Слайд 1Методы обследования ребёнка
Особенности педиатрической фармакологии
Дисциплина: СП в педиатрии
Специальность: Сестринское дело
Преподаватель: Касатикова
Н.В.
ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»
Слайд 2План лекции
Сестринский процесс в педиатрии
Методы обследования ребёнка
Особенности педиатрической фармакологии
Слайд 3Сестринский процесс в педиатрии
I. С/обследование (сбор информации)
II. Постановка с/диагноза
(формулировка проблем)
III.
Планирование с/вмешательства
IV. Реализация плана
V. Оценка эффективности с/вмешательства
Слайд 4
С/обследование (сбор информации)
Субъективное
Объективное
Дополнительное
жалобы
анамнез
болезни
жизни
осмотр
пальпация
перкуссия
аускультация
Медицинская
документация
Мед.персонал
Мед.литература
Слайд 5Постановка с/диагноза
(формулировка проблем)
настоящие
потенциальные
приоритетные
Проблемы
Слайд 6Планирование с/вмешательства
Цели
краткосрочные
долгосрочные
С/вмешательство
независимое
взаимозависимое
зависимое
Слайд 7Реализация плана
Тип с/вмешательства
Полностью компенсирующее
Частично
компенсирующее
Консультативное
Слайд 8Оценка эффективности с/вмешательства
Совместно с пациентом
Совместно с родственниками
Совместно с врачом
Слайд 9Особенности выявления жалоб
У детей раннего возраста невозможно выявить жалобы, ориентируемся на
жалобы родителей, которые основаны на их наблюдениях за ребёнком
Дети старшего возраста не могут правильно проанализировать свои ощущения и связать их с различными факторами
Слайд 10Анамнез болезни
Когда началась
Как началась: остро, постепенно
Как протекала: последовательность появления симптомов
С чем
может быть связана
Проводимые ранее обследования и их результаты
Проводимое ранее лечение и его эффективность
Слайд 11Акушерский анамнез
Течение и исход предыдущих беременностей, состояние здоровья старших детей
От какой
беременности родился ребёнок
Особенности течения беременности и родов
Слайд 12Анамнез периода новорождённости
Оценка по шкале Апгар
Данные антропометрии
Время первого прикладывания к
груди и активность сосания
Переходные состояния
Время отпадения пуповинного
остатка, состояние пупочной ранки
Состояние кожи: опрелости, потница
Наличие заболеваний: асфиксия, родовая травма
День выписки из роддома
Слайд 13Особенности физического и
нервно-психического развития (НПР)
Увеличение массы тела, роста
Развитие моторики: когда
стал держать голову, сидеть, стоять, ходить
Время и порядок прорезывания зубов
НПР: когда стал улыбаться, узнавать мать, произносить слоги, слова, фразы
Поведение ребёнка дома, в ДДУ, успеваемость в школе
Отношение к другим детям, взрослым
Слайд 14Особенности вскармливания
Вид вскармливания
Диета кормящей матери
Причины перевода на смешанное или искусственное вскармливание,
какие смеси
Введение корригирующих добавок и прикорма
Сроки отнятия от груди
Особенности вкуса,
аппетита
Слайд 15Профилактические прививки
Наличие
Сроки проведения
Реакция организма
Причины мед.отвода
Реакция Манту и её результаты
Слайд 16Перенесённые ранее заболевания, операции
Аллергологический анамнез: аллергены, клинические проявления, лечение
Наследственный анамнез: заболевания
родственников, причины смерти
Жилищно-бытовые условия
семьи
Слайд 17Условия общего осмотра
Общий осмотр начинают во время беседы с матерью и
ребенком; наблюдают за поведением и реакцией на окружающее
Если ребенок спит, то осматривают во сне
Желательно дневное освещение, температура воздуха 200-220С
Осмотр детей раннего возраста проводят на пеленальном столе, старших детей – на кушетке или кровати
Желательно присутствие родителей при осмотре
Ребенок должен быть осмотрен полностью
Последовательность объективного обследования определяется возрастом ребенка: старших осматривают по общепринятой схеме, младших – в зависимости от обстановки и настроения ребенка
Ротоглотку и болезненные участки тела исследуют в последнюю очередь
Слайд 18Оценка общего состояния ребенка
Удовлетворительное
не резко выраженные вялость, малоподвижность, беспокойство
температура тела нормальная
или субфебрильная
кожные покровы обычной окраски или слегка бледные или гиперемированы
нарушений в других органах и системах нет или выражены слабо
Слайд 19Оценка общего состояния ребенка
Среднетяжелое
признаки интоксикации: вялость, капризность
температура тела фебрильная
кожные покровы гиперемированы
или бледные с цианотичным оттенком
умеренные тахипноэ и тахикардия
возможны: рвота, жидкий стул, у детей раннего возраста – метеоризм
Слайд 20Оценка общего состояния ребенка
Тяжелое
различные стадии нарушения сознания, возможны судороги
гипертермия
кожные покровы резко
бледные или цианотичные, мраморность
выраженные одышка, тахи- или брадикардия, возможна аритмия
возможны: повторная рвота, диарея, метеоризм, олигурия
Слайд 21Положение ребенка
Активное: в покое лежа больной занимает непринужденную позу, легко изменяя
свое положение в зависимости от обстоятельств или по просьбе
Пассивное: больной неподвижен, голова и конечности свешиваются, тело сползает к кожному концу кровати; наблюдается при бессознательном состоянии или в случаях крайней слабости
Вынужденное: при некоторых патологических состояниях больной принимает позу, приносящую облегчение
Слайд 22Сознание ребенка
Ясное
Ступор (оглушённость): больной отвечает на вопросы медленно, с запозданием, но
правильно
Сопор: реакция только на сильные раздражители
Кома: отсутствие сознания и реакции на раздражители
Слайд 23Поведение ребенка
Ровное, спокойное
Возбужденное, неустойчивое
Контакт с окружающими, интерес к игрушкам
Слайд 24Физическое развитие ребенка
Антропометрия: масса тела, рост, окружность головы, окружность груди
Слайд 25Объективное исследование кожи
Осмотр кожи
1. Цвет кожи и видимых слизистых
2. Наличие высыпаний
или других патологических признаков (шелушение, рубцы, пигментация и др.)
3. Осмотр волос и ногтей
Пальпация кожи
1. Влажность
2. Температура
3. Эластичность
Слайд 26Объективное исследование
подкожно-жирового слоя
Осмотр
Определяют степень развития и правильность распределения подкожно-жирового слоя,
обращая внимание на половые различия
Пальпация
1. Толщина
2. Тургор
3. Наличие отеков
Слайд 27Объективное исследование
органов дыхания
Осмотр носа
характеристика носового дыхания: свободное, затрудненное
наличие отделяемого
из носа, его характеристика: серозное, гнойное, кровянистое, в виде корочек
Осмотр грудной клетки
форма
симметричность участия обеих половин в акте дыхания
тип дыхания (характер)
ритм
глубина
частота дыхания
тембр голоса, кашель
Слайд 28Объективное исследование
органов кровообращения
Пальпация пульса
Пульс исследуют на лучевой, височной, сонной,
бедренной, подколенной и артерии тыла стопы. У детей грудного возраста пульс можно подсчитывать в области большого родничка. Пульс подсчитывают в течение 1 мин.
Оценивают: ритмичность, напряжение и наполнение пульса.
Измерение артериального давления
Для точности измерения АД размер манжеток должен соответствовать возрасту ребенка.
Артериальное давление детей первого года жизни рассчитывается по формуле 76+2n, где n – возраст в месяцах. Диастолическое давление равно 1/2 или 2/3 систолического.
АД у детей старше года рассчитывают по формуле 90+2n, где n – возраст в годах.
Измерения АД лучше повторять 2-3 раза с интервалом 1-2 минуты.
При необходимости измеряют АД на ногах ребенка (в подколенной ямке). В норме АД на ногах на 15-20 мм.рт.ст. выше, чем на руках.
Слайд 29Объективное исследование
органов пищеварения
Осмотр полости рта: слизистых оболочек, языка, зубов
Осмотр
живота: величина, форма, симметричность, участие в акте дыхания, расширение вен стенки живота, состояние пупка, наличие видимой перистальтики желудка и кишечника
Осмотр заднего прохода: цвет кожи и слизистой, наличие трещин, выпадение слизистой оболочки прямой кишки
Осмотр кала: цвет, консистенция, запах, патологические примеси (слизь, кровь, гной и т.д.)
Слайд 30Объективное исследование
органов мочевыделения
Оценить:
характер мочеиспускания: свободное, затрудненное, произвольное, непроизвольное
соотношение количества дневного
и ночного диуреза
дизурические расстройства: анурия, олигурия, полиурия, болезненность, недержание мочи и др.
число мочеиспусканий в сутки
визуально мочу: цвет, прозрачность, запах, наличие патологических примесей (хлопья, гной, осадок и др.)
Слайд 31Особенности педиатрической фармакологии
Многие лекарства противопоказаны детям раннего возраста
Особое дозирование лекарств
Выбор пути
введения
Слайд 32Факторы влияющие на дозирование лекарств
Возраст
Масса тела ребёнка
Характер и тяжесть заболевания
Функциональное состояние
печени и почек
Индивидуальная чувствительность
Условия жизни ребёнка
Особенности питания
Время года и многое другое
Слайд 33Дозирование лекарств детям
На килограмм массы тела
На год жизни
Редко – на квадратный
метр поверхности тела
Слайд 34Обязанности медсестры при проведении фармакотерапии
Знать действие лекарства, пути выведения из организма,
признаки передозировки, антидоты
Дать рекомендации пациенту (родителям) о правилах приёма лекарства
Контролировать правильность приёма препарата и состояние пациента
Уметь оказать доврачебную помощь при передозировке или отравлении лекарствами