Методы оценки состояния здоровья детей на популяционном и групповом уровнях презентация

Содержание

Состояние здоровья характеризуется 4 группами показателей : Демографическими (рождаемость, смертность, в т.ч. младенческая, продолжительность жизни); Показателями инвалидности (детская инвалидность), Показателями физического развития, Заболеваемостью.

Слайд 1Методы оценки состояния здоровья детей на популяционном и групповом уровнях
Практические занятия

для студентов 4 курса
Профессор Рапопорт Ирина Калмановна

Слайд 2Состояние здоровья характеризуется 4 группами показателей :
Демографическими (рождаемость, смертность, в т.ч.

младенческая, продолжительность жизни);
Показателями инвалидности (детская инвалидность),
Показателями физического развития,
Заболеваемостью.

Слайд 3По данным Росстата (начиная с 1 января 2013года, рождаемость равна смертности)
Рождаемость:

13,3 на 1000 населения
Общая смертность населения: 13,3 на 1000 населения
Естественный прирост –ноль
Младенческая смертность ( в возрасте от 0 до1 года) в 2011году -7,1 на 1000 младенцев, родившихся живыми;
В 2012 году -8,7 на 1000 младенцев, родившихся живыми, но рост на 22% обусловлен переходом на новую методику расчета.

Слайд 4Демографические показатели в России


Слайд 5ВОЗРАСТНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ СМЕРТНОСТИ ПОДРОСТКОВ (умершие на 1000 человек соответствующей возрастной группы) (Росстат, 2009)


Слайд 6СМЕРТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ ПО ПРИЧИНАМ на 100 000 населения соответствующего возраста



Слайд 7Внешние причины смертности в России


Слайд 8Физическое развитие детей
Основные показатели: длина тела, масса тела, ЖЕЛ, динамометрия правой

кисти, сроки прорезывания постоянных зубов, «половая формула» у подростков (степень оволосения лобка и подмышечной впадины, развитие молочных желез, менархе у девочек).
Процессы
- акселерация (акцелерация) – ускорение роста, развития детей и подростков, увеличение массы и длины тела по сравнению с предыдущим поколением, наступление половой зрелости в более раннем возрасте;
- децелерация – процесс обратный акселерации;
стагнация (стабилизация) – отсутствие ускорения роста и развития, отсутствие увеличения массы и длины тела.
В настоящее время в России в различных регионах наблюдается акцелерация, децелерация, стагнация.

Слайд 9Инвалидность детей
В Российской Федерации проживало 510 550 детей –инвалидов в возрасте

от 0 до 17 лет, включительно, в 2015-2016 гг. число детей инвалидов превысило 600 тыс.
Причинами инвалидности детей в возрасте 0-17 лет являются:
инфекционные и соматические заболевания в 32,6% случаев;
Новообразования в 2,8% случаев,
Психические расстройства в 23% случаев,
Заболевания нервной системы в 20,8%,
Врожденные аномалии в 18,3%,
Травмы и отравления в 2,5%.
Висцеральные и метаболические нарушения (заболевания внутренних органов) формируются у детей к 10-15 годам жизни.
Среди подростков 16-17 лет, включительно, приводящими к инвалидности являются умственные нарушения – 26,3%, затем висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания – 23,7% и двигательные нарушения 20,5%.

Слайд 10Показатели заболеваемости детей и подростков

Заболеваемость – ведущий показатель общественного здоровья (Ю.П.Лисицын).


Показатели заболеваемости свидетельствуют о здоровье населения, позволяют выявлять проблемные ситуации, планировать медицинскую помощь, открытие необходимых лечебно-профилактических учреждений, подготовку и расстановку кадров, приоритетные профилактические мероприятия, в т.ч. в образовательных учреждениях.
Динамика показателей заболеваемости дает возможность разрабатывать и оценивать эффективность конкретных программ по охране и укреплению здоровья населения, осуществляемых в общегосударственном масштабе, на региональном и муниципальных уровнях.

Слайд 11Заболеваемость детского населения изучается по материалам обращаемости в медицинские учреждения, по

медицинским осмотрам и по причинам смерти(редко).
Используемых терминов немного, однако, одно и то же понятие может иметь несколько терминов.
Для изучения и характеристики заболеваемости детей выделяют три понятия: собственно заболеваемость, распространенность заболеваний и патологическая пораженность.

Слайд 12Собственно заболеваемость = первичная заболеваемость
Под собственно заболеваемостью (первичной заболеваемостью, incidence) понимается

частота новых случаев заболеваний, нигде ранее не учтенных, и впервые зарегистрированных в данном году при обращении за медицинской помощью.
Учетная форма, регистрирующая случай первичного заболевания, – статистический талон уточненных диагнозов со знаком «+» – «Талон амбулаторного пациента» – форма № 025-12/у, утвержденная Министерством здравоохранения и социального развития России (Приказ № 22.11.2004 №255).
Данные о собственно заболеваемости (первичной заболеваемости) основываются на совокупности всех статистических талонов со знаком «+» за отчетный период.

Слайд 13Общая заболеваемость = распространенность = болезненность
Под распространенностью (или общей заболеваемостью, или

болезненностью, prevalense) понимается частота всех заболеваний, возникших как в данном году, так и в предыдущие годы, но по поводу которых больной вновь обратился за медицинской помощью в данном году.
Учетная форма, регистрирующая случай заболевания, – статистический талон уточненных диагнозов («Талон амбулаторного пациента» – форма № 025-12/у), со знаком «+» или со знаком «–». Данные о распространенности основываются на совокупности всех статистических талонов за отчетный период.
По поводу каждого случая острого заболевания оформляется «Талон амбулаторного пациента» со знаком «+». По поводу случая обострения хронического заболевания талон заполняется 1 раз в отчетном году со знаком «+», если заболевание выявлено впервые, и со знаком «–», если хроническое заболевание было выявлено в предыдущие годы.

Слайд 14Собственно заболеваемость (первичная заболеваемость) – показатель, более чутко реагирующий на изменения

условий среды в изучаемый год, при анализе этого показателя за ряд лет можно получить более правильное представление о частоте возникновения и динамике заболеваемости, а также об эффективности комплекса социально-гигиенических профилактических и лечебных мероприятий, направленных на ее снижение.

Слайд 15Показатель распространенности (болезненности) более устойчив по отношению к различным влияниям среды.


Его возрастание не всегда свидетельствует об отрицательных сдвигах в состоянии здоровья детского населения. В определенной степени это возрастание может быть обусловлено повышением качества диагностики, лучшим выявлением ранних форм заболеваний и преморбидных состояний и увеличением контингентов детей, состоящих на диспансерном учете.
В некоторых случаях возрастание показателя болезненности может быть связано с улучшением диагностики (например, с широким использованием УЗИ, эндоскопии и МРТ) и лечения больных детей и продлением их жизни, что также приводит к «накоплению» лиц, состоящих на диспансерном учете у врачей-специалистов.

Слайд 16Расчеты первичной и общей заболеваемости проводятся на 100 чел (в %),

на 1000 (‰), на 10 тысяч и 100 тысяч населения (государственная статистика)

Уровень первичной заболеваемости вычисляется по формуле:
абсолютное число случаев первичных заболеваний за год, делённое на среднюю численность контингента за отчетный период, и умноженное на 1000 (в промилле (‰).
Уровень общей заболеваемости вычисляется по формуле:
абсолютное число случаев всех зарегистрированных заболеваний за год, делённое на среднюю численность контингента за отчетный период, и умноженное на 1000 (в промилле (‰).


Слайд 17РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, УДЕЛЬНЫЙ ВЕС КЛАССОВ БОЛЕЗНЕЙ В

СТРУКТУРЕ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ И РАНГОВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
Количество обследованных детей n=… чел.

Для расчета относительного показателя распространенности заболеваний надо абсолютный показатель разделить на количество обследованных (n) и умножить на 100 (чтобы получить в %) или на 1000 (чтобы получить в ‰).
Для расчета удельного веса каждого класса заболеваний в общей структуре надо абсолютный показатель разделить на общую сумму абсолютных значений ( сумму диагнозов – N) и умножить на 100%.
Чем выше удельный вес, тем выше место в ранговом распределении. Заболевания с самым высоким удельным весом занимают I (первое) ранговое место, далее II (второе) и т.д.


Слайд 18Отчетная форма о заболеваемости по обращаемости
Сводка отчетных данных текущего учета заболеваемости

по всем лечебным учреждениям отражается в отчетной форме №12 «Отчет о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения (Табл.1 «Дети 0-14 лет включительно», Табл.2 «Подростки 15-17 лет»).
В данной отчетной форме по классам, группам заболеваний и отдельным нозологическим формам (например, по сахарному диабету, ожирению, хроническому отиту, миопии и др.) регистрируются больные соответствующего возраста с выделением столбцов «всего» (т.е. распространенности данного заболевания (заболеваний) и «в том числе с диагнозом, установленным впервые» (т.е. собственно заболеваемости (первичной заболеваемости), а также лица, «состоящие под диспансерным наблюдением на конец отчетного года».

Слайд 19Динамика показателей общей заболеваемости детей и подростков России (на 100 тыс.

детей соответствующего возраста)

Слайд 20Первичная заболеваемость (по обращаемости в ЛПУ) детей в возрасте 0-14, включительно,

за период 2000-2010гг. (данные Росстата)

Слайд 21 СТРУКТУРА общей заболеваемость (по обращаемости) детей в возрасте до 14 лет

включительно

Слайд 22 Структура общей заболеваемости (по обращаемости) подростков 15-17 лет


Слайд 23Патологическая пораженность (point prevalence) – частота заболеваний (включая функциональные отклонения), выявленных

при медицинских осмотрах.
Для наблюдения за состоянием здоровья детской популяции в России проводятся профилактические медицинские осмотры, регламентированные целым рядом приказов Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Слайд 24Патологическая пораженность
Патологическая пораженность отражает преимущественно распространенность хронических болезней и функциональных нарушений,

преморбидных (предболезненных) состояний, но находящихся вне обострения, т.к. в момент проведения профилактических осмотров ребенок находится в образовательном учреждении, в котором проводится осмотр детей.
Чрезвычайно важным является своевременное выявление преморбидных форм нарушений здоровья, морфологических или функциональных отклонений, которые в дальнейшем могут привести к развитию болезни, но к моменту обследования еще не вынуждали ребенка обращаться за медицинской помощью.

Слайд 25Патологическая пораженность
Уровни и структура патологической пораженности в значительной степени зависят от

качества проведения профилактических осмотров, его цели, организации, оснащенности медицинскими приборами и оборудованием, квалификации медицинских работников.
Чем лучше медицинское оснащение осмотра, выше квалификация специалистов, больше времени затрачивается на медицинское обследование каждого ребенка, тем лучше выявляемость ранних признаков и начальных форм хронических заболеваний, премобидных состояний и функциональных отклонений.
При тщательно проведенном медицинском осмотре уровни патологической пораженности детей всегда значительно выше показателей общей заболеваемости (болезненности).

Слайд 26Для проведения сравнительного анализа показателей заболеваемости детей в двух или нескольких

коллективах необходимо выяснить имеет ли место достоверные различия или они незначительные. Например, необходимо сравнить распространенность нарушений зрения среди 5-классников школы №1, она составляет 56,8%, в этой школе (№1) обучается 74 пятиклассника,
и распространенность нарушений зрения среди пятиклассников в школе №2. Распространенность составляет - 38,4%, а в школе обучается 52 пятиклассника.
Как это сделать?














Слайд 27ДЛЯ СРАВНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕОБХОДИМО:
1. Сначала посчитать процент детей с нарушениями

зрения среди пятиклассников школы №1 (M1 ) и среди пятиклассников школы №2 (M2 )
2. Далее определить достоверность различий, для чего рассчитаем критерий t – критерий ( коэффициент) Стьюдента:



t=


формула №1
где M1, M2 – относительные значения сравниваемых показателей, в нашем примере M1 =56,8, M2 =38,4
а m1, m2, - ошибки этих показателей (средних арифметических).
2.1. Надо сравнить показатель M1=56,8% при числе наблюдений 74 и показатель M2 =38,4% при числе наблюдений 52.
56,8-38,4=18,4










Слайд 28Ошибки относительных показателей вычисляются по формуле:



Формула №2
Где M – относительный показатель, q = 100 - M,
n - число единиц наблюдения.

2.2.Ошибка первого показателя: 56,8х(100-56,8), разделить на 74 и извлечь квадратный корень из частного. m=5,8. Правильная запись показателя : 56,8+5,8

2.3. Ошибка второго показателя: 38,4х (100-38,4), разделить на 52 и извлечь квадратный корень из частного. m=6,7. Правильная запись показателя: 38,4+6,7

Числитель по формуле №1 составляет: 56,8-38,4=18,4
2.4. Знаменатель по формуле №1 составляет: корень квадратный из суммы квадратов ошибок: 5,8х5,8=33,64 прибавить 6,7х6,7=44,89 и из суммы (33,64+44,89=78,53) извлечь корень, получается 8,86.

2.5. Далее надо 18,4 разделить на 8,86, получается 2,08. t=2,08.
Критерий (коэффициент) Стьюдента t=2,08.



Слайд 29Необходимо оценить, в какой степени различия достоверны
Достоверным считаются различия при значении

t≥2,0 (p<0,05- ошибка вероятности различий менее 5%);
t≥2,6 (p<0,01 ошибка вероятности различий менее 1%);
t≥3,3, (p<0,001 ошибка вероятности различий менее 0,1% ).
В нашем примере распространенность нарушений зрения у пятиклассников школы № 1 достоверно выше, чем в школе №2, при вероятности ошибки 5%.

Слайд 30Возможные варианты ответов в решаемых задачах:
1. Различия в показателях статистически значимы,

т.к. т.к.коэффициент Стьюдента - t≥2,0 (p<0,05- ошибка вероятности различий менее 5%);
2. Различия в показателях достоверны, т.к.коэффициент Стьюдента t ≥2,6 (p<0,01 ошибка вероятности различий менее 1%);
3. Различия в показателях высоко достоверны, т.к.коэффициент Стьюдента t ≥3,3 (p<0,001 ошибка вероятности различий менее 0,1%);
4. Различия в показателях НЕ достоверны, т.к.коэффициент Стьюдента менее 2,0 (t < 2,0).

Слайд 31Какие могут быть причины ухудшения зрения у пятиклассников школы №1?


Слайд 32Какие могут быть причины ухудшения зрения у пятиклассников школы №1?
1. Недостаточная

освещенность учебных мест и классной доски.
2.Чрезмерная продолжительность использования компьютеров, смартфонов, планшетов и интерактивных досок на уроках.
3. Чрезмерная интенсивность занятий и отсутствие смены видов учебной деятельности.
5. Плохое качество учебников (плохая бумага, печать)
6. Несоблюдение правил рассаживания за партами и не соответствие мебели росту учащихся.
7. Не проводится зрительная гимнастика.

Слайд 33 Спасибо за внимание!
Профессор Рапопорт Ирина Калмановна
E-mail: ikrapoport@yandex.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика