Слайд 2План лекции:
Предмет НП.
Основные направления НП (каждое направление НП – это специфическая
задача НП как науки).
Значение НП.
Слайд 3Рекомендуемая литература
Лурия Александр Романович. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. пособие для
вузов по напр. и спец. психологии / А. Р. Лурия. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 378 с. Гриф УМО
Слайд 4Корсакова Наталья Константиновна. Клиническая нейропсихология [Текст] : учеб. пособие для вузов
по напр. и спец. психологии / Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 139 с. *
Слайд 5Тонконогий Иосиф Моисеевич. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для вузов по
напр. и спец. психологии / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. - СПб. [и др.] : Питер , 2007. - 526 с. Гриф УМО *
Хомская Евгения Давыдовна Нейропсихология: учебник по напр. "Психология" и спец. "Психология" и "Клиническая психология" / Е. Д. Хомская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2007. - 496 с. Гриф МО *
Слайд 6Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста [Текст] : учеб. - мет. пособие
/ под ред. Л. С. Цветковой. - М.-Воронеж : [б. и.], 2001. - 272 с. - (Библиотека психолога). *
Цветкова Любовь Семеновна. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] : учебное пособие / Л. С. Цветкова. - М.: Юристъ, 1997. - 256 с. *
Слайд 7Нейропсихологическая диагностика [Текст] / Ин-т общегуманит. исследований, Моск. психолого- соц ин-
т. ; под ред. Е. Д. Хомской. - М. : [б. и.], 2004 – 56 с. Ч.1 : Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы. - 2004. - 57 с. *
Нейропсихологическая диагностика [Текст] / Ин-т общегуманит. исследований, Моск. психолого- соц ин- т.; под ред. Е. Д. Хомской. - М. : Ин-т общегуманит. Исследований,Ч.2 : Альбом. - 2004. - 46 с. *
Слайд 8www.koob.ru (системные требования: Браузер класса Internet Explorer 6.0, Adobe Reader 6.0
и выше):
1. Клиническая психология: учебник/ Под редакцией Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2004.
2. Клиническая психология: Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии / В. Н. Косырев; М-во образования Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. - 451с.
3. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии / И. Ф. Мягков, С. Н. Боков. - М.: Логос, 1999. - 232 с.
4. Медицинская психология. (Методические указания). /Автор-составитель Т. П. Пушкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
Слайд 10
Клиническая психология
Патопсихология
Психология
дизонтогенеза
НП
Психосоматика
Соматопсихология
Психология здоровья
Психопрофилактика
Психогигиена
Слайд 11
нп
неврология
психология
Анатомия
гм
физиология
Слайд 12
Центральная теоретическая проблема НП - проблема мозговой организации (локализации) ВПФ.
Слайд 13Предмет НП
Нарушения психических функций при локальных поражениях головного мозга (отечественная НП)
НП
– наука о роли отдельных мозговых зон в поведении целом, наука о связи мозга и поведения (изучает не болезнь) – американская НП.
Слайд 14Цель НП:
Выявление вклада каждого участка гм в протекание психических функций (изучение
мозговых механизмов псх. деятельности).
Изучение нарушений ВПФ при поражениях различных зон гм
Слайд 16
Нейропсихология
Клиническая
НП
Экспериментальная
НП
Реабилитационная
НП
Нейропсихологическая
психодиагностика
Дифференци-
альная
НП
Психофи-
зиоло-
гическая
НП
Слайд 17Клиническая НП
Изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при локальных поражениях гм
Основные методы: клиническое
неаппаратурное нейропсихологическое исследование (Луриевские методы; модификация методов топической диагностики очаговых поражений гм Вассермана).
Слайд 18Экспериментальная нейропсихология
Аппаратурное изучение различных форм нарушений психических функций при локальных поражениях
гм.
Распределение псх. функций в эволюционном контексте (на мозге животных)
Слайд 19Реабилитационная нейропсихология
Восстановление утраченных ВПФ.
Разработка принципов и методов восстановительного обучения больных с
мозговыми травмами и заболеваниями (перестройка нарушенных функциональных систем с опорой на сохранные функции)
Слайд 20Нейропсихологическая диагностика
Применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью профотбора,
профориентации, определения профиля латеральности.
Слайд 21Психофизиологическая нейропсихология
Исследование психических процессов с помощью объективных методов (механограммы, миограммы, ЭЭГ,
МРТ и пр.)
Слайд 22Дифференциальная нейропсихология (НП индивидуальных различий)
Изучение мозговой организации психических процессов и состояний
у здоровых лиц (анализ типологии нормы): перенос нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, сложившихся при изучении последствий локальных поражений гм, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц.
Слайд 23Исследование индивидуальных особенностей психики взрослых людей в контексте межполушарной асимметрии, межполушарного
взаимодействия, анализ латеральной организации мозга (ПЛО).
Слайд 24Изучение особенностей формирования псх. функций в онтогенезе, последствий локальных поражений гм
у детей (детская нейропсихология).
Геронтонейропсихология.
Слайд 25Нейропсихология пограничных состояний ЦНС
Исследования выявили существование особых нейропсихологических синдромов при пограничных
состояний ЦНС.
Использование нейропсихологических методов для оценки динамики состояния больных с пограничными состояниями ЦНС
Слайд 27Отечественная НП – качественно новая ступень в изучении проблемы «мозг и
психика»: от простого описания и собирания фактов перешла к их системному анализу.
Значение для общей психологии – на патологическом материале может быть проверена любая общепсихологическая гипотеза (структура ВПФ, произвольная и непроизвольная организация ВПФ, структура межсистемных связей)
Слайд 28Общее методологическое значение НП: формирование естественнонаучного материалистического мировоззрения; определение роли социального
и биологического факторов в психике человека.
Слайд 29Вывод:
А.Р. Лурия: высшие формы сознательной деятельности человека осуществляются мозгом и опираются
на законы ВНД. Однако они порождаются сложнейшими отношениями человека с общественной средой и формируются в условиях общественной жизни, которая способствует возникновению новых ФС, в соответствии с которыми работает гм.