Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории
№56 “Улыбка”
г. Белая Калитва
«Инновационные подходы в профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Презентация опыта работы учителя- логопеда высшей квалификационной категории Берлизовой Л.А.
Слайд 2
Общие сведения о педагоге
Берлизова Людмила Анатоьевна
Дата рождения 28.11.65
Образование высшее педагогическое (Ростовский
государственный педагогический институт, 1990 г.)
Специальность по диплому: преподаватель педагогики и психологии (дошкольная), методист по дошкольному воспитанию
Центр повышения квалификации Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО “РГЭУ (РИНХ)”, 2015 г.
Квалификация по диплому профессиональной переподготовке: право на ведение профессиональной деятельности в сфере специального (дефектологического) образования про программе “Логопедия”
Стаж работы 30 лет
Педагогический стаж по специальности 18 лет
Стаж в данном учреждении 13 лет
Квалификация: высшая квалификационная категория
Педагогическое кредо : «Всегда проявлять к детям любовь, понимание и поддержку»
Слайд 3Повышение квалификации
Участие в курсах повышения квалификации РИПК и ППРО по проблемам:
«Научно-
методические основы и практика современного дошкольного образования» (2002 г)
«Обновление содержания дошкольного образования в условиях приоритетных направлений развития образования» (2009 г)
«Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий в условиях современного образования» ( 2011 г)
«Инновационные механизмы обеспечения доступного качественного дошкольного образования в муниципальных системах» (2012 г )
«Обновление содержания дошкольного и начального общего образования в условиях введения и реализации ФГОС» (2014 г)
дистанционные курсы «ФГОС ДО: организация коррекционно- развивающей работы» ( 2016 г)
Слайд 4Достижения
Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
Звание «Ветеран труда»
Слайд 5Актуальность инновационного опыта
( ИПО)
В последнее время дисграфия
стала довольно распространенной проблемой
начальной школы, и с каждым годом не желающих и не умеющих писать становиться
все больше и больше.
Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв. Однако, у многих
детей к началу школьного обучения эти функции остаются не вполне
сформированными, что приводит к оптической дисграфии (затруднения в соотнесении
звука и буквы, не различение букв сходных по написанию, пропуск элементов букв,
лишнее или неправильное расположение элементов, зеркальное письмо).
Важно подчеркнуть, что оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей с высоким уровнем ее развития, т.к. в ее основе лежит недостаточная сформированность зрительного восприятия, пространственной ориентировки, координации мелких мышц кисти руки.
Таким образом, актуальность проблемы вызвана тем, что среди детей страшего
дошкольного возраста высок процент, имеющих в дальнейшем нарушения письмен-
ной речи.
Слайд 6I этап. Диагностический
«Тестовая методика обследования речи детей» Е.С.Зайцева, В.К.Шептунова
Цель: выявление предрасположенности
к оптической дисграфии у воспитанников старшей логопедической группы.
Результаты обследования состояние неречевых психических функций на начало учебного года
Слайд 7Цель ИПО:
Оптимизация коррекционно-развивающей работы посредством разработки адаптированной коррекционно- развивающей программы «
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи»
Новизна: внедрение инновационных технологий и средств обучения в профилактику оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
Задачи ИОП:
1. Разработать и апробировать коррекционно- развивающую программу « Профилактика оптической дисграфии у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи»
2. Создать банк мультимедийного сопровождения, авторских наглядно-дидактических игр и пособий, картотеку коррекционно-развивающих упражнений по профилактике оптической дисграфии с использованием инновационных средств обучения.
3. Разработать образовательный проект «В школу с радостью» с целью активного вовлечения родителей в реализацию коррекционно-развивающей программы
4. Трансляция опыта работы среди учителей – логопедов, воспитателей, учителей начальных классов, родителей, на международном образовательном портале MAAM.RU.
Слайд 8II этап. Подготовительный.
Адаптированной коррекционно- развивающей программы « Профилактика оптической дисграфии у
дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи»
Основные задачи программы:
1.Развивать зрительное восприятие(развитие восприятия цвета ,формы ,размера, величины , расположения элементов букв, дифференциация смешиваемых букв)
2.Развивать и расширять объём зрительной памяти и внимания
3.Формировать пространственные представления у детей , ввести в их словарь
соответственные термины
4.Формировать умение ориентироваться на «схеме тела», в пространстве,
на плоскости листа
5.Развивать умения использовать предлоги и предложные конструкции,
отражающие расположение предметов в пространстве
6.Развивать мелкую моторику и графо-моторные навыки
Адаптированная программа разработана на основе коррекционно-развивающих программ
«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОНР с 3 до 7 лет» Н.В.Нищева
«Программа логопедической работы по преодалению ОНР у детей» Т.Б.Филичева Г.В.Чиркина
Слайд 9III этап. Основной
Формы организации обучения детей:
Групповые, подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
Коррекционные
часы воспитателя
Логопедические пяти минутки
Коррекционная работа воспитателя вне занятий
Речевой КВН
Домашние занятия по заданию логопеда
Слайд 10III этап. Основной
ИКТ как средство профилактики оптической
дисграфии
С целью развития зрительно- пространственного восприятия, буквенного
зрения, зрительного внимания и памяти на коррекционно-развивающих
занятиях используются:
обучающие и мультимедийные презентации из Интернет – ресурсов
(«Визуальный тренажер» Г.В.Чиркина, комплексы занимательных
упражнений , «Куда спрятался Лунтик», «Путешествие Смешариков»,
«Озорная Бабочка»
Электронная книга
Слайд 12III этап. Основной
Развивающие игры В.Воскобовича как средство профилактики оптической дисграфии
В коррекционно-развивающей
работе с детьми используются:
авторские дидактические игры В.Воскобовича
собственные творческие разработки
игровых занимательных упражнений с использованием игровых
развивающих пособий В.Воскобовича ( картотека «Видим ,играем ,пишем »)
собственные разработки конспектов занятий с использованием игровых
развивающих пособий В.Воскобовича
Слайд 13III этап. Основной
Игры для развития и коррекции немецкой фирмы «LOGO» как
средство профилактики оптической дисграфии
С целью развития зрительно-двигательной координации и мелкой моторики у детей используются авторские и собственные творческие разработки игровых занимательных упражнений к сенсорному ящику Пертра, к игровому пособию «Книга-лабиринт», к базовому комплекту «Рисуем на песке».
Слайд 14III этап. Основной
Многофункциональные пособия «Чудо - домики» как средство профилактики оптической
дисграфии
С целью развития мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и
навыков письма разработаны и внедряются в практику авторские конспекты индивидуальных занятий с использованием многофункциональных пособий «Чудо-домики»
Слайд 15С целью профилактики оптической дисграфии и формированию навыков письма в коррекционно-развивающей
работе с детьми используются рабочие тетради «Учимся писать буквы» Т.Г.Раджувейт,
И.С.Рукавишникова и «Тетрадь для логопедических заданий» Т.Ю.Бардышева,
Е.Н. Моносова.
Слайд 23III этап. Основной
Су – джок - средство профилактики оптической дисграфии
С целью
развития мелкой моторики и подготовке руки детей к письму подобраны:
комплексы игровых упражнений с массажными шариками
комплексы глазодвигательных упражнений
Слайд 24III этап. Основной
Авторские наглядно-дидактические игры и пособия как средство профилактики оптической
дисграфии
Слайд 25III этап. Основной
Современные методические пособия по профилактике дисграфии
Комплект рабочих тетрадей для
детей «Ступеньки к школе»
М.М. Безруких, Т.А.Филиппова
Слайд 26III этап. Основной
Современные методические пособия по профилактике дисграфии
Рабочие тетради «Наши прописи»
(ч1, ч2) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, «Я начинаю писать.
Первые прописи» И.А.Лыкова
Слайд 27III этап. Основной
Современные методические пособия по профилактике дисграфии
Слайд 28III этап. Основной
Работа с родителями
Семинар - практикум: «Профилактика дисграфии у
детей старшего
дошкольного возраста»
Консультации – практикумы «Технологии развития мелкой моторики», «Игровые занимательные игры и упражнения для профилактики оптической дисграфиии у дошкольников»
Открытые просмотры коррекционной деятельности «Подарки Осени», « Звук и буква У», « Звук Ш»
Образовательный проект «В школу с радостью»
Продукт: совместное изготовление родителей с детьми букв – самоделок для Фиолетового леса
Слайд 29IV этап. Заключительный
Сравнительные результаты обследования состояние неречевых психических функций на начало
и конец учебного года
Слайд 30Анализ проделанной работы показал, что работа по профилактике оптической дисграфии явилась
результативной. У большинства детей высокий уровень зрительного восприятия и памяти, они ориентируются в левой и правой сторонах пространства. Дети с успехом освоили пространственные предлоги, правильно располагают элементы букв. Всё это является хорошими предпосылками для дальнейшего обучения чтению и письму.
А самое главное, работа по профилактике оптической дисгрфии в игровой форме способствовала повышению интереса детей к чтению и письму, а значит успешному обучению в школе.
Результат
Слайд 31Трансляция опыта работы
Методическое объединение для учителей-логопедов на тему: “Профилактика нарушений письменной
речи у детей с ОНР посредством развивающих игр В.Воскобовича” (2014 г.)
Слайд 32Трансляция опыта работы
Методическое объединение для учителей-логопедов
на тему: “Инновационные подходы в
коррекционно-развивающей
деятельности учителя-логопеда в соответствии
с ФГОС ДО” (2015 г.)
Слайд 33Трансляция опыта работы Достижения
детей