органов дыхания у детей;
изучить классификацию заболеваний органов дыхания;
раскрыть особенности заболеваний; определить тактику лечения и возможные осложнения;
определить общие аспекты трудовых функций медицинской сестры;
обозначить направления организационной работы медицинской сестры в профилактике заболеваний органов дыхания у детей.
Слайд 6Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей и подростков
К моменту рождения
ребенка морфологическое строение органов дыхания несовершенно. Интенсивный рост и дифференцировка дыхательных органов продолжаются в течение первых месяцев и лет жизни. Формирование органов дыхания заканчивается в среднем к 7 годам, и в дальнейшем увеличиваются только их размеры. Все дыхательные пути у ребенка имеют значительно меньшие размеры и более узкие просветы, чем у взрослого.
Слайд 7Особенностями морфологического строения органов дыхания у детей первых лет жизни являются
в следующих данных:
Тонкая, нежная, легкоранимая сухая слизистая оболочка с недостаточным развитием желез, со сниженной продукцией секреторного иммуноглобулина A(SIgA) и недостаточностью сурфактанта;
Богатая васкуляризация подслизистого слоя, представленного преимущественно рыхлой клетчаткой и содержащего мало эластических и соединительнотканных элементов;
Мягкость и податливость хрящевого каркаса нижних отделов дыхательных путей, отсутствие в них и в легких эластической ткани.
Слайд 8Рабочая классификация болезней органов дыхания
I. Болезни верхних дыхательных путей: ринит,
фарингит, ларингит, трахеит.
II. Бронхиты:
острый (простой) бронхит, обструктивный бронхит, бронхиолит.
III. Пневмонии:
очаговая бронхопневмония, сегментарная (полисегментарная), крупозная, интерстициальная.
IV. Бронхиальная астма.
Слайд 9Этиология
Этиологическим фактором заболеваний верхних дыхательных путей и бронхитов в 90% случаев
являются вирусы. Возбудителем пневмонии в большинстве случаев оказывается микробная флора, в связи с чем пневмония рассматривается как микробновоспалительный процесс в легких.
Бронхиальная астма относится к группе аллергических заболеваний.
Слайд 10Симптомы заболеваний органов дыхания
Болевые ощущения в горле или в области груди
при глотании или глубоком дыхании;
Высокая температура;
Одышка, иногда переходящая в удушье.
Кашель является обязательным признаком болезни. Он может быть сухим или с мокротой, при тяжелых формах – с гнойным выделением или следами крови. Кашель может носить постоянный или периодический характер
Слайд 11Осложнения
острые воспалительные заболевания ЛОР-органов: синусит, фарингит, ангина, ларингит, отит, аденоидит
и острый стеноз гортани (ложный круп);
дыхательная недостаточность;
пневмония
Слайд 12Симптомы дыхательной недостаточности
Цианоз;
Одышка;
Участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания;
Свистящее дыхание (удлиненный
«свистящий выдох»);
Тахикардия.
Слайд 13Осложнения пневмонии
Легочные:
плевриты;
абсцессы и гангрена легких;
бронхообструктивный синдром;
острая дыхательная недостаточность.
Внелегочные:
миокардит;
эндокардит;
перикардит;
ДВС-синдром;
менингит, энцефалит;
психические расстройства;
инфекционно-токсический шок;
сепсис.
Слайд 14Диагностика
Рентгенография органов грудной клетки.
Бронхография.
Компьютерная томография.
Магнитно-резонансная томография.
Определение кислотно-щелочного состояния (КОС)
и газового состава крови.
Пульсовая оксигемометрия.
Спирометрия
Ларингоскопия
Фибробронхоскопия
Исследование мокроты.
Аллергологические пробы проводятся, прежде всего, при бронхиальной астме.
Слайд 15Лечение:
противовирусные или противомикробные препараты
сосудосуживающие препараты
таблетки для рассасывания, спреи, ингаляции
средства,
разжижающие мокроту, отхаркивающие средства
жаропонижающие средства перорально или ректально
оксигенотерапия
физиотерапия (с учетом периода заболевания): УВЧ, индуктотермия, электрофорез, вибрационный массаж, постуральный дренаж
рефлекторная терапия: горячие ножные ванны, горчичники на грудную клетку и к икроножным мышцам, озокеритовые «сапожки».
Слайд 16Профилактика:
Вакцинопрофилактика
Массаж
Закаливание
Санитарно-гигиенические мероприятия
Витаминотерапия
Ингаляционная терапия
Слайд 17Роль медицинской сестры в реализации лечебно-диагностических мероприятий
Основное время медицинской сестры отводится
на выполнение инъекций и внутривенных капельных вливаний, раздачу медикаментов, подготовку пациентов к диагностическим и лечебным процедурам. При этом у медицинских сестер имеется достаточно времени для общения с пациентами.
Медицинская сестра всегда, осознает она это или нет, производит на больного определенное впечатление, которое и является основой дальнейшего взаимодействия. Поэтому немаловажно знать нормы, правила и технологии профессионального общения с пациентами и окружающими и уметь устанавливать профессиональный контакт с пациентом и его родственниками.
Слайд 18Задачи медицинского персонала при поступлении пациентов с патологией органов дыхания:
предупреждение перекрестной
инфекции и реинфицирования;
соблюдение масочного режима для предупреждения инфицирования медицинского персонала:
не допустить развития выраженной клинической картины заболевания, развития осложнений.
Слайд 19Роль медицинской сестры в реализации профилактических мероприятий
На плечи медицинских работников детских
учебных и лечебных учреждений ложится огромная ответственность за здоровье детей. Поэтому здесь работа медсестры должна быть гиперответственной.
Независимо от места работы, медицинская сестра должна принимать активное участие в мероприятиях, направленных на профилактику заболеваний органов дыхания у детей.
Слайд 20Виды санитарно-просветительской работы
Беседы
Занятия в «Школах здоровья»
Разработка памяток и
рекомендаций
Выпуск санитарных бюллетеней и информационных листков
Проведение практических занятий
Слайд 21Заключение
Заболевания органов дыхания у детей – очень распространенное явление. Существуют их
многочисленные виды и подвиды. Как утверждает статистика, почти 70% всех детских болезней приходится именно на дыхательные пути.
Для профилактики заболеваний органов дыхания у детей необходимо проводить следующие мероприятия:
во-первых, мероприятия, направленные на поддержку иммунитета;
во-вторых, увеличение времени пребывания на свежем воздухе, двигательной активности;
в-третьих, своевременное лечение заболеваний для снижения риска возникновения осложнений.
Положительное влияние на процесс выздоровления, а также на снижение риска осложнений оказывает грамотно организованная и высоко профессиональная деятельность медицинской сестры.