Слайд 1Презентация на тему:
Московский государственный университет.
Его роль в развитии медицины.
Работу
выполнили студентки 1 курса лечебного факультета: Семакова Ольга и Дронова Алла, 15 группа.
Слайд 2План:
1) Предыстория.
2) Образование Московского государственного университета.
3) История медицинского
факультета МГУ.
4) Госпитальные школы.
Слайд 3Предыстория
В 1741 году на российский престол вступила дочь Петра I,
Елизавета Петровна. Она поставила перед собой цель – создать в Российской империи особую форму правления: просвещенную монархию. Приблизив к себе образованнейших людей своего времени, она всячески поощряла развитие сферы науки и распространение культуры.
Потребность Российской империи в собственных специалистах постоянно росла. В рядах передовых людей того времени появилась идея – создать высшее учебное заведение, в котором бы обучались, помимо дворян, лица других сословий. С этой идеи и началась история Московского университета.
Слайд 4 М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России.
Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета.
После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года.
Слайд 6Управление.
МГУ имени Ломоносова подчинялось Правительственному сенату. Профессора вуза подчинялись только
университетскому суду, который возглавляли директор и куратор. В обязанности куратора входило полное управление заведением, назначение преподавателей, утверждение учебной программы и т. д. Директор избирался из посторонних лиц и осуществлял контрольную деятельность. В его обязанности также входило обеспечение материальной стороны вопроса и налаживание переписки с известными деятелям науки и другими учебными заведениями. Чтобы решение директора получило полную силу, оно должно было быть утверждено куратором. При директоре работала Конференция профессоров, которая состояла из 3 профессоров и 3 асессоров.
Слайд 7XVIII век.
Московский университет имени Ломоносова (МГУ) в XVIII веке мог предложить
студентам три факультета: философии, медицины и права. Михаил Херасков в 1779 году создает университетский благородный пансион, который становится гимназией в 1930 году. Основателем университетской прессы считается Николай Новиков (1780 годы). Здесь издавалась газета «Московские ведомости», которая была наиболее популярной во всей Российской империи. Вскоре при вузе начинают формироваться первые научные сообщества
Слайд 8 Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний.
На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года — первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.
Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.
Слайд 9XIX век.
С 1804 года управление университетом перешло в руки Совета
и ректора, который утверждался лично императором. Совет состоял из лучших профессоров. Переизбрания ректора происходили каждый год посредством тайного голосования. Точно так же избирались деканы. Первым ректором, которого выбрали по такой системе, стал Х. Чеботарёв.
В это время факультеты в МГУ имени М. В. Ломоносова претерпели некоторые изменения: они были поделены на 4 ветки наук (политические, словесные, физико-математические и медицинские.
Слайд 10XX век.
В 1911 происходит громкий скандал – «дело Кассо». В
результате него университет на 6 лет покидают около 30 профессоров и 130 преподавателей. Сильнее всего от этого пострадал физико-математический факультет, который после ухода П. Лебедева замер в развитии на 15 лет.
В 1949 году начинается строительство нового корпуса на Воробьёвых горах, который в будущем становится главным зданием вуза. В 1992 году ректором университета избирается известный математик В. Садовничий.
Слайд 12 По проекту на медицинском факультете предполагались 3 профессора: «1) доктор и
профессор химии должен обучать химии физической особливо и аптекарской; 2) доктор и профессор натуральной истории должен на лекциях показывать разные роды минералов, трав и животных; 3) доктор и профессор анатомии обучать должен и показывать практикою строение тела человеческого на анатомическом театре и приучать студентов к медицинской практике». Первым получившим «для подачи в Московский университет» синодский указ (1755) и расписавшимся в его получении был Семён Герасимович Зыбелин, будущий известный профессор медицинского факультета, которому и принадлежит честь называться первым студентом Московского университета. Университет расположился в здании Главной аптеки, возле Кремля у Воскресенских ворот.
Медицинский факультет.
Слайд 14 Обучение в университете было построено по классической европейской системе: 2—3 года
«приуготовительные» предметы на философском факультете, затем студент мог продолжить обучение на медицинском факультете.
В ноябре 1757 года для организации врачебного курса куратор Московского университета И. И. Шувалов подписал договор с первым профессором медицинского факультета, врачом из Лейдена, Иоганном Христианом Керштенсом. С этого момента начинается развитие медицинского образования в Московском университете. Всю преподавательскую работу на медицинском факультете вели два профессора — И. Х. Керштенс, читавший курс медицинского веществословия (фармакологии) и И. Ф. Эразмус, который именовался профессором анатомии и «бабичьего искусства» (акушерства).
Преподавание на медицинском факультете поначалу ограничивалось чтением лекций. При изучении анатомии упражнения на трупах не производились, операции на живых людях делались очень редко; больные, находившиеся в больницах, служили только для показа студентам главных симптомов болезней и для указания применяемой при различных заболеваниях терапии. Окончание курса медицинского факультета ещё не давало право на занятие врачебным делом. Для этого необходимо было пройти практику в госпитале (не менее года) под руководством опытного врача и сдать лекарский экзамен.
Слайд 15 В 1768—1775 годах преподавать на факультете стали уже его воспитанники: «врачебное
веществословие» и «теоретическую химию» читал П. Д. Вениаминов, а после его смерти — С. Г. Зыбелин, который преподавание анатомии и хирургии передал Ф. Ф. Керестури. Патологию, терапию и физиологию до 1788 года читал И. А. Сибирский.
Указом Екатерины II от 29 сентября 1791 года медицинскому факультету было предоставлено право давать своим выпускникам степень доктора медицины, которое до этого принадлежало медицинской коллегии. В 1794 году Ф. И. Барсук-Моисеев был удостоен степени доктора медицины за диссертацию «De respiratione» («О дыхании»).
В течение XVIII века на трёх кафедрах медицинского факультета было подготовлено 36 выпускников, 26 из которых стали докторами медицины, а из них 17 — профессорами.
Слайд 16 XIX век.
К началу XIX века на факультете преподавали пять профессоров: Ф.
Ф. Керестури читал анатомию, хирургию и судебную медицину; Ф. Г. Политковский — практическую медицину; В. М. Рихтер — хирургию и повивальное искусство; Ф. И. Барсук-Моисеев — физиологию, патологию и терапию. Преподавание носило чисто демонстративный характер; только с 1798 года студентов стали направлять на несколько месяцев в лефортовский госпиталь на практику, для чего была выделена специальная палата на шесть коек.
Университетский устав 1804 года предусматривал увеличение числа профессоров до двенадцати и, соответственно, увеличение количества дисциплин. На отделении (факультете) врачебных или медицинских наук назначались профессора:
• анатомии, физиологии и судебной врачебной науки;
• патологии, терапии и клиники;
• врачебного веществословия, фармации и врачебной словесности;
• хирургии;
• повивального искусства;
• скотолечения.
Слайд 17 В Московском университете после согласований между Советом университета и Министерством народного
просвещения число кафедр было увеличено до 12 и были сформированы следующие кафедры:
1. анатомия здорового и больного человеческого тела
2. физиология и общая патология
3. фармация, рецептура, токсикология и изложение минеральных вод (в смысле химическом)
4. общая терапия, гигиена, врачебное веществословие и изложение минеральных вод (в смысле врачебном)
5. частная патология и терапия
6. клиника внутренних болезней (терапевтическая), учение о душевных болезнях и патологическая семиотика
7. хирургия умозрительная (общая и частная хирургия с наукой о переломах и вывихах)
8. хирургия оперативная, с клиникой и анатомией хирургической
9. наука о глазных болезнях и десмургия
повивальное искусство (акушерство, женские и детские болезни и акушерская клиника)
судебная медицина и медицинская полиция
12. скотолечение
Слайд 18 После революции 1917 года на медицинский факультет вернулись многие профессора, покинувшие
Московский университет в связи с «Делом Кассо»: И. П. Алексинский, Г. И. Россолимо, П. А. Минаков, А. Б. Фохт, В. Д. Шервинский, Ф. А. Рейн и др.
В период Гражданской войны, когда вспыхнули тяжёлые эпидемии сыпного тифа, «испанского гриппа», профессора, преподаватели и студенты медицинского факультета активно участвовали в борьбе с этими болезнями; студенты работали санитарами, дезинфекторами, медбратьями и медсёстрами на эвакуационных пунктах московских вокзалов, в военных и гражданских сыпно-тифозных госпиталях.
Количество учебных предметов на медицинском факультете (в 1920-е гг.) оказалось значительно больше, чем в течение пяти лет могли освоить студенты «со средними способностями». В результате, вначале упала успеваемость и выросло число студентов, условно переведенных на следующие курсы, и, наконец, фактическая продолжительность обучения на медицинском факультете Московского университета увеличилась до шести и более лет.
Слайд 19 Госпитальные школы- высшие медицинские учебные заведения России в 18 веке, готовившие
врачей главным образом для армии и флота.
Первая попытка подготовки отечественных врачей относится к 17 веку, была организована лекарская школа, просуществовавшая недолго и подготовившая лишь несколько десятков лекарей.
Экономическое и политическое развитие России в 18 веке, создание регулярной армии и военно-морского флота потребовали создания организованной медицинской службы и увеличения числа врачей. Эта проблема была решена путем создания медицинских школ при крупных, так называемых генеральных военных госпиталях.
ГОСПИТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
Слайд 20 СРОКИ ОБУЧЕНИЯ
Изначально не было утверждено определенного обучения.
Ученики делились на три разряда - младший, старший, средний. Время нахождения в каждом разряде ограниченно не было и зависело от подготовленности ученика и его успеваемости. Сроки обучения колебались от 5-10 лет. Единый срок обучения для всех школ был введен 1754 году. Как правило хорошо успевающему ученику через 2-3 года присваивалось звание подлекаря, а через 1-2 года после этого звание полекаря. Таким образом, фактически срок обучения составлял 4-5 лет.
В программу преподавания в госпитальных школах были включены все теоретические и практические медицинские дисциплины в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Преподавались теоретические дисциплины: анатомия человека с физиологией, элементами гистологии и судебной медицины, патологическая анатомия, «материя медика», включающая фармакогнозию, минералогию, ботанику, фармацию и фармакологию. Позднее были введены химия, математика и физика. Окончательный учебный план был введен в 1795 г. и включал:
Слайд 21• год - математика, физика, химия, ботаника, анатомия, физиология.
•
год - физика, химия, ботаника, анатомия, физиология, «материя медика», патология, терапия.
• год - патология, терапия, ботаника, хирургия.
• год - хирургия, акушерство.
• год - клиническая практика.
Клинические дисциплины преподавались в госпитальных отделениях, первостепенным считалось обучение хирургии. В курс внутренних болезней входило ознакомление учеников с инфекционными, кожно-венерическими и детскими болезнями. С 1763 г. было введено изучение акушерства.
Старший и младшие доктора госпиталя вели лекционные курсы по терапии, фармакологии и анатомии, главный лекарь читал курс хирургии, оператор госпиталя руководил анатомической и хирургической практикой. Лекари вели с учениками практические занятия по хирургии и внутренним болезням.
Слайд 23 В госпитальных школах учились не только по книгам, ученики регулярно
работали в госпитале. Учащиеся ухаживали за больными, помогали при перевязках, работали в аптеке, в аптекарском огороде по выращиванию лекарственных растений, присутствовали на операциях, судебно медицинских и патологоанатомических вскрытиях. Благодаря этому учащиеся получали знания и практические навыки. При госпиталях были организованы анатомические музеи и ботанические сады («аптекарские огороды»). Характерными особенностями госпитальных школ XVIII века являлось: высокий общеобразовательный уровень учащихся. Часто абитуриенты приходили из учебных заведений духовного ведомства знакомыми с латинским языком, философией, многими классическими произведениями греческих и латинских писателей и философов. В госпитальные школы часто поступали выходцы из мало обеспеченных слоев населения, дети мелкого духовенства, лекарей, казаков, придворных певчих, купцов, солдатские дети.
Обучение в госпитальных школах заканчивалось строгим публичным экзаменом: экзаменующийся, кроме ответов на вопросы по анатомии, физиологии, хирургии и внутренним болезням, собственноручно в присутствии экзаменаторов производил 3-4 операции на трупе.
Слайд 24 Учебные пособия
Большое значение в подготовке врачей в
госпитальных школах имели анатомический музеи, театры, лаборатории, библиотеки, ботанические сады и учебные аптеки. В Московской госпитальной школе были учебники Блазиуса, Бланкарда, Бидлоо на латинском языке. В 1737 г. были закуплены и введены анатомические таблицы Кульма и учебник хирургии Гейстера. Особенно много для оснащения библиотек было сделано З.П. Кондоиди, по его указу в СПб была открыта публичная медицинская библиотека.
Слайд 251) Московская школа
Первая госпитальная школа была основана по инициативе
Петра I в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале.
2) Школа при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале
В связи с продолжающимся ростом потребности армии в медицинском обслуживании вскоре после открытия Московской госпитальной школы была создана сеть новых госпиталей. В 1716 г. был открыт Санкт-Петербургрский сухопутный госпиталь.
3) Школа при Санкт-Петербургском Адмиралтейском госпитале
4) Школа при Кронштадтском адмиралтейском госпитале.
5) Медико-хирургическая школа при Колывано-Воскресенском горнозаводском госпитале.
6) Елизаветградская медико-хирургическая школа (Территория современной Украины).
Госпитальные школы.
Слайд 26 Список литературы.
1) Википедия - Медицинский факультет Московского университета.
2)
http://fb.ru/article/301467/moskovskiy-gosudarstvennyiy-universitet-mgu-imeni-lomonosova-istoriya-opisanie-spetsialnosti - Московский государственный университет (МГУ) имени Ломоносова: история, описание, специальности.
3) https://www.msu.ru/info/history2.html#nachalo - История Московского университета.