Слайд 1стандартные рекомендации по оказанию неотложной помощи детям, утвержденные «Российским обществом скорой
медицинской помощи» в качестве профессиональных стандартов.
Неотложные состояния у детей
Слайд 2Угрожающее состояние
это состояние, при котором происходит декомпенсация жизненно важных функций
организма ребенка или есть опасность ее возникновения.
задачи:
диагностика угрожающего состояния;
оказание неотложной помощи;
принятие решения о необходимости и месте госпитализации.
Слайд 3Тактические действия
Решение оставить ребёнка дома с обязательной передачей активного вызова
в поликлинику:
если заболевание не угрожает жизни больного и не приведёт к инвалидизации;
если состояние пациента стабилизировалось и остаётся удовлетворительным;
если при удовлетворительных социально-бытовых условиях ребёнку гарантирован необходимый уход, исключающий угрозу
Слайд 4 Госпитализация ребёнка:
если характер и тяжесть заболевания угрожают жизни больного
и могут привести к инвалидизации;
если неблагоприятный прогноз заболевания, неудовлетворительные социально-бытовые условия или возрастные особенности больного предполагают лечение только в условиях стационара;
если требуется постоянное медицинское наблюдение за больным.
Госпитализация ребёнка в сопровождении врача скорой медицинской помощи (СМП).
Слайд 5
Действия в случае отказа от госпитализации.
Если проведённые лечебные мероприятия неэффективны и
ребёнок в состоянии декомпенсации остаётся дома из-за отказа родителей или опекунов от госпитализации, то необходимо доложить об этом старшему врачу станции СМП и главному врачу амбулаторно-поликлинического учреждения.
Любой отказ от осмотра, медицинской помощи, госпитализации должен быть зафиксирован и подписан родителем или опекуном ребёнка.
Если пациент или родитель (или опекун) ребёнка не хочет оформить отказ от госпитализации в установленной законом форме, то необходимо привлечь не менее двух свидетелей и зафиксировать отказ.
В случае отказа от госпитализации и возможности ухудшения состояния ребёнка необходимо обеспечить продолжение лечения на дому с активным динамическим посещением ребёнка педиатром амбулаторно-поликлинического учреждения или врачом СМП.
Слайд 6ПРИКАЗ
от 20 июня 2013 г. N 388н
МЗ РФ
ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОКАЗАНИЯ СКОРОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ СКОРОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ,
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Слайд 7Условия оказания СМП
а) вне медицинской организации - по месту вызова бригады
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации;
б) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
в) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Слайд 8Формы оказания СМП
а) экстренной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении
хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
б) неотложной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Слайд 9Выездные бригады скорой медицинской помощи по своему профилю подразделяются на
общепрофильные,
специализированные,
экстренные консультативные,
акушерские,
авиамедицинские.
Выездные бригады скорой медицинской помощи по своему составу подразделяются на врачебные и фельдшерские.
Слайд 10ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ
Особенности осмотра ребёнка
Продуктивный контакт с родителями или опекунами
для сбора
анамнеза
обеспечения спокойного состояния ребёнка при осмотре.
Полное раздевание ребёнка в условиях комнатной температуры, при хорошем освещении.
Соблюдение правил асептики при осмотре ребёнка с обязательным использованием чистого халата поверх одежды, особенно при оказании помощи новорождённым.
Слайд 11Анамнез
У детей раннего возраста особое внимание обращают НА
Изменение поведения ребёнка: гиподинамию,
вялость; гиперактивность; изменение аппетита; нарушение сна.
Сонливость и вялость может быть симптомом угнетения ЦНС.
Срыгивания, рвота, одно- или двукратный жидкий стул у маленьких детей могут быть началом любого заболевания.
Аллергологический анамнез
Сведений о прививках, поствакцинальных реакциях, контактах с инфекционными больными.
Состоит на «Д» учете
Слайд 12
Физикальное обследование
Задача осмотра больного ребёнка – выявление синдромов, определяющих тяжесть состояния
больного, а не причины заболевания .
Последовательность действий при обследовании пациента:
Оценка состояния и необходимости проведения неотложных мероприятий;
Состояние ЦНС (уровень сознания, наличие общемозговой симптоматики, судорожного синдрома),
Оценка центральной гемодинамики,
Дыхания
Выполнение неотложных мероприятий;
Слайд 13ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ИНФУЗИОННАЯ ТЕРАПИЯ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ
Факторы, определяющие выбор
пути введения лекарственных препаратов:
тяжесть состояния больного;
предполагаемая длительность непрерывного введения препаратов;
характер заболевания;
возраст пациента;
мануальные возможности медицинских работников.
Слайд 14Подкожный путь
Внутривенный путь
Интратрахеальное введение препаратов:
Дозу препарата при этом пути введения удваивают.
Лекарственное средство разводят в 1-2 мл изотонического раствора натрия хлорида. Общий объём при однократном введении может достигать 20-30 мл.
Подъязычное введение
При этом применяется правило «трёх двоек»: отступая на 2 см от края подбородка, иглой для внутримышечной инъекции входят на глубину 2 см в мышцы дна ротовой полости, в направлении к макушке, общее количество введённых препаратов не должно превышать 2 мл (1 мл для детей до 3 лет). Доза препаратов стандартная, без разведения.
Ректальное введение применяют в случае, когда требуется достижение пиковой концентрации препарата в крови быстрее, чем при внутримышечной инъекции.
Внутримышечное введение применяют, когда необходимо среднесрочное (в пределах 15-20 мин) воздействие лекарственного средства.
Интраназальное введение целесообразно в ситуациях, когда желательно совместить экстренность введения препарата с воздействием на эпителий верхних дыхательных путей.
Слайд 15
Инфузионная терапия на догоспитальном этапе
Интенсивность инфузионной терапии
СД не ниже
60-80 мм рт.ст. (сохранён пульс на лучевой артерии) и состояние гемодинамики предположительно не ухудшится в пределах часа - 20 мл/(кг×ч);
СД ниже 60 мм рт.ст. (нитевидный пульс на лучевой артерии) и вероятно ухудшение гемодинамики в пределах часа, а также при отсутствии положительного эффекта от начатой инфузионной терапии в течение 20 мин - 40 мл/(кг×ч)
Инфузионную терапию с интенсивностью более 40 мл/ (кг×ч) проводят в случае определения пульса только на сонных артериях, а также при отсутствии в течение 20 мин положительной динамики на фоне терапии 40 мл/(кг×ч).
Слайд 16Срочная коррекция гипогликемии
В\В 40% раствор глюкозы 5 мл/кг,
затем капельно -
5% раствор глюкозы 10 мл/кг.
Срочная коррекция ацидоза
Не удаётся поддерживать стабильность гемодинамики с систолическим АД не ниже 60 мм рт.ст.,
при сердечно-лёгочной реанимации (CJIP), когда от момента остановки сердца до начала реанимационных мероприятий прошло более 10 мин, проводят инфузии 4% раствора натрия гидрокарбоната 1-2 мл/кг.
Срочная коррекция гипокальциемии
Вводят 10% раствор кальция хлорида 1-2 мл/кг. Внутривенное капельное введение адреномиметиков.
Доза вводимого адреномиметика должна быть минимальной, но достаточной для поддержания стабильной гемодинамики с систолическим АД не ниже 60 мм рт.ст.
Слайд 17Выбор адреномиметика в зависимости от ургентного состояния ребёнка
CЛP - эпинефрин («Адреналин»).
Анафилактический
шок - фенилэфрин или эпинефрин.
Травматический шок - допамин или эпинефрин.
Инфекционно-токсический шок (ИТШ) - фенилэфрин или эпинефрин.