Слайд 1
Идеи Л.С.Выготского (1896-1934) и отечественная школа дефектологии
Слайд 2Вопросы лекции:
1. Научные взгляды 19-20 веков и их влияние на становление
принципиально нового учения Л.С.Выготского.
2. Вклад Л.С.Выготского в развитие отечественной школы дефектологии.
3. Взгляд на деятельность Л.С.Выготского наших современников (фильм)
Слайд 31.Вопрос лекции. Научные взгляды 19-20 веков и их влияние на становление
принципиально нового учения Л.С.Выготского.
* Л.С. Выготский внес важнейший вклад в создание научных основ советской дефектологии.
* Его экспериментальные и теоретические исследования, проведенные в области аномального детства, остаются основополагающими для продуктивной разработки проблем дефектологии.
* Труды Л.С. Выготского способствовали перестройке практики специального обучения.
Слайд 4
Имя Л.С.Выготского известно широкому кругу специалистов, он один из самых цитируемых
психологов 20 века. Он является создателем нового учения о развитии психики человека. На фоне достижений западной психологии 20 века он свершил подлинную революцию, создав «вершинную психологию» (психологию развития сознания) и противопоставив ее глубинной (психоанализу) и поверхностной (теории поведения). Ульенкова У.В., 2002.
Слайд 5
«Лев Семенович Выготский, бесспорно, занимает исключительное место в истории советской психологии.
Именно он заложил те основы, которые стали исходными для ее дальнейшего развития и во многом определили ее современное состояние... Нет почти ни одной области психологических знаний, в которую Л.С. Выготский не внес бы важного вклада. Психология искусства, общая психология, детская и педагогическая психология, психология аномальных детей, пато- и нейропсихология — во все эти области он внес новую струю» — так журнал «Вопросы психологии» писал к 80-летию со дня рождения Л.С. Выготского.
Слайд 6Л.С.Выготским были переосмыслены труды:
* Жана-Этьена-Доминика Эскироля (1772-1840 );
* Эмиля Крепелина (1856-1926);
*
Эдуарда Сегена (1812-1880);
* Марии Монтессори (1870-1952);
* Зигмунд Фрейд (1856-1939);
* Альфред Адлер (1870-1937);
* Григорий Яковлевич Трошин (1874-1938) и др
Слайд 7
Григорий Яковлевич Трошин – видный русский невропатолог, психиатр, специальный психолог
и педагог дореволюционной России и Российского Зарубежья
Монография: «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» (1915).
*изучал «нетронутое» в личности умственно отсталого ребенка;
*сопоставлял закономерности развития нормального и аномального ребенка;
*считал, что решающая роль за благоприятной средой и педагогическим воздействием;
*разработал ряд принципов обучения, диагностики и коррекционной помощи аномальным детям.
Слайд 8
Г.Я.Трошин писал:
«По существу между нормальными и ненормальными детьми нет
разницы, те и другие люди, те и другие дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способах развития» (Беленкова Л.А., 2000г.)
Слайд 9
2. Вопрос лекции. Вклад Л.С.Выготского в развитие отечественной школы дефектологии
2.1.
Формирование основ специальной психологии.
2.2. Выделение общих закономерностей психического развития при различных дефектах.
2.3. Диагностика и коррекция недостатков развития.
Слайд 10
2.1. Формирование основ специальной психологии.
К середине 1920-х гг. в мире
уже вполне оформились отдельные ветви психологии, по каждому из этих направлений велись исследования, но никаких попыток консолидации этих независимых ветвей психологии не было.
«К психологии и педагогике детской дефективности», «Основные проблемы современной дефектологии», «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»
Слайд 11
Первое условие: изучение причин, зависимостей и закономерностей развития явлений психологии
детей с различными недостатками развития: «...пока она (специальная психология) погружена исключительно в исследование внешнего проявления вещей, она остается на уровне эмпирического знания и не может быть наукой в настоящем смысле этого слова».
Второе условие: создание адекватных методик исследования. Адекватная методика позволяет «перейти от простой наукообразной эмпирии к истинно научному способу мышления и познания».
Слайд 12
2.2. Выделение общих закономерностей психического развития при различных дефектах.
а) Любой
недостаток «…не только изменяет отношение человека к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект, или порок, реализуется как социальная ненормальность поведения». Нарушение взаимодействия с окружающим миром и с окружающими людьми - важнейшая общая закономерность аномального развития.
Слайд 17
Специфические закономерности:
«Нормально развивающийся ребенок, созревает биологически и на каждом возрастном
этапе достигает нового уровня психического развития. Аномальный ребенок, созревая биологически, в плане психического развития отстает все больше и больше».
Данный феномен и приводит к специфическим отклонениям в развитии, в зависимости от вида дизонтогенеза.
Слайд 18
Б)Первичные и вторичные недостатки психического развития.
Слайд 20
*Первичные дефекты связаны с биологической стороной;
*вторичные нарушения являются наслоениями,
эти нарушения можно ослабить, они поддаются коррекции;
*третичные нарушения связаны с проблемами социального характера: с процессами социализации и интеграции.
Слайд 21
в) зона ближайшего развития.
«Только то обучение в детском возрасте
хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой,» – писал Л.С.Выготский.
Слайд 25
г) компенсация: “Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии,
осложненным дефектом, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой стороны – именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед».
Слайд 26
2.3. Проблемы психодиагностики и психокоррекции.
Принципы психодиагностики:
1.системные подход к диагностике психического
развития ребенка;
2.комплексное изучение;
3.необходимость раннего диагностического изучения ребенка;
4.измерение с учетом зон актуального и ближайшего развития;
5.дифференцированный подход в диагностике;
6.единство диагностической и коррекционной помощи детям с трудностями в развитии.
Слайд 27
Принципы психокоррекции:
1.создание положительного эмоционального фона отношений ребенка и педагога в
процессе совместной деятельности;
2.принцип индивидуального подхода к выбору приемов и способов психокоррекции;
3.ранней коррекционно-педагогической помощи;
4.активного включения в социальную жизнь общества.
«Труд, общество, природа – таковы три основных русла, по которым должна направляться воспитательная и образовательная работа в школе».
Слайд 28
“Его труды служили научной основой построения специальных школ и теоретическим
обоснованием принципов и методов изучения диагностики аномальных детей. Л.С.Выготский оставил наследство непреходящего научного значения, вошедшее в сокровищницу отечественной и мировой психологии, дефектологии, психоневрологии и других смежных наук” – писал журнал «Вопросы психологии» к 100-летию со дня рождения Л.С.Выготского.