Дифференциальная диагностика: патопсихологические симптомокомплексы презентация

Содержание

Первую попытку выделения обобщенных патопсихологических синдромов предпринял И. А. Кудрявцев (1982) – исследования в судебно-психиатрической практике. шизофренический (диссоциативный), органический, олигофренический, психопатический, симптомокомплекс психогенной дезорганизации (реактивные

Слайд 1 Дифференциальная диагностика: патопсихологические симптомокомплексы. Бубнова Ирина Викторовна, Медицинский (клинический) психолог, Руководитель отделения медицинской (клинической)

психологии Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.

Слайд 2
Первую попытку выделения обобщенных патопсихологических синдромов предпринял И. А. Кудрявцев (1982)

– исследования в судебно-психиатрической практике.

шизофренический (диссоциативный),
органический,
олигофренический,
психопатический,
симптомокомплекс психогенной дезорганизации (реактивные психозы).


Слайд 3В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков КЛИНИЧЕСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ: Руководство для врачей

и медицинских психологов (1986)

Набор регистр-синдромов:
1 шизофренический;
  2 аффективно-эндогенный (маниакально-депрессивный психоз и
аффективные психозы позднего возраста)
3 олигофренический;
  4 экзогенно-органический (экзогенно-органические поражения
головного мозга- церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании, нейроинфекции и т. д.);
  5 эндогенно-органический (эпилепсия, первичные атрофические
процессы ГМ);
  6 личностно-аномальный (акцентуированные и психопатические
личности);
  7 психогенно-психотический (реактивные психозы);
  8 психогенно-невротический (неврозы и невротические реакции).


Слайд 4Носачев Г.Н., Романов Д.В. Патопсихология. Учебное пособие для студентов психологических факультетов.

Изд. 2-е, исправл. и дополн. - Самара, 2004

1) ППС психотической дезорганизации
2) Шизофренический ППС
3) Аффективный ППС
4) Органический ППС (3 варианта)
5) Олигофренический ППС
6) Эпилептический ППС
7) Личностно-аномальный ППС

7.1. Возбудимый вариант
7.2 Торпидный вариант


Слайд 5Медицинская психология: Конспект лекций / Сост. С Л. Соловьева. —

М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: ООО «Сова», 2004.

ППС психотической дезорганизации
Шизофренический синдром
Аффективно-эндогенный синдром
Олигофренический синдром
Экзогенно-органический синдром
Эндогенно-органический синдром
Личностно-аномальный синдром
Психогенно-невротический синдром


Слайд 6Патопсихологические симптомокомплексы (ППС):
ППС психотической дез (организации)
Шизофренический
Органический (3 варианта)
Эпилептический
Олигофренический
Аффективно-эндогенный (2 варианта)
Личностно-аномальный (2

варианта)
Психогенно-невротический

Слайд 7ППС психотической дезорганизации Данный ППС встречается при любом психотическом состоянии - шизофрения,

шизоаффективное расстройство, реактивный психоз, эпилептический и экзогенно-органический психоз (Г. Н. Носачев, Д. В. Романов, 2001). Соматическая патология! Качественное нарушение психической деятельности, ярко выраженное в виде синдромов помраченного сознания, онейроидно-кататонических, галлюцинаторных,аффективно-бредовых, бредовых синдромов и их сочетаний…



Слайд 8
ПОВЕДЕНИЕ (безучастность или аспонтанность, подавленность или расторможенность, гиперактивность или инактивность, экспрессивность

или заторможенность).
Сложность или невозможность формирования мотива исследования (непонимание цели исследования, ориентировки в заданиях, искаженная трактовка инструкций, нарушение критичности, помощь принимается, но не влияет на результативность).
Нарушения целенаправленности деятельности (следование инструкциям нарушено).
Контакт неустойчив или формален (диалог или отсутствует или приобретает характер монолога испытуемого).
Низкая продуктивность деятельности или отсутствует вовсе!


Слайд 9

Мимике может быть свойственна как высокая, так и низкая сила проявлений;

реакции по качеству скудные и однообразные.

Главной характерной особенностью как мимических, так и пантомимических проявлений является их неадекватность ситуации.


Слайд 10
Речь:
устная - грамматические нарушения, неологизмы, излишняя спонтанность повествования – невозможность диалоговой

речи, смысловая ригидность, низкая смысловая насыщенность, либо избыточная, сопровождающаяся невозможностью понять и оценить смысловую сторону сказанного, разорванность высказываний, непоследовательность изложения.
письменная - значительные нарушения каллиграфии, грамматики, персеверации букв, слов или фраз.
рисование - персеверация элементов, невозможность калибровки образов (неузнаваемость), игнорирование краев листа (выход за пределы), непродуктивность в рисовании.


Слайд 11
Восприятие:
сужение или расширение объема восприятия
«восприятие без объекта» - галлюцинации, бред.

Воображение:
крайне низкая

или чрезмерно высокая продуктивность
Чрезмерная разнородность или выраженное однообразие образов
нереалистичность, сверхоригинальность, неадекватность.


Слайд 12
Внимание:
Неустойчивость (колебания кривых работоспособности),
Тотальное нарушение концентрации (либо «прикованность» внимания

или непродуктивная переключаемость) – делает много ошибок, не замечая их.
нарушения избирательности внимания (неспособность к волевой регуляции).
Память:
низкий объем запоминания (0-3 слова).
хаотичный профиль запоминания (отсутствие краевого запоминания, не использовались мнемонические приемы)
нарушения долговременной памяти (ретенция через час отсутствует)

Слайд 13Мышление:
непродуктивность мыслительной деятельности (все 3 нарушения),
нарушение целенаправленности суждений,
нарушения

категориального строя понятий,
лабильность или инертность мышления.
искаженные умозаключения (бред).

Эмоциональная сфера:
неадекватное качество реакций (нет соответствия ситуации),
отсутствие внешней обусловленности,
низкая или высокая сила реагирования,
неустойчивость аффективного фона или отсутствие контроля эмоций.

Мотивационная сфера:
неустойчивость мотивов,
существование нескольких взаимоисключающих мотивов,
нарушение само – и регуляции поведения.

Слайд 14Психогенно-психотический вариант
Разнообразные расстройства психотического уровня, возникающие в результате действия психических травм,

превышающих адаптационно-компенсаторные возможности человека.
Одно из характерных качеств - их временный и обратимый характер.
Основным клиническим признаком реактивных психозов является продуктивная психотическая симптоматика. Также характерны острота, большая глубина и лабильность нарушений психических функций, что сопровождается утратой человеком способности критически оценивать свое состояние, ситуацию и адаптироваться к ней.  

Слайд 15Дифференциальная диагностика:
С шизофреническим ППС:
При шизофреническом ППС имеется сохранность функций восприятия,

внимания, памяти, способности мыслить, есть мотив обследования (хоть и искаженный). Есть человек!,

При психотическом нет сохранных функций – всё искажено! Нет человека! Он в другой реальности!

Слайд 16
Аффективный ППС:
при мании сохранны операции мышления, категориальный строй и целенаправленность

деятельности, мотивы более устойчивы и прослеживаются изменения эмоционального фона (+ или -), а при психозе нет.
При психозе операциональный и динамический компонент всех психических процессов страдает.


Слайд 17Шизофренический ППС
Ядро – нарушение личностно-мотивационной (эмоционально-волевой) сферы, а не только отдельных

психических процессов , например МЫШЛЕНИЯ!

Заболевания:
шизофрения,
шизоаффективные расстройства,
шизотипическое расстройство личности или шизоидное расстройство личности (фаза декомпенсации).



Слайд 18Системообразующие факторы шизофренического ППС

нарушение селективности психических процессов (восприятия, памяти, процессов мышления)

снижение

уровня мотивационной активности

искажение или обеднение эмоционального реагирования

снижение (но не отсутствие!) целенаправленности психической активности

Слайд 19
Поведение:
снижение заинтересованности в контакте, в обсуждении эмоционально-значимых тем (феномен снижения

потребности в общении)
контакт чаще формальный, может быть затруднен (снижение инициативного общения).
незаинтересованность в результатах исследования (ослаблена реакция на критику, не ищут оценки или одобрения, легко нарушают инструкции, немотивированные отказы).
фиксация внимания на случайных, причудливо выхваченных из общего контекста стимулах или деталях.
чаще недостаточная эмоциональная окраска высказываний, монотонность, или неадекватность эмоционального реагирования.


Слайд 20
Внешний облик - в связи с нарушением уровня эмоциональных реакций значительно


обедняется и становится неадекватной мимика,
исчезают вазомоторные реакции (вазомоторные реакции — это медицинский термин, обозначающий сужение или расширение сосудов. Например, когда человек краснеет от стыда или бледнеет от ужаса ).
Мимические движения не соответствуют определенной ситуации, внутренним переживаниям, а свидетельствуют о расщеплении целостного эмоционально-мимического реагирования.
В более выраженной стадии болезни нередко меняется походка: она становится какой-то неестественной, вычурной. То же самое можно сказать и о жестикуляции. Вообще манерность (неадекватность, вычурность, диссонанс) мимики и пантомимики является характерным признаком шизофренических изменений личности.




Слайд 21
Изменяется также голос: исчезают эмоциональные модуляции, утрачиваются нюансы интонации, о волнующем

и безразличном больные говорят одним тоном («деревянный голос»).
Часто меняется манера одеваться (неряшливость, неаккуратность) при отсутствии стеснения - могут появиться в обществе в грязной старой одежде, или начинают одеваться вычурно, крикливо, утрачивая элементарный вкус и такт. Может быть крайний консерватизм в одежде, которая перестает соответствовать не только моде, но и возрасту, положению в обществе.
ВАЖНО! НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ к этому!

Слайд 22
Речь:
устная - изменения семантической (смысловой) и просодической стороны (темп, ритм, паузы,

ударения, интонации и т.д.), характерно преобладание монологовой активности.

письменная - своеобразие почерка, «набивка», орнаментация, привнесение символики, персеверация элементов.

Слайд 23
Родительская семья: противоречивые посылы…
Особенности адаптации ДДУ, школа: сложности социализации, замкнутость, интровертированность,

аутизация, необычные интересы.
Профессиональное образование, трудоустройство: ведомость значимыми людьми или индифферентность.
Личная жизнь: трудности коммуникации и построения близких отношений.
Внутренняя картина болезни: некритичное отношение или индифферентное.
Жизненные кризисы: связаны с течением заболевания.
Жизненные планы, цели: размытые или «внешние».


Слайд 24
Восприятие:
интерес к заданиям и реакция на оценку экспериментатора отсутствуют (амотивационные проявления),
ограниченность,

нереалистичность или фантастический характер восприятия

Воображение:
на ранних стадиях болезни - высокая продуктивность, но разнородность образов, их нереалистичность.
на более поздних стадиях и при неблагоприятном течении -
снижение уровня воссоздающего и творческого воображения за счет утраты способности управлять собственными психическими процессами.


Слайд 25
Внимание:
сохранность непроизвольного (объема, устойчивости) и нарушение произвольного внимания (концентрации и

переключаемости).
Нарушение избирательности внимания (волевой регуляции).
Псевдоастенизация (субъективное ощущение есть, а в пробах нет).
Память:
Нарушение мотивационного компонента памяти (произвольная память) – удержания информации.
снижается объем непосредственной памяти (за счет отсутствия мотивации).
нарушается динамика памяти (неустойчивость или плато).
характерны нарушения опосредованной памяти (пиктограммы), по сравнению с непосредственной (10 слов).


Слайд 26Мышление:
Нарушения мотивационного компонента: соскальзывания, разноплановость, резонерство, снижение целенаправленности мыслительной деятельности,

нарушение критичности мышления, снижение эмоциональной наполненности суждений.
Нарушение операциональной стороны: искажение процесса обобщения по типу актуализации латентных или несущественных признаков, опора на второстепенные, поверхностные, личностно-значимые признаки. Но их не смущают необычные суждения!
Нарушение категориального строя мышления.
Снижение уровня обобщения (в дебюте и на поздних стадиях развития заболевания).
Динамика: чаще ускорение динамики мышления, чем его замедление (не оттормаживаются лишние, побочные ассоциации).

Слайд 27
Эмоциональная сфера:
обеднение эмоционального ответа ИЛИ
неадекватные по амплитуде и направленности реакции

(аутизация, психотизм, паранойяльность).
обеднение социально-направленных эмоций.
Мотивационная сфера:
искажения регуляции деятельности.
парадоксальность мотивов и ослабление побудительной функции мотивов (и ценности).
недостаточность социальной регуляции деятельности и поведения.
неадекватность самооценки.


Слайд 28
Шкала самооценки Д-Р: противоречивая, полярная СО.
Симптоматический опросник: несоответствие жалобам и состоянию,

шкалы депрессии, межличностной тревоги, психотизма, паранойяльности.
ИЖС: не специфично.
Ценности по Фанталовой: неадекватные противоречия в ценностях.
Профиль MMPI: шкала L повышена, пики по шкалам 2680. Признаки нарушения социальной адаптации.

Слайд 29Дифференциальная диагностика:

Личностно-Аномальный ППС:
при шизофреническом ППС страдает волевая сфера всей

психики (амотивационные нарушения), а при Личностно-Аномальном ППС парциально (хочу-не хочу) и не так выражено и проявляется в стрессовых (нагрузочных) ситуациях.



Слайд 30
Аффективный ППС: при Шизофреническом ППС угнетение или неадекватность эмоционально-личностной сферы, плюс

нарушение мотивационного компонента всей психики, а при Аффективный ППС первичны эмоциональные нарушения (нет настроения – нет сил – нет желания).
Критерии различия:
Специфические искажения обобщения;
Нарушения мотивационной активности;
Нарушение целенаправленности деятельности;
Бедность (неадекватность) эмоционального ответа;
Ослабление эмоциональных связей с внешним миром (нарушение эмоционального отношения);
Искажения мышления не связаны с психологически понятными, личными отношениями.



Слайд 31Дифференциальная диагностика с:
С органическим ППС:
При шизофреническом ППС нарушен мотивационный компонент психики,

а не динамический .
При органике эмоциональная сфера сохранна (эмоции адекватны ситуации и контексту, а интенсивность может быть нарушена)
При органике характерно состояние охранительного торможения (истощаемость психических процессов), особенно при нагрузке на психику.

Слайд 32Органический ППС: менингиты и энцефалиты, черепно-мозговые травмы, органически поражения ГМ при зависимостях

от ПАВ, опухоли головного мозга, геронтологические дегенеративно-атрофические заболевания, органические расстройства личности.

Ядро – снижение интеллектуально-мнестических процессов и умственной работоспособности, истощаемость психики.


Слайд 33
Поведение:
выражены огрубленные черты лица,
малодифференцированная мимика, НО! усиление моторной активности, пантомимики.
работоспособность

низкая, при нагрузке нарастает истощаемость,
снижение темпа (скорости) психических процессов (нарушение динамики психики).
Хорошо реагируют (и ищут!) на подсказки и помощь (визуальный контакт!).
Реакция на неудачу выражена, чаще внешнеобвинительная.


Слайд 34
Родительская семья: наследственные или приобретенные нарушения…
Особенности адаптации ДДУ, школа: способности к

коммуникации, но сложности обучения (дисциплины), экстравертированность, общепринятые интересы.
Профессиональное образование, трудоустройство: зависит от преморбидного интеллекта.
Личная жизнь: не специфично.
Внутренняя картина болезни: парциальное или полное некритичное отношение.
Жизненные кризисы: при повышении нагрузки.
Жизненные планы, цели: конкретные, стандартные и близкие.

Слайд 35

Речь:
устная - нарушения грамматики, конкретность, смысловая ригидность, персеверации за счёт снижения

интеллекта.
письменная - крупный, неровный почерк; нарушения грамматики, персеверации.
при рисовании - макрография, дрожащий, разорванный контур, персеверация элементов, конкретность образов.

Воображение:
выраженное снижение продуктивности,
шаблонность умственной продукции .


Слайд 36Внимание:
1. Лабильный вариант органического ППС: снижение устойчивости внимания, постепенная истощаемость

– колебания умственной работоспособности (гиперстенический вариант истощаемости)
норма














2. Ригидный вариант органического ППС: снижение объема, переключаемости, концентрации внимания, быстрая истощаемость без колебаний (гипостенический вариант истощаемости)







Ниже
нормы







3. Мнестический вариант органического ППС: снижение объема, нарушения концентрации, повышенная истощаемость. Нарушения памяти доминируют над нарушениями внимания и мышления.

Слайд 37
Память: характерны для всех вариантов органического ППС.
Больше нарушена непосредственная память

(снижено запоминание и удержание информации за счёт застревания!) и меньше опосредованная.
Нарушения долговременной памяти.

Мышление: замедление ассоциативного процесса, шаблонность ассоциаций.
Интеллектуальные затруднения!
Нарушение операциональной стороны: снижение уровня обобщения, реже могут быть искажения процесса (ТОЛЬКО в сложных заданиях!).


Слайд 38
Нарушения динамики и мотивационного компонента мышления:

Ригидный вариант: низкий темп ассоциаций (больше

нормы), инертность мышления, склонность к персеверациям, нарушения критичности в сочетании с истощаемостью.

Лабильный вариант: лабильность мышления, отсутствие оформленной стратегии решения заданий. Нарушения критичности, возможно снижение мотивационного компонента (разноплановость, снижение целенаправленности) в сочетании с истощаемостью.
Чем больше нагрузка, тем сильнее проявления!

Слайд 39Особенности эмоциональной сферы при органическом ППС:
увеличение амплитуды эмоциональных реакций;

малая нюансированность эмоций;

низкий

порог возникновения эмоционального ответа;

выраженная инертность эмоциональных реакций;

тенденция к аффективной кумуляции (накоплению);

адекватная направленность эмоционального ответа!

нарушения волевого контроля над эмоциональными проявлениями (над их интенсивностью);

обеднение этических эмоций.

Слайд 40Особенности мотивационно-потребностной сферы при органическом ППС:
ослабление спонтанной мотивационной активности и мотивационная

истощаемость (прямая зависимость от нагрузки!);

нарушения целеполагания деятельности (отказы при нагрузке);

нарушение структуры и иерархии потребностей с резким доминированием утилитарно-гедонистических мотивов;

актуализация агрессивных (импульсивных) побуждений.

Слайд 41
Шкала самооценки Д-Р: завышенная некритичная СО.
Симптоматический опросник: соответствие жалобам и состоянию,

шкалы соматизации, тревоги, депрессии, враждебности, паранойяльности.
ИЖС: не специфично.
Ценности по Фанталовой: шаблонные ценности, соответствуют поведению.
Профиль MMPI: шкала L повышена, пики по шкалам 469.

Слайд 42Дифференциальная диагностика:
С шизофреническим ППС: при органическом доминируют интеллектуально-мнестические и динамические нарушения

(а не мотивационные), есть истощаемость и имеется эмоциональная сохранность.

Аффективный ППС: снижение продуктивности при органике, и отсутствие такого снижения при Аффективном ППС.

Слайд 43Эпилептический ППС: Ядро – ригидность психики (когнитивная, аффективная)
Заболевания, при которых встречается данный

ППС:
Эпилепсия,
Органические заболевания головного мозга,
Последствия черепно-мозговой травмы с судорожным синдромом,
Органические расстройства личности,
Эпилептоидное расстройство личности.

Слайд 44
Поведение (2 варианта: дисфории или угодливость):
замедленность в движениях, мимическая бедность.


невысокий (низкий) психомоторный темп.
мотив участия - стремление соответствовать ожиданиям экспериментатора и эгоцентрические мотивы (что я за это получу?).
работоспособность варьирует, истощаемость отсутствует.
аккуратность, педантичность, склонность к порядку (справедливости).
использование в речи уменьшительно-ласкательных суффиксов, своеобразие речевой стилистики (патетический, официальный стиль, однообразное повторение одних и тех же ответов - эхолалии).
Усилены агрессивно-сексуальные побуждения.


Слайд 45
Родительская семья: наследственные или приобретенные нарушения…
Особенности адаптации ДДУ, школа: в

коммуникации обидчивы, злопамятны, мстительны, но дисциплинированы. Экстравертированность, общепринятые интересы. Сложности обучения, НО умеют компенсировать…
Профессиональное образование, трудоустройство: зависит от преморбидного интеллекта.
Личная жизнь: обидчивость и ревность, «борцы за правду», педантичность. Агрессивны и деспотичны в близких отношениях. Стремятся к формальному лидерству
Внутренняя картина болезни: парциальное или полное некритичное отношение.
Жизненные кризисы: не специфичны.
Жизненные планы, цели: конкретные, стандартные и близкие.

Слайд 46
Восприятие: склонны замечать и описывать детали, затрудняясь в выделении целого,

главного.
Воображение:
Использование клише.
Внимание:
сужение объема
низкая переключаемость внимания (резко снижается ПТ),
истощаемость отсутствует.
повышенная сосредоточенность на эмоционально-значимых объектах
Память: как при органике.



Слайд 47
Мышление:
Нарушение операциональной стороны: снижение уровня обобщения, дают конкретно-ситуационные и личностно-значимые

признаки. Эгоцентричность мышления.
Нарушение динамики: снижение темпа ассоциативного процесса, шаблонность ассоциаций. Выраженная инертность, склонность к детализации, персеверации.
Нарушение мотивационного компонента: специфическое резонерство, имеющее характер морализирования, нет нарушения целенаправленности мышления.

Слайд 48Особенности эмоциональной сферы при эпилептическом ППС
Как при органике +
диссоциация между демонстрируемой

доброжелательностью, угодливостью и внутренней фиксацией на негативных эмоциональных аспектах;
чувство обиды и злопамятность по отношению к фрустрирующим лицам/обстоятельствам;
выраженное чувство ревности;
периодические дисфорические состояния.


Слайд 49Особенности мотивационно-потребностной сферы при эпилептическом ППС
высокий уровень мотивационной (социальной) активности
преобладание

эгоцентрических мотивов
агрессивные и сексуальные побуждения усилены
склонность к порядку и аккуратности.


Слайд 50Олигофренический ППС
Ядро – нарушена способность к обучению, тотальный характер нарушений (недоразвитие)

ВСЕХ психических функций.

Поведение:
внешний облик - психофизический инфантилизм.
ослабление мимической экспрессии, угловатость и несформированность тонких психомоторных навыков.
трудности при усвоении инструкций - нет понимания смысла заданий.
работоспособность низкая, выраженная истощаемость, замедлен психомоторный темп.
рабочий мотив не формируется, преобладает ведомость, незаинтересованность в результатах.
Плохая обучаемость в эксперименте.


Слайд 51
Родительская семья: наследственные или приобретенные нарушения…
Особенности адаптации ДДУ, школа: невозможность

общеобразовательного обучения.
Профессиональное образование, трудоустройство: зависит от степени УО.
Личная жизнь: не специфично.
Внутренняя картина болезни: полное некритичное отношение.
Жизненные кризисы: не специфичны.
Жизненные планы, цели: не имеют.

Слайд 52
Речь (дефекты произношения, косноязычие, низкое развитие фонематического слуха, словарный запас мал,

фразы односложные).
Восприятие:
сужение объема
плохо различаются сходные предметы
для правильного узнавания изображений требуется значительное количество времени
восприятие не активно
поверхностное схватывание отдельных объектов изображения.




Слайд 53
Воображение:
выраженный дефект фантазии и воображения
невозможны составление рассказов из заданных слов
Затруднена связная

передача событий из собственной жизни
Внимание: недоразвитие активного (произвольного) внимания,
сужение объема,
нарушена переключаемость,
истощаемость внимания.


Слайд 54Память:
непосредственная память более развита, чем опосредованная.
запоминание, удержание информации и

воспроизведение нарушено.
новый материал усваивается с трудом, быстро забывается.

Мышление: трудности в усвоении инструкции

нарушение операциональной стороны: отсутствие операции абстрагирования.
нарушение динамики мышления: сильная инертность.
ослабление мотивационного компонента: нарушение регулирующей роли мышления, нарушения критичности, общие понятия усваиваются с трудом.

Слайд 55Особенности эмоциональной сферы при олигофреническом ППС
незрелость и недифференцированность эмоциональных реакций (тонкие

оттенки чувств недоступны, высшие чувства не развиты)
осознавание эмоций ограничено
переоценка своих возможностей, некритическое отношение к ним
обиды за свою несостоятельность

Слайд 56Дифференциальная диагностика:
С органическим ППС:
УО не пользуются обучающей помощью (стимулируем, уточняем, организуем,

показываем примеры)!
при УО тотальный характер нарушений всех компонентов психики, при органике мозаичный:
УО больше страдает мышление, чем внимание и память, при органике наоборот.
УО не используют прошлый опыт, органики используют.
УО снижение (отсутствие) эмоционального реагирования, при органике нет (изменена интенсивность эмоций).

Слайд 57Аффективный ППС
Аффективные расстройства в клинике представлены маниакальными и депрессивными синдромами (при

депрессиях и маниях любой этиологии, кроме невротической).




Слайд 58Аффективный ППС
Поведение:
гиперактивность (при мании) или заторможенность (при депрессии).
высокая работоспособность

(при мании) или низкая работоспособность (при депрессии).
ускорение темпа и громкости речи, преобладание монолога (при мании) или заторможенность, тихая речь, односложность выражений (при депрессии).
Внимание: При мании
Повышен объем внимания, но…
нарушение устойчивости внимания,
повышенная отвлекаемость,
нарушение переключаемости (сверхпереключаемость).


Слайд 59
Внимание: при депрессии
затруднение произвольной концентрации.
истощаемость внимания.
снижение объема и переключаемости.


Слайд 60
Память: при мании
гипермнезия.
непосредственное механическое запоминание нарушается, опосредованное сохранено.
Память: при депрессии
снижение

объема непосредственного запоминания.
долговременное и опосредованное запоминания не нарушено.

Слайд 61
Мышление: при мании
Не характерны нарушения операциональной стороны
Нарушение динамики: ускорение темпа мыслительного

процесса (лабильность).
Ослабление мотивационного компонента: снижение критической оценки своих результатов.

Мышление: при депрессии
Не характерны нарушения операциональной стороны.
нарушение динамики: замедление темпа мыслительного процесса, бедность и шаблонность ассоциаций
ослабление мотивационного компонента: гиперкритическая оценка своих результатов.

Слайд 62
Эмоциональная сфера: при мании
повышение фона настроения
эмоциональные реакции нестабильны
снижение волевого контроля.

Эмоциональная

сфера: при депрессии
снижение фона настроения (гипотимия).
низкая экспрессивность эмоциональных реакций
высокий порог возникновения эмоционального ответа.

Слайд 63
Мотивационная сфера: при мании
ослабление и неустойчивость мотивов деятельности.
снижение целенаправленности и

критичности.
доминирование утилитарно-гедонестических и случайных мотивов.

Мотивационная сфера: при депрессии
общее ослабление мотивационной активности.
низкая актуальность потребности самосохранения
направленность агрессии на себя (аутоагрессия).


Слайд 64Личностно-аномальный ППС
Ядро – аффективная обусловленность поведения, нарушение регуляции и подконтрольности поведения

(ТРИАДА ГАННУШКИНА!).

ТОТАЛЬНОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ и ДЕЗАДАПТАЦИЯ!

Заострение свойств личности (в беседе, при изучении анамнеза, проективных методиках, личностных опросниках).
Проявляются везде! Со всеми! Всегда!.
Приводят к периодическим нарушениям социальной адаптации.


Слайд 65
Заболевания:
акцентуации характера с признаками дезадаптации,
расстройства личности,
психопатоподобные явления при шизофрении

и других эндогенных заболеваниях,
изменение личности при органике,
невротическое развитие личности (более 10 лет).

Слайд 66
Любое нарушение регуляции поведения:
Импульсивность, хаотичность поведения;
Сложности контроля эмоций (как стеничных!, так

и астеничных!);
Нарушение социальной или личностной дистанции в контакте;
Недостаточность внутренних личностных «границ» (чрезмерная открытость или, наоборот, подозрительность, закрытость, недоверчивость);
Низкая способность открыто прояснять отношения и контекст ситуации.


Слайд 67Компенсации и Декомпенсации:
Тотальность и стабильность
Нарушение макросоциальной адаптации (социальные институты)
Нарушение микросоциальной адаптации

(ближайшее окружение)
Периодические невротические реакции и состояния
Периодические психопатоподобные реакции
Периодические психосоматические и соматические заболевания (госпитализации).


Слайд 68Личностно-аномальный ППС (возбудимый вариант)
Поведение: ( наличие декомпенсаций в АНАМНЕЗЕ!!!)

Импульсивность в работе

(внезапные отказы, колебания продуктивности, негативизм, ирония, сарказм или самоуничижение, самообесценивание)
Повышенный негативизм или чрезмерная тревожность.
Воображение и Речь. Как у здоровых.

Слайд 69
Внимание и память: нет нарушений кроме ослабления мотивационного (волевого) компонентов (зигзагообразный

характер кривых).
Мышление:
Нарушения операциональной стороны: эпизодические искажения процесса обобщения в виде актуализации несущественных, но личностно-значимых признаков
Нет нарушений динамики
Ослабление мотивационного компонента: высокая аффективная обусловленность мышления, нарушения критичности.
Нарушения контроля эмоций.


Слайд 70Особенности эмоциональной сферы при личностно-аномальном ППС:
увеличение амплитуды и подвижности эмоциональных реакций
яркая

эмоциональная экспрессия
склонность к эмоциональному «самовзвинчиванию»
выраженная нестабильность аффективного фона
нарушение или снижение волевого контроля над эмоциями
ослабление этического контроля.


Слайд 71Особенности мотивационно-потребностной сферы при личностно-аномальном ППС:
деформация мотивационной сферы с доминированием личностно-значимых

мотивов
нестабильность и завышение (занижение) уровня притязаний
неадекватное повышение или понижение + неустойчивость самооценки.

Слайд 72Психоэмоциональное напряжение еще не представляет невроза, НО! когда оно дезорганизует психическую

и соматическую деятельность, мы имеем дело с болезнью - неврозом.

Слайд 73Невроз - психогенное, как правило, конфликтогенное, нервно-психическое расстройство, которое возникает в

результате нарушения особых, значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений (Карвасарский Б.Д.)

Слайд 74Психогенно-невротический ППС (неврозы) ЯДРО!
Поведение:
Повышенная тревожность (и в поведении, и по

результатам опросников)

Эмоциональная лабильность
Рассогласованность жалоб и объективных данных
Эгоцентризм суждений (центрированы на своих симптомах – боятся их, имеют негативное отношение)
Внимание: признаки астенизации, неустойчивость внимания.
Память: легкие колебания динамики мнестической деятельности.
Мышление: нет нарушений, сохранность всех сторон мышления.

Слайд 75Дифференциальная диагностика:
С шизофреническим ППС: есть мотивационный нарушения, при неврозе НИКОГДА!
Органический ППС:

есть истощаемость и снижение интеллектуально-мнестических функций, при неврозе НИКОГДА!, только дезорганизация психической деятельности.
Личностно-аномальный ППС: нарушение регуляции эмоций и поведения в течении жизни и на данный момент, в анамнезе нарушения социальной адаптации, при неврозе всё это появилось только вместе с неврозом (до этого не было!). При ЛА ППС имеются специфические нарушения мышления, при неврозе нет.

Слайд 76Главное правило!
Симптомокомплекс не ставят на основании моносимптомов!!!

Поведение
Контакт
Общая работоспособность
Внимание
Память
Мышление
Социальная адаптация


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика