Слайд 2
Неврология (от греческого neuron- нерв, logos- наука)- наука о структуре и
функции нервной системы, изучающая закономерности развития нервной системы, методы ее исследования в сравнително-возрастном аспекте.
Невропатология- раздел медицинской науки, которая изучает болезни нервной системы.
Слайд 3
Невропатология занимается изучением :
- этиологии, - патогенеза, симптомов и синдромов поражения
различных отделов ЦНС и периферической НС, - распространенности заболеваний, в зависимости от различных факторов, - разработкой методов диагностики, лечения , профилактики и принципов специализированной помощи и реабилитации.
Слайд 4История неврологии
Первые сведения о заболеваниях нервной системы встречаются в письменных источниках
глубокой древности.
XVIII в. Был описательным периодом в развитии неврологии. Появлялись новые сведения о симптомах и заболеваниях. Попытки их лечения.
В XIX в. Интенсивно разрабатывались методы изучения структуры и функции нервной системы, методы химического исследования мозга. Были систематизированы патологоанатомические и физиологические методы исследования.
Слайд 5И.М. Сеченов
Явился основоположников рефлекторной теории психической деятельности человека, он показал, что
рефлекс- универсальный способ реакции мозга на самые разнообразные внешние воздейстия.
Слайд 6И.П. Павлов
Разрабатывал учения о высшей нервной деятельности. Предложил термин «условный рефлекс».
Они формируются в процессе индивидуального опыта животного или человека по принципу наибольшего соответствия сложившимся в данный момент условиям.
Слайд 7А.Я. Кожевников
Выдающийся ученый-исследователь. Он стал автором оригинальных работ, в которых описал
многие заболевания НС. Организовал неврологическую клинику, неврологический музей. По его инициативе было организовано первое в России общество невропатологов и психиатров при Московском университете.
Слайд 8С.С. Корсаков
Внес значительный вклад в изучение нервно-психических расстройств у детей. Он
провел большую работу по коренной перестройке системы лечения и содержания психиатрических больных. Он ратовал за гуманное отношение к людям, страдающим психиатрическими болезнями. За 12 лет работы в психиатрической клинике С.С.Корсаков поднял русскую психиатрию до мирового уровня.
Слайд 9Г.И. Россолимо
Один из основоположников детской психоневрологии в нашей стране. Он был
талантливым клиницистом с незаурядными способностями врача- педагога. Россолимо заложил основы советской дефектологии. Внес много нового в изучении клиники, психики, речевого развития детей с аномалиями нервной системы. Он привлек внимание педагогов к необходимости разработки вопросов воспитания этих детей.
Слайд 10В.М. Бехтерев
Был одним из выдающихся ученых своего времени. Один из создателей
петербургской школы психоневрологии. Он внес значительный вклад в разработку сложной проблемы локализации функций в коре ГМ. Много работ по клинической неврологии, обогатившие науку описанием новых симптомов болезней, форм патологии и методов лечения.
Слайд 11Функциональная морфология НС
Основная функция НС- объединение и регулирование различных физиологических процессов
в соответствии с меняющимися условиями внешней и внутренней среды.
Основные структурные компоненты нервной ткани – это нейроны и нейроглия.
Слайд 12
Нейроны определяют главные свойства нервной ткани- возбудимость и проводимость. Нейроглия обеспечивает
условия существования и функциональной активности нейронов, т.е. выполняет опорную, защитную, трофическую и секреторную функции.
Слайд 13нейрон
Различают тело и отростки: дендриты и аксон. Нервный импульс распространяется всегда
в одном направлении: по дендритам- к телу клетки, по аксону- от тела к клетки.
Слайд 14классификация
– униполярные,
биполярные,
мультиполярные.
2) – чувствительные (афферентные),
ассоциативные (вставочные),
двигательные (эфферентные).
Слайд 15Онтогенез нервной системы
НС начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни, продолжая
развитие и в первые годы после рождения. Из эктодермы в дорзальном отделе зародыша образуется нервная пластинка, впоследствии формируется нервный желобок, а затем – нервная трубка.
Слайд 16
У недельного эмбриона намечается незначительное утолщение в оральном отделе нервной трубки.
На 3-й неделе развития в головном отделе нервной трубки образуются три первичных мозгового пузыря, из которых формируются главные отделы головного мозга. В последующим передний и задний мозговые пузыри расчленяются каждый на два- образуются пять мозговых пузырей. К 3-му месяцу внутриутробного развития определяются основные части ЦНС. К 5-му мес. Дифференцируются основные борозды коры больших полушарий, однако кора остается еще недостаточно развитой. К рождению масса ГМ составляет 1/8 массы тела. Окончательное формирование происходит к 20 годам.
Слайд 17Рефлексы
Функциональной единицей нервной деятельности является рефлекс- ответная реакция организма на возмущающие
воздействия среды обитания, осуществляемая нервной системой. Бывают условные и безусловные. Морфологической основой рефлекса является рефлекторная дуга.
Слайд 18Рефлекторная дуга
Включает:
Афферентное звено
Вставочное
Эфферентное звено
Рефлекторный принцип нервной деятельности рассматривается не как простая
схема «стимул-реакция», а результат сложной переработки информации.