Физиология сенсорных систем презентация

Содержание

На что способен наш мозг...

Слайд 1Общая физиология сенсорных систем
Лекция 12ред


Слайд 2На что способен наш мозг...


Слайд 3 На что способен наш мозг! Читайте текст до конца, не обращая внимание

на то, что он как-то не так выглядит... Из исслднеовиай агнлйксиих унёычх селудет, что сошвнерено вёс-рнаво в ккаом пкоярде сотят бвкуы в совле, смаое гавлоне,что перавя и псоленядя бквуы длжоны соттяь на свиох мсеатх. Оталсьное мжеот бтыь ернуодй и ты смжоешь эот порчтиать. Птомоу-что мы чтаием солво цлекиом, а не бквуа за бквуой.

Слайд 4Если что-то крутиться - тебе нужен отпуск!!! Посмотри внимательно на каждый круг

в отдельности – он стоит на месте!

Слайд 5Посмотри внимательно на картинку..Что ты видишь? Прочитай ниже объяснение!
Исследования показали, что маленькие

дети не могут различить эту пару, т.к. у них в памяти не заложена ещё эта aссоциация.
Дети видят девять делфинов!

Это тест на испорченность твоего воображения :)
Если ты в течении 3 секунд так и не нашёл этих дельфинов, то читай пару строчек выше :)

Слайд 6Опять всё крутится? А если поглядеть внимательно, то нет.


Слайд 7Или да?..


Слайд 8Или нет?...


Слайд 9Красные линии параллельны друг другу!


Слайд 10Что ты видишь - спираль или просто круги?


Слайд 11Смотри только на крест. Через какое-то время бегущий кружок будет зелёным!
Если

и дальше продолжать смотреть на крест, то вскоре все лиловые кружки исчезнут, останется только бегущий зелёный...

Который на самом деле лиловый :)

Слайд 12Смотри только на точку. Подвигай при этом головой вперёд-назад...


Слайд 13И наилучшее как всегда в конце...


Слайд 14Инструкция: 1. Смотреть в течении 40 секунд на 4 точки в центре

картинки 2. Затем посмотреть на ровную, желательно, белую поверхность (стена, лист бумаги) 3. Сначала у вас перед глазами появится белое пятно, которое сформируется в портрет. Ну и кто на этом портрете?

Слайд 15Конец


Слайд 16Информация, поступающая в мозг, необходима для простых и сложных рефлекторных актов

вплоть до психической деятельности человека.
И. М. Сеченов писал, что «психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения».
Переработка сенсорной информации может сопровождаться, но может и не сопровождаться осознанием стимула.

Слайд 17Однако человека по его сенсорному оснащению вовсе не следует считать венцом

творения:
он не видит ультрафиолетового излучения и поляризованного света, как насекомые;
не слышит ультразвук и не пользуется им для эхолокации, как летучие мыши и дельфины.

Слайд 18
Окружающие предметы и явления не всегда представляются нам такими, какие они

есть в действительности.
Мы не всегда видим и слышим то, что происходит на самом деле. –– П. Линдсей, Д. Норман

Слайд 20
«Я думаю, иль кто-то мыслит мной…»


Слайд 21Предмет изучения

Субъективная сенсорная физиология

Объективная сенсорная физиология.


Слайд 22Субъективная сенсорная физиология
Пытаясь на основе субъективных ощущений и восприятий разобраться в

работе сенсорных органов, мы вступаем в область субъективной сенсорной физиологии.

Слайд 23Объективная сенсорная физиология
Специфичность сенсорных органов.
Структура сенсорных органов как основа их специфичности.
Реакция

сенсорных органов на различные виды стимулов.
Закон «специфических сенсорных энергий» - ощущения определяются не стимулом, а раздражаемым сенсорным органом.

Слайд 24Среди раздражителей, действующих на организм, улавливаются и воспринимаются лишь те, для

восприятия которых есть специализированные образования.
Такие раздражители называют сенсорными стимулами , а сложноорганизованные структуры, предназначенные для их обработки – сенсорными системами .
Сенсорные сигналы различаются модальностью , т.е. той формой энергии, которая свойственна каждому из них.

Слайд 25Выделяется пять органов чувств:
1 – орган осязания (кожа)
2 – орган вкуса

(язык)
3 – орган обоняния (нос)
4 – орган зрения (глаз)
5 – орган слуха и равновесия (ухо)

Слайд 26Строение сенсорной системы


Слайд 27Сенсорная система (анализатор,по И.П. Павлову)– часть нервной системы, состоящая из воспринимающих

элементов –рецепторов– получающих стимулы из внешней или внутренней среды, нервных путей, передающих информацию от рецепторов в мозг, и тех частей мозга,которые перерабатывают эту информацию.
Сенсорная система вводит информацию в мозг и анализирует ее.
Работа любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами внешней для мозга физической или химической энергии, трансформации ее в нервные сигналы передачи их в мозг через цепи нейронов.
Процесс передачи сенсорных сигналов сопровождается многократным их преобразованием и перекодированием и завершается высшим анализом и синтезом(опознанием образа), после чего формируется ответная реакция организма.

Слайд 28
Анализатор (по Павлову) включает в себя три отдела:
I – периферический,
II

– проводниковый,
III – центральный

Слайд 29Общие принципы строения сенсорных систем
многослойность, т. е. наличие нескольких слоев нервных клеток,

первый из которых связан с рецепторами, а последний —с нейронами моторных областей коры большого мозга.
многоканальность сенсорной системы, т. е. наличие в каждом слое множества (от десятков тысяч до миллионов) нервных клеток, связанных с множеством клеток следующего слоя.
разное число элементов в соседних слоях, что формирует «сенсорные воронки». Так, в сетчатке глаза человека насчитывается 130 млн фоторецепторов, а в слое ганглиозных клеток сетчатки нейронов в 100 раз меньше («суживающаяся воронка»).

Слайд 30Основные функции сенсорной системы
Сенсорная система выполняет следующие основные функции, или операции,

с сигналами:
1) обнаружение;
2) различение;
3) передачу и преобразование;
4) кодирование;
5) детектирование признаков;
6) опознание образов.
Обнаружение и первичное различение сигналов обеспечивается рецепторами, а детектирование и опознание сигналов — нейронами коры больших полушарий. Передачу, преобразование и кодирование сигналов осуществляют нейроны всех слоев сенсорной системы.


Слайд 31Общие свойства анализаторов
Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям.
Наличие дифференциальной чувствительности.
Адаптация,

то есть способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя.
Тренируемость анализаторов.
Способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. (последствие)
Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования


Слайд 32Адаптация


Слайд 33Сенсорные системы можно классифицировать на несколько групп. (по характеру раздражителей)
1 –

механические (тактильная, болевая, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы, барорецептивный отдел висцеральной сенсорной системы),
2 – химические (вкусовая, обонятельная сенсорные системы, хеморецептивный отдел висцеральной сенсорной системы),
3 – световые (зрительная сенсорная система),
4 – звуковые (слуховая сенсорная система),
5 – температурные (температурная сенсорная система).

Слайд 34Сенсорные органы (категория ошущений)
Экстерорецепторы-органы и рецепторы, стимулированные окружающей средой.
Проприорецепторы- вестибулярный аппарат,

органы оценки длины мышц.
Интерорецепторы –от внутренних органов.

Слайд 35Все раздражители независимо от их модальности подразделяются на адекватные и неадекватные.


Адекватность раздражителя проявляется в том, что его пороговая интенсивность значительно ниже по сравнению с неадекватными раздражителями, например воздействие светового и механического стимулов на рецепторы глаза.

Слайд 36Сенсорная система способна проводить импульсы от рецепторов в высшие отделы ЦНС

по нескольким путям.
Основной путь сенсорной системы состоит из пяти звеньев:
1 – рецептор (на периферии),
2 – чувствительный нейрон (в ганглиях),
3 – второй нейрон (в спинном мозге),
4 – третий нейрон (в таламусе),
5 – четвертый нейрон (в конкретной проекционной зоне коры).

Слайд 38Все рецепторы делятся на первично-чувствующие и вторично-чувствующие.
К первым относятся рецепторы

обоняния, тактильные и проприорецепторы.
Они различаются тем, что преобразование энергии раздражения в энергию нервного импульса происходит у них в первом нейроне сенсорной системы.
К вторично-чувствующим относятся рецепторы вкуса, зрения, слуха, вестибулярного аппарата.
У них между раздражителем и первым нейроном находится специализированная рецепторная клетка.

Слайд 40Рецепторный и генераторный потенциалы
Трансдукция-изменение проницаемости мембраны рецептора.
«Рецепторный потенциал»- изменение потенциала мембраны.
Генераторный

потенциал- потенциал действия в афферентных нервных волокнах.

Слайд 44Механизмы выделения медиаторов -хеморецепторы


Слайд 45хеморецепторы


Слайд 46
Совокупность рецепторов, сигналы которых поступают на данный нейрон, называют его рецептивным

полем.
Рецептивные поля соседних нейронов частично перекрываются.

Слайд 47Рецептивным полем называется совокупность точек на периферии, с которых периферические стимулы

влияют на данную нервную клетку .

Рецептивное поле


Слайд 48Кодирование информации
В сенсорной системе сигналы кодируются двоичным кодом, т. е.

наличием или отсутствием электрического импульса в тот или иной момент времени.

Слайд 49Любой сенсорный сигнал, независимо от своей модальности, преобразуется в рецепторе в

определенную последовательность (паттерн потенциалов действия).
Организм различает виды раздражителей только благодаря тому, что сенсорные системы обладают свойством специфичности, т.е. реагируют только на определенный вид раздражителей.

Слайд 50Принцип кодирования информации


Слайд 51
По ходу сенсорных путей происходит обработка информации, в основе которой лежит

интегративная деятельность нейрона.
Окончательная обработка сенсорной информации происходит в таламусе и коре больших полушарий.

Слайд 52Кодирование пространственной локализации
Организм может достаточно точно определять локализацию многих раздражителей в

пространстве.
Механизм определения пространственной локализации раздражителей основывается на принципе соматотопической организации сенсорных путей.

Слайд 53Принцип двойственности проекций
Нервные импульсы от каждой сенсорной системы передаются в кору

по двум принципиально различным путям:
специфическому (мономодальному)
неспецифическому (мультимодальному).

Слайд 54Мономодальный путь
Все специфические сенсорные пути проходят через ядра таламуса и заканчиваются

в первичных проекционных зонах коры.
Специфические сенсорные пути обеспечивают начальную обработку сенсорной информации и проведение ее в кору больших полушарий.

Слайд 55Мультимодальный путь
На нейронах неспецифического пути конвергируют нейроны разных сенсорных модальностей (мультимодальная

конвергенция).
В неспецифическом сенсорном пути происходит интегрирование информации от всех сенсорных систем организма.

Слайд 56Принцип нисходящего контроля.
Нейроны, входящие в состав сенсорных путей, находятся под нисходящим

контролем вышележащих отделов ЦНС.
Такие связи позволяют блокировать передачу сигналов в сенсорных системах.
Предполагается, что этот механизм может лежать в основе явления избирательного внимания.

Слайд 57
Дифференциальный порог – минимальная величина, на которую один стимул должен отличаться

от другого, чтобы эта разница ощущалась человеком

Слайд 59Варианты дифференциальных порогов
У женщин гораздо более высокий уровень цветоощущения,
в 10

раз острее обоняние, чем у мужчин.
Музыканты способны слышать звучание каждого инструмента в оркестре.
Художники различают многие десятки оттенков цвета.
Дегустаторы способны точно определять сорт вина, сроки его выдержки и год урожая винограда.
Дети, страдающие бронхиальной астмой способны слышать звуки частотой до 30000 Гц, тогда как у обычного человека верхним порогом слуховых ощущений является 20000 Гц.

Слайд 60
Абсолютный порог – наименьший по интенсивности стимул, способный вызвать определенной ощущение.



Слайд 62Адаптивные свойства сенсорных систем
У слепых резко обостряются слух и кожная чувствительность.


У глухих обостряется зрение.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика