Дезинфекционно-стерилизационные мероприятия в организациях здравоохранения презентация

Содержание

Нормативные документы Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям здравоохранения, оказанию медицинских услуг, в том числе по косметологии, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний

Слайд 1 Дезинфекционно-стерилизационные мероприятия в организациях здравоохранения. Величко Ольга Олеговна Врач-эпидемиолог государственного учреждения «Центр гигиены

и эпидемиологии Партизанского района г.Минска».

Слайд 2Нормативные документы
Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям здравоохранения, оказанию

медицинских услуг, в том числе по косметологии, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.10.2013 №107, с дополнением, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.11.2014 №78, с дополнениями и изменениями, утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.12.2015 №104
Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О проведении дезинфекции и стерилизации учреждениями здравоохранения» от 25.11.2002 №165


Слайд 3Санитарные правила 1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных

правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22.12.2003 №183, с дополнениями и изменениями, утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.09.2010 №117
Санитарные правила и нормы 2.1.7.14-20-2005 «Правила обращения с медицинскими отходами», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 20.10.2005 №147, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.12.2008 №207


Слайд 4Постановление Главного госсанврача Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции 3.5.4.10-22-97-2005 «Организация централизованных

стерилизационных отделений в организациях здравоохранения» от 28.12.2005 №272
Инструкция по профилактике инфекционных заболеваний при эндоскопических манипуляциях, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.10.2003 №167
Методические указания №90-9908 «Контроль качества стерилизации изделий медицинского назначения», утвержденные Главным госсанврачом Республики Беларусь от 30.11.1999

Слайд 5Обучение персонала


Слайд 6 Оборот изделий медицинского назначения в организации здравоохранения

Дезинфекция и предстерилизационная очистка
Подготовка

и упаковка
Стерилизация
Хранение
Отпуск / использование



Слайд 7Дезинфекция и предстерилизационная очистка


Слайд 8Терминология

Дезинфекция или обеззараживание - это совокупность способов полного, частичного или селективного

(избирательного) уничтожения потенциально патогенных для человека микроорганизмов на объектах внешней среды в целях разрыва путей передачи возбудителей инфекционных заболеваний от источников инфекции к восприимчивым людям

Дезинфекция высокого уровня – метод дезинфекции обеспечивающей гибель всей вегетативной микрофлоры, в том числе вирусов, грибов и некоторых спор

Изделия медицинского назначения - это изделия, предназначенные для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, анестезии, реанимации и хирургии; востановления, замещения анатомической структуры или физиологических функций организма, компенсации физиологического недостатка или инвалидности; предотвращения и прерывания беременности; внутрибольничное оборудование (ИМН).



Слайд 9Методы дезинфекции
Механический
Физический
Химический


Слайд 10 Требования к выбору химического режима дезинфекции
при оказании медицинской помощи пациентам с

неинфекционными заболеваниями должны применяться химические средства дезинфекции по режимам, эффективным в отношении вегетативных форм бактерий, вирусов;
при оказании медицинской помощи пациентам с инфекционными заболеваниями должны применяться химические средства дезинфекции по режимам, эффективным в отношении возбудителя инфекции;
при оказании медицинской помощи пациентам с туберкулезом должны применяться химические средства дезинфекции по режимам, эффективным в отношении микобактерий туберкулеза;
при оказании медицинской помощи пациентам с микозами должны применяться химические средства дезинфекции по режимам, эффективным в отношении грибов;
при оказании медицинской помощи пациентам ожоговых и асептических отделений должны применяться химические средства дезинфекции, обладающие спороцидным действием, по режимам, эффективным в отношении вегетативных форм бактерий, вирусов.

Слайд 11Требования к организации химической дезинфекции
Дезинфекции подлежат все поверхности в помещениях организации

здравоохранения и изделия после применения их у пациентов.
Используют полимерные контейнеры с крышками и с перфорированными решётками для удобства дальнейшей обработки (отмывание, ПСО), минимизация неблагоприятного воздействия химических растворов на медперсонал
Используют рабочий дезинфицирующий раствор, приготовленный из концентрированного
Принцип одноразовой салфетки
Выделение отдельных емкостей с рабочими растворами дезинфицирующих средств:
- для дезинфекции (в т.ч. совмещённой с ПСО) изделий медицинского назначения
- для дезинфекции объектов внешней среды (поверхностей в помещениях, мебели, приборов, оборудования)
- для дезинфекции (обеззараживания) медицинских отходов, если не применяется автоклавирование

Слайд 12Дезинфекция химическим методом
Этапы дезинфекции (ручной способ):
1. Дезинфекцию проводят способом погружения изделий

в раствор сразу после применения или двукратного протирания, не допуская их подсушивания. Разъемные изделия дезинфицируют в разобранном виде с заполнением дезинфицирующим раствором каналов и полостей. Снятие игл осуществляется при помощи специальных приспособлений (иглоотсекателей и т.д.). Запрещается снятие игл руками, пинцетом.

2. Выдерживают экспозицию в зависимости от используемого раствора дезсредства


Слайд 13Дезинфекция химическим методом
3. Тщательно отмывают от загрязнений с помощью механических средств.

Мытье изделий осуществляют с помощью ершей, щеток, ватно-марлевых тампонов, тканевых салфеток; каналы изделий промывают с помощью шприца. Использование ерша при очистке резиновых изделий не допускается.




Слайд 144. Далее изделия многоразового использования промывают водопроводной водой, высушивают и применяют

по назначению или по необходимости подвергают предстерилизационной очистке. Изделия одноразового использования - освобождаются от дезраствора и подлежат утилизации

Дезинфекция химическим методом


Слайд 155. По окончании работы дезраствор сливают из контейнера или пакета.
6. После

промывания водопроводной водой, изделия ополаскивают дистиллированной водой и высушивают в сухожаровом шкафу при температуре 85°С или комнатной температуре до исчезновения влаги.
Осуществляют постановку азопирамовой пробы.

Дезинфекция химическим методом


Слайд 16 Типичные нарушения при проведении дезинфекции химическим методом и ДВУ
Использование дезсредств не

в соответствии с инструкцией: неправильный режим (не обеспечивающей уничтожение на поверхностях и в каналах эндоскопов всех вегетативных форм микроорганизмов), экспозиция, процент, наличие осадка
Истекший срок годности дезсредства или рабочего раствора
Использование приспособленных емкостей для дезинфекции – эмалированные емкости, пластиковые без перфорированных поддонов и т.д.
Проведение дезинфекции изделий медицинского назначения без учета рекомендаций производителя данных изделий
При проведении ДВУ используются дезинфицирующие растворы не предназначенные для ДВУ
Нарушение этапов проведения ДВУ
Нарушение условий хранения эндоскопического оборудования


Слайд 17Предстерилизационная очистка (ПСО)
ПСО должны подвергаться все изделия медицинского назначения перед их

стерилизацией с целью удаления механических, белковых, жировых, масляных, лекарственных и других загрязнений.
ПСО инструментов осуществляют после их дезинфекции и последующего отмывания остатков дезинфицирующих средств под проточной водой. ПСО может быть совмещена с этапом дезинфекции, если это предусмотрено производителем дезраствора.

Слайд 18Контроль качества ПСО изделий медицинского назначения
Качество ПСО оценивают путем постановки азопирамовой

пробы (на наличие остаточных количеств крови)
Исходный раствор азопирама следует хранить в плотно закрытом флаконе в темноте при 4°С – 2 месяца, при комнатной температуре - не более месяца


Слайд 19Контроль качества ПСО изделий медицинского назначения
Перед постановкой пробы готовят рабочий раствор

азопирама, смешивая равные количества исходного реактива и 3% раствора перекиси водорода, хранят не более 2 часов
Постановку пробы осуществляют на инструментах, не имеющих следов ржавчины, остывших, при комнатной температуре, результат учитывают по истечении 1 минуты


Слайд 20Контроль качества ПСО изделий медицинского назначения
Методы постановки
протирание изделия марлевой салфеткой,

смоченной реактивом
2-3 капли реактива наносят на изделие с помощью пипетки
в полые изделия вводят реактив внутрь изделия с помощью чистого шприца или пипетки, количество зависит от величины полости
Результат учитывают по истечении 1 минуты: при положительной пробе – наличие следов крови – появляется фиолетовое окрашивание .

Слайд 211-й уровень контроля – самоконтроль, проводится медсестрой в ЦСО (стерилизационной), непосредственно

после проведенных предстерилизационных мероприятий в количестве не менее 1% от объема каждой обработанной партии, но не менее 3 наименований однородных инструментов.
2-й уровень контроля – организуется и осуществляется старшей медсестрой ЦСО либо ответственным лицом, не реже 1-го раза в неделю методом «случайной выборки» в объеме не менее 2-3 наименований однородных инструментов.
3-й уровень контроля – организуется и осуществляется главной медсестрой учреждения либо ответственным лицом, не реже 1-го раза в месяц методом «случайной выборки» в объеме не менее 2-3 наименований однородных инструментов.

Контроль качества ПСО изделий медицинского назначения


Слайд 22Контроль качества ПСО изделий медицинского назначения
4-й уровень контроля – осуществляется специалистами

территориальных центров гигиены и эпидемиологии в период проведения надзорных мероприятий, а также в зависимости от конкретной ситуации.
Все уровни контроля обязательны для исполнения во всех ОЗ


Слайд 23Результаты всех уровней контроля отражаются в журнале «Учета качества предстерилизационной обработки»

формы №328/у

Контроль качества ПСО изделий медицинского назначения


Слайд 24 Типичные нарушения при проведении ПСО
Нарушение этапов проведения ПСО
Использование реактива азопирама с

истекшим сроком годности и с нарушениями условий хранения
Неправильный контроль качества ПСО
Неправильное ведение журнала учета предстерилизационной обработки
Контролю качества ПСО ИМН подвергалось менее 3-х единиц одновременно обработанных изделий каждого наименования


Слайд 25Подготовка и упаковка изделий медицинского назначения


Слайд 26Основные этапы
Инспекция состояния ИМН после проведенной дезинфекции и ПСО – контроль

за исправностью, наличием коррозионного налета, остатков пломбировочного материала, сколов на капиллярах и т.д.
Сортировка и подготовка наборов – проводится в соответствии с оказываемыми медицинскими услугами (хирургия, гинекология, стоматология, наборы для операций и т.д.)
Упаковка в зависимости от предполагаемых сроков использования и предназначения

Слайд 27Типичные нарушения при подготовке и упаковке ИМН
Некачественная подготовка ИМН: наличие ИМН

со следами ржавчины, отбитыми краями, вмятинами и т.д.
Неправильный выбор упаковочного материала: большие ИМН запаковываются в маленькую упаковку, что приводит к ее повреждению
Нарушение сроков использования упаковочного материала (с истекшим сроком годности)
Несвоевременная замена фильтров в стерилизационных коробках

Слайд 28Отсутствие на биксах или в документации информации о смене фильтров
Использование упаковочных

материалов не в соответствии с рекомендациями производителя: комбинированную упаковку скрепляют скрепками, а не индикаторной лентой или в термозапаячной машине; не в соответствии с режимом стерилизации

Типичные нарушения при подготовке и упаковке ИМН


Слайд 29Стерилизация изделий медицинского назначения


Слайд 30Стерилизация изделий медицинского назначения (ИМН) - важнейшая составляющая неспецифической профилактики госпитальных

инфекций.
Стерилизацию ИМН проводят с целью уничтожения микроорганизмов всех видов, в том числе споровых форм.
Стерилизации подлежат:
все ИМН, соприкасающиеся с раневой поверхностью, кровью, внутренними стерильными полостями в организме, растворами для инъекций
все ИМН, которые в процессе эксплуатации контактируют со слизистой оболочкой и могут вызвать ее повреждение
Стерилизация проводится после дезинфекции и ПСО, является завершающим этапом обработки ИМН.


Слайд 31Стерилизация - сложный процесс, для успешной реализации которого необходимы следующие требования:
эффективная

очистка;
соответствующие упаковочные материалы;
соблюдение правил упаковки ИМН;
соблюдение правил по загрузке стерилизатора упаковками с ИМН;
адекватное качество и количество стерилизуемого материала;
соответствующая работа оборудования;
соблюдение правил хранения, обращения и транспортировки простерилизованного материала;
наиболее эффективный метод с точки зрения финансовых и временных затрат и технологической совместимости

Слайд 322 основных вида - высокотемпературные методы: пар, горячий воздух, инфракрасный, - низкотемпературные методы:

газовый, плазменный, жидкостный, радиационный

Слайд 33Стерилизующий агент: растворы химических средств
При стерилизации растворами химических средств используют стерильные

емкости из стекла, металлов, термостойких пластмасс, выдерживающих стерилизацию паровым методом, или покрытые эмалью (эмаль без повреждений).
Температура растворов, за исключением специальных режимов применения перекиси водорода и для альдегидсодержащих средств должна составлять не менее 20°C, а для остальных средств не менее 18°С.
После стерилизации все манипуляции проводят, строго соблюдая правила асептики.
Изделия извлекают из раствора с помощью стерильных пинцетов (корнцангов), удаляют раствор из каналов и полостей, а затем промывают стерильной водой, налитой в стерильные емкости, согласно рекомендациям методического документа по применению конкретного средства.



Химический метод: жидкостный


Слайд 34Контроль качества стерилизации предусматривает:
Использование совокупности разных методов контроля
Анализ полученных данных
Протоколирование результатов
Принятие

решения в отношении простерилизованных ИМН (разрешение к использованию и т.д.)

Слайд 35 Методы контроля стерилизации
физический
химический
биологический


Слайд 36Физический метод
Предусматривает контроль параметров работы стерилизационного оборудования: таймерами, датчиками температуры, давления

и относительной влажности и др.
Проводится оператором, обслуживающим стерилизационное оборудование
Проводится ежедневно, при каждом цикле стерилизации
Позволяет оперативно выявить и устранить отклонения в работе стерилизационного оборудования

НЕДОСТАТОК! Оценивает действие параметров внутри камеры аппарата, а не внутри стерилизуемых упаковок → должен использоваться в комплексе с другими методами контроля


Слайд 37Химический метод
Необходим для оперативного контроля одного или нескольких параметров стерилизации
Проводится ежедневно

при проведении каждого цикла стерилизации
Осуществляется при использовании химических индикаторов контроля
Принцип: изменение цвета индикаторной краски при действии определенных параметров стерилизации
Специфичен для каждого метода и режима стерилизации

Слайд 38Классификация химических индикаторов
Крепятся липким слоем на поверхности используемых упаковок.
М.б. некоторые

упаковочные материалы, содержащие химический индикатор на своей поверхности

Размещаются внутри упаковки не зависимо от ее вида
Как правило это бумажные индикаторные полоски, содержащие на поверхности индикаторную краску

наружные

внутренние

По принципу размещения на стерилизуемых объектах


Слайд 39ХИМИЧЕСКИЙ МЕТОД
Химические индикаторы в обязательном порядке должны быть в каждой упаковке

с ИМН подготовленными для стерилизации и простерилизованными: наружный и внутренний!!!!

Слайд 40Биологический метод
Золотой стандарт контроля стерильности
Биологический индикатор – препарат из непатогенных спорообразующих

микроорганизмов, с известной высокой устойчивостью к данному типу стерилизационного процесса
Для каждого вида стерилизации определены споровые культуры – специфичны!!
М.б. заводского и лабораторного производства


Слайд 41Этапы контроля качества стерилизации
1 этап – контроль работы оборудования


Слайд 42Этапы контроля качества стерилизации
2 этап – контроль качества стерилизации всей загрузки


Слайд 43Требования к тестовой упаковке
Готовится на каждый цикл стерилизации
Должна соответствовать по плотности,

размерам и качеству стерилизуемым ИМН
Место размещения д.б. наиболее трудно доступным для стерилизующего агента
Имеет наружный и внутренний индикаторы, дату стерилизации
Вскрывается после окончания цикла стерилизации – вывод о возможности использования все партии ИМН
Результаты (химические индикаторы) вклеиваются в журнал учета параметров стерилизации

Слайд 44Этапы контроля качества стерилизации
3 этап – контроль качества стерилизации упаковки с

ИМН


Слайд 45Этапы контроля качества стерилизации
4 этап – фиксирование полученных результатов


Слайд 46Учет параметров стерилизации
Журнал учета параметров стерилизации на каждую единицу стерилизационного оборудования
В

данных журналах д.б. перечни наборов ИМН с полной расшифровкой и указанием количества
Должны вносится результаты всех контролей, допустимо вклеивание чеков циклов стерилизации
Заполняются лицом, проводившим стерилизацию


Слайд 47


Спасибо за внимание!
Конец 1 части

Слайд 48Врач-эпидемиолог ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Партизанского района»
Величко Ольга Олеговна
Гигиена рук

медицинского персонала

Слайд 49Исторические факты
Гигиена рук медицинского персонала является одной из самых важных мер

инфекционного контроля, предотвращении ИСМП и распространения антимикробной резистентности патогенных микроорганизмов.
В 1847 году Игнац Земмельвейс предположил, что основной причиной послеродовых осложнений служит контаминация рук медицинского персонала трупным материалом, убедительно доказав, что деконтаминация рук медицинского персонала является важнейшей процедурой, позволяющей предупредить возникновение «послеродовой лихорадки».
уровень смертности от ВБИ удалось снизить в 10 раз.

Слайд 50Основные термины
Гигиена рук - обработка рук моющим и (или) антисептическим средствами

с целью снижения транзиторной микрофлоры.
Антисептика рук (гигиеническая и хирургическая) – обработка рук антисептическим средством с целью удалить и уничтожить транзиторную микрофлору и (или) снизить численность постоянной популяции микрофлоры до субинфицирующих доз.

Антисептик для рук — тип обеззараживающего средства, который используется в среде медицинского обслуживания для предотвращения передачи патогенных микроорганизмов, а также для соблюдения элементарных правил гигиены рук в местах, в которых умывальник и мыло не доступны.
Медицинские перчатки – средство индивидуальной защиты медицинского персонала, используемое при уходе за пациентом и оказании медицинской помощи.


Слайд 51Основные нормативные документы
Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям здравоохранения,

оказанию медицинских услуг, в том числе по косметологии, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.10.2013 №107, с дополнениями утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.11.2014 №78.
Инструкция «Гигиеническая и хирургическая антисептика кожи рук медицинского персонала», утвержденная Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь от 05.09.2001 №113-0801, с дополнениями и изменениями ноябрь 2013 года.
Руководство ВОЗ по гигиене рук в здравоохранении (2013 год).
Инструкции по применению антисептических и жидких моющих (мыла) средств, средств по уходу за кожей и средств индивидуальной защиты рук.

Слайд 52Факторы риска для проведения гигиены рук
целостные или поврежденные кожные покровы пациента
биологический

материал пациента
после снятия защитных перчаток
перед приготовлением, раздачей и приемом пищи
перед кормлением пациента
после посещения туалета
при переходе от пациента к пациенту
после ухода за пациентом и т.д.


Слайд 53Уровни деконтаминации рук


Слайд 54в рабочее время не носить на руках искусственные ногти
коротко подстричь ногти

на руках

перед началом работы снять все ювелирные украшения: кольца, часы, браслеты и т.д.

Подготовка рук медицинского персонала


проводить уход за кожей рук с использованием кремов, лосьонов, бальзамов для снижения риска возникновения контактных дерматитов


Слайд 55Мытье рук медицинского персонала


Слайд 56Гигиеническая антисептика рук


Слайд 57Хирургическая антисептика рук


Слайд 58Факторы, определяющие низкий уровень гигиенической обработки рук медработников
Индивидуальные
Недостаток образования или


опыта
Недостаток информации, в
имеющихся руководствах
Категория - Упрямый нарушитель
Раздражение кожи препаратами для гигиены рук



Групповые (коллектив)
Недостаток образования или недостаток результатов от образования
Работа в критических условиях при сильной загруженности
Недостаток персонала и переполнение организации здравоохранения
Недостаток поощрения от вышестоящих руководителей


Слайд 59Использование медицинских перчаток
Зачем нужны?
Перчатки снижают риск профессионального заражения при контакте с

пациентами или их выделениями;
Перчатки снижают риск контаминации рук персонала транзиторными возбудителями (внешняя среда) и последующей их передачи пациентам;

Перчатки снижают риск заражения пациентов микробами, являющимися частью резидентной флоры рук медицинских работников.


Слайд 60Использование медицинских перчаток
Когда использовать?
при медицинском осмотре слизистых оболочек пациента;
при медицинском осмотре

поврежденной кожи пациента;
при выполнении медицинских вмешательств на поврежденной коже, поврежденных слизистых оболочках пациента;
при выполнении медицинских вмешательств с повреждением кожи, слизистых оболочек пациента;
при медицинском осмотре пациента, госпитализируемого лица с симптомами инфекционного заболевания;
при выполнении работ, связанных с риском контакта кожи рук работников организаций здравоохранения с биоматериалом;
при работе в микробиологических и клинико-диагностических лабораториях организаций здравоохранения;
при осуществлении ухода за пациентом (гигиена полости рта, мытье, стрижка и бритье волос, замена грязного белья);
при выполнении работ, связанных с риском неблагоприятного воздействия химических и физических факторов на кожу рук


Слайд 61Использование медицинских перчаток
Требования к медицинским перчаткам?
одноразового использования
необходимый размерный ряд
неснижаемый запас
прочность
использоваться, храниться

и утилизироваться согласно инструкции по применению и (или) требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства

Слайд 62Типичные нарушения по гигиене рук медицинского персонала
Требующие материальных затрат (отсутствие условий

для соблюдения гигиены рук):
умывальник не оборудован дозирующими (в том числе настенными и локтевыми) устройствами для жидкого мыла и (или) антисептического средства
умывальник не оборудован локтевым, ножным или бесконтактным краном со смесителем
отсутствие жидкого мыла и (или) антисептического средства в дозирующем устройстве
отсутствие одноразовых и (или) многоразовых индивидуальных полотенец или крепежных устройств для них
отсутствие мусорного ведра с крышкой, регулируемой педальным механизмом
наличие неисправного оборудования
отсутствие средств ухода за кожей рук: кремов, лосьонов, бальзамов
отсутствие СИЗ

Слайд 63Типичные нарушения по гигиене рук медицинского персонала
Не требующие материальных затрат:
отсутствие

или недостаточность знаний по гигиене рук у медицинского персонала
размещение оборудования и средств для гигиены рук вне доступа медицинского персонала
отсутствие мотивации для соблюдения требований по гигиене рук и забывчивость медицинского персонала
отсутствие запаса перчаток с необходимым размерным рядом
отсутствие примера для подражания среди коллег
отсутствие санкций или поощрений со стороны администрации организации здравоохранения



Слайд 64Положительные моменты в соблюдении гигиены рук медицинского персонала
Снижение риска возникновения и

передачи инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи
Снижение экономических затрат на средства для гигиены рук при правильном их использовании
Сокращение пребывания пациентов на койке

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика