Формирование и рациональная организация здорового образа жизни презентация

Содержание

ГБОУ ВПО АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАФЕДРА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Лекция № 1  Формирование и рациональная организация здорового образа жизни

Слайд 1
Темы практических занятий и лекций для студентов 3 курса лечебного факультета

дисциплины по выбору: «Основы здорового образа жизни».
 
Темы занятий:
1.Рациональная организация образа жизни. Формирование здорового образа жизни. Здоровье как медицинская и социальная категория.
2.Двигательная активность и здоровье. Место и роль физической культуры в здоровом образе жизни.
3.Значение рационального питания в системе здорового образа жизни. Здоровье и наследственность. Здоровье и иммунитет.
4.Психофизиологические основы здоровья. Пропаганда вопросов психогигиены и психопрофилактики в системе мероприятий по формированию здорового образа жизни. Роль режима труда и отдыха в сохранении здоровья.
5.ЗОЖ и ГВ в профилактике вредных привычек (наркомания, табакокурение, употребление алкоголя, патологический гемблинг).
6.Роль различных средств и систем оздоровления и профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни. Здоровье и наследственность, здоровье и иммунитет.
7.Цель, задачи и основные направления деятельности врача по ГВ и пропаганде ЗОЖ.

 Темы лекций:
1.Формирование и рациональная организация здорового образа жизни.
2.Двигательная активность и здоровье.
3.Пропаганда основ гигиены питания.
4.Гигиенические аспекты режима труда и отдыха в сохранении здоровья;
5.ЗОЖ и ГВ в профилактике вредных привычек.
6.Пропаганда вопросов психогигиены и психопрофилактики в системе мероприятий по формированию здорового образа жизни. Роль врача в пропаганде ЗОЖ.
7.Средства и системы оздоровления и профилактики. Наследственность и здоровье.

Слайд 2ГБОУ ВПО АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ

МЕДИЦИНЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ



Лекция № 1
 Формирование и рациональная организация здорового образа жизни




Лектор: доцент  кафедры
профилактической медицины
и здорового образа жизни
к.м.н. Дорфман Юлий Робертович

 


Слайд 3В настоящее время, проблема и необходимость формирования здорового образа жизни стала

более актуальна. Это связано с тем, что глобальная урбанизация, плохая экология, развитие технического прогресса, который способствует меньшей активности человека, угрозы техногенного характера и множество других негативных факторов с каждым днем все больше вредят организму человека.
Органы здравоохранения и государственные структуры активно пропагандируют здоровый образ жизни, однако результатов пока достигнуто мало. Дело в том, что для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) необходима личная мотивация каждого индивида, а также возможность его реализации как в материальном плане, так и в плане социальной оценки.




Слайд 4В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым

следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни.
 Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным.
Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, само-ограничительным.
В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ — это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов.

Слайд 5На сегодняшний день здоровый образ жизни (ЗОЖ) не имеет единого четкого определения. Однако

в общих чертах его можно свести к следующим понятиям:
Здоровый образ жизни – это поведенческий образ жизни направленный на повышение иммунитета, профилактику болезней, укрепление здоровья.
Здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни» включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

Здоровый образ жизни  – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.



Слайд 6 По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от

образа жизни человека, на 20-23% — от наследственности, на 20-25% — от состояния окружающей среды (экологии) и на 8-12% — от работы национальной системы здравоохранения.
Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).


Слайд 7Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и

стиль жизни.

Уровень жизни – количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и др. Уровень жизни – это, в первую очередь, экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных ценностей.
Качество жизни – категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации.
Стиль жизни – особенности поведения конкретного человека или группы людей. Стиль жизни – это признак индивидуальности, самостоятельности, способность построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни.


Слайд 8По современным представлениям в понятие "здоровый образ жизни" входят следующие составляющие:
Рациональная

организация трудовой (учебной) деятельности;
Правильный режим труда и отдыха;
Рациональная организация свободного времени;
Оптимальный двигательный режим;
Рациональное питание;
Соблюдение правил личной гигиены, закаливание;
Соблюдение норм и правил психогигиены;
Сексуальная культура, рациональное планирование семьи;
Профилактика аутоагрессии;
Контроль за своим здоровьем.


Слайд 9Для чего нужен здоровый образ жизни?
Для выполнения всех бытовых и общественных

функций в оптимальном режиме для человека.
Для сохранения и укрепления здоровья.
Для воплощения социальных, психоло-гических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности.
Для продления рода и достижения активного долголетия.


Слайд 10Какие же мотивации лежат в основе формирования стиля здоровой жизни?
1. Самосохранение.

Если человек знает, что какое-то действие угрожает жизни, он это действие не совершает. Например, человек, который хочет жить, никогда не пойдет по железнодорожному пути, навстречу мчащемуся поезду. Если человек выяснил, что на яичный белок у него развивается аллергическая реакция, он не будет есть яйца. Мотивация: "Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни".
2. Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Например, жители Крайнего Севера едят сырую замороженную рыбу, так как она обеспечивает наиболее полноценное сбалансированное питание. Другой пример: ребенка с детства обучают гигиеническим навыкам, что продиктовано гигиеническими, этическими и эстетическими требованиями. Мотивация: "Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других".


Слайд 11Какие же мотивации лежат в основе формирования стиля здоровой жизни?
3. Получение

удовольствия от самосовершенствования. Мотивация: "Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство". Например, водные процедуры за счет изменения кровообращения вызывают приятные ощущения.
4. Возможность для самосовершенствования. Мотивация: "Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы".
5. Способность к манёврам. Мотивация: "Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в обществе и свое местонахождение". Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую.
6. Сексуальная реализация. Мотивация: "Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии".
7. Достижение максимально возможной комфортности. Мотивация: "Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство".


Слайд 12
Академик Н.М.Амосов определил: "Чтобы стать здоровым, нужны собственные

усилия, постоянные и значительные".
Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.
В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.


Слайд 13РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБРАЗА ЖИЗНИ)
Рациональная организация жизне-деятельности есть система жизни данного

конкретного человека, которая с учетом необходимых и возможных условий обеспечивает ему высокий уровень здоровья и благополучия в сферах социального, профессионального, семейного и культурного бытия.

Целью рациональной организации жизнедеятельности является наиболее эффективное использование методов и средств сохранения и укрепления здоровья в режиме конкретных условий жизни для максимально полной реализации возможностей человека в личной и общественной сферах деятельности.



Слайд 14Рациональная организация жизнедеятельности должна строиться с учетом всего многообразия индивидуальных гено-

и фенотипических, возрастных, половых и т. д. особенностей данного человека, и, с этой точки зрения, она будет пригодна лишь для данного индивидуума. С другой стороны, такая организация должна служить максимально полной реализации возможностей человека.

Учет профессиональных факторов при формировании рациональной жизнедеятельности предполагает, что выполнение человеком своих профессиональных функций часто сопряжено:
с определенным временным режимом работы;
с длительным поддержанием высокого уровня психоэмоционального напряжения;
с необходимостью выполнения однообразных движений или поддержания статических, неблагоприятных для здоровья поз;
с увеличением нагрузки на мозг при снижении двигательной активности (гиподинамии и т. д.).


Слайд 15Учет социальных факторов предполагает, что данный человек является членом общества, принадлежит к

определенной социальной группе и имеет ряд определенных социальных притязаний. Поэтому задачей рациональной организации его жизнедеятельности должно быть сохранение высокого уровня жизнеспособности человека в соответствии с его социальным статусом и уровнем объективно обоснованных социальных притязаний.
Учет семейно-бытового статуса человека определяется тем обстоятельством, что данный человек имеет в своей семье определенные права и обязанности, обусловленные сложившимися здесь взаимными отношениями, традициями и обычаями, включающими режим дня и питания, воспитание детей, распределение обязанностей и т. д. Поэтому задачей рациональной организации его жизнедеятельности должно быть максимально полное обеспечение функций человека в семье как ребенка, супруга или родителя.
Учет уровня культуры человека предполагает, что организация его жизнедеятельности должна определяться его собственным отношением к проблеме здоровья, его приоритетами в ее решении. В связи с этим задачей рациональной организации его жизнедеятельности должно быть формирование культуры здоровья, здоровых потребностей и привитие навыков здорового образа жизни.


Слайд 16При характеристике здорового образа жизни было отмечено, что он включает в

себя такие компоненты, как оптимальный двигательный режим, психофизиологическая регуляция, рациональное питание, тренировка иммунитета, закаливание, отказ от вредных привычек, психосексуальная и половая культуры и валеологическое саморазвитие.

Что касается правильно организованного отдыха, то в условиях умственного и физического труда или спортивной деятельности отдыху помогает движение, то есть рационально для быстрого восстановления работоспособности применять активный отдых. Еще И.М. Сеченов установил, что смена работающей руки ускоряет восстановление работоспособности руки утомленной. На этом основана производственная гимнастика, проводимая в перерывах между работой и позволяющая продуктивно трудиться вторую половину рабочего дня.


Слайд 17Формирование установки на ЗОЖ лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных

программ, направленных на повышение здоровья общества.
Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения (особенно учреждений первичной медико-санитарной помощи), центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т. д.
Установка на ЗОЖ должна формироваться по следующим направлениям:
усиление и создание положительного в образе жизни;
преодоление, уменьшение факторов риска.
Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Вот почему, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни.

Слайд 18В этом нет ничего удивительного, так как здоровый образ жизни предполагает,

с одной стороны, отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.), а с другой — постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни.

Слайд 19В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать

человека в его стремлении, обеспечить его необходимыми консультациями (так как в этот период он постоянно испытывает дефицит знаний в различных аспектах обеспечения здорового образа жизни), указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т.п.
Здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление здоровья: рациональное питание; физическая активность; закаливание; отсутствие вредных привычек; умение выходить из стрессовых состояний (например, владение методиками аутотренинга); высокая медицинская активность (своевременность прохождения медосмотров, своевременность обращения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации); умение оказать первую помощь при внезапных заболевания, травмах и т. д.

Слайд 20Основы формирования здорового образа жизни

У каждого человека должна быть своя система

здоровья как совокупность обстоятельств образа жизни, которые он реализует.
Отсутствие своей системы здоровья рано или поздно приведет человека к болезни и не даст ему возможности реализовать заложенные в него природой задатки.
Человек столь совершенен, что не только поддержать необходимый уровень здоровья, но и вернуться в него из болезни можно практически из любого состояния; но с прогрессированием болезни и с возрастом это требует все больших усилий. Как правило, человек прибегает к этим усилиям, если у него есть жизненно важная цель, мотивация, которые у каждого человека свои.
Основными особенностями программы здоровья должны быть:
добровольность;
затрата некоторых физических и других сил;
ориентация на постоянное повышение своих физических, психических и других возможностей.
Создание своей системы здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь.

Слайд 21Понятно, что для выработки «своей» системы человек перепробует различные средства и

системы, проанализирует их приемлемость для него и эффективность, отберет лучшее.
В реализации программы здорового образа жизни, в организации перехода к нему в зависимости от индивидуальных особенностей человек может выбрать различные варианты.
Для тех, кто любит соблюдать четкий жизненный график — это жесткая последовательность действий, расписанная досконально но мероприятиям и времени. Поэтому все действия, направленные на обеспечение здоровья, — физические упражнения, гигиенические процедуры, время приема пищи, отдых и т.д. — жестко вписываются в режим дня с точным указанием времени.

Слайд 22
Для привыкших ставить перед собой конкретные цели и добиваться их —

четкое разделение по этапам перехода с планированием каждого этапа, его промежуточных и конечных целей. В этом случае появляется технология внедрения программы в жизнь: с чего и когда начать, как организовать питание, движение и т.д. Поэтапное внедрение программы позволяет уточнить цели и задачи каждого этапа, его длительность в соответствии с состоянием своего здоровья, формы контроля, конечный для этапа результат и пр. Выполнение поставленных на этап задач позволяет перейти к следующему этапу. То есть этот вариант не ставит жестких условий на каждый данный период времени, однако позволяет целеустремленно продвигаться к переходу к здоровому образу жизни.

Слайд 23Для привыкших к комфорту и лени — мягкое приближение к желаемому.

Этот вариант не заставляет четко планировать распорядок дня или этапы, но принявший его человек считает, что любое оздоровительное мероприятие — уже лучше, чем ничего (сделать хотя бы иногда, хоть один раз в неделю). То есть предпосылкой такого подхода является тезис: важно начать (например, можно начать только с утренней гигиенической гимнастики; потом можно будет отказаться и от утренней сигареты... Потом — постараться пройти пешком на работу...). Такой вариант особенно подходит человеку, который не может резко изменить свой жизненный уклад и отказаться от комфортных привычек.

Слайд 24Для самых инертных — максимальное вписывание программы в привычный распорядок дня.

Особенно она подходит для лиц среднего и старшего возрастов, которые, с одной стороны, уже втянулись в привычные условия жизнедеятельности и им тяжело от них отказаться, а с другой — они обременены социальными, бытовыми, личностными, профессиональными проблемами и испытывают постоянный дефицит времени. Последнее обстоятельство для них является удобным поводом для того, чтобы объяснить нежелание перейти на здоровый образ жизни. В таком случае элементы последнего они могут включать в привычный режим (например, часть пути на работу пройти пешком; если не появилось ощущение голода, то сэкономить время на пропуске приема пищи; утром умыться холодной водой и т.д.). Для реализации такого варианта прежде всего следует критически проанализировать свой режим дня и жизни и найти те «ниши» в них, в которые можно было бы встроить такие элементы.

Слайд 25Взвесив свои возможности, особенности своей жизнедеятельности, резервы свободного времени, состояние здоровья,

поставив цель и задачи перехода к здоровому образу жизни, следует выбрать из перечня указанных тот вариант программы, по которому человек собирается работать. Важно лишь, чтобы при ее реализации он был уверенным в себе, настойчивым и последовательным, систематически анализируя свое состояние и внося соответствующие коррективы в образ жизни. Несомненно, что все это даст свои результаты и в отношении эффективности и продуктивности жизнедеятельности человека, и в уровне и динамике его здоровья.
Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями как во времени, так и по траектории, но это не имеет принципиального значения — важен конечный результат.

Слайд 26Эффективность же здорового образа жизни для данного человека можно определить по

ряду биосоциальных критериев, включающих:
Оценки морфофункциональных показателей здоровья:
уровень физического развития;
уровень физической подготовленности.
Оценки состояния иммунитета:
количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
при наличии хронического заболевания — динамику его течения.
Оценки адаптации к социально-экономическим условиям жизни:
эффективность профессиональной деятельности;
активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;
широту и степень проявления социальных и личностных интересов.
Оценки уровня валеологических показателей:
степень сформированности установки на здоровый образ жизни;
уровень валеологических знаний;
уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;
умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Слайд 27Какие же конечные результаты обеспечивает в своей совокупности следование условиям здорового

образа жизни, ради чего стоит подвергать себя тому режиму ограничения и нагрузок, который лежит в его основе? Проанализировав приведенные ниже положения, каждый человек сам может сделать для себя вывод стоит ли жить каждый день «на полную катушку», в свое удовольствие, зная о последствиях такого поведения для здоровья и самой жизни, или через воспитание здоровых потребностей и заботу о своем здоровье как главной жизненной ценности обеспечить себе долгую, здоровую и счастливую жизнь.

Слайд 28Итак, здоровый образ жизни:
положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов

риска, заболеваемость и как результат уменьшает затраты на лечение;
способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;
обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;
является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;
обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе — высокий материальный достаток;
позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;
обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

Слайд 29СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика