Слайд 1
Лекция 3.
Организация двигательного режима и закаливающих процедур в дошкольном образовательном учреждении
Часть
2.
Физиологическая сущность, средства и принципы закаливания.
Виды закаливания и методика их проведения.
Слайд 2Определение понятия «закаливание»
Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным
влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.
Закаливание – важнейший профилактический фактор.
Слайд 3Физиологическая сущность закаливания -
– широкое физиологическое воздействие на
организм: у ребенка вырабатывается быстрая реакция на температурные, климатические изменения, повышается количество гемоглобина, улучшаются иммунологические свойства, ребенок менее подвержен заболеваниям, легче справляется с ними.
Применение отрицательных раздражителей (холодного воздуха, воды, солнца) в малых дозах способствует выработке общей защитной реакции организма.
Закаливание приводит к тому, что ответная реакция организма становится более экономной, сводится к максимально быстрому изменению просвета сосудов, что обеспечивает поддержание необходимой температуры в организме, его нормальную жизнедеятельность.
Слайд 4Принципы проведения закаливания
Систематичность (систематическое проведение процедур, без перерывов; первый эффект проявляется
через 3 месяца от начала процедур; при прекращении процедур выработанные условные рефлексы быстро угасают)
Постепенность (постепенное увеличение силы закаливающего воздействия с учетом самочувствия ребенка)
Учет индивидуальных особенностей (возраст, состояние здоровья, условия жизни, индивидуальные особенности организма ребенка)
Проведение закаливающих процедур только при положительной реакции ребенка
Слайд 5Требования к организации закаливания
Комплексная оценка здоровья ребенка, учет противопоказаний:
Менее 5 дней
после выздоровления или профилактической прививки
Менее 2 недель после обострения хронического заболевания
Острые заболевания, сопровождающиеся повышением температуры тела, острые желудочно-кишечные расстройства, обширные поражения кожи
Высокая температура в вечерние часы
Отсутствие полного контакта и сотрудничества с семьей
Протест и страх ребенка, повышение возбудимости, раздражительности, жалобы на усталость, ухудшение сна
Температура окружающего воздуха ниже нормы
Слайд 6Требования к организации закаливания
2. Определение группы закаливания
Основная группа (практически здоровые дети,
с функциональными отклонениями в состоянии здоровья при условии, что они уже закаливались ранее)
Ослабленная группа (дети с функциональными отклонениями, впервые приступающие к закаливанию, часто болеющие, с хронической патологией, после длительной болезни)
3. Определение типа и дозировки закаливания, выбор адекватного метода
4. Корректное проведение закаливающих процедур