Лекция №1. Семиология нарушений аффективного уровня развития презентация

Содержание

Некоторые исторические вехи в изучении проблемы эмоций Конец 19 века - начало 20 века: фундаментальные труды И.А.Сикорского, Н.Я.Грота, Н.Н.Ланге, В.В.Зеньковского. И.А.Сикорский, «Воспитание в возрасте первого детства»: «Достоверно только то, что чувства

Слайд 1Лекция №1 Семиология нарушений аффективного уровня развития





Слайд 2Некоторые исторические вехи в изучении проблемы эмоций
Конец 19 века - начало

20 века: фундаментальные труды И.А.Сикорского, Н.Я.Грота, Н.Н.Ланге, В.В.Зеньковского.
И.А.Сикорский, «Воспитание в возрасте первого детства»: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (воля, рассудок)».

Слайд 3Исторические вехи
Н.Н.Ланге называл эмоции Золушкой психологии, считая, что они обойдены вниманием

в пользу «сестер» - мышления и воли.
Возможно причина в трудности их экспериментального изучения

Слайд 4Исторические вехи
В 1924 в книге «Психология детства» В.В.Зеньковский эмоциональным явлениям одно

из первых мест по значению в развитии ребенка.
Эмоции – естественность поведения, непосредственность, грация и свобода.

Слайд 5Исторические вехи
70-е г.г. А.В.Запорожец.
«Психология без учения об эмоциях не много стоит»
Фундаментальные

научные исследования в области детских эмоций, особенно в связи с развертыванием системы дошкольного воспитания

Слайд 6Систематика возрастных периодов
Терминологическое единство отсутствует
Младенчество – до 1 года
Детство – до

11 лет
Отрочество (подростковый период) – 12-15 лет
Юность - 16-21 год
Зрелость – 22-50 лет
Обратное развитие – 51-70 лет
Старость – 71 и больше

Слайд 7Основные определения
Эмоции – отношение субъекта к предметам, явлениям, событиям окружающего мира,

к удовлетворению или неудовлетворению потребностей
Настроение – более или менее продолжительное эмоциональное состояние
Аффект – кратковременное состояния сильного душевного возбуждения, сопровождающееся бурной эмоциональной реакцией, оживлением деятельности

Слайд 8Особенности настроения:
1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно

никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.
2. Значительная длительность. Настроение медленно развивается и переживается в течение длительного периода.
3. Неясность, ≪безотчетность≫. Испытывая то или иное настроение, человек слабо сознает причины, его вызвавшие.
4. Своеобразный диффузный характер. Настроение накладывает свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.


Слайд 9
Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающееся интенсивными двигательными

и вегетативными проявлениями.
Закон развития аффекта: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Слайд 10Отличительные особенности аффектов:
1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта

человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках.
2. Кратковременное, отличающееся своеобразными особенностями течение эмоционального переживания. Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.
3. Некоторая безотчетность эмоционального переживания. Она бывает большей или меньшей, в зависимости от силы аффекта и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями.



Слайд 114. Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания.
Сильные аффекты захватывают целиком личность

человека и все его жизненно важные проявления.
Изменения в деятельности сознания: объем сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживаемой эмоцией.

Слайд 12Классификация эмоций по М.И.Аствацатурову
Эпикритические (корковые): филогенетически более молодые, специфически человеческие (н-р,

нравственное, эстетическое, патриотическое чувство)
Протопатические (таламические, подкорковые): филогенетически более древние, элементарные, глубинные (н-р, голод, половое чувство)

Слайд 13Теории формирования эмоций
Талямическая теория Кеннона-Бэрда (1927) - центральная теория эмоциональных переживаний,

согласно которой эмоции формируются на уровне таламокортикальных связей. В дальнейшем эта теория была экспериментально уточнена Гессом, и субстрат формирования эмоций был перенесен на гипоталамус. В дополнение центральной теории эмоций Линдусли связал эмоциональное состояние с возможностью активирующего воздействия со стороны ретикулярной формации.
Лимбическая система - промежуточное звено между древними подкорковыми образованиями и новой корой, "эмоциональный мозг". Эта промежуточная область, получая через ретикулярную формацию и гипоталамус уже обработанные каким-то образом сигналы, формируют самую окраску эмоционального состояния и посылает свои возбуждения в кору больших полушарий. Здесь эмоции приобретают свою конечную, осознанную форму.

Слайд 14Лимбическая система: совокупность ряда структур головного мозга
Это морфофункциональное объединение, которое
включает в

себя филогенетически старые отделы
коры переднего мозга, а также ряд подкорковых
структур.
Участвует в регуляции функций внутренних
органов, обоняния, инстинктивного поведения,
эмоций, памяти, сна, бодрствования и др.

Слайд 15Некоторые элементы лимбической системы
Гиппокамп
Миндалевидное тело (формирование эмоций)
Поясная извилина (формирование эмоций)
Парагиппокампальная извилина
Энториальная

область коры
Обонятельный мозг
Ядра мозговой перегородки

“Le grande lobe
limbique”
--Paul Broca


Слайд 16The hardware of emotions: The limbic system.


Слайд 17Миндалевидное тело


Слайд 18Миндалевидное тело
Функции:
Оценка эмоциональной значимости событий
У животных стимулирование этой области порождает вегетативные

реакции: жевание, облизывание, гнев


Слайд 19Поясная извилина


Слайд 20Поясная извилина
Функции:
Пространственная ориентация
Ответ на боль (восприятие, крик, движение)
Эмоциональная реакция (плач)
Когнитивные функции:

внимание

Слайд 21Теории формирования эмоций
Биологическая теория эмоций (П.К.Анохин, 1949 г.). Построена на основе

представления о целостности физиологической архитектуры любого приспособительного акта, каким и являются эмоциональные реакции.


Слайд 22По П.К.Анохину
Биологическая сущность эмоций сводится к тому, что удовлетворение какой-либо потребности

(положительное эмоциональное состояние) возникает лишь тогда, когда обратная информация от результатов совершенного действия точно отражает все компоненты положительного результата данной функции.

Слайд 23По П.К.Анохину
Несовпадение обратных афферентных посылок, которое зависит от неполноты совпадения акта

с параметрами акцептора действия, ведет к появлению беспокойства, к поискам новых видов эффекторных возбуждений, которые обеспечили ли бы полноту периферического акта и эмоциональное удовлетворение.

Слайд 24
Теория Джемса и Ланге о том, что чувствования являются последствием телесных

выражений, правильно отражает одно из ведущих звеньев природы эмоций.
Указания И.П.Павлова на то, что в основе смены эмоций лежит меняющаяся установка коркового динамического стереотипа, точно определяет главную особенность эпикритических корковых эмоций.

Слайд 25
Выделяют:
1. Высшие чувства – отражают специфически человеческие потребности: эстетические, этические, нравственные,

интеллектуальные эмоции.
2. Низшие чувства – сопровождают инстинктивные, безусловнорефлекторные формы деятельности (влечения человека).

Слайд 26Развитие эмоций в постнатальном онтогенезе
В психологии раздел эмоций является относительно молодым.

До 18 века различали лишь два главных элемента психики: «познание» и «волю».
Позднее стали выделять «чувства».
Многие стороны этой проблемы не решены, другие противоречивы. Вместе с тем актуальность систематики онтогенеза эмоциональности для клиники не подлежит сомнению.

Слайд 27Развитие эмоций в постнатальном онтогенезе
Чем моложе ребенок, тем чаще для определения

его эмоционального состояния приходится использовать объективные признаки, широко применяемые и у взрослых:
Особенности внешнего вида: изменение цвета (покраснение, побледнение)
2. Появление мимики недовольства или обиды, робости или смущения, безразличия или напряжения (напряженный взгляд, устремленный в одном направлении, нахмуренные брови, плотно сомкнутые губы).
3. Не свойственные ранее жесты и движения.

Слайд 28Движения смущения
Почесывание
Потирание
Поглаживание глаз, волос, темени, подбородка, носа, губ, щек, ушей
Перебирание мелких

предметов
Повторяющееся закручивание и раскручивание деталей игрушек
Теребление краев одежды
Теребление деталей одежды итд

Слайд 29Движения беспокойства
Усиление, оживление мимики рта
Закусывание губ
Резкие движение
Покачивание головой
Отбрасывание со лба пряди

волос
Ерзанье на стуле
Лишние движения руками итд.
У детей таким движениям сопутствует утрата свойственной им непосредственности, собранности, целенаправленности действий, движений.

Слайд 30
Возможности суждений об эмоциональном состоянии индивидуума существенно дополняют анализ ситуации, в

которой он находится, ее значение для него и отношение к ней.
Об эмоциональном состоянии позволяют судить прямое или косвенное изучение словесного отчета о переживаниях, особенностей экспрессивной окраски его, изменения вегетативных реакций, сопутствующих аффективным переживаниям, а также своеобразие поведения в разных обстоятельствах жизни.

Слайд 31Филогенез чувств по Рибо
I этап (протоплазматический,
досознательный) – чувства выражаются изменениями раздражимости

тканей.
II этап (потребностей) – выбор очередности удовлетворения потребности в этот период связан с зачатками «удовольствия» и «страдания». Однако эти первичные чувства, сопряженные со степенью и качеством удовлетворения потребности, еще не имеют «личностного» характера.

Слайд 32Филогенез чувств по Рибо
III период (примитивных эмоций):
органического характера. К их числу

Рибо
относил боль, боязнь, гены, эгоистические
эмоции, половое чувство.
IV период (абстрактных эмоций):
моральные, эстетические,
интеллектуальные.

Слайд 33Онтогенез эмоций
В разные периоды возрастного развития качества того, что называют эмоциями,

неравнозначны. Развитие эмоций в онтогенезе проходит ряд стадий в соответствии с общими закономерностями развития психики. Они формируются в прямой связи с усложнением потребностей и качества их удовлетворения.

Слайд 34
Первые потребности новорожденного определяются инстинктами – врожденными комплексами безусловных рефлексов.
Главное значение

среди них принадлежит инстинкту сохранения (включая пищевой).
Эти врожденные, органические побуждения обеспечивают необходимый для жизни минимум приспособления новорожденного к условиям жизни и составляют его ведущие потребности (одна из самых ранних - потребности в пищи).


Слайд 35
Инстинктивное движение новорожденного к груди матери или к бутылочке с молоком,

которому сопутствует оживление сосательного рефлекса, становится основой для развития чувств.
При приеме оптимального количества пищи возникает первичное чувство удовлетворения (прекращение голодания).
Незавершенность потребности вызывает реакцию неудовлетворенности в связи с продолжающимся голоданием.


Слайд 36
Т.е., элементы чувств возникают в ходе усложняющихся моторных и сенсомоторных реакций

ребенка (движение, прикосновение, сосание, насыщение, отстранение от груди итд).
Внутренней сущностью их является вариабельность сложных ансамблей метаболизма в организме, гомеостаза.

Слайд 37
Реакции в связи с удовлетворением (неудовлетворением) потребностей проявляются ужу в первые

сутки после рождения. Эти ранние органические формы чувствования являются лишь рудиментами эмоций, «системными чувствами», протопатическими, мало отличающимися от влечений (И.М.Сеченов).
На основе усложняющихся системных чувств, более дифференцированных потребностей, которые появляются по мере развития психики ребенка, формируются специфически человеческие формы чувствования.


Слайд 38
Взаимозависимость между соматическими и психическими ( эмоциональными) компонентами эмоциональных реакций тем

полнее, чем моложе возраст ребенка и чем менее выражена автономность, «самостоятельность» психических реакций.
Поэтому в раннем детстве многие симптомы аффективных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений.

Слайд 39Периоды формирования эмоций
I период (этап органического чувствования):
от рождения до 3 лет.
В

развитии эмоциональных реакций главное
значение принадлежит усвоению
информации, поступающей от
интрарецепторов, особенно висцеральных.
Возникновение у ребенка в возрасте года первых
нестойких образных представлений о
действительности, раскрывает
и начало простейших эпикритических,
осознаваемых эмоций.

Слайд 40
Представления сочетаются между собой, с
представлениями удовлетворения
(неудовлетворения), приятного
(неприятного), доброго (злого) приобретают
эмоциональный колорит

индивидуальности.
Однако до 3 лет это чувственный компонент неотделим от простейших органических потребностей и является психически недифференцированным, гомогенным.

Слайд 41Периоды формирования эмоций
II период (развитие эпикритических эмоций): начало в 3-4 года,

продолжается многие годы, наиболее заметные признаки этого этапа прослеживаются до 12-14 лет.
Формирование после 3 лет первичного представления «Я» и выделение ребенком себя из окружающего дает начало развития эмоций в полном смысле этого слова.


Слайд 42
Связь эмоций с органическими потребностями преобладает многие годы. Лишь в начале

отрочества (10-12 лет) эмоции начинают приобретать самостоятельное психическое (субъективное) выражение.
Предшествующие годы – период сложного совершенствования и дифференциации эмоциональных реакций.
По мере совершенствования эпикритической эмоциональности параллельно идет процесс утраты биологически обусловленной неуправляемости влечениями, торможение и корковая коррекция органических чувств.

Слайд 43
Самочувствие – один из ранних осознанных эмоциональных состояний.
В его основе

лежит ассоциация впечатлений, получаемых извне, с чувствованиями изменений, происходящих в собственном теле ребенка.
С возрастом впечатления предметной действительности дополняются впечатлениями человеческих отношений и параллельно начинают свое развитие нравственные чувства ребенка.

Слайд 44
Нравственные чувства являются результатом нового сочетания ребенком представлений об изменениях самочувствия

с представлениями о нормах взаимоотношений людей, их действий, поступков, о нормах общественной жизни.
Ребенку свойственна неопределенность, неотчетливость, неустойчивость - лабильность эмоций.
Лабильность тем более выражена, чем моложе ребенок.
С возрастом формируется преобладающее настроение.

Слайд 45
Диффузность, обобщенность, эмоциональных реакций постепенно утрачивается и сменяется преобладанием избирательности, дифференцированности.
Органический

характер чувствования обретает качества психического эмоционального реагирования
Эмоциональная аффективность с соматическими реакциями сменяется раздельным чувствованием телесных изменений (соматических недомоганий) и эмоционального состояния ребенка

Слайд 46
По мере взросления ребенка меняется значение эмоций в его жизни.
Высшие человеческие

эмоции (этические, эстетические, интеллектуальные) – субъективный стимул жизни, жизнеутверждающий ее критерий. Достигают оптимума совершенствования к 20-22 годам.

Слайд 47
В результате сложного процесса развития эмоций позднее они начинают субъективно оцениваться

как возникшие «беспричинно», то как результат внешних событий.
Формирование чувств, в ходе развития психики ребенка, обуславливает развитие форм общения (контакта) с окружающими.
Контакт (общение с окружающими) в различные возрастные периоды имеет разные основы и качества.


Слайд 48Формы контакта
Сенсомоторный – ребенок тянется к взрослому, общность с ним возникает

на основе ритмичных движений (покачивание ребенка на ноге, на коленях, раскачивание его на руках)
Эмоциональный – улыбка ребенка в ответ на улыбку взрослого, теплые чувства при радости, выразительности со стороны взрослого, которые становятся основой общения

Слайд 49Формы контакта
Речевой – отклик и общение ребенка со взрослым, сверстником в

ответ на словесное приглашение
Идеаторный – поиски общения с другим человеком, привлекающим ребенка
Разновидность идеаторного – игровой контакт: общение на основе целенаправленной, творческой деятельности ребенка

Слайд 50
Общительность здорового ребенка определяется взаимопроникновением компонентов разного вида контакта.
В случае психической

болезни приходится выбирать наиболее сохранившиеся возможности общения у ребенка и использовать их для создания контакта.

Слайд 51Дисгармоническое психическое развитие
Психопатия как форма дисгармонии личности.
Это аномалия характера, неправильное, патологическое

развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах.
Этиология связывается либо с генетическими, наследственными факторами, либо с экзогенными вредностями на ранних этапах онтогенеза; не исключается формирование психопатии в результате длительно действующих и деформирующих психику ребенка средовых факторов.
Большое значение имеют дефекты воспитания

Слайд 52Патологическое формирование личности
Длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на мозг ребенка может

привести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
В виду незрелости эмоциональной сферы и психического склада ребенка в целом, неблагоприятные условия внешней среды, действующие длительно, могут привести к стойкому изменению личности.

Слайд 53
Проблема психопатии в детском возрасте является спорной в связи с незрелостью,

несформированностью структуры личности.
Г.Е.Сухарева: существование ряда психопатий («ядерных») уже в детском возрасте: 11-12 лет эпилептоидный и шизоидный типы (их основные компоненты).


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика