Слайд 1Тема лекции
Медицина эпохи раннего и развитого средневековья
Слайд 2 Эпоха средних веков является промежуточным звеном между античным и
новым временем, когда наука стала бурно развиваться, стали делаться открытия, в том числе и в медицине.
Слайд 3Эпоху феодализма в Западной Европе делят на три основных периода:
V-ХI вв.
- раннее средневековье,
ХI-ХV вв. – развитое средневековье,
ХV -ХVII вв. - период разложения феодального строя или позднее средневековье
Слайд 5Византия
В конце IV в. Римская империя распалась на Западную и Восточную
части. В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование. Совершенно по-иному сложилась судьба Восточной Римской империи. Её столицей стал древнегреческий городок Византий (позже - Константинополь, в настоящее время- Стамбул).
Византия - наследница античной культуры и до XII в. была самым культурным государством Европы. В состав Византии входили Балканы, Малая Азия, некоторые районы Северного Причерноморья, Сирия, Египет, Палестина.
Слайд 6Византия
Византийская культура объединяла в себе достижения многих культур. Так, в IX
в. братьями Кириллом и Мефодием была изобретена славянская азбука - кириллица, положившая начало славянской письменности.
Постепенно главенствующее положение в Византии стало занимать христианство. Богословие подчинило себе и медицину. Медицина в Византии опиралась на сочинения Гиппократа и Галена.
Слайд 7Представления о лечении болезней
Представления о лечении болезней тесно
связывались с зарождающейся алхимией - "священной наукой" о преобразовании неблагородных металлов в серебро и золото, получении философского камня, "панацеи" от всех болезней и средства продления жизни.
Слайд 8Орибасий из Пергама (325-403 гг.)
Составил основной энциклопедический труд в
72 книгах "Collecta medicinalia" и второй не менее значительный "Synopsis" (Свод). В своих трудах он изложил современные ему анатомические представления, уделив внимание внутренним болезням и предупредительной медицине, разработал рационы питания и нормы жизни для различных возрастов, включил собственные выводы и обобщения.
Слайд 9Аэций из Амиды (502-572 гг.)
Написал сочинение - руководство
по медицине "Tetrabiblos" в 16 книгах. В нем содержатся сведения из трудов Орибасия, Галена и др., а также рецепты египетской и эфиопской медицины.
Слайд 10Больничное дело
Первый "общежительный монастырь" (киновия) был основан в Египте в
320 г. бывшим римским солдатом Пахомием, и порядки в нём напоминали военные (обет безбрачия, послушание, суровый физический труд).
Первые ксенодохии (монастырские приюты для увечных и больных путников) - прообразы будущих монастырских больниц.
Слайд 11Больничное дело
В 370 г. Василием Кесарийским в г. Кесарии была построена
первая христианская больница. Она напоминала маленький город и имела столько зданий, сколько типов болезней тогда различали.
Больница в Константинополе - пять отделений. Общее число коек достигало 50. Больница имела постоянный штат врачей-специалистов (хирургов, повитух) В каждом отделении работало по два врача. Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, но не имели права частной практики без специального разрешения императора.
Слайд 12Обучение медицине
Велось при монастырях и гражданских больницах.
3 крупных центра обучения
медицине:
Константинопольская патриаршия школа при храме св. Софии
Медицинская школа при церкви св. Апостолов.
Школа в Охриде (Македония).
Слайд 13Обучение медицине
Обучение носило характер дискуссии: будущие врачи подолгу спорили об артериях
и венах, о пульсе и лихорадке; окончательное решение выносил патриарх, покровитель школы.
Пройдя полный курс, учащиеся сдавали экзамены специально назначенной коллегии врачей.
Слайд 14 Медицина в арабских странах и Средней Азии
Слайд 15
Медицина у арабов была первой среди наук
Знание состояло из 2-х
частей: знание религии и знание тела (т.е. медицины)
Врачеватель - профессия, достойная похвалы
Нет болезни без средства ее лечения, задача врача — найти это средство.
Слайд 16Развитие фармации
Арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и
создании фармакопеи. В 754 г. в Багдаде была создана первая аптека.
Алхимики народов Востока изобрели водяную баню, перегонный куб, применили фильтрование и получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (алкоголь). Впоследствии они перенесли эти знания в Западную Европу.
Слайд 18АР-РАЗИ (850 - 923)
Врач, алхимик, философ. Медициной начал
заниматься в 30 лет. Его труд "Всеобъемлющая книга" ("Китаб ал-Хави") в 25 томах и труд "Об оспе и кори", где сформулировал идею о заразности этих заболеваний и дал их дифференциальную диагностику. Он первый применил вату в медицине и изобрел - инструмент для извлечения инородных тел из гортани.
Слайд 19Больничное дело
К 800 г. основаны первые больницы в Арабском Халифате.
К 1160 г. в Багдаде насчитывалось более 60 больниц, в Кордове - около 50.
При больницах открывались библиотеки и медицинские школы.
Слайд 21Больница в Каире (1284 г.)
Располагалась в бывшем дворце халифа
и была рассчитана на 8 тыс. больных, которые размещались в мужских и женских отделениях.
Слайд 22Развитие анатомии
Вскрытия человеческого тела были запрещены. Врачи вскрывали животных и изучали
труды Галена.
Основные открытия:
В офтальмологии - дали названия частям глаза (роговица, хрусталик, стекловидное тело), объяснили преломление лучей в средах глаза, выдвинули идею коррекции зрения.
Описали легочное и коронарное кровообращение (за три столетия до открытия М. Сервета)
Слайд 23Развитие хирургии
В хирургии - описано более 150 хирургических инструментов, широко применялось
прижигание (каутеризация).
Выдающийся хирург арабского мира – Аз-Захрави (ок. 936—1013) – представитель арабо-испанской культуры
«Трактат о хирургии и инструментах»
Слайд 24Ибн Сина (Авиценна, 980-1037 гг.)
Выдающийся учёный-энциклопедист (преуспевал в 12 науках),
философ, врач
В 16 лет он уже стал признанным врачом,
В "Жизнеописании" он писал: "когда исполнилось мне 18 лет, я закончил изучение всех наук, и после этого ничего нового мне уже не открывалось"
Известно около 160 сочинений Ибн Сины.
Слайд 26«Канон врачебной науки»
Величайший свод медицинских знаний. Он состоит из пяти томов.
Первый - общие принципы медицины,
Второй - действие лекарственных веществ,
Третий - лечение внутренних болезней,
Четвертый -хирургия и общие заболевания,
Пятый - описание рецептов и методов приготовления лекарств.
Слайд 27
Медицина эпохи феодализма
В Западной Европе.
Слайд 28МЕДИЦИНА РАННЕГО И СРЕДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
В 476 г.
был низложен последний римский император Августул. Этой датой условно обозначается крушение эпохи рабовладения в Европе и начало новой эпохи - феодализма.
Западно-европейский феодализм, был порождён переплетением или синтезом влиявших друг на друга римских и германских традиций (рабовладельческих, с одной стороны, и общинно-родовых - с другой). Запад долгое время отставал от феодального Востока, где экономический и культурный подъём I тысячелетия нашей эры проходил на прочном фундаменте восточно-римских и византийских традиций
Слайд 29 В эпоху феодализма главным идеологическим институтом в Европе была
церковь.
Согласно утверждениям религии знание имеет два уровня:
"сверхъестественное" (содержащееся в Библии)
"естественное" (отыскиваемое человеческим разумом и выраженное в текстах Платона, Аристотеля и др., которых церковь признавала и канонизировала).
Идеалистическая основа учения Аристотеля составила средневековую схоластику.
Слайд 30 Схоластика и медицина
Схоластика (от греч. schole-—школа)
—тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.
Слайд 31Схоластика и медицина
Основные принципы схоластики сформулировал Фома Аквинский:
Все знания содержатся
в трудах авторов, признанных церковью
Наука сводится умению выводить низшие понятия из высших путем формальной логики
Преподавание – процесс теоретический, исключающий опыт
Слайд 32Схоластика и медицина
В области медицины главным авторитетом был Гален. Слабые стороны
его учения (о "целенаправленности" всех жизненных процессов в организме человека, о "пневме" и "сверхъестественных силах") были возведены в религиозную догму (галенизм - искажённое, одностороннее понимание учения Галена).
Слайд 33 Преподавание в средневековых университетах носило догматический характер. Произведения Гиппократа,
Галена и Авиценны заучивались наизусть.
Господствовали:
культ цитат
механическое заучивание научных текстов
пренебрежение к практическому опыту
Схоластика и медицина
Слайд 35В средние века
широко распространены были алхимия, астрология, гороскопы, поиски
философского камня и вера в сверхъестественную силу лекарственных веществ.
Слайд 36Первые больницы
В Западной Европе создавались при монастырях (Лионский VI в., Парижский
- VIII в., "Отель дьё" (дом божий)).
При монастырях выращивались лекарственные растения, приготавливались и хранились лекарства.
Связывая медицину с религией, врачи-монахи тормозили развитие научной мысли.
Слайд 37 КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
(1095-1270 гг.)
Для Западной Европы они имели большие культурные и экономические последствия: появились новые сельскохозяйственные культуры (гречиха, рис, абрикосы, арбузы). Европа заимствовала некоторые восточные обычаи (ношение бороды, омовение рук перед едой, горячие бани), стали создаваться больницы светского типа.
Крестовые походы привели к широкому распространению многих заразных заболеваний.
Слайд 39Проказа (лепра)
Стала болезнью века. Её считали неизлечимой и прилипчивой болезнью. Прокаженный
изгонялся из общества и помещался в лепрозорий (приют для прокажённых). Ему выдавалось особое платье из чёрной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка.
Идея изоляции прокаженных от общества появилась в VI в., когда монахи ордена св. Лазаря посвятили себя уходу за прокажёнными. После крестовых походов насчитывалось 19 тысяч лепрозориев (только во Франции - около 2 тысяч).
Слайд 40Чума
3 большие пандемии:
Первая - "чума Юстиниана" (VI
в.). Она вышла из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет.
Вторая - самая зловещая в истории Западной Европы - "чёрная смерть" (середина XIV в.). "Черная смерть" в 1346-1348 гг. была завезена через Геную, Венецию, Неаполь; она опустошила весь христианский мир.
Гибель наступала через несколько часов после заражения (в Кесарии никто не оставался в живых, в Венеции умерло 70%, в Лондоне – 90%). Живые не успевали хоронить мертвых.
Третья - пандемия чумы, началась в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн. человек), затем прошла по другим районам земного шара.
Слайд 41 Для борьбы с чумой стали применять задержание людей и
товаров на пограничных пунктах в течение 40 дней, отсюда термин "карантин" (итальян. Quaranta - 40). Первые карантины были введены в Италии в 1348 г.
Слайд 43Наука и образование
Первые высшие школы, обучавшие
медицине, появились в Италии (Салернская медицинская школа – IХ в.). Ей, единственной в стране, было дано право присвоения звания врача.
В 1213 г. Салернская школа становится университетом. В 1158 г. в Болонье, в 1215 г. в Париже, в 1222 г. в Падуе - открываются университеты.
Слайд 44Наука и образование
Университеты имели 4 факультета: один
подготовительный и три основных.
Обязательным для всех учащихся был подготовительный факультет (или артистический, от лат. artes - искусства, где преподавались семь свободных искусств).
После освоения программы trivium (грамматика, риторика, основы диалектики) и сдачи экзаменов присуждалась степень бакалавра искусств.
После овладения курсом quadrivium (арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки) - степень магистра искусств, и право продолжать обучение на одном из основных факультетов: богословском, медицинском или юридическом, по окончании которого студенту присуждалась степень магистра (доктора) наук в соответствии с профилем факультета.
Слайд 46Развитие анатомии
Церковь запрещала вскрытие человеческих трупов. Первые вскрытия стали производиться
в наиболее прогрессивных университетах (Салерно, Монпелье) с особого разрешения монарха.
Так, в 1238 г. Фридрих II разрешил медицинскому факультету в Салерно вскрывать 1 труп в 5 лет (в Монпелье - 1 труп в год).
Слайд 47 Первый в Западной Европе учебник по анатомии был составлен
в 1316 г. магистром Болонского университета Мондино де Луччи (1275 - 1326). Его сочинение основывались на вскрытии всего двух трупов. Многое он заимствовал из перевода труда Галена.
Развитие анатомии
Слайд 50Развитие хирургии
Хирургия в подавляющем большинстве средневековых университетов не преподавалась и
в число медицинских дисциплин не входила.
Хирурги научного образования не имели, врачами не считались.
Хирурги считались ремесленниками, имели свою цеховую организацию.
Слайд 51Развитие хирургии
Существовало три сословия хирургов:
1. «Длиннополые» хирурги - занимали высокое
положение (длина одежды) и имели право выполнять сложные операции (камнесечение, грыжесечение);
2. «Короткополые» хирурги - цирюльники и занимались "малой хирургией" (кровопускания, удаление зубов и т.п.);
3. Банщики - занимали низшее положение, выполняли простейшие манипуляции (снятие мозолей).
Слайд 53Развитие хирургии
Обучение хирургии происходило внутри цеха (корпорации) сначала на принципах ученичества,
затем стали открываться хирургические школы.
В 1731 г. в Париже решением короля была открыта первая хирургическая академия, а в 1743 г. она была приравнена к медицинскому факультету.
Слайд 55Развитие акушерства
Акушерство продолжало оставаться на очень низкой ступени развития. Занятие акушерством
в средние века считалось низким и неприличным для врачей-мужчин. Родоразрешение продолжало оставаться в руках бабок-повитух.
Смертность в родах и в послеродовом периоде была очень высокой. Беременные женщины жили под постоянным страхом смерти.
Слайд 56Занятие акушерством и лечением женских болезней считалось очень рискованным ремеслом, так
как грань между повитухой и ведьмой в средневековой Европе была весьма условна.
Слайд 57Заключение
Таким образом, медицина в средневековой Европе развивалась в сложных
и неблагоприятных условиях. Но она способствовала зарождению медицины великой эпохи Возрождения.