Коматозные состояния. Комы. Дифференциальная диагностика при различных формах комы презентация

Содержание

Кома - Глубокое угнетение центральной нервной системы, проявляющееся потерей сознания, утратой реакции на внешние раздрожители и расстройством регуляции жизненно важных функций организма. Коматозные состояние не представляет самостоятельное

Слайд 1 Коматозные состояния. Комы. Дифференциальная диагностика при различных формах комы. Оказание

неотложной помощи при различных формах комы у детей.

Выполнила: Тукеева Мадина 701 группы



Государственный медицинский университет г. Семей


Слайд 2Кома - Глубокое угнетение центральной нервной системы, проявляющееся потерей сознания, утратой

реакции на внешние раздрожители и расстройством регуляции жизненно важных функций организма.

Коматозные состояние не представляет
самостоятельное заболевание, а относится
к осложнениям и нередко служит тяжёлым
проявлением терминальной стадии
различных болезней.

У детей в силу анатомо- физиоло-
гических особенностей организма
комы возникают чаще, чем у
взрослых.


Слайд 6Назад


Слайд 7В основе патогенеза комы любой этиологии лежит, как уже отмечалось,поражение ЦНС,

и от степени этого поражения зависит в большинстве случаев прогноз самой комы

Потеря сознания наступает в результате понижения спонтанной активности коры и ряда подкорковых образований, а также нарушения корково-подкорковых взаимоотношений.


Это обуславливается либо поражением головного ствола( особенно среднего мозга), либо обширными функциональными или структурными нарушениями в полушариях головного мозга, либо тем и другим в сочетании.

Дальше


Слайд 8Под воздействием этих факторов нарушается обеспечение головного мозга питательными веществами и

кислородом, повреждаются ферментные системы нервных клеток, что приводит к энергетическому голоданию мозга.

Чувствительность различных отделов головного мозга к повреждающим воздействиям неодинакова.

Более ранимы сложные молодые структуры, а менее сложные «древние» образования сравнительно устойчивы к влиянию вредных факторов.

Назад


Слайд 9Кома не вызывает в головном мозге каких-либо специфических морфологических изменений.
При ней

превалируют признаки основного заболевания.

В случае первичных поражений ЦНС изменения носят воспалительный, опухолевый, травматический или другой характер.


Слайд 10

Назад в меню


Слайд 11Назад


Слайд 12Назад


Слайд 13КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

В зависимости от глубины поражения ЦНС различают 4 стадии нарушения

сознания.
Оглушение — снижение внимания, выраженная сонливость

Сомнолентность — лёгкое нарушение сознания, повышенная сонливость; больной реагирует на словесные или тактильные раздражения лишь временно.

Сопор — глубокий патологический сон, который можно прервать лишь частично путём настойчивого раздражения.

Кома — состояние полного отсутствия сознания

Слайд 14

В соответствие со стадией нарушения сознания и с учётом других клинических

признаков различают следующие степени комы.
Кома I степени (лёгкая). Больной без сознания, произвольные движения отсутствуют, реакций на звуки и свет нет, но сохранена реакция на болевые раздражения; кожные и сухожильные рефлексы снижены реакции зрачков вялые, роговичные рефлексы сохранены.
Кома II степени (умеренная). Реакция на внешние раздражители отсутствует, роговичные рефлексы снижены, нарушена функция глотания; отмечают патологическое дыхание, расстройства функций тазовых органов.
Кома III степени (атоническая). Атония мышц, отсутствуют роговичные рефлексы, дыхание аритмическое, развиваются нарушения сердечно-сосудистой системы.
Кома IV степени (запредельная). Арефлексия, зрачки расширены, самостоятельное дыхание отсутствует, резкое падение АД.
Для оценки глубины комы используют балльные шкалы. Наиболее практичная из них — шкала Глазго. Детей, сумма баллов у которых менее 12, следует госпитализировать в отделение интенсивной терапии.

Слайд 15Назад в меню


Слайд 16■ ДИАБЕТИЧЕСКАЯ КОМА

Диабетическая кома – осложнение сахарного диабета, которое возникает в

результате недостаточности в организме инсулина (при несвоевременно установленном диагнозе, при недостаточном лечении или его отсутствии, нарушении режима питания, острых инфекционных заболеваниях).

Различают гипергликемическую кетоацидотическую, гиперосмолярную неацидотическую и молочнокислую комы.
Клинические проявления гипергликемической кетоацидотической комы возникают медленно, постепенно, в течение нескольких часов, дней.

Слайд 17Начало комы проявляется ухудшением состояния за счет обезвоживания, нарушением периферического кровообращения,

интоксикацией, кетоацидозом, гипергликемией.

Кома сопровождается потерей сознания, патологическими типами дыхания (Куссмауля, Чейна – Стокса), олигурией вплоть до анурии, арефлексией, гипергликемией, увеличением в крови кетоновых тел до 0,5–2,2 г/л, мочевины и остаточного азота (до 22–36 ммоль/л), гипокалиемией, гипонатриемией, гипохлоремией, ростом Нt, гиперстенурией.

Гиперосмолярная диабетическая кома у детей развивается крайне редко, ее характеризуют выраженная дегидратация, полиурия, гипертермия, неврологическая симптоматика (нистагм, сонливость, гемипарезы, судороги, менингеальные знаки), гипергликемия вплоть до 80 ммоль/л, гипернатриемия, азотемия, отсутствие ацетона в моче и кетоновых тел в крови, запаха ацетона в выдыхаемом воздухе.



Слайд 18СОВЕТЫ ПОЗВОНИВШЕМУ
■ Нельзя переносить больного, поднимать голову и сажать пациента;
следует оставить

его там, где он находится и не менять положение тела.
■ Не следует проводить мероприятия, влияющие на температуру тела
(обрызгивать больного водой, класть грелки к ногам, лёд на голову и т.д.).
■ Нельзя пытаться напоить и проверять, глотает ли пациент. Не следует
давать нюхать больному нашатырный спирт.
■ Рекомендуют аккуратно повернуть голову немного набок, вынуть съём-
ные зубные протезы, остатки пищи изо рта.

Неотложная помощь

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
При диагностике комы обязательно следует попытаться собрать анамнез у
родственников и очевидцев (невозможность сбора анамнеза у самого па-
циента значительно снижает ценность полученной информации). Необхо-
димо выяснить следующие аспекты.
■ Наличие хронических заболеваний (сахарный диабет, артериальная
гипертензия, заболевания печени и почек, заболевания щитовидной
железы, эпилепсия, инсульт и ЧМТ в анамнезе и др.), интоксикаций и
злоупотребления алкоголем или наркотическими средствами, а также
приём в настоящем или прошлом ЛС, синдром отмены которых может
проявиться комой (глюкокортикоиды, гормоны щитовидной железы).
■ Наличие инфекций или травмы.
■ Обстоятельства, предшествовавшие потере сознания (изменения само-
чувствия, жажда, полиурия и полидипсия, перегревание, нарушения
координации, употребление алкоголя, судороги).
■ Скорость развития коматозного состояния.


Слайд 19
ОСМОТР И ФИЗИКАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
■ Выявление сыпи (в частности, геморрагической).
■ Изменения тургора

кожи и глазных яблок.
■ Обнаружение внешних признаков травмы.
■ Наличие прикусов языка.
■ Определение температуры тела (не пальпаторно, а с помощью термометра).
■ Для оценки функции дыхания проводят следующие мероприятия.
□ Определение ЧДД (если она менее 10 в минуту риск остановки дыха-
ния крайне высок, если более 20 в минуту — состояние расценивают
как тяжёлое, при частоте более 30 в минуту состояние следует рас-
сматривать как критическое).
□ Аускультация лёгких для выявления хрипов, свиста, стридорозного
дыхания.
□ Выявление участия в акте дыхании вспомогательных мышц.
■ Исследование сердечно-сосудистой системы.
□ Определение частоты и наполнения пульса на лучевой артерии.
□ Исследование заполнения капилляров: сжимают подушечку пальца на
5 сек и затем отпускают её (возврат крови должен произойти менее
чем за 2 сек).
□ Измерение АД.

Слайд 20Неотложная помощь
Немедленно госпитализировать больного ребенка.
Лечение гипергликемической кетоацидотической комы
1. Оксигенотерапия после

обеспечения проходимости верхних дыхательных путей.

2. Одновременно начать регидратацию и ввести инсулин по следующей схеме:
— в/в струйно ввести 0,1–0,2 ЕД/кг инсулина короткого действия (актрапид, хумулин регуляр и др.) в 200–250 мл 0,9% раствора натрия хлорида;
— затем продолжить вводить инсулин 0,1 ЕД/кг/ч в/в капельно под контролем гликемии (сахар крови не должен снижаться больше чем на 2,8 ммоль/ч);
— после снижения гликемии до 13–14 ммоль/л дозу инсулина уменьшить до 0,05 ЕД/кг/ч в/в;
— при снижении уровня глюкозы до 10–11 ммоль/л инсулин вводить п/к или в/м каждые 3–4 часа в дозе 0,1–0,2 Ед/кг (в/в введение инсулина прекратить).

Слайд 213. С целью дезинтоксикации и регидратации проводить инфузионную терапию. Начать с

введения 0,9% раствора натрия хлорида, раствора Рингера 1 : 1. В течение первого часа ввести 20 мл/кг, прибавить 50–200 мг кокарбоксилазы, 5 мл 5% аскорбиновой кислоты. После снижения глюкозы крови до 14 ммоль/кг перейти на 5% раствор глюкозы, чередуя ее с физиологическим раствором. Суточное количество жидкости должно составлять 10% от массы тела. В первые 6 часов ввести 50% рассчитанной жидкости, в следующие 6 часов – 25% жидкости, на протяжении 12 часов – 25%.

4. Через 2–3 часа после начала инфузионной терапии с целью ликвидации дефицита калия в/в капельно ввести 1% раствор калия хлорида из расчета 2 ммоль/кг/сут (1 мл 7,5% КСl – 1 ммоль К+) со скоростью 1,5 г/ч.

При анурии и шоке препараты калия не вводить!

5. В связи с ацидозом показана клизма с теплым 4% раствором натрия бикарбоната в количестве 200–300 мл; в/в введение 4% натрия бикарбоната показано при рН < 7,0 (2,5–4 мл/кг капельно в течение 1–3 часов со скоростью 50 ммоль/ч (1 г соды = 11 ммоль)).

6. Для профилактики бактериальных осложнений назначить антибиотик широкого спектра действия (полусинтетические пенициллины или макролиды).

Слайд 22Лечение гиперосмолярной комы
1. С целью устранения дегидратации в/в ввести гипотонический 0,45%

раствор натрия хлорида.

2. Инсулинотерапию начать на фоне регидратации. Введение гидрокарбоната натрия не показано.

3. Симптоматическая терапия.

Лечение лактацидемической комы
1. Назначить инсулинотерапию.

2. Для устранения ацидоза ввести 4% раствор гидрокарбоната натрия (2,5 мл/кг в/в капельно).

3. Симптоматическая терапия (антибиотики, сердечные гликозиды, витамины группы В и С).

Слайд 23ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКАЯ КОМА

Гипогликемическая кома – осложнение сахарного диабета, которое возникает в результате

резкого снижения глюкозы в крови (в условиях передозирования инсулина, недостаточного употребления углеводов после введения инсулина, интенсивной физической нагрузки).

Клинические проявления развиваются быстро.

У ребенка появляется ощущение голода, дрожание конечностей, повышенная потливость, общая слабость, головная боль, сердцебиение, немотивированное возбуждение. Без адекватной помощи ребенок быстро теряет сознание, покрывается холодным потом, появляются клонико-тонические судороги, тризм жевательных мышц. Дыхание становится частым, поверхностным. Мышечный тонус повышен, температура снижена. В крови — гипогликемия.

Слайд 24Неотложная помощь на догоспитальном этапе
При появлении первых признаков гипогликемии напоить сладким

чаем, дать съесть конфету, кусочек сахара.

Неотложная помощь на госпитальном этапе
1. При потере сознания в/в струйно ввести 20–40% раствор глюкозы — 20–50 мл из рассчета 2 мл/кг, потом 10% раствор глюкозы капельно.

2. При отсутствии эффекта через 10–15 мин повторно ввести 20–40% раствор глюкозы — 20–50 мл, начать в/в капельное введение 10% раствора глюкозы 100–200 мл по 20 кап/мин. Если сознание не восстановилось, ввести 0,1% раствор адреналина в дозе 0,1 мл/год жизни в/м или раствор глюкагона в дозе 0,025 мг/кг, но не более 1 мг. Если этого недостаточно, в/в ввести глюкокортикоиды (преднизолон 1–2 мг/кг, гидрокортизон 3–5 мг/кг).

3. Для предупреждения развития отека мозга ввести мочегонные — лазикс (1–3 мг/кг), маннитол (15% или 20% растворы — 0,5–1 г/кг в/в), маннит (1–3 мг/кг).

4. 20% раствор оксибутирата натрия — 50– 100 мг/кг в/в или в/м.

5. При атонической форме комы — 1% раствор глутаминовой кислоты (от 3 до 10 мл).

6. Проводить оксигенотерапию.

Слайд 25ОСТРАЯ НАДПОЧЕЧНИКОВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Острая надпочечниковая недостаточность – патологическое состояние, сопровождающееся внезапным падением

функции надпочечников в результате острого кровоизлияния (синдром Уотерхауса —Фридериксена). Этиологические факторы: родовая травма, асфиксия, стрептококковый или менингококковый сепсис, тяжелые формы вирусных инфекций, дифтерия и др.

Клинические проявления. Коллапс, одышка, цианоз, дегидратация, снижение АД. Ребенок вялый, адинамичный, отказывается от еды. Появляются тошнота, рвота, судороги, боль в животе, головная боль. У старших детей можно выделить коллаптоидный, менингеальный или абдоминальный синдромы.

Слайд 26Неотложная помощь на догоспитальном этапе

1. Оксигенотерапия увлажненным кислородом.
2. При наличии признаков

шока обеспечить надежный венозный доступ и начать инфузионную терапию изотоническими солевыми растворами (0,9% раствор натрия хлорида или раствор натрия хлорида + калия хлорида + кальция хлорида + натрия лактат) в объеме 20 мл/кг массы тела в течение 20 мин.

3. Немедленно в/в струйно ввести быстродействующий глюкокортикоид: преднизолон 10 мг/кг или гидрокортизон, урбазон, адрезон и др.

4. При наличии менингококкцемии в/в капельно ввести цефатаксим*** в разовой дозе 75 мг/кг или цефтриаксон в разовой дозе 50 мг/кг. Можно использовать левомицетина сукцинат в разовой дозе 25 мг/кг в/в струйно. При невозможности в/в введения антибиотика допустимо его в/м введение.

5. Симптоматическая терапия (борьба с гипертермией, судорожным синдромом, сердечно-сосудистой недостаточностью и др.).

6. Немедленно госпитализировать в реанимационное отделение.

Слайд 28.
Верткин А.Л. Багненко С.Ф. Руководство по скорой медицинской помощи
Использованная литература
http://ilive.com.ua/health/koma-u-detey-prichiny-simptomy-diagnostika-lechenie_107397i15937.html
http://lookmedbook.ru/disease/koma


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика