Характеристика детей с ОНР презентация

Содержание

Слайд 1Характеристика детей с ОНР
ОНР – это сложное речевое расстройство, при котором

у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Системный подход к анализу речевых нарушений у детей представлен в работах Р.Е. Левиной.
ОНР имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Все многообразие речевого недоразвития Р.Е. Левина свела к трем уровням речевого развития. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.

Слайд 2


Слайд 3Овладение системой родного языка
Норма 4,5-5 лет

Правильное воспроизведение многосложных слов
(т.е. сформированы

ССС, ФВ)

ФОНЕМАТИКА

Произносит все звуки родного языка правильно
ФОНЕТИКА

Владеет 4-5 тыс. слов
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Соединяет слова во фразы, строит развернутые предложения
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

Полно и связно излагает свои мысли
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ


Слайд 4

Овладение системой родного языка ОНР III уровня (5 лет)
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Владеет 2,5-3 тыс.

слов;
много вербальных замен; незнание менее употребительных слов-предметов (земляника, затылок, кабина), глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, откусывает, жует - ест), приставочных глаголов (подошел, пришел, вышел), относит. прилагательных (вишневый, песчаный), антонимов (храбрый – трусливый, густой-жидкий) и пр.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ Наличие аграмматизма:
неправильное употребление предлогов («Платок лежит кармане»; Кошка вылезла под кровати);
нарушения в согласовании различных частей речи (Заботился о ёжика; Наблюдали за обезьяны);
нарушения в построении предложений
(Шёл Петя грибы лес собирать; Почему что ёжик кололся, почему что девочка и плачет).

ФОНЕТИКА
Неверное произношение многих звуков (до 10 и более)

ФОНЕМАТИКА
1.Не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие-твердые, звонкие-глухие, а также звуки: С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р и т.п.
2.Искажают ССС и звуконаполняемость (питатифа; атагафия; голопед).
3.Не могут воспроизвести ряд слов или звуковых (слоговых) сочетаний, близких по звучанию (бык-бак-бок; па-ба-па; та-кта).

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. Отсутствие четкости, последовательности изложения, отрывочность суждений, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего – самост. и творч. рассказывание. Отсутствие чувства рифмы и ритма мешает заучиванию стихов.


Слайд 5Пример рассказа по картинке

Дети фипили фнигака. Дети катавифа на фанки. Дети

катавифа ив гойки. Питатинифа повала детёф дефкий фат.

СВЯЗНАЯ_РЕЧЬ Отсутствие четкости, последовательности изложения, отрывочность суждений, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего – самостоятельное и творческое рассказывание. Отсутствие чувства рифмы и ритма мешает заучиванию стихов.


Слайд 6Овладение системой родного языка ОНР II уровня (5 лет)

ФОНЕТИКА
НЗП (до 20

и более). Характерны: замены звуков и смешения (П-Т-К, С-Т), нарушено произношение мягких согл. зв.: ПЬ-МЬ-БЬ; ТЬ-ДЬ-НЬ перед гласными А, О, У+ произношение свистящих, шипящих, аффрикат.

ФОНЕМАТИКА
1.Не различают на слух и в произношении не только близкие по звучанию, но и далекие звуки: (дупа - рука; морашки - ромашки; биледат - виноград) и т.п.
2.Грубо искажают ССС (перестановки, замены, уподобления) и звуконаполняемость (алёти; сковородка; дёти; гада; биледат; ликаза).

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Ограничен качественно и количественно. Есть след. ЛГ разряды слов: сущ, гл., прилаг., нареч., мест., некоторые предлоги и союзы. Дети не знают многих слов (названий цвета предмета, его формы, размера), заменяют слова близкими по смыслу.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
Наличие резко выраженного аграмматизма:
Начинают употреблять некоторые предлоги, но смешивают их по значению или опускают (Я была лелька - Я был на елке);
нарушения в согласовании прилагательных и числительных с сущ. (асинь адас - красный карандаш;
да пека – две печки);
смешивают падежные окончания (Катался гокам - катается на горке);
ошибаются в употреблении мн.ч. сущ. (да памидка- две пирамидки), в употреблении числа и рода глаголов (Коля питяля - Коля писал).
Дети часто употребляют сущ. в Им.п., а глаголы в инфи-
нитиве или форме 3 лица ед. и мн. ч. наст. вр.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Появляется фразовая речь, искаженная в фонетическом и грамматическом отношении, могут ответить на вопросы по картинке на близкую им тему, используя простые предл., состоящие из 2-3, редко 4 слов.


Слайд 7СВЯЗНАЯ_РЕЧЬ (ОНР II уровень)
Пример рассказа по картинке

Бася … котю. Она …

фате.
Бася кос зиля ходива.

Собака … школа. Она … портфель.
Собака кость взяла, ходила.

Слайд 8Сравнение текстов рассказов
Дети фипили фнигака. Дети катавифа на фанки. Дети катавифа

ив гойки. Питатинифа повала детёф дефкий фат.

Бася … котю.
Она … фате.
Бася кос зиля ходива.

III уровень ОНР

II уровень ОНР


Слайд 9Образцы произношения слов детьми
водопроводчик – датавотик
фотография – атагафия
магнитофон – матафон
воспитательница -

питатифа

самолёты – алёти
троллейбус – алебись
трамвай – талань
обезьянки – мизяки
огурец – дулесь
виноград – биледат
голова – гада
гвозди – дёти
стрекоза – ликаза
сковорода - левоська

III уровень ОНР

II уровень ОНР


Слайд 10Овладение системой родного языка ОНР I уровня (4,5 - 5 лет)
ОТСУТСТВУЮТ СЛОВЕСНЫЕ

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
(в то время, когда у нормально развивающихся детей речь уже полностью сформирована!)
1.Отдельные многозначные аналоги слов, часто звукоподражательного плана:
собака, коза, баран, корова – АВА; машина, корабль, ракета, велосипед – ТУ-ТУ
упасть, спуститься, сесть, лечь – ПА; есть, пить, откусывать, жевать – АМ и т.п.
Речевая подражательность детей реализуется лишь в звуковых комплексах, состоящих их 2-3 плохо артикулируемых звуков раннего онтогенеза (отсутствуют звуки, требующие верхнего подъема языка, нет стечений согласных). ЗП характеризуется неопределенностью: дверь — теф, вефь, веть. Про­изношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции.
2. Небольшое количество нечетко произносимых обиходных слов (искажена ритмико-слоговая структура слова).
Пассивный словарь шире активного, но ограничен по сравнению с нормально развивающимися детьми. На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются.
3. Характерно отсутствие грамматических связей слов между собой и морфологических элементов для передачи грамматических отношений.
Дети не понимают значений грамматических изменений слова
(формы ед. и мн. числа сущ.; пр.вр. глаголов, формы ж. и м. рода; не понимают значения предлогов).
4. Речь понятна лишь в конкретной ситуации!
5. Дети широко используют паралингвистические средства общения.

Слайд 11Образцы произношения слов детьми
водопроводчик – датавотик
фотография – атагафия
магнитофон – матафон
воспитательница -

питатифа

самолёты – алёти
троллейбус – алебись
трамвай – талань
обезьянки – мизяки
огурец – дулесь
виноград – биледат
голова – гада
гвозди – дёти
стрекоза – ликаза
сковорода - левоська

III уровень ОНР

II уровень ОНР

I уровень ОНР

петух —уту
киска — тита
воробей — ки


Слайд 12Речевые особенности + недостаточная сформированности процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (неречевые

психические процессы)

Нарушены внимание и память (особенно слуховые).
Нарушены пальцевая и артикуляционная моторика.
Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Можно говорить о незрелости высших психических функций.
Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией, что затрудняет определение первичного и вторичного нарушения, т.е. что является причиной, а что – следствием:
I – нарушения словесно-логического мышления и внимания
II – ОНР
ИЛИ
I – ОНР
II – нарушения словесно-логического мышления и внимания


Слайд 13Нарушения внимания и памяти
Проявления:
1. Трудно устанавливают порядок расположения даже 4-х предметов

после их перестановки.
2. Не замечают неточностей в рисунках-шутках.
Не всегда выделяют предметы по заданному признаку (Покажи только красные квадраты; Хлопни в ладоши, если будет названа одежда; Собери в коробочку все предметы, сделанные из дерева или металла).
4. Трудно сосредоточить и удержать внимание на словесном материале вне наглядной ситуации (поэтому в полном объеме не воспринимают пространственные, длинные инструкции, неконкретные, продолжительные оценки их деятельности).
5. В большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне (МУЛЬТИКИ, ПОДАРКИ) происходит значительно лучше.


Слайд 14Нарушения артикуляционной моторики
Проявления:
Ограниченность, неточность
или слабость движений подвижных органов артикуляции –

языка, мягкого неба, губ и нижней челюсти. () Артикуляция всех звуков речи и происходит тогда, когда перечисленные подвижные органы образуют с неподвижными (тв. нёбом и зубами) смычки и щели между собой.

2. Естественно, нарушения артикуляции звуков приводят к их дефектному произношению (НЗП),
а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

Слайд 15Нарушения мелкой моторики пальцев рук
Пальцы малоподвижны.
Движения пальцев рук отличаются неточностью

или несогласованностью.

Даже пятилетние дети держат ложку в кулаке;
с трудом правильно берут карандаш, кисточку;
не могут застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки.

Связь пальцевой и артикуляционной моторики была подтверждена в конце 20 века исследователями Института физиологии детей и подростков АПН РФ
(А.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина).


Слайд 16Недостаточная сформированность словесно-логического мышления
Проявления:
Испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и

признаков (поэтому с трудом решают математические задачки, не в состоянии отгадать несложные загадки).
«Мебель – это стол, шкаф, телевизор, настольная лампа. ПОЧЕМУ?
У нас в комнате есть»
Суждения детей бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.
«Зимой дома тепло, тому что нет снега»
«Автобус едет быстрее велосипеда – он больше»

Слайд 17Характерологические (личностные) особенности детей с ОНР
На занятиях:
у одних – быстрая утомляемость,

отвлекаемость ; дети вертятся, разговаривают, не воспринимают учебный материал.
Другие – ведут себя тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают.
В процессе общения между собой:
у некоторых детей - повышенная возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы);
другие – вялые, апатичные (не проявляют интереса к играм, к чтению им книжек воспитателем).
Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости.

Слайд 18Наличие сложного симптомокомплекса у детей с ОНР
Проявления:
Системное нарушение речи, которое характеризуется

нарушениями ЗП, ФВ, ССС, ограниченностью словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи и связной речи.
2. Незрелость высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
3. Наличие характерологических особенностей (тихие, спокойные, чрезмерно подвижные, непослушные, впечатлительные, легко ранимые, проявляющие негативизм и др.).
ВЫВОД
Успешная логопедическая работа возможна только при наличии комплексного МПП подхода, который выражается в следующем:
медикаментозное лечение и психотерапия;
логопедическое воздействие специалистов;
максимальная помощь родителей и воспитателей;
нейропсихологическая направленность коррекционной работы, учитывающая весь симптомокомплекс имеющейся у детей недостаточности.

Слайд 21Логопедические заключения
(дошкольный возраст)

ОНР I уровня, на фоне моторной алалии.

ОНР I уровня,

на фоне моторной алалии, с синдромом дизартрии.

(младший школьный возраст, N)

Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью фонетико-фонематической и (или) лексико-грамматической стороны речи.

(младший школьный возраст, интеллектуальные нарушения)

Несформированность языковых средств общения на фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи.


Слайд 22ОНР I уровня
Основные задачи:
Формирование мотивационной основы речевой деятельности
Воспитание речевой и психической

продуктивной активности ребёнка
Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)
Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению
Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога)
Совершенствование неречевых процессов.

Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи, неправильное произношение допустимо.

Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы.

Слайд 23ОНР I уровня
Направления работы:
Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам «Игрушки», «Части

тела и лица», «Предметы обихода», «Животные». Основные приемы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос (после знакомства с предметом: «Покажи, где..?»)
Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.
Совершенствование понимания обращенной речи. Необходимо дать знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание до предикативного уровня

Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения различных невербальных (без использования слов) заданий:
Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний);
Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года;
Понятие об основных цветах;
Понятие о форме;
Слуховое внимание и восприятие (Где спрятался колокольчик?);
Совершенствование памяти (Чего не стало?);
Мыслительные операции (Четвертый лишний, Разрезные картинки, Доски Сегена);


Слайд 24ОНР I уровня
Активизация речевого подражания начинается с подражания действиям, движениям, интонации. Рекомендуется использовать

потешки, пальчиковую гимнастику, двигательно-речевые миниатюры.

Формирование доступного активного словаря. Вызываются звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же возможности комбинировать слова во фразу.


Результат: расширение кругозора и представлений об окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне диалог, первые попытки комбинирования слов, владение элементарным активным словарем.

Слайд 25ОНР II уровня
 Основные задачи:
1. Формирование фразовой речи на основе усвоения грамматических

категорий и расширения словаря
2. Усвоение различных синтаксических моделей
3. Совершенствование неречевых процессов (профилактика ЗПР)
4. В конце второго этапа – совершенствование произносительной стороны речи.

Направления работы:

1. Расширение понимания чужой речи, расширение активного словаря, формирование навыка строить двухсловное предложение. Работа над пониманием чужой речи предполагает узнавание предметов по их описанию, функции.
На доступном словаре сначала в пассиве, а затем в активе начинается разграничение форм единственного и множественного числа существительных, а затем и глаголов (дай мяч/мячи).
Акцент в работе делается на формирование у ребенка предложения из двух слов. Центром предложения является сначала глагол в повелительном наклонении. Дети учатся давать команды игрушкам, маме, другим детям. Акцент делается на ударное окончание (ляля, сидИ/идИ). Когда ребенок успешно использует 8-10 глаголов, к основе наращивают звук [т] (ляля, сиди! – ляля сидит). Появление фразы рассматривается как речевой криз.


Слайд 26ОНР II уровня
Направления работы:
2. Далее идет целенаправленная работа над двусоставным предложением и усвоением

элементарных грамматических форм. На этом этапе не прекращается работа над импрессивной речью – детей учат отличать слава, близкие по звучанию (Покажи, где несут, а где везут?). Продолжается наращивание активного словаря по лексическим темам – разучиваются одно-, дву- и даже трехсложные слова (используется прием отстукивания, отхлопывания, дережирования слов).
Начинается работа над совершенствованием органов артикуляции, речевого дыхания. По возможности уточняется артикуляция звуков раннего онтогенеза.
Начинается распространение простого предложения при помощи вопросно-ответной формы общения с ребенком. Используются вопросы косвенных падежей. Сначала одни вопрос к разным картинка: Что пьет мама? Что пьет папа? Что пьет девочка?далее разные вопросы: Кого кормит мальчик? Чем мама режет хлеб? Обязательно включается противопоставление падежных форм: Мальчик ест суп / думает о супе / облился супом. Первоначально мы обращаем внимание на окончания. По мере овладения системой флексий начинаем уделять внимание предлогам. Постепенно объем предложения расширяется до 5-7 слов, что происходит за счет включения уже отработанных словосочетаний. (У меня нарисовано много грибов)
Когда словарь ребенка достигнет 200-300 слов, можно начинать постановку звуков и их автоматизацию. Параллельно ведется работа над совершенствованием слоговой структуры трехсложных слов.

Слайд 27ОНР II уровня
Направления работы:
3. Предложение с однородными членами начинается с работы над обобщающими

понятиями: В саду растут фрукты: яблоки, груши, сливы. Составление загадок описаний, комментирование действий.
4. Работа над сложным предложением начинается со сложноподчиненного предложения. Используется вопросно-ответная форма (Сначала мама постирала белье, а потом?... Мама взяла зонт почему?) и задания-провокации (сначала я кашу съем, а потом я кашу сварю).


Результат 2го этапа – наличие обиходной речи со стабильными фразами разной степени сложности с частотным словарем, навыками словоизменения, с возможностью произносить 2-3хсложные слова, но со многими ошибками лексико-грамматического и фонетико-фонематического характера.

Слайд 28ОНР III уровня
 Основные задачи:
1. Формирование связной речи
2. Совершенствование навыков словоизменения и

словообразования
3. Коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи
4. Формировании навыков звуко-слогового анализа и синтеза
5. Совершенствование коммуникативных умений и навыков.

Основная задача данного этапа – совершенствование самостоятельной связной речи, то есть главное - научить детей связно, последовательно, фонетически и грамматически верно излагать свои мысли.
Направления работы:
Логопедическая работа направлена как на преодоление пробелов смысловой, так и произносительной сторон языка:
1. Продолжаем целенаправленную работу по коррекции звукопроизношения
2. Совершенствование фонематических процессов, формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте.
3. Продолжается работа по совершенствованию просодической стороны речи, предлагаются игры-драматизации, инсценировки, пересказы по ролям.


Слайд 29ОНР III уровня
Направления работы:
4. Работа над смысловой стороной речи ведется по двум направлениям:
1)

уточнение и обогащение словаря;
2) устранение пробелов грамматики.
По количественным параметрам словарь данной категории детей приближен к возрастной норме, но его качественная сторона по-прежнему грубо нарушена. Акцент делается на приобретение ребенком обобщающих понятий, названий частей, родственные слова. Обиходно-бытовая лексика уже сформирована, но особенное внимание уделяется употреблению приставочных глаголов, подбору глаголов к существительным.. Продолжается работа над словарем прилагательных и наречий. Дети учатся подбирать антонимы и синонимы.

Слайд 30ОНР III уровня
Направления работы:
5. Для работы над связной речь традиционно используются следующие приемы:
-Разучивание

стихотворений и загадок
-Пересказ художественных текстов
-Обучение рассказыванию (первые элементарные рассказы – комментирование действий; рассказы-описания по лексическим темам)
-Рассказ по серии сюжетных картин
-Рассказ по сюжетной картине.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика