История педиатрии. Казанская школа педиатров. Периоды детского возраста презентация

Содержание

Начало учения о ребенке принято относить к IV веку до нашей эры, когда Гиппократом была написана книга «О природе ребенка» Лечение детей в эти годы осуществлялось по тем же принципам, что

Слайд 1«ИСТОРИЯ ПЕДИАТРИИ. КАЗАНСКАЯ ШКОЛА ПЕДИАТРОВ. ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»
Профессор, д.м.н.
Маланичева Т.Г.


Слайд 2Начало учения о ребенке принято относить к IV веку до нашей

эры, когда Гиппократом была написана книга «О природе ребенка»
Лечение детей в эти годы осуществлялось по тем же принципам, что и взрослых или не проводилось вообще.
Только в XV-XVIII веках пробуждается интерес к лечению детей, его особенностям. Это было связано с высокой детской смертностью.

История педиатрии


Слайд 3В 1650 г выходит научный труд английского врача Глиссона «О рахите».


В 1764 г шведский врач Розенштейн издает первое руководство по педиатрии в 28 главах.
В 1802 г открыта первая детская больница в Париже.
Первый трактат, который рассматривал вопросы государственной необходимости заботы о роженицах и детях был опубликован М.В.Ломоносовым (1711-1765г) – «О размножении и сохранении российского народа».
Первые детские больницы в России открыты: С.-Петербурге в 1834 году, Москве - 1842 году.

Слайд 4Начало становления педиатрии как самостоятельной дисциплины происходит в рамках других специальностей

– это акушерство и терапия.
Основоположником русского акушерства и педиатрии является Н.М.Максимович-Амбодик (1744-1812г.). Им написан труд «Искусство повивания или наука о бабичем деле» - отдельные главы посвящены вопросам ухода за ребёнком и описаны часто встречающиеся заболевания у детей.

История педиатрии в России


Слайд 5История педиатрии в России
Хотовицкий Степен Фомич – первый профессор курса

детских болезней (1831-1847), открыл детские палаты в клинике акушерства, автор первого учебника «Педиатрика» (1847), где впервые выделил следующее положение: ребенок – это не миниатюра взрослого, ему присуще свои анатомо-физиологические особенности

Слайд 6Датой рождения 1-й русской кафедры в России считается 1865 год, когда

отдельный курс лекций по детским болезням стал читать профессор Флоринский В.М. в Петербургской медико-хирургической академии.
В Москве чтение курса лекций по педиатрии начал читать профессор Тольский Н.А. в 1866 г.
Основоположником клинической педиатрии в России является Филатов Нил Федорович (1847-1902). Он описал впервые клинику железистой лихорадки (инфекционного мононуклеоза), ранний признак кори – пятна Филатова, поражение сердца при скарлатине. Написал краткий учебник по детским болезням.
Основал московское общество детских врачей


Слайд 7Филатов Нил Федорович - основоположник
Сперанский Г.Н. – изучал расстройства питания и

пищеварения у детей.
Молчанов В.И. – изучал заболевания органов дыхания у детей, расстройства роста и развития, связь скарлатины с ревматизмом.
Кисель А.А. – изучал хроническую туберкулезную интоксикацию, ревматизм, детские инфекции. Организовал 1-ю ревматологическую клинику.
Домбровская Ю.Ф. – изучала заболевания органов дыхания и витаминную недостаточность у детей

Московская школа педиатров


Слайд 8С.-Петербургская школа педиатров
Гундобин Н. П. – изучал возрастные особенности анатомии,

физиологии и патологии детей.
Маслов М. С. – изучал обменные процессы при детских заболеваниях, написал учебник «Детские болезни».
Раухфус К.А. –разработал основы детского больничного дела. Размещал впервые больных по профилю заболевания.
Тур А.Ф. – автор учебника «Пропедевтика детских болезней», монографий «Гематология детского возраста», «Кровь здоровых детей»
«Болезни новорожденных», «Рахит» и др.

Слайд 9Казанская школа педиатров
Кафедра детских болезней Казанского университета – одна из старейших

педиатрических кафедр в России.
Основанная в 1875 г она была третьей в России после педиатрических кафедр Петербургской медико-хирургической академии (1865) и Московского университета (1866).
Первым руководителем кафедры был профессор Толмачев Н.А. (1823-1901)

Слайд 10Николай Александрович Толмачев
В 1875 г возглавил курс детских болезней
В 1875 г

защитил докторскую диссертацию «О врожденных заслонках уретры как одной из причин расстройства мочеиспускания у детей»
Опубликовал более 30 научных работ по детским инфекциям, о распространенности эндемического зоба и др.
Открыл первую факультетскую детскую клинику на 5 коек
Заведовал кафедрой детских болезней до 1893 г


Слайд 11Петр Михайлович Аргутинский-Долгоруков (1850-1911)
С 1893 по 1911 г заведовал

кафедрой детских болезней;
В 1900 г он построил самостоятельную детскую клинику (в последующем клиника Меньшикова);
научные труды были посвящены изучению малярии и заболеваний щитовидной железы у детей;

Слайд 12Детская клиника (В. К. Меньшикова)


Слайд 13Виктор Константинович Меньшиков (1874 – 1945)
Заведовал кафедрой детских болезней с

1911 г;
по инициативе
В.К. Меньшикова было организовано общество по борьбе с детской смертностью (1910 г.);
весной 1912 г. организовал в клинике грудное отделение и молочную кухню детского питания;
основные труды профессора посвящены вопросам питания и диетическому лечению заболеваний.


Слайд 15С 1946 по 1968 г кафедру возглавил проф. Макаров Ю.В. Изучал

острые желудочно-кишечные заболевания раннего возраста.
В 1954 г. кафедра детских болезней л/ф из клиники Меньшикова переведена в ДГКБ №2.
С 1968 по 1990 г - зав.каф. проф. Белогорская Е.В. Основное направление – патология новорожденных.
С 1990-2000 г - зав.каф. проф. Шамова А.Г. Научное направление – детская аллергология.
С 2001 г. по 2006 г. кафедрой заведовал проф. Софронов В.В. В 2006 г кафедру объединили с кафедрой пропедевтикой детских болезней и факультетской педиатрии

Казанская школа педиатров


Слайд 16С 1934 г. – организован педиатрический факультет и кафедра педиатрии
Первый организатор

кафедры и декан педиатрического ф-та – Лепский Е.М. Направление кафедры – витаминная недостаточность, рахит, гипервитаминоз Д.
Ученица Лепского Е.М. – проф. Святкина К.А.
Занималась проблемами рахита.
В настоящее время 2 педиатрических кафедры: пропедевтика детских болезней и факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета (зав. – доцент Файзуллина Р.А.) и кафедра госпитальная педиатрия (зав. – проф. Булатов В.П.)

Кафедры педиатрического ф-та


Слайд 17ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Внутриутробный период
2. Период новорожденности – 0-28 дней
3. Грудной

период – 28 дней – 1 год
4. Преддошкольный – 1 – 3 года
5. Дошкольный – 3 - 7 лет
6. Школьный – 7 - 18 лет
Младший школьный возраст 7 - 11 лет
Старший школьный возраст 12 - 18 лет


Слайд 18 ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД
Характеризуется закладкой органов, их чрезвычайно интенсивным ростом, резким и

значительным изменением формы и строения органов.
Внутриутробный период – от момента зачатия и до рождения и составляет в среднем 270-280 дней.
Срочными родами считаются роды на сроке – 37- 41 неделя
Преждевременные – раннее 37 недель
Запоздалые – более 42 недель

Слайд 19ПЕРИОДЫ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ
1. Зародышевый – с момента оплодотворения до имплантации плодного

яйца
2. Имплантации - около 2-х суток. Внедрение плодного яйца в слизистую оболочку матки
3. Эмбриональный – с 2-х до 9 недель. Онтогенез всех внутренних органов плода.
4. Фетальный - от 9 недель до родов
Ранний фетальный – 9 – 28 недель. Интенсивный рост и дифференцировка плода
Поздний фетальный – после 28 нед до родов
Бурный рост и накопление клеточной массы органов и систем, формируется депо солей Са, Р, Fe, созревание ферментных систем, сурфактанта, иммунной системы.

Слайд 20КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ
Существуют 2 критических периода:
Эмбриогенеза (первые 3 месяца) –

происходит закладка органов (органогенез). Воздействие неблагоприятных факторов приводит к порокам развития
Последние 3 месяца беременности – преждевременные роды, недоношенность.
Неблагоприятные факторы: физические (радиация), химические (проф вредности, лекарства), биологические (вирусные инфекции – краснуха и др., бактериальные), психогенные факторы (стрессы) и др.

Слайд 21ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

Начинается с момента перерезки пуповины

и длится до 28 дней жизни
Различают:
1. Ранний неонатальный период – 0-7 дней
2. Поздний неонатальный период – 7-28 дней
Параметры физического развития:
масса тела при рождении 2500-4000 г. Если < 2500 г – недоношенный ребенок и рожденный и внутриутробной гипотрофией.
> 4000 г – крупный плод;
длина тела при рождении 45-56 см
окружность головы – 34-36 см, грудной клетки – 32-34 см

Слайд 22ПЕРЕХОДНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Физиологическая убыль массы тела на

200-300 г. (до 6%) Возникает на 2-3 день жизни. Восстанавливается к 10 дню. Основная причина – потери воды на перспирацию. Если потеря > 6% может развиться эксикоз.
Физиологическая желтуха. Связана с незрелостью печени и недостаточностью фермента глюкоронилтрансферазы, обеспечивающего конъюгацию непрямого билирубина (НБ) в прямой. При рождении много Эр, которые разрушаются, образуется НБ. Желтуха держится до 10 дня и постепенно снижается. Уровень билирубина повышается до 103-137 мкмоль/л

Слайд 23
3. Половой криз:
- кровянистые выделения из

влагалища в течение первых 3-х суток. Причина поступление гормонов с молоком матери и по время родов через плаценту.
- физиологическое нагрубание молочных желез. Возникает на 3-й день жизни. Могут быть выделения беловато-молочного цвета.
4. Простая эритема. Возникает после удаления родовой смазки. Постепенно снижается и к концу 1-й недели исчезает. Причина – расширение сосудов в ответ на раздражители

Слайд 24
5. Токсическая эритема (у 20-30% детей)

на 2-5-й день жизни. Появляются папулы с точкой в центре или пузырьком. Говорит о ранней реализации АИР.
6. Мочекислый инфаркт – отложение мочевой кислоты в виде кристаллов в собирательных трубочках. Развивается у 30% доношенных к концу 1-й недели жизни. Моча желто-кирпичного цвета, мутноватая, на пеленках красные пятна. Причина – катаболическая направленность обмена веществ и распад большого количества клеток из ядер которых образуется много пуринов и в дальнейшем мочевой кислоты

Слайд 25
7. Транзиторный катар кишечника (физиологическая диспепсия)

– расстройство стула в течение 1-й недели. После отхождения мекония стул становится более частым, негомогенным по консистенции и окраске. Такой стул называется переходным.
8. Ранняя неонатальная олигурия (первые 3 дня). Олигурия – выделение мочи менее 15 мл/кг в сутки. Причина – большие потери жидкости с перспирацией и относительное голодание.

Слайд 26ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ 28 дней жизни-1 год
В этот период жизни наиболее тесен

контакт матери с ребенком (во время грудного вскармливания).
В этот период происходит очень интенсивное физическое и психомоторное развитие, интенсивно проводятся профилактические прививки (гепатит В, дифтерия, столбняк, коклюш, полиомиелит, корь, краснуха, эпидемический паротит).



Слайд 27ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – масса тела
Вес при рождении 2500-4000 г (средний вес

- 3200-3500 г )
За 1-й месяц ребенок прибавляет 600 г
Со 2-го по 6-й месяц по 800 г в месяц.
Формула расчета массы тела в 1-м полугодии:
Вес при рождении + 800 ∙ n,
где n – число мес.
С 6-го по 12 мес - прибавка 400 г в месяц
Вес при рождении + 800 ∙ 6 + 400 ∙ (n - 6)
где n – число мес.
За 1-й год жизни ребенок утраивает первоначальный вес. В 1 год весит 10-10,5 кг



Слайд 28ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – длина тела
Длина тела при рождении – 45-55 см


(средний рост – 50-52 см)
В 1-й квартал вырастает на 3 см в месяц
Во 2-й квартал - +2,5 см в месяц
В 3-й квартал - +1,5 см в месяц
В 4-й квартал - +1 см в месяц
За 1- год жизни ребенок вырастает на 25 см
В 1 год длина тела составляет – 75 см.

Слайд 29ПСИХОМОТРНОЕ РАЗВИТИЕ
В 1 мес – начинает держать голову, улыбаться
В 2 мес

– произносит гортанные звуки (гулит)
В 4 мес – начинает переворачиваться, узнает мать
В 6 мес – начинает сидеть
В 7 мес – начинает ползать
В 8 мес – моторная речь (первые слова)
В 10 мес – ходит в кроватке
В 1 год – самостоятельно ходит, значет 8-10-12 слов.

Слайд 30ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ
Единственно рациональным вскармливанием на 1-м году жизни является естественное вскармливание.
До

4 мес–период чисто грудного вскармливания.
С 4 мес – начинают вводить продукты (сок, фруктовое пюре, позже в 6 мес – творог, в 7 мес мясо, желток) и блюда прикорма (в 5 мес - овощное пюре, в 6 мес – каша, в 8 мес – кефир).

Слайд 31Неадекватное питание в этом возрасте может быть причиной задержки физического, психического

и интеллектуального развития.
Заболевания грудного возраста: рахит, железодефицитная анемия, гипотрофия, болезни органов дыхания (бронхит, пневмония), пищевая аллергия (атопический дерматит).

Слайд 32ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (1-3 года)
Характеризуется снижением темпов ФР
За 2-й год жизни

масса тела - + 3 кг, затем - +2 кг
Масса тела с 2 до 11 лет - по формуле:
10 + 2 ∙ n,
где 10 – масса тела в 1 год, n – число лет, 2 – средняя прибавка за год.
Длина тела: за 2-й год - + 11-12 см, за 3-й - + 8 см.
ПМР: ходит без поддержки, сам встает, садится, осмысленно играет с игрушками, любит общество, проявляет интерес к окружающим, понимает много слов из речи взрослого. К 2-м годам знает 500 слов, к 3-м годам – 1000, формирует предложения.

Слайд 33ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (1-3 года)
Дети усваивают трудовые, бытовые и гигиенические навыки, на

них отражаются положительные и отрицательные воздействия окружающей среды.
В этом возрасте возникает капризность, застенчивость.
К 2-м годам заканчивается прорезывание молочных зубов. Меняются пропорции детского тела – это период первого округления.
Заболевания: рахит (период реконвалесценции), анемия, гипотрофия, аллергические и инфекционные заболевания.

Слайд 34ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-7 лет)
Масса тела с 2 до 11 лет -

по формуле:
10 + 2 ∙ n,
где 10 – масса тела в 1 год, n – число лет, 2 – средняя прибавка за год.
В 5 лет масса тела составляет 20 кг.
Длина тела увеличивается до 4-х лет – на 8 см в год, с 4-х лет – на 6 см в год. В 4 г – 100 см.
Это период 1-го физиологического вытяжения.
Увеличивается длина конечностей.
Происходит выпадение молочных зубов и появление постоянных. Интеллект усложняется.

Слайд 35ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-7 лет)
НПР: к 5 годам дети свободно говорят, значительно

улучшается память, формируются индивидуальные интересы и увлечения.
Заболевания: инфекционные заболевания, повторные ОРЗ (контингент ЧБД) болезни органов дыхания, аллергические заболевания (бронхиальная астма).
Травматизм – одна из причин смертности в этом возрасте.

Слайд 36ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7-18 лет)
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7-11 лет)
Период второго физиологического округления
По

темпам роста и созревания имеются различия между мальчиками и девочками
Происходит замена молочных зубов на постоянные
НПР: улучшается память, повышается интеллект, возрастает нагрузка на нервную систему и психику
Заболевания: инфекционные, аллергические, ЖКТ. Созревает иммунная система – реже болеют ОРЗ.

Слайд 37СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (12-18 лет)
ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (пубертатный период)
У девочек - с

12-13 лет
У мальчиков – с 14-15 лет
Особенности:
- Период второго физиологического вытяжения
Активное функционирование желез внутренней секреции. Происходит резкое изменение функции эндокринных желез. Для девочек это период бурного полового созревания, для мальчиков – его начало.
Лабильность, неустойчивость нервной системы. Это самый трудные период психологического развития, формирования воли, сознательности, нравственности.

Слайд 38СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (12-18 лет)
Нередко это достаточно драматический пересмотр всей системы

жизненных ценностей, отношения к себе, с родителями, сверстниками, обществу в целом. Здесь и крайние суждения и крайние поступки, стремление к самоутверждению и поступкам. Нужно находить общий язык с подростком. Этом период требует считаться с возрастом, иначе – конфликты.
Период дисгармонии с нарушением пропорциональности роста.
Заболевания: ВСД, заболевания ЖКТ,


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика