Слайд 1ЛФК И МАССАЖ
ДЕТЕЙ
ЛФК ПРИ НАРУШЕНИЯХ
КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
У
ДЕТЕЙ
Слайд 2Организм ребенка отличается от организма взрослого человека целым рядом существенных особенностей.
Главной особенностью детского организма является его быстрый рост и развитие.
Слайд 3Кабинет лечебной физкультуры
Слайд 4ЛФК являются одними из ведущих направлений в комплексной реабилитации больных, страдающих
неврологической патологией.
Методика ЛФК и ее направленность определяются врачом ЛФК во время первичного приема и на повторных консультативных приемах, когда осуществляется ее коррекция в зависимости от динамики процесса реабилитации.
Слайд 5Задачи:
снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц;
улучшение подвижности
в суставах, коррекция порочных установок;
улучшение координации движений и равновесия;
стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы;
расширение общей двигательной активности ребенка, тренировка возрастных двигательных навыков.
Слайд 6Формы занятий ЛФК
1 группа (1 мес. – 3 года.).
Занятия ЛФК
индивидуально - по показаниям.
ЛФК проводится специалистом-кондуктором по методике "кондуктивная педагогика".
Слайд 7Описание метода кондуктивной педагогики
Кондуктивная педагогика это процесс обучения детей и взрослых, имеющих
нарушения работы ЦНС, восстановление двигательных, речевых и психических функций.
В зависимости от возраста, Комплексная программа отражает образ и ритм жизни здорового ребёнка, включая его физические, психические и социальные потребности.
Слайд 8В настоящее время метод Кондуктивной Педагогики является одним из наиболее эффективных
методик реабилитации детей с ДЦП, без сильно выраженных отклонений в психическом развитии.
В рамках программы происходит одновременное развитие двигательных навыков, профилактика и коррекция контрактур, формирование мотивационной базы, развитие личности, улучшение когнитивных способностей, а также использование (закрепление) уже приобретённых навыков.
Слайд 92 группа (1,5-3 года):
ЛФК проводится специалистом-кондуктором по методике "кондуктивная педагогика".
Индивидуальные занятия
ЛФК по назначению врача ЛФК проводят инструктора ЛФК.
Слайд 103 группа (3-7 лет). По показаниям индивидуальные занятия ЛФК ежедневно проводят
инструктора ЛФК.
4 группа (3-4,5 года):
Индивидуальные занятия ЛФК ежедневно проводят инструктора ЛФК.
ЛФК проводится специалистом-кондуктором по методике "кондуктивная педагогика".
Дети в возрасте с 6 лет до 18 лет. Групповые и индивидуальные занятия ЛФК ежедневно проводят инструктора ЛФК.
Слайд 11Методики:
ЛФК с элементами PNF-Кобата;
Базовая методика реабилитации – упражнения с учетом онтогенетического
развития ребенка разработана Бертой и Карелом Бобат.
Лечебно - реабилитационные костюмы: («Адели», «Фаэтон»);
Тренажер «Гросса»;
Тренажеры, изготовленные по эскизам Института Пете (Будапешт) для занятий «кондуктивной педагогикой» и ЛФК.
Слайд 12Стандартное оборудование для залов ЛФК; гимнастические мячи, костюмы "Адели", «Фаэтон».
Тренажеры: ""Скамья
для пресса", "Степп", «Беговая дорожка» , велотренажеры «Оксицикл».
Программируемый аппарат "АКОРД" (ассоциированный координатор движений).
Модульная подвешиваемая система "качели-вестибулятор" - для Сенсорно-Интеграционной Терапии (СИТ). В комплект входят несколько подвесных тренажеров: "бревно", сетка-гамак, пояс, качели-стул, подвесная платформа.
Слайд 13Программируемый аппарат "АКОРД" (ассоциированный координатор движений).
Слайд 14Пациенты школьного возраста, по показаниям, получают лечение на программируемой аппарате "Акорд"
(ассоциированный координатор движений) – для отработки координированных движений и воспитания нового статического и динамического стереотипов.
Показания к использованию аппарата "АКОРД"
при нарушениях осанки и начальных степенях сколиотической болезни и сколиозов
при дистрофических поражениях позвоночника (остеохондрозе)
при гемипарезах церебрального происхождения (последствия инсультов и т.п.)
при детском церебральном параличе
при последствиях повреждений позвоночника и спинного мозга
при последствиях перенесённого полиомиелита и полиомиелитоподобных заболеваний
при протезировании
при несросшихся переломах и ложных суставах костей голени
Слайд 16Костюм «Адели» является универсальным приспособлением, которое применимо для больных с нарушением
работы опорно-двигательного аппарата и мышц – при ДЦП и других аналогичных заболеваниях.
Костюм позволяет скорректировать позу и положение частей тела относительно друг друга, сохраняя при этом двигательную свободу пациента. Система эластических тяг облегчает преодоление сил гравитации и формирование координированных движений.
Тренируются ослабленные мышцы в оптимальном режиме. Частично компенсировать отсутствующие функции мышц.
Уменьшается разболтанность суставов.
Слайд 17Костюм, оказывая воздействие на костно-мышечный аппарат, способствует формированию в нервной системе
условных рефлексов положения тела и стереотипа двигательного акта максимально приближенного к физиологическому.
В процессе лечения наблюдается нарастание активности коры головного мозга, уменьшается патологическая активность спазмированных мышц.
Исследования показали положительное влияние занятий в костюме "Адель" на улучшение развития интеллекта у больных ДЦП.
Слайд 18Модульная подвешиваемая система "качели-вестибулятор"
Слайд 19Модульная подвешиваемая система "качели-вестибулятор" для Сенсорно-Интеграционной Терапии (СИТ).
В комплект входят
несколько подвесных тренажеров: "бревно", сетка-гамак, пояс, качели-стул, подвесная платформа.
Данная мобильная модульная система позволяет у больных с двигательными нарушениями разносторонне и комплексно тренировать вестибулярный аппарат и развивать сенсорное восприятие. Методика особенно важна для больных, имеющих нарушения походки и осанки.
Терапия наиболее эффективна у тех детей, которые могут самостоятельно выбирать вид тренировки, т.к. это способствует повышению эффективности методики.
Слайд 21«Тренажер Гросса» позволяет создать условия для развития координированной работы опорно-двигательного аппарата,
моторики и стабилизации опороспособности, что не обходимо для формирования естественной схемы движения и положений тела, т.е. тех основ управления движениями, которые недоступны больному с патологией мышечного тонуса.
Слайд 22Тренажер обеспечивает вертикальное положение тела при любой деятельности, будь то физические
упражнения, бытовые жизненно необходимые движения, спортивные занятия.
Он позволяет снимать нагрузку с опорно-двигательного аппарата, обеспечивает страховку, снимает синдром страха, тренирует пространственную ориентацию.
Слайд 23Тренажер позволяет обучать человека произвольным движениям и статике, а также решать
частичные задачи:
расслаблять мышцы при наличие гипертонуса и гиперкинеза;
стимулировать функций ослабленных мышц и обеспечивать нормальную подвижность в суставах;
содействовать развитию установочных рефлексов, обеспечивающих присаживание, сидение, стояние;
стимулировать рефлексы, на основе которых формируется передвижение (переступание, ходьба).
Слайд 24Тренажер позволяет применять упражнения, направленные на развитие моторики и стабилизацию опороспособности,
а также на активизацию подвижности суставов и стимуляцию мышц.
При недостаточной функции мышц создаются облегченные условия для их работы, и одновременно тренажер предохраняет человека от возможного падения и травм.
Слайд 25Нейро-ортопедический
реабилитационный комбинезон «ФАЭТОН»
Слайд 26Реабилитационный костюм Фаэтон – основные особенности и принцип действия:
выполнен в виде
комбинезона, из плотной специальной ткани, в котором устроены эластичные камеры, в которые нагнетается воздух с помощью компрессорного блока давление в камерах регулируется;
камеры расположены по ходу мышц антагонистов туловища и конечностей.
Под воздействием нагнетаемого воздуха, встроенные в костюм камеры расширяются, натягивают ткань, т.е. оболочку костюма, что обеспечивает своеобразное корсетирование туловища и конечностей;
Слайд 27механическое обжатие туловища и конечностей, вызывает растяжение мышц, связочного и суставного
аппарата, при этом усиливается проприоцептивное раздражение, активизируется мотонейронная система на всех уровнях ЦНС и создаются нейрофизиологические предпосылки для восстановления нарушенного позотонического контроля;
пациент начинает удерживать позу, восстанавливаются навыки ходьбы улучшается координация, навыки праксиса и речи.
в целях оптимальной адаптации пациента к новым условиям антигравитационной и постуральной поддержки надутая эластичная камера в костюме должна амортизировать, но не слишком жестко.
Слайд 28ЛФК с элементами PNF-Кобата
метод проприоцептивного нейромышечного облегчения (PNF)
Классические методы
Постепенный переход от
пассивных к пассивно-активным, а позже — к свободным движениям
Щажение усилия, избежание утомления, соблюдение усилий в рамках повседневной программы
Парализованные мышцы не подвергаются удлинению (диссоциируются)
Перевоспитывают отдельную мышцу
Система (метод) Н. Kabat
Максимум возможного сопротивления, оказанного с самого начала
Максимальная деятельность должна занимать наибольшую часть дня; не избегают утомления
Прибегают к удлинению как к эффективной технике способствования
Проводят лечение большой группы мышц
Слайд 29Бобат-терапия
Бобат-терапия (нейродинамическая реабилитация) — является нейроразвивающей практикой, целью которой является коррекция
двигательных стереотипов, недостаточных движений.
Основная сфера применения – восстановление правильных движений при заболевании ДЦП.
Слайд 31Массаж – метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического
дозированного воздействия на различные участки поверхности тела человека, производимого руками массажиста или специальными аппаратами.
Курс массажа назначается лечащим врачом – неврологом, который определяет индивидуальную методику и виды массажа.
Слайд 32При заболеваниях позвоночника и ряде неврологических заболеваний (ДЦП, гиперкинезы, тики, логоневроз)
при лечении детей школьного возраста применяется кресло для механического массажа.
Массаж проводится в помещениях, оборудованных для массажа и выполнения необходимых движений.
Продолжительность курса составляет 8-10 процедур.
Слайд 33Виды массажа:
Общий + точечный до 3 лет.
Рефлекторный массаж (сегментарный, меридианный,
точечный).
Механический массаж.
ЛФК и массаж для детей до 1 года.
Слайд 34Показания к применению лечебного массажа:
Грудной возраст.
Нарушение крово- и лимфообращения.
Атрофия, гипотрофия.
Больные, которые
не могут активно выполнять движение.
Выраженная гипотония мышц.
Плохая координация движений.
Для нормализации тонуса мышц, снижения гиперчувствительности.
Вспомогательный прием при лечении движением.
Слайд 35Противопоказания:
При кожных высыпаниях.
Острые лихорадочные состояния.
Острые воспалительные процессы. Гнойные процессы.
Инфекционные
заболевания (способствует более быстрому распространению патологического процесса в организме).
Область травмы – в острый период.
Слайд 36Методика выполнения массажа
зависит от заболевания ребенка,
его тяжести
и определяется врачом
неврологом индивидуально.
Слайд 37Методика выполнения массажа при ДЦП.
Задачи:
способствовать расслаблению гипертонуса мышц,
оказывать
седативное действие на гиперкинезы отдельных групп мышц,
стимулирование, тонизирование функции паретичных мышц;
улучшение общего состояния ребенка и улучшение работоспособности его мышц.
Слайд 38Методика: применяются разные виды лечебного массажа (классический, точечный, проводимый по стимулирующей
и седативной методике, сегментарный массаж и др.).
В зависимости от формы заболевания выбираются наиболее эффективные сочетания приемов.
Слайд 39Например:
для расслабления мышц применяются: поглаживание, потряхивание, валяние, сотрясение, легкая вибрация.
Для
стимуляции отдельных групп мышц используются глубокое непрерывистое и прерывистое поглаживание пальцами, гребнями; растирание с отягощением, гребнеобразное, щипцеобразное разминание, штрихование, строгание.
Слайд 40При проведении сегментарного массажа применяются все приемы паравертебрального воздействия.
План массажа
строится по общему варианту воздействия: спина, воротниковая зона, окололопаточная область, верхние конечности, нижние конечности.
Массаж рук и ног всегда начинают с вышележащих областей, т.е. плечо, предплечье, кисть и бедро, голень, стопа.
Основное в проведении массажа - использовать все приемы избирательно с учетом клинических особенностей состояния больного.
Слайд 41Эффективность проведения процедур массажа достигается при сочетании двух или трех видов
массажа с ЛФК.
Правильный подбор методики массажа в сочетании с ЛФК в несколько раз увеличивает эффективность работы.
На подготовку к процедуре и выполнение массажа, пассивных упражнений в среднем затрачивается 30 минут.
Слайд 42Методика выполнения массажа при патологии ЦНС
Большая часть патологии нервной системы у
детей (от задержки психомоторного развития до тяжелых форм детского церебрального паралича) связана с перенесенной гипоксией.
Клинически гипоксические поражения ЦНС могут проявляться в виде различных синдромов возбуждения, угнетения, внутричерепной гипертензии (повышение внутричерепного давления), судорожного и др.
Лечение начинают сразу после постановки диагноза.
Массаж и лечебная гимнастика – главные факторы физического лечения детей.
Слайд 43Задачи массажа:
Улучшить общее состояние ребенка
улучшение работоспособности его мышц.
Методика общего массажа
избирательна в зависимости от состояния нервной системы.
Слайд 44При синдроме нервно-мышечной возбудимости массаж направлен на снижение общей возбудимости и
мышечного тонуса.
При синдроме угнетения нервной системы массаж направлен для активизации нервной системы, применяют общий поглаживающий массаж, стимуляцию рефлексов спинального автоматизма с помощью рефлекторных упражнений, укрепляющий массаж мышц спины, ягодичных мышц, живота и паретичных конечностей.
При гипертензионном синдроме массаж зависит от наличия ведущих симптомов возбуждения и мышечного гипертонуса или вялости и мышечной гипотонии. Во время занятий нужно избегать резких движений.
Слайд 45Методика выполнения массажа при врожденной мышечной кривошее
Врожденная мышечная кривошея - это
недоразвитие грудино-ключично-сосцевидных мышц ребенка или травма шейного отдела позвоночника во время родов.
Характеризуется неправильным положением головы с наклоном в сторону поврежденной мышцы.
При пальпации мышца уплотнена и утолщена.
В раннем возрасте ведущим методом лечения является массаж и специальные упражнения.
Слайд 46Задачи:
улучшить кровообращение и лимфоток грудино-ключично-сосцевидных мышц,
способствовать ее расслаблению и
стимулировать мышцы с противоположной стороны,
предупредить деформацию шеи.
Слайд 47Методика массажа: применяют приемы - поглаживание, растирание, разминание подушечками пальцев, прием
«щипцы».
В процедуру входят специальные упражнения на растяжение грудино-ключично-сосцевдных мышц.
В начале массажа проводят общее поглаживание и растирание, нежную вибрацию области грудной клетки, с акцентом на большие грудные мышцы, массаж живота (поглаживание, растирание).
Затем массируют здоровую сторону шеи (поглаживание, растирание, разминание, надавливание) и пораженную сторону шеи (все приемы проводят нежно) - поглаживание, лабильную вибрацию.
Массируют щеку на стороне кривошеи (поглаживание, щипцеобразное растирание, нежная вибрация).
После проводят массаж спины, ребенок лежит на животе, все приемы более энергично (растирание, разминание, с пальцевым душем).
Завершают массаж поглаживанием рук, ног, живота.
Слайд 48Методика проведения массажа при сколиозе
Сколиоз - тяжелая прогрессирующая патология позвоночника, характеризующаяся
искривлением вправо и влево со скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси.
Задачи массажа: повышение общего тонуса организма; нормализация функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательных систем; формирование правильной осанки; способствование укреплению мышц туловища, выработке мышечного корсета.
Слайд 49Методика массажа: вначале проводят общее поглаживание всей поверхности спины (плоскостное, обхватывающее,
граблеобразное глажение), затем делается избирательный массаж:
в области выпуклости - все приемы стимуляции: разминание, все разновидности прерывистой вибрации - для укрепления мышечного валика.
в области вогнутости - все приемы на расслабление: поглаживание, растирание, растягивание.
Массаж проводят в сочетании с ЛФК.
Слайд 53Варианты сколиоза
Сколиоз неврогенный — сколиоз, обусловленный нарушением функции нервной системы.
Сколиоз паралитический — сколиоз,
обусловленный односторонним парезом или параличом мышц спины и живота после перенесенного полиомиелита.
Сколиоз профессиональный — сколиоз., развивающийся вследствие систематического пребывания в рабочей позе, характеризующейся статическим напряжением мышц спины преимущественно с одной стороны.
Сколиоз рахитический — сколиоз у ребенка, больного рахитом, обусловленный поражением тел позвонков.
Сколиоз рефлекторно-болевой — сколиоз, обусловленный рефлекторным сокращением мышц спины и живота на стороне, противоположной локализации патологического процесса, сопровождаемого болью.
Сколиоз рубцовый — сколиоз, обусловленный односторонней рубцовой контрактурой мягких тканей спины после их воспаления, травмы пли в результате хирургического вмешательства.
Слайд 54Сколиоз S-образный — сколиоз, при котором какой-либо отдел позвоночника искривлен в одну
сторону, а выше- или нижележащий отдел — в противоположную.
Сколиоз спастический — сколиоз, обусловленный односторонним центральным параличом мышц спины и живота.
Сколиоз статический — сколиоз, обусловленный систематической односторонней статической нагрузкой на мышцы спины и живота (например, профессиональный или функциональный сколиоз).
Сколиоз травматический — сколиоз, обусловленный травмой позвоночника.
Сколиоз травматический вторичный — сколиоз, развивающийся на почве вызванных травмой изменений в теле позвонка, обусловливающий его неправильный рост и раннее синостозирование апофизов.
Сколиоз травматический первичный — сколиоз, развившийся непосредственно после переломовывиха позвоночника.
Сколиоз функциональный — сколиоз, развивающийся как компенсаторное приспособление при укорочении нижней конечности.