Эмбриогенез, анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Функциональные особенности системы легких презентация

Содержание

Дыхательная система

Слайд 1Практическое занятие по теме:
Кафедра пропедевтики детских болезней
«Эмбриогенез, анатомо-физиологические особенности органов дыхания

у детей.
Функциональные особенности системы легких. Возрастные особенности этапов дыхания у детей»

Слайд 2Дыхательная система


Слайд 4В развитии легких различают 3 стадии:
1 стадия – железистая (5 нед.

- 4 мес.)
2 стадия – каналикулярная - (4 - 6 мес.)
3 стадия - альвеолярная (с 6 мес. до рождения)

Слайд 5На 1 стадии формируется система воздухоносных путей и бронхиальное дерево, зачаток

легких напоминает трубчатую железу.

2 стадия – происходит завершение формирования бронхиального дерева и образование респираторных бронхиол.

3 стадия - образуются альвеолярные ходы и мешочки, формируется гладкая мышечная ткань, хрящевые ткани бронхов и капиллярная сеть.


Слайд 7В эмбриогенезе альвеолы - спавшиеся. После рождения, при первом вдохе, они

заполняются воздухом.
У здорового новорожденного не расправлены только придиафрагмальные отделы легких.

У недышавшего ребенка все альвеолы спавшиеся.

Слайд 8Судебно-медицинская диагностика времени наступления смерти ребенка:
если легкие тонут в воде, то

они не содержат воздуха; если же легкие не тонут в воде - значит, смерть наступила после рождения.

Слайд 9В развитии легких можно выделить
следующие периоды:

от рождения до 2 лет,

когда происходит интенсивный рост альвеол;
от 2 до 5 лет, когда интенсивно развивается эластическая ткань, формируются бронхи с перибронхиальными включениями легочной ткани;

3) от 5 до 7 лет окончательно формируются функциональные способности легких;

4) от 7 до 12 лет, когда происходит дальнейшее увеличение массы легких за счет созревания легочной ткани.

Слайд 10Система органов дыхания
Система органов дыхания состоит из двух частей: верхние и

нижние дыхательные пути;
Границей между двумя отделами служит нижний край перстневидного хряща.
Верхние дыхательные пути включают придаточные пазухи носа, полость носа, глотки, Евстахиеву трубу и другие части;
Нижние дыхательные пути включают трахею, бронхи, бронхиальные и альвеолярные капилляры.



Слайд 11 Узкий просвет
Недостаточное развитие мышечной и эластической тканей бронхов
Значительное

развитие интерстициальной ткани
Недостаточная коллатеральная вентиляция
Гиперпродукция слизи
Преобладание гелевого слоя секрета
Низкий уровень IgA

Особенности дыхательных путей у детей раннего возраста


Слайд 12Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей


Слайд 13Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей


Слайд 14Особенности течения заложенности носа у грудных детей

Преобладают симптомы общей

интоксикации.

С развитием заболевания дыхание через нос прекращается, а дыхание через рот сопровождается заглатыванием воздуха.

В результате при кормлении нарушается акт сосания.

Нарушение дыхания приводит к повышению внутричерепного давления и раздражению мозговых оболочек.



Слайд 15Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей


Слайд 16Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей


Слайд 17Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей


Слайд 18Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей


Слайд 19Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей


Слайд 20Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей


Слайд 21Особенностью легких у детей является незрелость альвеол, они имеют небольшой объем.

Это компенсируется учащением дыхания: чем младше ребенок, тем более поверхностное у него дыхание.
Частота дыхания у новорожденного равна 60, у подростка уже 16-18 дыхательных движений в 1 минуту.
Завершается развитие легких к 20 годам.

Слайд 22Функциональные особенности системы дыхания
Эффективность функции внешнего дыхания зависит от трёх процес­сов:


вентиляции альвеолярного пространства,
интенсивности капил­лярного кровотока (перфузии).
диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану.


Слайд 23Диффузия происходит вследствие разности парциального давления кислорода и углекислого газа в

альвеолярном воздухе и крови.
Кислород путём диффузии из альвеол попадает в лёгочные капилляры и транспортируется по всему телу, растворя­ясь в плазме (около 3%) или соединяясь с Нb (97%).
Транспортная способность крови в значительной степени зависит от концентра­ции Нb (каждый грамм Нb может присоединить 1,34 мл кислорода).

Слайд 24Элиминация углекислого газа с кровотоком происходит нескольки­ми путями: в виде бикарбоната

и ионов водорода или в комбинации с некоторыми плазматическими белками и Нb.
У новорождённых в течение первых дней жизни концентрация Нb выше, чем у взрос­лых, поэтому способность крови связывать кислород у них больше. Это позволяет новорождённому пережить критический период ста­новления лёгочного дыхания.

Слайд 25Большое значение имеет и высокое со­держание у новорождённого HbF, обладающего более

значительным сродством к кислороду, чем дефинитивные Нb взрослого (НbА, НbА2).
После установления лёгочного дыхания концентрация HbF в крови ребёнка быстро уменьшается.
Однако при гипоксии или анемии про­исходит компенсаторное увеличение концентрации HbF.

Слайд 26У здорового доношен­ного новорождённого возможны неустойчивость ритма дыхания и короткие (до

5 с) остановки дыхания (апноэ).
В возрасте до 2 лет (особенно в течение первых месяцев жизни) ритм дыхания может быть непра­вильным, особенно во время сна.
Для детей раннего возраста характерен брюшной тип дыхания.
У мальчиков в дальнейшем тип дыхания не меняется, а у девочек с 5—6-летнего возраста появляет­ся грудной тип дыхания.

Слайд 27ЧДД удобнее подсчитывать за 1 мин во время сна ребёнка.
При

обследовании новорождённых и маленьких детей можно воспользоваться стетоскопом (раструб держат около носа ребёнка).
Чем младше ребёнок, тем выше ЧДД. У новорождённо­го поверхностный характер дыхания компенсируется его высокой частотой.


Слайд 28Возрастные нормы частоты дыхательных движений


Слайд 29ПРАВИЛА ПОДСЧЕТА ЧАСТОТЫ ДЫХАНИЯ
Измерение частоты дыхательных движений не требует каких-либо особенных

навыков или оснащения. Все, что понадобится – это секундомер (или часы с секундной стрелочкой) и соблюдение простых правил.

Ребенок должен находиться в спокойном состоянии и в удобной позе. Если речь идет о детях раннего возраста, то подсчет дыхательных движений лучше проводить во сне. Если такой возможности нет, следует максимально отвлечь испытуемого от проводимой манипуляции. Для этого достаточно взяться за запястье (где обычно определяется пульс) и тем временем подсчитывать частоту дыхания. Следует отметить, что и пульс у детей младше года (около 130-125 ударов в минуту) не должен вызывать опасений - это норма.


Слайд 30ПРАВИЛА ПОДСЧЕТА ЧАСТОТЫ ДЫХАНИЯ
У грудничков настоятельно рекомендуется проводить подсчет частоты дыхания

во время сна, поскольку плач может в значительной степени повлиять на результат и дать заведомо ложные цифры. Положив руку на переднюю брюшную стенку (или просто визуально), вы сможете с легкостью провести данное исследование.
Учитывая, что дыхание имеет свой ритмический цикл, необходимо соблюдать и длительность его подсчета. Обязательно проводите измерение ЧДД в течение целой минуты, а не умножая результат, полученный всего за 15 секунд, на четыре. Рекомендуется провести три подсчета и вычислить среднее значение.


Слайд 31Соотношение ЧДД и ЧСС у здоровых детей на первом году жизни

составляет 3-3,5, т.е. на одно дыхательное движение приходится 3-3,5 сердечных сокращения,
у детей старше года - 4 сердечных сокращения.


Слайд 32РИТМ ДЫХАНИЯ
Ритм дыхания у здорового ребенка не бывает регулярным, дыхание варьирует

как по частоте, так и по глубине. Периодически ребенок производит глубокий вдох, что иногда беспокоит родителей. Считается, что вдохи выполняют антиателектатическую функцию.

Слайд 33ПРИНЯТО РАЗЛИЧАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ ХАРАКТЕРА ДЫХАНИЯ
Эупноэ — спокойное нормальное дыхание.
Диспноэ —

затрудненное, напряженное дыхание с одышкой, иногда с цианозом.
Ортопноэ — затрудненное дыхание, при котором ребенок сидит, опираясь на руки (вынужденное положение сидя с упором на руки). Это положение принимают больные с тяжелым приступом БА или отеком легких для облегчения работы дыхательной мускулатуры.
Тахипноэ — учащенное быстрое дыхание. Частота дыхания возрастает при таких состояниях и обстоятельствах, как высокая окружающая температура, усиленная мышечная работа, возбуждение, лихорадка, заболевания легких с ограничением их поверхности и снижением газообмена.
Брадипноэ - редкое медленное дыхание. Характерно для стеноза дыхательных путей, вызванного крупом, аспирацией инородных тел.
Апноэ — остановка дыхания.


Слайд 34К расстройствам ритма дыхания относятся патологические типы дыхания
Дыхание Чейна—Стокса —

дыхательные циклы постепенно нарастают, а по достижении максимальной для данного периода глубины дыхания происходит постепенное снижение ее до минимальной глубины и переход в паузу, в период паузы больной может терять сознание. Наблюдается при нарушениях кровообращения, кровоизлияниях в мозг, менингитах, опухолях головного мозга, тяжелых интоксикациях, вызванных химическими отравлениями, и др. 
Дыхание Биота — чередование равномерных дыхательных движений и продолжительных пауз, строгая закономерность числа дыханий и продолжительность пауз отсутствуют. Наблюдается при опухолях мозга, менингитах, менингоэнцефалитах, диабетической коме. 
Дыхание Куссмауля характеризуется медленными или быстрыми глубокими дыхательными движениями с вовлечением вспомогательной дыхательной мускулатуры. Основным патологическим процессом, вызывающим этот тип дыхания, является ацидоз: диабетическая кома, ацетонемическая рвота, метаболический ацидоз любого происхождения.


Слайд 35Выделяют следующие формы одышки: инспираторная, экспираторная и смешанная
Инспираторная одышка характеризуется затруднением

вдоха.
При экспираторной одышке выдох совершается медленно, иногда со свистом.
Смешанная одышка - экспираторно-инспираторная - все виды вентиляционных отклонений от нормы, все степени дыхательной недостаточности и другие дыхательные нарушения.


Слайд 36Выделяют следующие формы одышки: инспираторная, экспираторная и смешанная
Инспираторная одышка наблюдается при

обструкции верхних дыхательных путей: крупе, врожденном сужении гортани, инородном теле и др.
При экспираторной одышке грудная клетка приподнята кверху и почти не участвует в акте дыхания. Выдох совершается медленно, иногда со свистом. Наблюдается при бронхиальной астме.
Смешанная одышка.— экспираторно-инспираторная - свойственна бронхиолиту и пневмонии. В это определение включены все виды вентиляционных отклонений от нормы, все степени дыхательной недостаточности и другие дыхательные нарушения.


Слайд 37Аускультация легких


Слайд 42Благодарю за внимание!


Слайд 44ЦИАНОЗ
По степени выраженности цианоза, его локализации, постоянству или нарастанию при крике

или плаче ребёнка можно судить о степени дыхательной недостаточности (чем меньше ра02, тем больше выражен и распространён цианоз).
• Обычно при поражении лёгких цианоз усиливается во время плача, так как задержка дыхания приводит к выраженному снижению ра02.
• Острые расстройства дыхания (стенозирующий ларинготрахеит, инородное тело в бронхе, очень быстро прогрессирующее воспаление лёгких, экссудативный плеврит и т.п.) обычно вызывают общий цианоз.
• Акроцианоз более характерен для хронических заболеваний.

Слайд 45«БАРАБАННЫЕ ПАЛОЧКИ»
Утолщение концевых фаланг указывает на застойные явления в малом кругу

кровообращения, хроническую гипоксию.

Этот симптом характерен для детей, страдающих хроническими заболеваниями легких.

Слайд 46ОСМОТР ЛИЦА
Бледность и одутловатость лица, приоткрытый рот, неправильный прикус нередко бывает

у детей дошкольного и школьного возрастов при аденоидах.

Бледное и пастозное лицо, в том числе и веки (вследствие нарушения оттока лимфы), цианоз губ, набухшие кожные вены, кровоизлияния в конъюнктиву и подкожную клетчатку - нередкие признаки частого или длительного кашля (при коклюше, хронических неспецифических заболеваниях лёгких).

Слайд 47Особое внимание необходимо уделить осмотру носа и носовой полости
Раздувание крыльев носа

(у маленьких детей служит эквивалентом участия вспомогательной мускулатуры в акте дыхания) свидетельствует о дыхательной недостаточности.

Прозрачные слизистые выделения из носа обычно выявляют при остром катаральном воспалении слизистой оболочки дыхательных путей (к примеру, остром рините или гриппе) и аллергическом рините.

Слайд 48
Слизисто-гнойные выделения с примесью крови
(сукровичные выделения) присущи для дифтерии
и

сифилиса.


Кровянистые выделения из одного носового хода
возникают при попадании инородного тела
(косточки, зерна, пуговки и т.д.).

Слайд 49ОСОБЕННОСТИ КРИКА И ИЗМЕНЕНИЯ ГОЛОСА РЕБЁНКА
Крик и болезненный плач - нередкие

признаки отита. Боль (следовательно и плач) усиливается при давлении на козелок, глотании и сосании.


Монотонный крик, прерываемый иногда отдельными более резкими вскрикиваниями, возникает у детей при увеличении внутричерепного давления (к примеру, при менингите, энцефалите).


Слайд 50ОСОБЕННОСТИ КРИКА И ИЗМЕНЕНИЯ ГОЛОСА РЕБЁНКА
Слабый, писклявый крик новорождённого или отсутствие

крика заставляет подумать об общей слабости ребёнка (на фоне заболеваний) или тяжёлой родовой травме.

Носовой оттенок (гнусавость) голоса бывает при хроническом рините, аденоидах, заглоточном абсцессе, парезе нёбной занавески (к примеру, при дифтерии). 

Слайд 51ОСОБЕННОСТИ КРИКА И ИЗМЕНЕНИЯ ГОЛОСА РЕБЁНКА
Сиплый голос или афония (его отсутствие)

могут быть проявлением патологии слизистой оболочки гортани и поражения голосовых связок.

Слайд 52БОЛЬ В ГРУДНОЙ КЛЕТКЕ У ДЕТЕЙ
Боль в грудной клетке у детей наблюдается значительно

реже, чем головная боль или боль в животе.

Боль при дыхании у маленьких детей распознается по внешним проявлениям.

Дети более старшего возраста сами сообщают о ней, хотя и в недостаточном объеме.


Слайд 53Боли в грудной стенке можно классифицировать следующим образом:
постоянная боль;
боль, не

зависящая от дыхания;
боль, возникающая только при дыхании;
постоянная боль, усиливающаяся при дыхании.


Слайд 54БОЛЬ В ГРУДНОЙ КЛЕТКЕ У ДЕТЕЙ
Боль при движениях, не связанных с дыханием,

обусловлена поражением позвонков, ребер и мышц. Если подобная боль возникает и при дыхании, во время кашля, чиханья или смеха, то помимо указанной патологии следует думать о поражении плевры.

Дети описывают свои болевые ощущения неполно и неточно, поэтому для них решающее значение имеют объективные методы исследования и их последовательное проведение: тщательный осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, рентгенологическое исследование, общий анализ крови, туберкулинодиагностика.


Слайд 55КАШЕЛЬ
Грубый лающий кашель бывает при катаральном воспалении слизистой оболочки гортани (при

истинном и ложном крупе).
Мучительный сухой кашель, усиливающийся при разговоре и крике ребёнка, наблюдают в начальных стадиях бронхита, а также при трахеитах.
При разрешении бронхита кашель становится влажным, начинает отделяться мокрота.
При поражении плевры и плевропневмонии возникает болезненный короткий кашель, усиливающийся при глубоком вдохе.

Слайд 56ПСИХОГЕННЫЙ КАШЕЛЬ
Повышенная тревожность матери, концентрация и внимание на респираторных симптомах могут

быть причиной кашлевого рефлекса у ребенка.
У таких детей возникает серия сухих, громких кашлевых толчков в ситуациях, когда они хотят привлечь внимание или добиться своих целей; на приеме они кашляют до осмотра, резко переставая кашлять после того, как тревожное ожидание неприятностей, связанных с осмотром, сменяется успокоением.
Новый приступ кашля можно спровоцировать, коснувшись неприятной ребенку темы (капризы, соблюдение режима дня) или даже просто начав отвлеченный разговор, как бы не обращая внимания на ребенка.


Слайд 57ВОСПАЛЕНИЕ МИНДАЛИН
Катаральная ангина проявляется гиперемией зева, отёчностью дужек, набуханием и разрыхлением

миндалин. Обычно катаральная ангина сопутствует ОРВИ.
При фолликулярной ангине на фоне яркой гиперемии, разрыхлённое и увеличении миндалин на их поверхности видны точечные (или имеющие небольшие размеры) наложения, обычно белого или желтоватого цвета.
При лакунарной ангине виден воспалительный выпот белого цвета в лакунах, гиперемия миндалин также яркая.
При дифтерии зева на миндалинах обычно выявляют грязно-серый налёт при умеренно выраженной гиперемии. При попытке снятия налёта шпателем слизистая оболочка кровоточит, а налёт снимается очень плохо.

Слайд 58ФОРМА ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

При тяжёлых обструктивных заболеваниях (астме, муковисцидозе) перед-незадний размер

увеличивается, возникает так называемая «бочкообразная» форма грудной клетки.
При экссудативном плеврите на стороне поражения отмечают выбухание грудной клетки, а при хронической пневмонии - западение.
Втяжение уступчивых мест грудной клетки указывает на заболевание дыхательных путей, сопровождающееся инспираторной одышкой. Значительное втяжение межрёберных промежутков, яремной ямки во время вдоха характерно для стенотического дыхания при крупе.
Несимметричность экскурсии грудной клетки. При плевритах, ателектазах лёгкого, хронической пневмонии односторонней локализации можно заметить, что одна из половин грудной клетки (на стороне поражения) отстаёт при дыхании.
 

Слайд 59Функциональные особенности системы дыхания
Эффективность функции внешнего дыхания зависит от трёх процес­сов:


вентиляции альвеолярного пространства,
интенсивности капил­лярного кровотока (перфузии).
диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану.
Диффузия происходит вследствие разности парциального давления кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе и крови. Кислород путём диффузии из альвеол попадает в лёгочные капилляры и транспортируется по всему телу, растворя­ясь в плазме (около 3%) или соединяясь с Нb (97%). Транспортная способность крови в значительной степени зависит от концентра­ции Нb (каждый грамм Нb может присоединить 1,34 мл кислорода). Элиминация углекислого газа с кровотоком происходит нескольки­ми путями: в виде бикарбоната и ионов водорода или в комбинации с некоторыми плазматическими белками и Нb. У новорождённых в течение первых дней жизни концентрация Нb выше, чем у взрос­лых, поэтому способность крови связывать кислород у них больше. Это позволяет новорождённому пережить критический период ста­новления лёгочного дыхания. Большое значение имеет и высокое со­держание у новорождённого HbF, обладающего более значительным сродством к кислороду, чем дефинитивные Нb взрослого (НbА, НbА2). После установления лёгочного дыхания концентрация HbF в крови ребёнка быстро уменьшается. Однако при гипоксии или анемии про­исходит компенсаторное увеличение концентрации HbF.
У здорового доношен­ного новорождённого возможны неустойчивость ритма дыханияи короткие (до 5 с) остановки дыхания (апноэ). В возрасте до 2 лет (особенно в течение первых месяцев жизни) ритм дыхания может быть непра­вильным, особенно во время сна.
Для детей раннего возраста характерен брюшной тип дыхания. У мальчиков в дальнейшем тип дыхания не меняется, а у девочек с 5—6-летнего возраста появляет­ся грудной тип дыхания.
ЧДД удобнее подсчитывать за 1 мин во время сна ребёнка. При обследовании новорождённых и маленьких детей можно воспользоваться стетоскопом (раструб держат около носа ребёнка). Чем младше ребёнок, тем выше ЧДД. У новорождённо­го поверхностный характер дыхания компенсируется его высокой частотой.
Возрастные нормы частоты дыхательных движений
Соотношение ЧДД и ЧСС у здоровых детей на первом году жизни составляет 3—3,5, т.е. на одно дыхательное движение приходится 3—3,5 сердечных сокращения, у детей старше года — 4 сердечных сокращения.
Перкуссия

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика