ЛФК при заболеваниях органов пищеварения презентация

Содержание

Заболевания органов пищеварения, в свою очередь, могут отражаться на функциональном состоянии ЦНС и быть причиной нарушений обмена веществ. При заболеваниях пищеварительной системы могут наступать нарушения, которые проявляются: в ослаблении или извращении секреторной

Слайд 1Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения


Слайд 2Заболевания органов пищеварения, в свою очередь, могут отражаться на функциональном состоянии

ЦНС и быть причиной нарушений обмена веществ.
При заболеваниях пищеварительной системы могут наступать нарушения, которые проявляются:
в ослаблении или извращении секреторной функции пищеварительных желез;
в расстройстве моторной функции, обеспечивающей продвижение пищи по пищеварительному каналу;
в ухудшении всасывания пищи;
в диспептических расстройствах.


Слайд 3К функциональным заболевания относят:
опущение органов брюшной полости,
спазм привратника,
дискинезию

желчевыводящих путей.
К органическим заболеваниям относят:
воспаление слизистых оболочек пищеварительной системы (гастрит, язвенную болезнь, колит),
печени и желчевыводящих путей (цирроз, гепатит, холецистит)
злокачественные опухоли.


Слайд 4Физические упражнения влияют на пищеварительную систему по типу моторно-висцеральных рефлексов.
Непродолжительные мышечные нагрузки

малой и средней интенсивности повышают возбудимость коры больших полушарий головного мозга, в том числе и пищевого центра, что в свою очередь, активизирует вегетативные функции, улучшает пищеварение, стимулирует функции печени, тонизирует мускулатуру желчного пузыря.
Мышцы брюшного пресса и диафрагмы, как бы массируя органы брюшной полости, активизируют функции пищеварительного тракта.

Слайд 5Интенсивные физические нагрузки оказывают угнетающее действие на пищеварение.
При этом уменьшается

выделение желудочного сока, понижается его кислотность.
Угнетающее действие физических упражнений больше выражено сразу после приема пищи, поэтому тренировочная нагрузка в этот период может быть причиной не только функциональных, но и органических нарушений в пищеварительной системе.
Через 1—2 ч после еды физическая нагрузка даже выше средней интенсивности дает положительный эффект.

Слайд 6С помощью лечебной физической культуры решаются следующие задачи при заболеваниях органов

пищеварения:
оказание положительного эффекта на нервно-психическую и эмоциональную сферы;
2) развитие и улучшение внешнего и особенно диафрагмального дыхания;
3) нормализация секреторной, моторной, всасывательной и экскреторной функций пищеварительного аппарата;
4) улучшение лимфо- и кровообращения в брюшной полости и органах малого таза;
5) укрепление мышц брюшного пресса и тазового дна;
6) регуляция внутрибрюшного давления, обеспечивающего профилактику запоров, застойных явлений и спаечных процессов.

Слайд 7Лечебная физическая культура применяется в фазе затухания обострения и фазе ремиссии.


В острой фазе болезни и при осложнениях занятия лечебной физической культурой должны быть прекращены.

Методика лечебной физической культуры предусматривает сочетание общеразвивающих и специальных упражнений.


Слайд 8Общеразвивающие упражнения оказывают
тонизирующее действие на ЦНС,
улучшают функцию органов пищеварения
и

обмен веществ.
В качестве специальных упражнений применяются упражнения:
для мышц, окружающих брюшную полость,
упражнения в расслаблении
и дыхательные упражнения.

Слайд 9Упражнения для мышц брюшного пресса назначаются с учетом фазы заболевания, показаны

при необходимости усилить перистальтику, секреторную функцию желудка и отток желчи. В острой и подострой фазах их исключают.
Упражнения в расслаблении снижают тонус мышц желудка и кишечника, снимают спазмы привратника желудка и сфинктеров.
Дыхательные упражнения диафрагмального типа оказывают массирующее воздействие на печень, желудок и кишечник.


Слайд 10Гастрит
При хроническом гастрите задачи ЛФК сводятся:
к ликвидации воспалительного процесса
улучшению

крово- и лимфообращения в органах брюшной полости, что способствует процессам регенерации в слизистой оболочке Желудка,
нормализации его секреторной и моторной функций,
адаптации к возрастающим физическим нагрузкам.

Слайд 11При гипоацидном гастрите показано умеренное воздействие физической нагрузки на весь организм.


В соответствии с периодом лечения и двигательным режимом применяют:
общеразвивающие упражнения, выполняемые в медленном темпе, с ограниченной амплитудой и малым числом повторений,
специальные упражнения для мышц брюшного пресса с постепенным увеличением нагрузки,
статические и динамические дыхательные упражнения,
а также медленную ходьбу продолжительностью до 30 мин.

Слайд 12В I периоде, соответствующем острой и подострой фазам заболевания, лечебная гимнастика

проводится:
в положении лежа на спине и сидя либо за 2 ч до еды, либо через 1,5—2 ч после еды.
В период ремиссии допускается выполнение упражнений для повышения внутрибрюшного давления в исходном положении лежа на животе.
В сочетании с лечебной гимнастикой рекомендуется проводить массаж передней брюшной стенки.

Слайд 13При гиперацидном гастрите лечебную физическую культуру проводят перед приемом пищи с

возрастающей нагрузкой, если больной достаточно физически подготовлен.
Рекомендуются упражнения:
для средних и крупных мышечных групп с большим числом повторений,
маховые движения,
упражнения со снарядами.

Слайд 14Во II периоде
кроме общеукрепляющих упражнений в занятия включаются специальные упражнения:
с

акцентом на диафрагмальном дыхании
и расслаблении.
Хороший эффект в расслаблении мышц желудка дает сегментарный массаж.

Слайд 15В III периоде и в санаторно-курортных условиях средства лечебной физической культуры

расширяются:
используются пешеходные прогулки,
подвижные и спортивные игры,
прогулки на лыжах,
катание на коньках,
плавание.
Лечебную гимнастику проводят между приемом минеральной воды и обедом, так как минеральная вода тормозит секрецию желудка.

Слайд 16Язвенная болезнь
Занятия лечебной физической культурой начинают на постельном  режиме  при отсутствии

противопоказаний (сильные боли, язвенное кровотечение).
Обычно это совпадает со 2—4 днем после госпитализации.

Слайд 17В I периоде занятий, длящемся около двух недель, показаны дыхательные упражнения,

особенно статического характера, способствующие усилению процессов торможения в коре большого мозга.
Выполняемые в исходном положении лежа на спине с подсчетом про себя на вдохе и выдохе, при расслабленном состоянии всех мышечных групп, эти упражнения приводят больного в дремотное состояние, способствуют уменьшению болей, устранению диспептических расстройств, нормализации сна.

Слайд 18Кроме того, используются простые гимнастические упражнения для малых и средних мышечных

групп с небольшим числом повторений в сочетании с дыхательными упражнениями и упражнениями в расслаблении.
В I периоде противопоказаны упражнения, способствующие повышению внутрибрюшного давления.
Продолжительность занятий в I периоде 12—15 мин, темп выполнения упражнений медленный, интенсивность малая.

Слайд 19II период занятий начинается при значительном улучшении состояния больного и переводе

его на палатный режим.
Рекомендуется:
утренняя гигиеническая гимнастика,
лечебная гимнастика,
массаж брюшной стенки.
Упражнения выполняются в исходных положениях лежа, сидя, в упоре на коленях, стоя с постепенно возрастающим усилием для всех мышечных групп, исключая мышцы брюшного пресса.


Слайд 20Наиболее приемлемым является исходное положение лежа на спине:
оно позволяет увеличивать

подвижность диафрагмы, оказывает щадящее влияние на мышцы живота и способствует улучшению кровообращения в брюшной полости.
Упражнения для мышц брюшного пресса выполняют без натуживания, с небольшим числом повторений.
Диафрагмальное дыхание.
Средняя продолжительность занятия при палатном режиме составляет 15—20 мин.
Темп выполнения упражнений медленный, интенсивность малая.
Лечебная гимнастика проводится 1—2 раза в день.


Слайд 21В фазе неполной и полной ремиссии при отсутствии жалоб и общем

хорошем состоянии больного назначается свободный режим (III период занятий).
Используются упражнения:
для всех мышечных групп с ограничением нагрузки на мышцы брюшной стенки,
упражнения со снарядами (весом до 1,5—2 кг),
на координацию,
спортивные игры.
Плотность занятий средняя,
продолжительность до 30 мин.


Слайд 22В санаторно-курортных условиях:
объем и интенсивность занятий лечебной физической культурой увеличиваются;


продолжительность занятий подвижными играми допускается до 30 мин;
широко используются:
терренкур,
прогулки,
игра в волейбол,
катание на лыжах и коньках,
плавание.

Слайд 23Заболевания кишечника
Среди заболеваний кишечника чаще всего встречаются:
колит — воспаление  слизистой

оболочки  толстого кишечника,
энтерит — воспаление слизистой оболочки тонкого кишечника
энтероколит—воспаление слизистой оболочки всего кишечника.


Слайд 24Важную роль в успехе лечения физическими упражнениями играет правильный выбор исходных

положений — в зависимости от периода занятий и двигательного режима.
Так, при спастическом колите на постельном режиме (I период занятий) применяются положения лежа на спине с согнутыми в коленных суставах ногами, а также стоя на коленях, на четвереньках.
Такие положения способствуют расслаблению мышц передней брюшной стенки и благотворно влияют на внутрикишечное давление.
Физические упражнения в исходном положении стоя противопоказаны, так как нагрузка в таком случае способствует повышению тонуса кишечной мускулатуры.
Противопоказаны также упражнения в положении лежа с подниманием и опусканием прямых ног и другие упражнения для мышц брюшного пресса, поскольку они усиливают спастические явления в кишечнике.

Слайд 25При улучшении общего состояния больного и затухании болей начинается II период

занятий лечебной физической культурой.
Общеразвивающие и специальные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе во всех исходных положениях.
Акцент делается на упражнениях в расслаблении.
Эффективно расслабляет мускулатуру кишечника сегментарный массаж.

Слайд 26При атоническом колите в I  периоде занятий рекомендуется выполнять упражнения из

различных исходных положений, со значительной нагрузкой, силовыми элементами.
Однако следует соблюдать принципы постепенного увеличения нагрузки, дифференцированного подхода к выбору гимнастических упражнений, учитывать реакции больного на упражнения.
Во II периоде занятий значительно расширяется круг общеукрепляющих и специальных упражнений.
Рекомендуется частая смена исходных положений.
В фазе ремиссии (III период) включаются упражнения со снарядами, специальные упражнения для брюшного пресса, дозированная ходьба.

Слайд 27Методика лечебной физической культуры при энтерите и энтероколите зависит от фазы

заболевания и строится аналогично методике при гастрите и колите.

Слайд 28Характерным симптомом многих заболеваний кишечника являются запоры — длительная задержка опорожнения

кишечника.
Различают запоры:
атонические
спастические.

Слайд 29При запорах спастического характера больным, находящимся на постельном режиме, вначале рекомендуется

использовать щадящее воздействие физических упражнений, способствующих нормализации двигательной функции.
На фоне общеразвивающих упражнений широко вводятся специальные упражнения с диафрагмальным дыханием (с движениями и без движений), упражнения в расслаблении.
При переводе больных на полупостельный режим (II период) в занятия более широко включаются упражнения для мышц брюшного пресса, но без натуживания.

Слайд 30В занятиях с больными, страдающими атоническими запорами, при постельном режиме (I

период) кроме упражнений общеразвивающего характера применяются специальные упражнения, способствующие усилению перистальтики кишечника:
упражнения для мышц брюшного пресса
и тазового дна
в сочетании с глубоким массажем живота.
Длительность занятий лечебной гимнастикой составляет 15—20 мин.

Слайд 31Во II периоде занятий включается большое количество упражнений для мышц брюшного

пресса и тазового дна с глубоким диафрагмальным дыханием.
Показана частая смена исходных положений, наклоны, повороты, прыжки, бег.
Продолжительность занятий увеличивается до 30 мин.
В III периоде кроме лечебной гимнастики рекомендуются пешеходные и лыжные прогулки, игра в волейбол и теннис, плавание, гребля.


Слайд 32Спланхоптоз
опущение органов брюшной полости — может развиться в результате:
чрезмерного физического

напряжения,
ослабления мускулатуры брюшного пресса,
врожденной нервно-мышечной астении,
значительного похудания,
нарушения осанки,
многократных осложненных родов,
малоподвижного образа жизни.

Слайд 33 Главная задача лечебной физической культуры — укрепление мышц брюшного пресса и

тазового дна.
Решают эту задачу с помощью общеразвивающих и специальных упражнений:
поворотов,
отведения, приведения и вращения бедер,
втягивания заднего прохода,
приседаний,
ходьбы скрестным шагом.
Рекомендуется использовать исходные положения лежа на спине с приподнятым тазом, лежа на животе, на боку, стоя на коленях и на четвереньках.

Слайд 34I период лечебной физической культуры соответствует 1-й неделе постельного режима.
Продолжительность

одного занятия в это время составляет 15—20 мин (проводится раз в день).
Затем начинается II период, который может длиться более месяца.
При этом длительность занятий можно увеличить, а число занятий доводить до двух в день: 1-е утром, 2-е через 2—3 ч после приема пищи.

Слайд 35Холецистит и желчнокаменная болезнь
Холецистит — воспаление желчного пузыря.
Желчнокаменная болезнь — образование

камней (конкрементов) в желчном пузыре.
Специальные задачи лечебной физической культуры:
тонизирующее влияние на желчевыводящие пути и желчный пузырь,
а также улучшение кровообращения в брюшной полости.
Оптимальные исходные положения те же, что и при спланхоптозе: лежа на спине, боку и животе, стоя на коленях и четвереньках.

Слайд 36При постельном режиме для больных холециститом I период занятий начинается после

стихания острых болей, а для больных желчнокаменной болезнью — между приступами.
Применяются:
общеразвивающие упражнения для основных мышечных групп с небольшим числом повторений и умеренной физической нагрузкой,
специальные дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальном типе и упражнения в расслаблении.
С осторожностью включаются упражнения для мышц брюшного пресса и щадящий массаж.
Большинство упражнений выполняется в медленном темпе, с ограниченной амплитудой.
Продолжительность занятий должна составлять 15—20 мин.

Слайд 37Для полупостельного режима (II период) средства лечебной физической культуры расширяются и

нагрузка возрастает.
С целью активизации оттока желчи и улучшения кровообращения в брюшной полости в занятия включаются:
наклоны, повороты и круговые движения туловищем,
сгибание ног в коленях и поднимание их.
В работу вовлекается большинство мышечных групп.
Упражнения выполняются из всех основных исходных положений.
Продолжительность занятий возрастает до 25—30 мин.

Слайд 38При переводе больных на свободный режим (III период), а также в

санаторных и поликлинических условиях объем и интенсивность физической нагрузки возрастают.
Применяются упражнения:
с предметами (гантелями, палками, мячами),
пешеходные и лыжные прогулки,
плавание,
бег,
катание на коньках и т.д.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика