Медицина эпохи раннего и развитого средневековья презентация

Содержание

Эпоха средних веков является промежуточным звеном между античным и новым временем, когда наука стала бурно развиваться, стали делаться открытия, в том числе и в медицине.

Слайд 1Тема лекции


Медицина эпохи раннего и развитого средневековья


Слайд 2 Эпоха средних веков является промежуточным звеном между античным и

новым временем, когда наука стала бурно развиваться, стали делаться открытия, в том числе и в медицине.

Слайд 3Эпоху феодализма в Западной Европе делят на три основных периода:

V-ХI вв.

- раннее средневековье,
ХI-ХV вв. – развитое средневековье,
ХV -ХVII вв. - период разложения феодального строя или позднее средневековье

Слайд 4 Византия


Слайд 5Византия
В конце IV в. Римская империя распалась на Западную и Восточную

части. В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование. Совершенно по-иному сложилась судьба Восточной Римской империи. Её столицей стал древнегреческий городок Византий (позже - Константинополь, в настоящее время- Стамбул).
Византия - наследница античной культуры и до XII в. была самым культурным государством Европы. В состав Византии входили Балканы, Малая Азия, некоторые районы Северного Причерноморья, Сирия, Египет, Палестина.

Слайд 6Византия
Византийская культура объединяла в себе достижения многих культур. Так, в IX

в. братьями Кириллом и Мефодием была изобретена славянская азбука - кириллица, положившая начало славянской письменности.
Постепенно главенствующее положение в Византии стало занимать христианство. Богословие подчинило себе и медицину. Медицина в Византии опиралась на сочинения Гиппократа и Галена.

Слайд 7Представления о лечении болезней
Представления о лечении болезней тесно

связывались с зарождающейся алхимией - "священной наукой" о преобразовании неблагородных металлов в серебро и золото, получении философского камня, "панацеи" от всех болезней и средства продления жизни.

Слайд 8Орибасий из Пергама (325-403 гг.)
Составил основной энциклопедический труд в

72 книгах "Collecta medicinalia" и второй не менее значительный "Synopsis" (Свод). В своих трудах он изложил современные ему анатомические представления, уделив внимание внутренним болезням и предупредительной медицине, разработал рационы питания и нормы жизни для различных возрастов, включил собственные выводы и обобщения.

Слайд 9Аэций из Амиды (502-572 гг.)
Написал сочинение - руководство

по медицине "Tetrabiblos" в 16 книгах. В нем содержатся сведения из трудов Орибасия, Галена и др., а также рецепты египетской и эфиопской медицины.

Слайд 10Больничное дело
Первый "общежительный монастырь" (киновия) был основан в Египте в

320 г. бывшим римским солдатом Пахомием, и порядки в нём напоминали военные (обет безбрачия, послушание, суровый физический труд).
Первые ксенодохии (монастырские приюты для увечных и больных путников) - прообразы будущих монастырских больниц.

Слайд 11Больничное дело
В 370 г. Василием Кесарийским в г. Кесарии была построена

первая христианская больница. Она напоминала маленький город и имела столько зданий, сколько типов болезней тогда различали.
Больница в Константинополе - пять отделений. Общее число коек достигало 50. Больница имела постоянный штат врачей-специалистов (хирургов, повитух) В каждом отделении работало по два врача. Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, но не имели права частной практики без специального разрешения императора.

Слайд 12Обучение медицине
Велось при монастырях и гражданских больницах.
3 крупных центра обучения

медицине:
Константинопольская патриаршия школа при храме св. Софии
Медицинская школа при церкви св. Апостолов.
Школа в Охриде (Македония).


Слайд 13Обучение медицине
Обучение носило характер дискуссии: будущие врачи подолгу спорили об артериях

и венах, о пульсе и лихорадке; окончательное решение выносил патриарх, покровитель школы.
Пройдя полный курс, учащиеся сдавали экзамены специально назначенной коллегии врачей.

Слайд 14 Медицина в арабских странах и Средней Азии



Слайд 15

Медицина у арабов была первой среди наук

Знание состояло из 2-х

частей: знание религии и знание тела (т.е. медицины)

Врачеватель - профессия, достойная похвалы

Нет болезни без средства ее лечения, задача врача — найти это средство.


Слайд 16Развитие фармации
Арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и

создании фармакопеи. В 754 г. в Багдаде была создана первая аптека.
Алхимики народов Востока изобрели водяную баню, перегонный куб, применили фильтрование и получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (алкоголь). Впоследствии они перенесли эти знания в Западную Европу.

Слайд 18АР-РАЗИ (850 - 923)
Врач, алхимик, философ. Медициной начал

заниматься в 30 лет. Его труд "Всеобъемлющая книга" ("Китаб ал-Хави") в 25 томах и труд "Об оспе и кори", где сформулировал идею о заразности этих заболеваний и дал их дифференциальную диагностику. Он первый применил вату в медицине и изобрел - инструмент для извлечения инородных тел из гортани.

Слайд 19Больничное дело
К 800 г. основаны первые больницы в Арабском Халифате.

К 1160 г. в Багдаде насчитывалось более 60 больниц, в Кордове - около 50.

При больницах открывались библиотеки и медицинские школы.

Слайд 21Больница в Каире (1284 г.)
Располагалась в бывшем дворце халифа

и была рассчитана на 8 тыс. больных, которые размещались в мужских и женских отделениях.


Слайд 22Развитие анатомии
Вскрытия человеческого тела были запрещены. Врачи вскрывали животных и изучали

труды Галена.
Основные открытия:
В офтальмологии - дали названия частям глаза (роговица, хрусталик, стекловидное тело), объяснили преломление лучей в средах глаза, выдвинули идею коррекции зрения.
Описали легочное и коронарное кровообращение (за три столетия до открытия М. Сервета)

Слайд 23Развитие хирургии
В хирургии - описано более 150 хирургических инструментов, широко применялось

прижигание (каутеризация).

Выдающийся хирург арабского мира – Аз-Захрави (ок. 936—1013) – представитель арабо-испанской культуры
«Трактат о хирургии и инструментах»


Слайд 24Ибн Сина (Авиценна, 980-1037 гг.)

Выдающийся учёный-энциклопедист (преуспевал в 12 науках),

философ, врач
В 16 лет он уже стал признанным врачом,
В "Жизнеописании" он писал: "когда исполнилось мне 18 лет, я закончил изучение всех наук, и после этого ничего нового мне уже не открывалось"
Известно около 160 сочинений Ибн Сины.

Слайд 25«Канон врачебной науки»


Слайд 26«Канон врачебной науки»
Величайший свод медицинских знаний. Он состоит из пяти томов.


Первый - общие принципы медицины,
Второй - действие лекарственных веществ,
Третий - лечение внутренних болезней,
Четвертый -хирургия и общие заболевания,
Пятый - описание рецептов и методов приготовления лекарств.

Слайд 27
Медицина эпохи феодализма
В Западной Европе.


Слайд 28МЕДИЦИНА РАННЕГО И СРЕДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
В 476 г.

был низложен последний римский император Августул. Этой датой условно обозначается крушение эпохи рабовладения в Европе и начало новой эпохи - феодализма.
Западно-европейский феодализм, был порождён переплетением или синтезом влиявших друг на друга римских и германских традиций (рабовладельческих, с одной стороны, и общинно-родовых - с другой). Запад долгое время отставал от феодального Востока, где экономический и культурный подъём I тысячелетия нашей эры проходил на прочном фундаменте восточно-римских и византийских традиций

Слайд 29 В эпоху феодализма главным идеологическим институтом в Европе была

церковь.

Согласно утверждениям религии знание имеет два уровня:
"сверхъестественное" (содержащееся в Библии)
"естественное" (отыскиваемое человеческим разумом и выраженное в текстах Платона, Аристотеля и др., которых церковь признавала и канонизировала).
Идеалистическая основа учения Аристотеля составила средневековую схоластику.

Слайд 30 Схоластика и медицина


Схоластика (от греч. schole-—школа)

—тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.


Слайд 31Схоластика и медицина
Основные принципы схоластики сформулировал Фома Аквинский:
Все знания содержатся

в трудах авторов, признанных церковью
Наука сводится умению выводить низшие понятия из высших путем формальной логики
Преподавание – процесс теоретический, исключающий опыт

Слайд 32Схоластика и медицина
В области медицины главным авторитетом был Гален. Слабые стороны

его учения (о "целенаправленности" всех жизненных процессов в организме человека, о "пневме" и "сверхъестественных силах") были возведены в религиозную догму (галенизм - искажённое, одностороннее понимание учения Галена).


Слайд 33 Преподавание в средневековых университетах носило догматический характер. Произведения Гиппократа,

Галена и Авиценны заучивались наизусть.
Господствовали:
культ   цитат   
механическое заучивание научных текстов
пренебрежение к практическому опыту

Схоластика и медицина


Слайд 35В средние века
широко распространены были алхимия, астрология, гороскопы, поиски

философского камня и вера в сверхъестественную силу лекарственных веществ.

Слайд 36Первые больницы
В Западной Европе создавались при монастырях (Лионский VI в., Парижский

- VIII в., "Отель дьё" (дом божий)).
При монастырях выращивались лекарственные растения, приготавливались и хранились лекарства.
Связывая медицину с религией, врачи-монахи тормозили развитие научной мысли.

Слайд 37 КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095-1270 гг.)



Для Западной Европы они имели большие культурные и экономические последствия: появились новые сельскохозяйственные культуры (гречиха, рис, абрикосы, арбузы). Европа заимствовала некоторые восточные обычаи (ношение бороды, омовение рук перед едой, горячие бани), стали создаваться больницы светского типа.
Крестовые походы привели к широкому распространению многих заразных заболеваний.

Слайд 38 Проказа (лепра)


Слайд 39Проказа (лепра)
Стала болезнью века. Её считали неизлечимой и прилипчивой болезнью. Прокаженный

изгонялся из общества и помещался в лепрозорий (приют для прокажённых). Ему выдавалось особое платье из чёрной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка.
Идея изоляции прокаженных от общества появилась в VI в., когда монахи ордена св. Лазаря посвятили себя уходу за прокажёнными. После крестовых походов насчитывалось 19 тысяч лепрозориев (только во Франции - около 2 тысяч).

Слайд 40Чума
3 большие пандемии:
Первая - "чума Юстиниана" (VI

в.). Она вышла из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет.
Вторая - самая зловещая в истории Западной Европы - "чёрная смерть" (середина XIV в.). "Черная смерть" в 1346-1348 гг. была завезена через Геную, Венецию, Неаполь; она опустошила весь христианский мир.
Гибель наступала через несколько часов после заражения (в Кесарии никто не оставался в живых, в Венеции умерло 70%, в Лондоне – 90%). Живые не успевали хоронить мертвых.
Третья - пандемия чумы, началась в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн. человек), затем прошла по другим районам земного шара.

Слайд 41 Для борьбы с чумой стали применять задержание людей и

товаров на пограничных пунктах в течение 40 дней, отсюда термин "карантин" (итальян. Quaranta - 40). Первые карантины были введены в Италии в 1348 г.

Слайд 43Наука и образование


Первые высшие школы, обучавшие

медицине, появились в Италии (Салернская медицинская школа – IХ в.). Ей, единственной в стране, было дано право присвоения звания врача.
В 1213 г. Салернская школа становится университетом. В 1158 г. в Болонье, в 1215 г. в Париже, в 1222 г. в Падуе - открываются университеты.

Слайд 44Наука и образование
Университеты имели 4 факультета: один

подготовительный и три основных.
Обязательным для всех учащихся был подготовительный факультет (или артистический, от лат. artes - искусства, где преподавались семь свободных искусств).
После освоения программы trivium (грамматика, риторика, основы диалектики) и сдачи экзаменов присуждалась степень бакалавра искусств.
После овладения курсом quadrivium (арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки) - степень магистра искусств, и право продолжать обучение на одном из основных факультетов: богословском, медицинском или юридическом, по окончании которого студенту присуждалась степень магистра (доктора) наук в соответствии с профилем факультета.

Слайд 45Развитие анатомии


Слайд 46Развитие анатомии
Церковь запрещала вскрытие человеческих трупов. Первые вскрытия стали производиться

в наиболее прогрессивных университетах (Салерно, Монпелье) с особого разрешения монарха.
Так, в 1238 г. Фридрих II разрешил медицинскому факультету в Салерно вскрывать 1 труп в 5 лет (в Монпелье - 1 труп в год).

Слайд 47 Первый в Западной Европе учебник по анатомии был составлен

в 1316 г. магистром Болонского университета Мондино де Луччи (1275 - 1326). Его сочинение основывались на вскрытии всего двух трупов. Многое он заимствовал из перевода труда Галена.

Развитие анатомии


Слайд 48 Кровопускание


Слайд 49

Клистир

Слайд 50Развитие хирургии
Хирургия в подавляющем большинстве средневековых университетов не преподавалась и

в число медицинских дисциплин не входила.
Хирурги научного образования не имели, врачами не считались.
Хирурги считались ремесленниками, имели свою цеховую организацию.

Слайд 51Развитие хирургии
Существовало три сословия хирургов:
1. «Длиннополые» хирурги - занимали высокое

положение (длина одежды) и имели право выполнять сложные операции (камнесечение, грыжесечение);
2. «Короткополые» хирурги - цирюльники и занимались "малой хирургией" (кровопускания, удаление зубов и т.п.);
3. Банщики - занимали низшее положение, выполняли простейшие манипуляции (снятие мозолей).

Слайд 53Развитие хирургии
Обучение хирургии происходило внутри цеха (корпорации) сначала на принципах ученичества,

затем стали открываться хирургические школы.
В 1731 г. в Париже решением короля была открыта первая хирургическая академия, а в 1743 г. она была приравнена к медицинскому факультету.

Слайд 55Развитие акушерства
Акушерство продолжало оставаться на очень низкой ступени развития. Занятие акушерством

в средние века считалось низким и неприличным для врачей-мужчин. Родоразрешение продолжало оставаться в руках бабок-повитух.
Смертность в родах и в послеродовом периоде была очень высокой. Беременные женщины жили под постоянным страхом смерти.

Слайд 56Занятие акушерством и лечением женских болезней считалось очень рискованным ремеслом, так

как грань между повитухой и ведьмой в средневековой Европе была весьма условна.

Слайд 57Заключение
Таким образом, медицина в средневековой Европе развивалась в сложных

и неблагоприятных условиях. Но она способствовала зарождению медицины великой эпохи Возрождения.

Слайд 58Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика