Слайд 1Российский Национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
Кафедра оториноларингологии
Кохлеарная имплантация
Ермакова А.О.
Слайд 2Строение кохлеарного импланта
1. Имплант
2. Приёмник/Стимулятор
3. Электродная решётка импланта.
4. Речевой процессор
Слайд 3имплантат — приёмник, имплантируемый подкожно, и электродный массив (цепочка электродов, введённых внутрь
улитки посредством хирургической операции);
речевой процессор — микрофон, микропроцессор и передатчик (устанавливаются снаружи, на волосах или коже);
батарейные или аккумуляторные отсеки;
пульты дистанционного управления (при их наличии) и другие дополнительные аксессуары.
Слайд 4Концепция кохлеарной имплантации
1. Звук воспринимается микрофоном;
2. Звук, преобразованный в электрический сигнал,
передается от микрофона в речевой процессор;
3. Речевой процессор анализирует электрический сигнал и осуществляет его преобразование в кодированные цифровые сигналы;
4. Кодированные цифровые сигналы поступают к передатчику;
5. Передатчик посылает радиосигналы с цифровым кодом через кожный покров на внутреннюю часть системы — имплант;
6. Имплант преобразует кодированные цифровым кодом радиосигналы в электрические импульсы;
7. Электрические импульсы посылаются к электродам для стимуляции сохранных нервных волокон;
8. Нервные импульсы распознаются мозгом как звуки, обеспечивая слуховое восприятие.
Слайд 6 Операция проводится под общим наркозом и длится от полутора до трех
часов.
Основными этапами классической операции являются:
- Разметка – выполняется для того, чтобы имлант располагался в заушной области удобно.
- Разрез и формирование кожных и надкостничных лоскутов – обеспечивают закрытие импланта мягкими тканями и доступ к сосцевидному отростку.
Вскрытие сосцевидного отростка (мастоидотомия), выполнение задней тимпанотомии (доступа в барабанную полость через задюю стенку наружного слухового прохода.
-Наложение кохлеостомы (вскрытие внутреннего уха – барабанной лестницы улитки) для введения активного электрода.
-Формирование костного ложа для импланта и его фиксация – выполняются для того, чтобы обеспечить неподвижность импланта и уменьшить в последующем выпячивание на коже заушной области.
-Введение активного электрода в улитку и проверка работы импланта – позволяет оценить работу отдельных каналов и проверить акустические рефлексы стременной мышцы.
-Закрытие раны.
Слайд 7Хирургический этап КИ. Цель - обеспечение условий для стимуляции отдельных групп
нейронов спирального ганглия:
-введение в барабанную лестницу улитки активного электрода, состоящего из цепочки электродов, обеспечивающего передачу кодированной акустической информации посредством электрической стимуляции сохранных волокон слухового нерва.
- адекватная установка приемника-стимулятора в подготовленном ложе в височно-теменной области.
Слайд 8Введение электродов:
трансмастоидальный подход к барабанной полости с сохранением интактной задней
костной стенки наружного слухового прохода (НСП), включающий антромастоидотомию и заднюю тимпанотомию через лицевой карман; наложение кохлеостомы или обеспечение другого доступа к улитке (через круглое окно или модифицированное круглое окно);
Слайд 9Имплант достается из контейнера и с электродной системы снимается защитная трубка.
Приемник-стимулятор удерживается между пальцами и начинается введение электродной системы в кохлеостому при помощи специального инструмента.
Электродная система вводится в барабанную лестницу через кохлеостому. Подготовлены дакроновые полоски (слева); приемник-стимулятор установлен в костном ложе и зафиксирован швами (справа)
Слайд 10Задняя тимпанотомия: обозреваются структуры длинного отростка наковальни (1), стремени (2), стременной
мышцы (3) и ниша круглого окна (4)
Слайд 11Завершенные мастоидотомия и задняя тимпанотомия. Шаблон установлен в области формирования костного
ложа для приемника/стимулятора
Слайд 12Подготовка ложа для приемника-стимулятора и формирования перешейка между ним и мастоидальной
полостью
Костное ложе должно обеспечивать неподвижность приемника-стимулятора. Форма ложа определяется при помощи специального шаблона. Передний край его должен располагаться на 1 см кзади от позадиушной бороздки. Ложе формируется при помощи боров, а края его и дно сглаживаются при помощи специальных алмазных боров. По обе стороны ложа высверливаются отверстия, которые будут использоваться в дальнейшем для фиксации приемника-стимулятора.
Слайд 13 Послеоперационный период
Через четыре недели после операции производятся первое включение
и настройка импланта. Это очень важный и эмоциональный момент в жизни пациента. Во время настройки аудиолог подключает речевой процессор к компьютеру и посылает сигналы через разные электроды импланта. Эти сигналы различаются по громкости и тону. Пациента просят определить самые тихие и комфортные звуковые ощущения. У маленьких детей при настройке используют безусловнорефлекторные и условнорефлекторные реакции.
В течение первого месяца подстройка импланта проводится 1-2 раза в неделю. После периода адаптации пороги меняются незначительно, и, как правило, достаточно одной контрольной настройки в год.
Слайд 14Реабилитация
Главным направлением последующей работы для пациентов является развитие восприятия звуковых сигналов
с помощью импланта. Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи – это значительно более сложные процессы, которые включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для их узнавания признаки, узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др. Если ребёнок был глухим до операции, то эти навыки у него или не сформированы, или развиты недостаточно.
Слайд 15 У долингвально оглохших пациентов, кроме того, проводятся занятия по
развитию устной речи и языковых навыков. Реабилитация долингвально оглохших пациентов – это длительный и сложный процесс, который занимает 3-5 лет, и её результаты в значительной мере зависят от возраста, в котором произведена операция.
У пациентов с постлингвальной глухотой отдельные этапы слуховой тренировки могут быть очень кратковременными, поскольку наращивание слухового опыта у них активно происходит естественным образом вне занятий.
Слайд 16Реабилитация пациентов с кохлеарными имплантами – это работа целой команды специалистов,
включающей аудиолога, сурдопедагога, логопеда, специального педагога, фонопеда, музыкального педагога, психолога. При кохлеарной имплантации детей принципиально важным является также активное участие родителей в этом процессе.
Слайд 17Имплант CONCERTO, спроектированный с расчетом на очень продолжительный срок службы, является
самым маленьким и легким титановым кохлеарным имплантом в мире.